Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ХАРАКТЕР ГЕРОЯ / СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА / КЛАСТЕР / КОРЗИНА ИДЕЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляева Анна Павловна

В методической разработке представлен сценарий урока по рассказу О. Н. Кузнецовой «Вертолетино дерево». Предложен комплексный анализ текста с применением технологии развития критического мышления. Урок проводится в рамках изучения предмета «Родная (русская) литература» в 9-м классе (рассказ принадлежит вологодскому писателю). Цель урока - определить проблемы исходного текста, раскрыв характеры героев и отношения между ними, а также понять смысл названия рассказа, который повествует о проблемах взаимоотношений разных поколений, о роли памяти в жизни человека, о ценности любви, понимания. Работая в группах, учащиеся выясняют авторскую позицию и формулируют свою собственную исходя из жизненного и литературного опыта. Они видят, что автор явно сочувствует главной героине, Степаниде Ивановне, любуется ее жизнелюбием и так же явно осуждает ее родных за недобрые слова, сказанные, может быть, в сердцах, за невнимание к старикам. На уроке в процессе рефлексивного чтения ребята учатся понимать и анализировать поступки героев, сравнивать их. В этом им помогают такие методы и приемы технологии развития критического мышления, как корзина идей, сюжетная таблица, кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Беляева Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT OF LITERARY EDUCATION CONTENT AT THE LESSONS OF NATIVE (RUSSIAN) LITERATURE

This lesson scenario is based on the story "Vertolyotino tree" by O. N. Kuznetsova. The integrated text analysis involving the critical thinking technology is proposed. The lesson is conducted in the context of studying "Native (Russian) Literature" in 9th grade (the story is written by a Vologda author). The aim of the lesson is to define problems of the original text analyzing the characters' personalities and their relationships as well as to interpret the story's title which tells about the generation gap, the importance of good memories of a person, love and respect. Due to group work students become aware of the author's position and form their own opinion based on their life and reading experience. They realize that the author sympathizes Stepanida, the main character, admires her love of life and blames her relatives for unkind words probably said in the heats, for indifference to old people. Students learn how to understand, analyze and compare characters' behavior while doing semantic reading at the lesson. Such methods of critical thinking technology as brainstorming, plot table and cluster help them.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

Беляева Анна Павловна | [email protected]

Кандидат филологических наук Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 13» Череповец,Россия

Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы

Аннотация. В методической разработке представлен сценарий урока по рассказу О. Н. Кузнецовой «Вертолетино дерево». Предложен комплексный анализ текста с применением технологии развития критического мышления. Урок проводится в рамках изучения предмета «Родная (русская) литература» в 9-м классе (рассказ принадлежит вологодскому писателю). Цель урока — определить проблемы исходного текста, раскрыв характеры героев и отношения между ними, а также понять смысл названия рассказа, который повествует о проблемах взаимоотношений разных поколений, о роли памяти в жизни человека, о ценности любви, понимания.

Работая в группах, учащиеся выясняют авторскую позицию и формулируют свою собственную исходя из жизненного и литературного опыта. Они видят, что автор явно сочувствует главной героине, Степаниде Ивановне, любуется ее жизнелюбием и так же явно осуждает ее родных за недобрые слова, сказанные,

может быть, в сердцах, за невнимание к старикам. На уроке в процессе рефлексивного чтения ребята учатся понимать и анализировать поступки героев, сравнивать их. В этом им помогают такие методы и приемы технологии развития критического мышления, как корзина идей, сюжетная таблица, кластер.

Ключевые слова: смысловое чтение, авторская позиция, характер героя, сюжетная таблица, кластер, корзина идей.

В связи с появлением в школе новых предметов «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» возникают вопросы, что изучать на этих предметах и какой дополнительный материал использовать. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (проблемно-тематических блока): «Россия — родина моя», «Русские традиции», «Русский характер — русская душа» [2]. Задача курса родной

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

литературы — расширить литературный кругозор учащихся за счет включения не только классической литературы, но и современных произведений. Кроме этого, резерв учебного времени, составляющий 35 учебных часов (или 20 %), отводится на вариативную часть программы, предусматривающую изучение произведений, которые подойдут для реализации регионального компонента содержания литературного образования [Там же. С. 8]. То есть изучение произведений авторов того региона, в котором проживают учащиеся, закономерно и необходимо. Необходимость обусловлена тем, что через интерес и любовь к своему родному краю, через изучение культурного наследия своего края формируется национальное самосознание и воспитываются патриотические чувства человека. Так на уроках закладывается познавательный интерес к родной литературе, формируется личность, знающая свои корни, любящая родных, близких, свою «большую» и «малую» Родину.

В качестве примера изучения произведения в рамках реализации регионального компонента предлагается методическая разработка урока по рассказу О. Н. Кузнецовой «Вертолетино дерево» (учитель может самостоятельно расширить круг предлагаемых для изучения произведений). На наш взгляд, это произведение хорошо вписывается в содержательную линию «Русский характер — русская душа», предложенную программой по родной литературе, соответствующей обновленным федеральным

государственным образовательным стандартам. Рассказ поможет выявлению культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе, пониманию себя как части своей Родины, гармонизации отношений между людьми, покажет основные черты русского народного характера, поможет формировать уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку.

Использование элементов технологии развития критического мышления на уроке делает его интересным и современным. Сюжетная таблица, кластер, корзина идей способствуют более глубокому пониманию идеи рассказа. Эти приемы позволяют учащимся увидеть необходимые детали, практически осмыслить полученную информацию и сделать правильные выводы.

Конспект урока родной литературы в 9-м классе.

Анализ рассказа Ольги Николаевны Кузнецовой «Вертолетино дерево».

Смысл названия рассказа (2 часа)

Цели:

1) образовательные: совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения, давать характеристику герою, его поступкам; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном;

2) воспитательные: помочь учащимся задуматься о том, что каждый должен оставить память о себе (хотя бы

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

в сердцах близких людей); вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Планируемые результаты:

1) личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений, готовность оценивать свое поведение и поступки, осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт [4];

2) метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования [Там же];

3) предметные: анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, выявлять позицию героя, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нем реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий; овладеть сущностью и пониманием

смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений [Там же].

1. Организационный этап.

— Сегодня на уроке мы обращаемся к произведению вологодской писательницы Ольги Кузнецовой (с рассказом учащиеся знакомятся на уроке).

2. Постановка цели и задач урока.

— Что вы знаете об этом писателе? Знакомы ли вы с произведениями Ольги Кузнецовой?

— Предположите, что будем сегодня делать на уроке.

— Сформулируйте тему и цели урока.

3. Слово о писателе. (Рассказывает заранее подготовленный ученик.)

Ольга Николаевна Кузнецова родилась 16 марта 1964 года. Поэт, прозаик, журналист, автор сборника «Больше света», лауреат всероссийского конкурса короткого рассказа им. В. Шукшина, лауреат поэтического конкурса им. Н. Рубцова [1].

4. Совместное исследование проблемы.

(Для понимания и целостного анализа текста использованы приемы смыслового чтения.)

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

— Итак, перед Вами текст рассказа Ольги Кузнецовой «Вертолетино дерево» [3]. Предположите, о чем он? (Прием «Корзина идей».)

— Вертолетино... Чье? Тогда чье это дерево? Кто этот «вертолет»?

— Начинаем читать (прием «чтение с остановками» [6, с. 76]) до слов: «Бабуш ке посошок понравился, и она всюду стала появляться с ним. Вот только опираться на него забывала и носила перед собой

— то ли скипетр, то ли маршальский жезл.» [Цит. по: 3].

— Дайте характеристику бабке Степа-ниде (прием кластер [6, с. 71]) (ответы учеников: высока, худа, лицо по-детски весело, вертолет, 90 лет, быстроногая старуха, «шутница», «с невинным видом врет», «вертолет на палочке», «людей неудобно».).

— Сделайте вывод, какая она — Степа-нида Ивановна? Как все эти характеристики дополняют друг друга?

Ответы учеников.

— Когда происходят события рассказа? (прием сюжетная таблица: «Кто? Где? Когда? Почему?»).

— Сейчас, в данный момент.

— Продолжаем читать до слов «бабкину палку в землю сунул, а от нее кусты выросли!» [Цит. по: 3].

— Как изменилось время повествования?

(Дочитать текст до конца и предложить учащимся заполнить такую таблицу (таблица 1) цитатами из рассказа, работая в группах.)

Таблица 1 — Система образов рассказа «Вертолетино дерево»

Персонаж Сейчас, в данный момент Сразу после смерти Степаниды Через 2 года после смерти Степаниды Через несколько лет после смерти Степаниды

Степанида Например, «Быстроногая старуха1 с печи слезла, и не одними дверями хлопнула и, не закрыв за собой калитку, несется к подруге своей, соседке, сказывать, как она "умерла"» [Цит. по: Там же] «Степанида была бы довольна: приодетая, лежала она в обитом зеленом ситцем гробу, как бы шутейно при-щурясь» [Цит. по: Там же]

1 Полужирным шрифтом выделены слова и словосочетания, на которые нужно обратить особое внимание учащихся при анализе текста.

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

Персонаж Сейчас, в данный момент Сразу после смерти Степаниды Через 2 года после смерти Степаниды Через несколько лет после смерти Степаниды

Зойка Найти слова Зойки о Степаниде — Расскажите о поведении Зойки после смерти бабки Обратить внимание на авторскую оценку: «Такая вот невестка у бабки Степаниды» [Цит. по: Там же]

Витька — Посох хотел приспособить под пугало, но «увертолетили они» вместе с Гошкой. Обратить внимание на авторскую оценку: «Такой вот у Степаниды правнук» [Цит. по: Там же] По аналогии заполнить свободные столбики цитатами из рассказа

Вопросы для работы в группах. (Часть вопросов можно предложить для обсуждения в группе, часть — после выступления каждой группы для уточнения, поняли ли учащиеся смысл прочитанного.)

1. Охарактеризуйте имена героев. Меняется ли имя на протяжении рассказа (называет ли автор героя как-то по-другому)?

2. Как характеризуют эти слова каждого из героев рассказа?

3. Почему автор настойчиво повторяет: «такой вот внук», «такая вот невестка...»? Назовите художественное средство, которое использует О. Кузнецова.

4. Что значит «увертолетили»? Как это слово можно соотнести с заглавием текста?

5. Найдите все слова с корнем -вертолет- в этом рассказе, объясните их смысл, значение.

6. Как автор оценивает происходящее? Приведите примеры явной авторской оценки героев, их поступков.

7. Как вы считаете, совпадает ли ваше мнение с мнением автора?

8. Найдите художественные средства, которые использует автор в рассказе «Вертолетино дерево». Что они дают для понимания характеров героев, смысла рассказа в целом?

9. Меняется ли отношение автора к Витьке в середине и в конце рассказа?

Итоговое обсуждение.

1. Почему посох превратился в деревце? Что понял для себя Витька, услышав слова соседок о сливе-вертолетке?

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

2. Что хотела сказать читателю О. Кузнецова своим рассказом «Вертоле-тино дерево»?

3. Определите основные проблемы рассказа.

4. О чем должен задуматься читатель, познакомившись с этим рассказом?

Выводы, рефлексия.

— Рассказ «Вертолетино дерево» показывает, как слива, выросшая из бабкиного посоха, буквально увековечила память о Степаниде Ивановне. И совсем не случайно, ведь бабка Степанида — «народный характер» [5], сложный, противоречивый, необыкновенно стойкий, крепкий, способный сохранить чувство юмора, несмотря на жизнь трудную, если хотите, «трудовую» («Так ведь она того же дня на стогу у нас стояла. И без всяких там палочек сено укладывала, утаптывала — только подавай» [Цит. по: 3]). Она не лишена и отрицательных черт: любит посмеяться над своей невесткой, посплетничать с соседкой. Но автор явно любуется своей героиней, ее простой, чистой душой, стойкостью, жизнелюбием, и читатель легко это ощущает. Точно таким же жизнелюбием оказывается наделена и слива, выросшая из бабкиного посоха. Далеко не скоро деревце начало радовать жителей деревни своими плодами, поэтому было даже выкорчевано «прежним хозяином», но, несмотря на это, вновь себя показало: «.пять корзин-боковушек сизых плодов сняла Зойка, да потом еще соседи приходили, знакомые, собирали себе по бидончику

— другому на компотик, на вареньице» [Цит. по: Там же]. Только позавидовать такой «доброте» сливы, точно такой же, как и у Степаниды.

И читатель вдумчивый, старательный, конечно, поймет, что этот рассказ о доброте, о любви к близким («а палочку сын присмотрел, уважил старуху» [Цит. по: Там же]), о понимании, о том, что человек должен оставить свой след на планете, как это сделала бабка Степанида, в первую очередь, в сердце своего внука Витьки. У Витьки и у Степаниды — общность нравственная, проистекающая из внутреннего осознания своей духовной сопричастности со всеми окружающими.

Список литературы

1. Кузнецова Ольга Николаевна [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Культура в Вологодской области».

— URL: https://cultinfo.ru/literature/ voloqda-branch-of-the-union-of-russian-writers/kuznetsova-olqa-nikolaevna.php (дата обращения: 10.11.2022).

2. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Родная литература (русская)» (для 5-9 классов образовательных организаций) (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 года) [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования.

— URL: https://edsoo.ru/Primernaya_ rabochaya_proqramma_osnovnoqo_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

obscheqo_obrazovaniya_predmeta_ Rodnaya_literatura_russkaya_.htm (дата обращения: 10.11.2022).

3. Смирнова-Кузнецова, О. Н. Вертоле-тино дерево [Электронный ресурс] // Проза.ру. — URL: https://proza. ru/2021/12/03/1318 (дата обращения: 10.11.2022).

4. Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета «Литература» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования.

— URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_ rabochaya_proqramma_osnovnoqo_ obscheqo_obrazovaniya_predmeta_ Literatura_.htm (дата обращения: 10.11.2022).

5. Фомин, А. Ю. Народный характер в русской литературе XIX века [Электронный ресурс] / А. Ю. Фомин // Образовательный портал «Слово».

— URL: https://portal-slovo.ru/ philoloqy/37150.php?ELEMENT ID=37150&PAGEN_1=3 (дата обращения: 10.11.2022).

6. Шакирова, Д. М. Критическое мышление / Д. М. Шакирова. — Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. — Вып. 3. — 146 с.

Anna P. Belyaeva

Secondary School No. 13 Cherepovets, Russia

Implementation of the regional component of literary education content at the lessons of Native (Russian) Literature

Abstract. This lesson scenario is based on the story "Vertolyotino tree" by O. N. Kuznetsova. The integrated text analysis involving the critical thinking technology is proposed. The lesson is conducted in the context of studying "Native (Russian) Literature" in 9th grade (the story is written by a Vologda author). The aim of the lesson is to define problems of the original text analyzing the characters' personalities and their relationships as well as to interpret the story's title which tells about the generation gap, the importance of good memories of a person, love and respect.

Due to group work students become aware of the author's position and form their own opinion based on their life and reading experience. They realize that the author sympathizes Stepanida, the main character, admires her love of life and blames her

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Беляева А. П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 96-103. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/05apr2023/kvo110/

relatives for unkind words probably said in the heats, for indifference to old people. Students learn how to understand, analyze and compare characters' behavior while doing semantic reading at the lesson. Such methods of critical thinking technology as

Статья поступила в редакцию 12.11.2022; одобрена после рецензирования 02.02.2023; принята к публикации 08.02.2023.

brainstorming, plot table and cluster help them.

Keywords: semantic reading, author's position, character's personality, plot table, cluster, brainstorming.

The article was submitted 12.11.2022; approved after reviewing 02.02.2023; accepted for publication 08.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.