УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
Потапенко Светлана Михайловна | [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Заместитель директора МАОУ гимназия № 32 Калининград, Россия
Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании материалов регионального содержания в качестве основы для духовно-нравственного воспитания и этнокультурного образования, формирования образовательной среды, интегрированной в окружающую действительность. Калининградская область — особый историко-культурный регион, где переплелись история и современность, национальные и религиозные культуры разных народов.
Изучение нового материала важно проводить на задачах прикладного характера, содержащих проблемные вопросы, близкие для понимания ученика, знакомые по его окружению, привлекающие его жизненный опыт. Образование с учетом регионального содержания раскрывает широкую палитру возможностей деликатного приобщения детей и молодежи к истории и современному развитию Калининградской области. Педагоги, включающие в материал уроков информацию о месте проживания своих
учеников, сохраняют ценностные идеи российских воспитательно-образовательных традиций.
На основе проведенного среди учеников и педагогов анкетирования выполнен анализ их интереса к занятиям с использованием информации регионального содержания. С одной стороны, выявлена заинтересованность детей, их желание рассматривать изучаемые дисциплины через анализ региональных аспектов, активизация их познавательной активности. С другой — разбираются причины, затрудняющие учителям проведение работы в данном направлении. Раскрывается образовательный потенциал региональной информации, предлагаются пути включения такого материала в деятельность образовательной организации.
Ключевые слова: функциональная грамотность, региональный компонент, жизненный опыт, патриотизм, локальный историко-культурный материал, этнокультурное образование.
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
Оторванность школьных знаний от практической, реальной деятельности, является одной из важнейших проблем педагогики, так как делает обучение недостаточно эффективным. Зачастую школьное образование строится на основе абстрактных задач и готовых моделей, не имеющих поддержки в сознании ученика и опоры на образы из сферы его жизнедеятельности. Именно осознание этого фактора побудило активизировать работу по формированию функциональной грамотности у современных школьников, чему посвящены многочисленные семинары и курсы повышения квалификации педагогов1.
Современный школьник проявляет активный интерес к занятиям, на которых формируется ценностное отношение к взаимодействию человека и окружающего его общества на материале, входящем в сферу его внимания и потребностей, которые, в свою очередь, вытекают из региональных особенностей места его проживания. Введение нового материала необходимо
осуществлять через постановку проблемных задач прикладного содержания. Образование с учетом регионального содержания дает такую возможность, позволяет широко использовать местный статистический, исторический, культурный и другой материал; является прекрасной основой для духовно-нравственного воспитания и этнокультурного образования. Необходимость сохранения национальных особенностей, русской культуры, «...возрождение и развитие массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан» [Цит. по: 13]; «.развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры» [Цит. по: Там же] прописаны в Основах государственной культурной политики.
Важность и актуальность этой работы осознают многие ученые и педагоги, например, Т. С. Буторина [4], Э. И. Николаева [7], А. Г. Прокофьева [9] и др.
1 Например, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации Калининградского областного института развития образования: «Реализация дифференцированного подхода при обучении решению заданий по функциональной грамотности на уроках естественно-научных предметов» (доступна по ссылке: https://koiro. edu.ru/portfolio-item/realizadya-differencirovannoqo-podhoda-pri-obuchenii-resheni-yu-zadani¡-po-funkcionalno¡-qralrlotnosti-na-urokah-est-nauch-predlrl/), «Формирование и оценка естественно-научной грамотности младших школьников» (доступна по ссылке: https://koiro.edu.ru/portfolio-item/foririirovanie-i-otsenka-estestvenno-nauch-noy-qramotnosti-m[adshih-shkolnikov/), «Формирование и оценка функциональной грамотности младших школьников» (доступна по ссылке: https://koiro.edu.ru/portfolio-item/ formirovanie-i-ocenka-funkcionalno¡-qramotnosti-mladshih-shkolnikov/) и др.
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
Обучение школьным предметам из основной образовательной программы с привлечением регионального содержания, кроме повышения уровня освоения предметного материала, влияет на развитие нравственного потенциала личности, принимающей духовные, нравственные и культурные ценности многонациональной России, при этом способствуя сохранению и развитию культуры и знаний, в частности, о Калининградской области. Неоценимую помощь в работе по этому направлению даст обращение к сборнику «Калининградские архивы» [10].
В ходе проведенного нами в январе 2023 года анкетирования, в котором принимало участие более 100 учеников, был задан вопрос: «Интересно ли вам выполнять работу на региональном материале?» Положительный ответ был получен от 92 % учащихся. Однако в педагогической среде такого единства мнений нет.
В опросе приняли участие 64 учителя из разных образовательных учреждений среднего образования города Калининграда, преподающих полный спектр всех дисциплин. В основном это опытные педагоги (52 %), стаж работы которых более 20 лет, а также учителя со стажем от 11 до 20 лет (20 %). Педагоги со стажем менее 10 лет составили 28 % опрошенных. Таким образом, 72 % учителей являются опытными специалистами, хорошо знающими свой предмет и методику обучения.
На постоянной основе или периодически 84 % учителей используют на своих занятиях материал регионального
содержания, но 16 % не делают этого никогда. При анализе полученных данных выяснилось, что большинство учителей (58 %) считают, что нет никакой разницы в том, на каком материале строится учебный процесс; 8 % полагают, что для обучения следует использовать материал, не относящийся к местности проживания учеников; 34 % уверены в большом потенциале материалов регионального содержания. Получается, только каждый третий учитель при объяснении материала по своему предмету ищет опору в жизненном опыте ученика, задействуя тем самым не только интеллектуальные, но и эмоциональные стороны его сознания. А ведь именно жизненный опыт и есть тот резерв, который может активизировать познавательную активность. Именно жизненная, «...витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти», находится «в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Ключевое слово в этом определении — прожито» [Цит. по: 3, с. 134]. Это крайне важный фактор, игнорировать который нельзя ни в коем случае.
Проанализируем причины, указанные педагогами в ответ на вопрос «Что мешает вам более широко использовать региональный материал на уроках?»
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
Респондентами было названо несколько причин.Так, 5 % опрошенных ответили, что ничего не мешает и они широко используют такой материал. В то же время 41 % учителей указали на отсутствие подходящего материала; 38 % сослались на нехватку времени на его поиск и тематический подбор; 36 % честно признались, что руководство не ставило перед ними такую задачу, другими словами — не поступала четкая команда от начальства; 13 % считают, что у них возникают трудности в этом вопросе из-за недостаточности собственных знаний о Калининградской области; 6 % не имеют опыта интеграции таких сведений в материал урока. Со значением в 1,5 % равномерно обозначились четыре причины: сократилось количество часов нагрузки; привлечь региональный материал не позволяет специфика предмета; отсутствие хороших знаний о произведениях искусства, эссе, научно-популярной литературы; отсутствие учебников и учебных пособий по истории Калининградской области.
Таким образом, можно сделать вывод, что отношение учителей к работе по интеграции региональной информации в структуру урока в основном носит субъективный характер, аргументируется необъективными причинами и зависит от личности педагога. При этом только 21 % указали, что они знают о существовании методических материалов для своего предмета со специальной подборкой данных регионального содержания, а остальные либо не интересовались наличием таких методических разработок (36 %), либо уверены, что их нет (43 %).
В стране уже давно ведутся многочисленные исследования и доказана положительная динамика качества обучения по всем школьным предметам, где используется региональный материал, данные из области проживания школьников c 1-го по 11-е классы [1, 6, 14] и др. Значит, 79 % педагогов упускают возможность помочь ребенку понять и запомнить материал урока естественным образом, опираясь на имеющийся у него опыт. И это при том, что выявлены стадии перехода витагенной информации в жизненный опыт, «.при которых формула "Слышал, наблюдал, делал" превращается в формулу "Принял, пережил, запомнил"» [Цит. по: 3, с. 74].
Что можно сделать, какие меры предпринять по улучшению ситуации по всестороннему и ненавязчивому раскрытию перед учениками всей богатой палитры возможностей, широкого образовательного потенциала информации о Янтарном крае?
В первую очередь, необходимо активнее знакомить учителей с уже имеющимися методическими разработками, тематическими сборниками по различным предметам, где в качестве условий задач, заданий и кейсов используется материал регионального содержания (например, в качестве источника информации можно использовать «Балтийский альманах» [2]). Считаем важным активизировать работу не только по подготовке таких сборников по различным школьным дисциплинам, но и их широкому распространению, внедрению в образовательную
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
практику по всем дисциплинам. Действительно, загруженность современного учителя крайне велика; остается слишком мало свободного времени и сил на самостоятельный поиск материала, без которого «.до сих пор обходились, и все было нормально». В связи со сложившейся экономической и политической обстановкой, с учетом особого географического положения Калининградской области есть смысл обратиться к педагогическому сообществу с призывом более широко применять данные с региональным содержанием для расширения знаний учеников о своей малой родине. Это должно стать еще одним «Разговором о важном», но не раз в неделю, а ежедневно, разносторонне, пусть «по чуть-чуть», но на каждом уроке и по разным школьным предметам.
Многие педагоги осознают значимость и важность такой деятельности, заинтересованы в ее освоении, однако не могут систематически привлекать материал регионального содержания, так как сами не обладают этими знаниями. Доля таких педагогов составила 13 %. Полагаем, что это неудивительно, так как для многих учителей-предметников анализ данных промышленности, производства, культуры и т. д. не является приоритетной областью знаний.
Калининградская область — регион переселенцев. Первая волна переселения пришлась на послевоенные годы, второй массовый поток — на ранние постсоветские годы, новая волна стала фиксироваться в последние пять-семь
лет. Согласно данным Калининград-стата, с 2000 по 2020 годы в Калининградскую область прибыло 219 032 человека [5]. Некоторые из них нашли новое место работы в сфере образования, но объективно не располагают достаточной информацией о регионе для интеграции ее в свои занятия. Также необходимо отметить, что до недавнего времени и многие коренные жители-педагоги предпочитали путешествию по области поездку за рубеж. В связи с реальными изменениями ситуации необходимо расширять возможности путешествий педагогических коллективов по Калининградской области, что дополнительно способствует психологической и эмоциональной позитивной разгрузке учителей. Возможно, стоит разработать специальную познавательно-образовательную программу для педагогов, что было бы полезно и интересно не только переехавшим, но и коренным жителям, сформировать своего рода социальный заказ депутатскому корпусу, туриндус-трии области.
Кроме того, необходимо расширять и активнее презентовать открытый специализированный комплект методических разработок учителей, использующих региональные данные на уроках или, как минимум, выкладывать в открытом доступе готовые подборки данных для тематических занятий по каждой дисциплине. Все вышеизложенное может сделать процесс обучения личностным, обогатив педагога информацией, отражающей особенности региона, фрагментарно знакомой ученику.
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
Основой образовательной системы в Калининградской области могут стать современные виды деятельности самого западного региона России, совокупность его материальных и духовных ценностей. Применение материалов регионального содержания возможно по направлениям, совпадающим с основными видами деятельности человека. Поэтому для активизации учебно-познавательной работы на уроках с использованием материалов, отражающих жизненный опыт учеников, для ненавязчивой реализации воспитательных задач можно предложить три направления, где рассматриваются вопросы
1) изменения человека в материальной среде и природе (материальная деятельность). Данные этой темы используют 31 % опрошенных учителей;
2) изменения человека в процессе преобразования общественных отношений, социального бытия (социально-политическая деятельность). Материалы этого направления используют 28 % учителей;
3) вопросы, связанные с преобразованием духовного мира человека (духовная деятельность). Материалы этого направления используют 41 % учителей.
Педагоги, использующие для занятий информацию регионального содержания, перечислили ее виды и формы (можно было указать несколько). На первом месте фотографии и другие изображения — 84 %; 75 % используют тексты про Калининградскую область; 69 % показывают видеоматериал, и только
47 % опрошенных учителей используют цифровые (статистические) данные.
Рассмотрим некоторые требования к современному образовательному процессу в разрезе возможности естественного и логичного включения регионального материала в ход уроков.
Актуальность учебного материала.
Учебный интерес избирателен и зависит от понимания учеником смысла его изучения, от наличия связи этого материала с жизнью вне школы. Если такая связь не установлена, то в сознании может возникнуть ограничение на восприятие информации, вплоть до противопоставления школы и «настоящей жизни». Например, анализ уровня доходов, динамики численности населения, количества производимой продукции, экологической обстановки и ситуации с утилизацией отходов [11], иных показателей по сравнению с другими регионами за определенный период позволит ученику сделать вывод о наличии многогранных взаимосвязей и зависимостей в окружающей действительности. Подобный материал можно использовать при изучении многих дисциплин, меняя цель работы и данные для анализа. Если заинтересовать ученика опосредованно, через утилитарность получаемых знаний, у него появится осознание назначения и важности самого учебного предмета, так как для человека актуально то, что касается его лично.
Социальное самоопределение. Ценностные ориентации школьника не
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
отличаются устойчивостью и целостностью, что касается и сферы профориентации. Это нормально, так как объяснятся отсутствием опыта профессиональной деятельности, а иногда — завышенным уровнем притязаний. Поэтому учителю важно уделять внимание формированию когнитивных и личностных качеств учеников. При проведении занятий, даже мельком касаясь наличия средних профессиональных и высших учебных заведений, предприятий региона, потребностей в определенной профессии, решая задачи с действительными, а не вымышленными производственными показателями, учитель организует знакомство школьников с состоянием регионального производства [12], потребностями на рынке труда2. Таким образом, происходит ненавязчивая профориентационная работа, ранняя профессионализация, ученик задумывается об уровне необходимого для него образования.
Эмоциональный настрой. Важно, чтобы на уроках школьники получали удовлетворение от узнавания нового материала. Согласно требованиям обновленных стандартов, воспитательный компонент должен включаться в каждый урок. Юношеский возраст характеризуется попытками разделить мир на «черное» и «белое». Привлечение регионального материала может показать неоднозначность, нелинейность
процессов, происходящих вокруг подростка. Это крайне важно с воспитательной точки зрения. Сегодня огромное значение уделяется освоению школьниками азов научно-исследовательской и проектной деятельности. У многих определение темы проекта, его цели и задач вызывает значительные трудности. Именно исследования регионального производства и проекты для таких предприятий предоставят возможность активизировать процесс обучения, так как объекты исследования ученику известны. А те эмоции, которые неизбежно вызовет изучаемый материал, будут способствовать еще большей активизации познавательной деятельности, наглядной возможности применить полученные в школе знания к окружающей действительности. При таком подходе качество усвоения знаний увеличится, потому что если материал интересует, то он переживается эмоционально, а значит — прочнее запоминается. Таким образом, можно утверждать, что региональный материал способствует созданию необходимого эмоционального фона занятий. Согласно результатам нашего исследования, 92 % опрошенных учеников отметили личный интерес при решении задач с региональным содержанием.
В зависимости от опыта учителя одни и те же региональные данные [12] можно использовать на разных этапах урока с
2 Что также указано в обоснованиях актуальности дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
учетом типологии и особенностей видов деятельности учеников на занятии. Для начинающих педагогов можно предложить использовать такой материал при решении задач алгоритмического уровня (рецептивного и репродуктивного). Более опытные учителя могут строить работу с региональной информацией на творческом уровне (реконструктивно-эвристи-ческом и исследовательском).
Результаты нашего исследования показывают, что проводимой работы по использованию регионального материала в образовании недостаточно, при том, что этот процесс неразрывно связан с окружающей действительностью. Если ученик говорит «не знаю», то чаще всего это означает, что ему «неинтересно».
Главенствующая роль в вопросе познания особенностей региона, гармоничного введения их в общее развитие ученика принадлежит образовательной организации. Именно образовательное учреждение является для школьников основным источником информации (37 %) о малой родине. Приятно отметить, что семья (19 %) и музей (17 %) также входят в тройку лидеров.
Из всего вышесказанного следует, что при решении образовательных и воспитательных задач необходимо активнее рассматривать особенности Калининградской области, ее города, природу и культуру, так как это способствует воспитанию гражданственности [8], повышению общей культуры и усилению познавательного интереса, что, в свою
очередь, делает процесс обучения более
эффективным, ярким и личностным.
Список литературы
1. Архарова, Е. Ю. Региональный компонент школьной программы по химии: отбор содержания, программа, методика преподавания (на примере г. Москвы): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Архарова Екатерина Юрьевна. - М., 2004. - 181 с.
2. Балтийский альманах [Электронный ресурс] // Администрация ГО «Город Калининград». — URL: http://www. klqd.ru/city/history/almanac/ (дата обращения: 03.02.2023).
3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов вузов / А. С. Белкин. — М.: Академия, 2000. — 187 с.
4. Буторина, Т. С. Педагогическая регио-нология: Научно-методическое пособие / Т. С. Буторина. — Архангельск: АО ИППК РО, 2000. — 68 с.
5. Западный дрейф. Как живут в Калининграде переселенцы последней волны. Часть 1. Сибирь [Электронный ресурс] // Калининград^. — URL: https://kqd.ru/spp/pereselentsy2/ (дата обращения: 03.02.2023).
6. Ильина, М. В. В помощь учителю начальной школы, реализующему исторический компонент в изучении краеведения Калининградской области: Методическое пособие / М. В. Ильина, О. В. Копылова, Г. А. Стаселович; сост. В. П. Вейдт. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. — 80 с. — URL:
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2023/05apr2023/kvo101/
https://koiro.edu.ru/activities/nauch-no-metodicheskaya-deyatelnost/reda-ktsionno-izdatel.skaya-deyatel.nost/ spisok-literatury-izdannoy-koiro/2018/ book_koiro2018_04.pdf (дата обращения: 03.02.2023).
7. Николаева, Э. И. Региональный компонент в структуре образования: опыт, поиски, решения / Э. И. Николаева // Академические чтения. — № 3. — 2002. — С. 68-75.
8. Потапенко, С. М. Воспитание гражданственности при обучении информационным технологиям на основе краеведческого материала / С. М. Потапенко // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2009. — № 4. — С. 166-170.
9. Прокофьева, А. Г. Краеведение как основной региональный компонент литературного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Прокофьева Алла Георгиевна. — СПб., 1997. — 411 с.
10. Публикации. Калининградские архивы [Электронный ресурс] // Государственный архив Калининградской области. — URL: https:// gako.name/publikatsii/izdaniya/kalin-ingradskie-arkhivy-/ (дата обращения: 03.02.2023).
11. Семерякова, М. Н. Геоэкологические проблемы утилизации твердых бытовых отходов в Калининградской области / М. Н. Семерякова, Е. В. Краснов // «Дни науки-2018»: Сб. трудов науч.-практич. конф. 10-21 апреля 2018 года. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018. — С. 93-96.
12. Статистика [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — URL: https://kaliningrad.gks.ru/sta-tistic (дата обращения: 03.02.2023).
13. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Президент России. — URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/39208 (дата обращения: 03.02.2023).
14. Чеснокова, Т. В. Региональный компонент курса «биология» раздел «животные» как средство активизации познавательной деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Чеснокова Татьяна Владимировна. — Орел, 2006. — 197 с.
Svetlana M. Potapenko
Gymnasium № 32 Kaliningrad, Russia
Regional material as a means of forming a personality-developing educational environment
Abstract. The article deals with the issue of using materials of regional content as the basis for spiritual and moral education and ethno-cultural one, the formation of an educational environment integrated
УДК 37.012+372.893
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 4-13. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo101/
into the surrounding reality. The Kaliningrad region is a special historical and cultural region where history and modernity, national and religious cultures of different peoples are intertwined.
It is important to study a new material on application tasks, containing problematic questions close to the understanding of the student, from his familiar environment, attracting his life experience. Education, taking into account regional content, reveals a wide range of opportunities for a delicate familiarization of children and youth to the History and modern development of the Kaliningrad region. Teachers who include the information about the place of residence of their students in the lesson preserve the value ideas of Russian educational traditions.
Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 16.02.2023; принята к публикации 06.03.2023.
Based on a survey conducted among students and teachers, the analysis of their interest in classes using local history information was made. On the one hand, the interest of children, their desire to consider the studied disciplines through the analysis of regional aspects, the activation of cognitive activity was revealed. On the other hand, the reasons that make it difficult for teachers to carry out work in this direction are analyzed. The potential of educational local history is revealed, ways of including local history material in the activities of an educational organization are proposed.
Keywords: functional Literacy, regional component, Life experience, patriotism, Local historical and cultural material, eth-no-cultural education.
The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 16.02.2023; accepted for publication 06.03.2023.