ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 159.937
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ САМОВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
© Нина Александровна КОВАЛЬ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития, e-mail: [email protected] © Ольга Юрьевна ЕНИКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра психологии развития, e-mail: [email protected]
Актуальность обусловливается значимостью периода дошкольного детства в психическом развитии ребенка. Дети дошкольного возраста строят образ самого себя на основе поведения, представленного интроспективными данными о своих процессах, и следствий поведения в окружающем мире. Формирование адекватной самооценки ведет к позитивному самовосприятию и положительному становлению Я-концепции. Целью является анализ психологического содержания восприятия дошкольника. Представлен обзор имеющихся теоретических и эмпирических взглядов на указанную проблему. Подробно описана значимость каждой психологической составляющей в формировании самовосприятия, ее роль в развитии личности дошкольника. Акцент делается на изучении роли семьи в формировании самовосприятия дошкольника, анализе теоретических подходов к проблеме детско-роди-тельских отношений. Новизна состоит в анализе психологических составляющих самовосприятия личности дошкольника.
Ключевые слова: самовосприятие; дошкольный возраст; микросоциум; макросоциум; социальная среда; самооценка.
В старшем дошкольном возрасте формируются с точки зрения психологии новые механизмы поведения и деятельности. У старших дошкольников зарождаются основы будущей личности, происходит формирование постоянной структуры мотивов, появляются новые социальные потребности (потребность в признании и уважении ребенка родителями, воспитателями и другими взрослыми, окружающими его, желание выполнять важные задания окружающих, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в уважении сверстниками: у старших дошкольников активно проявляется стремление в игре и других видах деятельности быть первым, появляется интерес к коллективным формам деятельности, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т. д.); воз-
никает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит присмотреть за младшей сестрой или сходить в магазин; не хочется убирать за собой игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
Наследственный багаж старшего дошкольника является лишь необходимым, но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития личности. Значительная роль в
развитии ребенка отводится социальной среде и воспитанию.
Среду обитания ребенка можно подразделить на географическую и социальную. В понятие географической среды входят: климат, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макро- и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином «микросреда» обозначается ближайшее окружение человека. Сюда можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только живя в обществе, человек может сформироваться как личность.
В микросоциуме происходит социализация ребенка, он получает свой социальный опыт. Микросоциум - это ближайшее пространство и социальное окружение, в котором протекает жизнь человека и которое непосредственно влияет на его развитие [1].
Микросоциум включает такие факторы социализации, как семья, институты воспитания (детский сад, школы и т. д.), группы сверстников. Семья - важнейший институт социализации.
Микросоциум - это социальный слой или большая группа людей, где находится человек [2].
Для определения уровня социальных притязаний и особенности формирования самовосприятия необходимо планомерное и систематическое наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями ребенка, анкетирование, тестирование и опросы педагогов, работающих с ребенком и группой детей определенного возраста, в т. ч. и их родителей. А также диагностическое обследование по направлению определения уровня самооценки и самовосприятия личности ребенка дошкольного возраста.
Диагностическое обследование социальной сферы личности ребенка дошкольного возраста начинается с первых дней пребыва-
ния ребенка в дошкольном учреждении и проявляется в виде наблюдения со стороны педагогов, работающих с ребенком, за его поведением и эмоциональными реакциями, навыками самообслуживания, коммуникативными качествами развития личности, что и определяет наличие первого социального опыта ребенка раннего дошкольного возраста [3]. Параллельно проводится работа с воспитателями и родителями ребенка в виде анкетирования, опросников, тестирования. Педагогом-психологом проводятся адаптационные игры и развивающие занятия, позволяющие улучшить качество адаптации дошкольника и способствующие усвоению положительного социального опыта, в дальнейшем позитивно влияющего на личностные качества ребенка дошкольного возраста, развитие адекватной самооценки и формирование положительного самовосприятия у старшего дошкольника.
В процессе проведения развивающей и коррекционной работы происходит накопление социального опыта, позволяющего ребенку приобрести навыки положительного социального взаимодействия с окружающей его действительностью [4]. Расширяется сфера вербального и невербального взаимодействия с окружающими его людьми, улучшается коммуникативная сфера общения. Совершенствуются такие внутренние качества личности ребенка, как чувство принадлежности к той или иной социальной группе, морально нравственная позиция, чувство сострадания, эмпатия, взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопонимание, умение определиться в своих симпатиях и антипатиях, умение высказать свою внутреннюю позицию, дать адекватную оценку происходящему событию, а также формируется духовно нравственная основа для установления этических норм поведения в обществе, в котором мы живем, и преемственность к принадлежности и усвоению общечеловеческих ценностей и норм поведения, что помогает определить уровень самовосприятия личности старшего дошкольника.
Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения подразумевает приобщение его как личности к социальным навыкам и социальному опыту взаимодействия с окружающей действительностью и людьми, помогает раскрыться ребенку [5].
Но первый социальный опыт ребенок получает в семье. Семья - это ячейка общества, а общество - это социум. Семейное воспитание дает ребенку все необходимое для осознания и восприятия себя как личности, имеющей отношение к определенному кругу людей, генеалогического понятия (кто моя мама, мой папа, дедушка и бабушка, каковы отношения между ними, кем они друг другу приходятся и т. д.). Отношения в семье формируют навыки общения, взаимодействия и определяют фактор взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимоуважения. Чувство эмпатии и многие другие духовно нравственные понятия влияют на развитие личностных качеств ребенка и определяют характер его отношений с окружающей действительностью, раскрывают уровень самовосприятия личности старшего дошкольного возраста [6].
Безусловно, на формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких у ребенка возникает общая самооценка. Она становится фундаментом формирования личности. Дефицит родительской любви приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастающему чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности, озлобленности и т. п. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние периоды.
После двух лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная самооценка ребенка. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной. Ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия - дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел [7]. На это стоит обратить особое внимание. Ведь на данном этапе формирования самооценки частные негативные оценки и замечания взрослых не оказывают должного воспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду и отказ от неуспешной деятельности.
Как показывают психологические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» [8; 9]. В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым».
Для ребенка очень важен эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.
В семье у ребенка формируется сознание своего «Я», своей общественной значимости.
Проблема влияния детско-родительских отношений на самооценку и самовосприятие ребенка существовала извечно. По этому поводу очень много говорилось и писалось раньше, очень много пишется и говорится сегодня, но не все темы этой области на сегодняшний день изучены.
Тема влияния особенностей детско-родительских отношений на самооценку и самовосприятие дошкольника намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе, в котором мы живем.
Проблемы отношения детей и родителей возникают не только в неблагополучных семьях, но и вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и детьми.
Чаще всего в психологических исследованиях для определения анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством
ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).
Детско-родительские отношения - своего рода диалог между родителем и ребенком. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним.
По мнению О.А. Карабановой, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [3].
Детско-родительские отношения оказывают большое влияние на развитие ребенка. И если в этих отношениях присутствует взаимное уважение, формирование его самовосприятия, любовь друг к другу, то и у детей в таких семьях формируется уверенность в себе, уважение к старшим, вырабатывается адекватное поведение в социуме, адекватное самовосприятие и, соответственно, адекватная самооценка.
По мнению Г. Крайга, при авторитетном стиле существует уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Дети у таких родителей социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают адекватной высокой самооценкой [4].
При авторитарном стиле детско-роди-тельских отношений, который характеризуется высоким контролем, создаются условия для формирования неадекватно низкой (заниженной) самооценки. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем пассивны и зависимы, мальчики неуправляемы и агрессивны [4].
Г. Крайг считает, что неадекватно завышенная самооценка формируется под влиянием детско-родительских отношений, где доминирует либеральный стиль, который предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно, нетребовательны к себе [4].
Часто родители придумывают, каким должен быть ребенок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Чтобы у ребенка не воспиталось низкой самооценки и неадекватного самовосприятия и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие черты.
Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя все, что делает ребенок, безоговорочно хвалить, но и ругать за все подряд тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями.
Воспитание самооценки и самовосприятия в ребенке - одна из самых важных задач для его будущей жизни.
Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в дальнейшей жизни.
Дети, у которых занижена самооценка, неадекватный уровень самовосприятия, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе, что способствует формированию завышенной самооценки и также неадекватному уровню самовосприятия.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе кажутся искаженными.
По мнению М.П. Лисиной, А.А. Сильвестру, при демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». У ребенка формируется высокая адекватная самооценка и адекватный уровень самовосприятия [7].
Приобщение ребенка к умению наблюдать и формирование у него желания взаи-
модействовать с окружающим миром дает возможность приобрести жизненно необходимый социальный опыт. В этом случае семейное воспитание обогащается знаниями, умениями и навыками, полученными в дошкольном учреждении. Наблюдение за природой, ее многообразием, уборка на участке и в группе, уход за питомцами и растениями и многое другое формируют навыки трудовой деятельности и экологическое воспитание. Ребенок начинает осознавать свой вклад в благоустройство быта, свою значимость при взаимодействии с окружающим миром, ребенок воспринимает себя как часть общества [10].
На формирование самовосприятия личности влияют как семья, так и окружающее общество, любой вид воспитательной работы способствует расширению кругозора и развитию самовосприятия ребенка как части общества [11]. Так, гражданское воспитание формирует отношение к этнокультуре, в которой живет ребенок, к историческому и культурному наследию. Ознакомление с достижениями науки и техники, со спортом и многообразием развернутых социальных возможностей позволяет в большей степени ребенку реализовать себя на социальном поприще, узнать самого себя со всех сторон и раскрыть свои интересы, способности и сформировать более адекватное самовосприятие [12].
Большой вклад в формирование личности ребенка вносит изучение особенностей местности, где он проживает, посещение памятников и достопримечательностей, знания о городе, географических и исторических особенностей своей страны. Знания о том, что особенность страны, в которой мы живем, заключается в величии ее многонационального и многоконфессионального наследия, что в нашей стране проживает множество разных народностей с разнообразием этнических и религиозных мировоззрений, дают благоприятную почву для толерантного воспитания дошкольника. У нас общая Родина, и цели нашего социального сознания едины. «Пока мы едины, мы непобедимы». Все это закладывает в самовосприятие ребенка принадлежность к определенной группе людей, к определенной нации [13].
Патриотическое воспитание предоставляет возможность ознакомиться и приоб-
щиться к историческому и культурному наследию, к подвигам и всевозможным достижениям наших соотечественников и соплеменников с приданиями старины и всем тем, что позволяет нам гордиться своей страной и своим проживанием в ней. Понятие державы, знание гимна, герба родного города и многое другое способствует формированию патриотических качеств в личности дошкольника [14].
Воспитание в человеке с детского возраста понятия и осознания общечеловеческих ценностей объединяет все человечество на Земле и предоставляет полное право называть человечество разумным, гуманным и цивилизованным. Мы можем гордо называться «человеком созидателем» и «человеком творцом» [15].
Итак, самооценка - это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Она формируется под влиянием детско-родительских отношений. И если эти отношения строятся на авторитетном, но демократическим стиле детско-родительских отношений, а это взаимное уважение, любовь друг к другу, то и дети в таких семьях характеризуются высокой адекватной самооценкой и адекватно сформированным самовосприятием личности старшего дошкольного возраста.
Окружающие макросоциум и микросоциум влияют на развитие полноценной личности ребенка дошкольного возраста и порождают в ребенке чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственные способности, формируют адекватное позитивное самовосприятие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Из всего вышесказанного хочется сделать вывод о том, что на формирование самовосприятия личности старшего дошкольника оказывают влияние все окружающие факторы, от семьи, детского сада, кружков, которые посещает ребенок, до общества в целом. Поэтому социальное воспитание и социальная компетентность играют, несомненно, огромную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции и патриотической основы мировоззрения, самовосприятия. Начальная основа социали-
зации личности ребенка закладывается в семейном кругу и в дошкольном учреждении, позволяя ребенку накопить знания и сформировать свою линию взаимосвязи с окружающей действительностью, а также определить свою социальную позицию по отношению к обществу, в котором он живет.
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн., 1998.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М., 2003.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара, 2001.
4. КрайгГ. Психология развития. СПб., 2000.
5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
7. Лисина М.И., Сильвестру A.A. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
8. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.
9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1978.
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. М., 1996.
11. Коваль Н.А., Иванова Ю.А. Психологические детерминанты развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123). С. 122-128.
12. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
13. Социальная психология личности / под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. М., 1979.
14. Коваль Н.А. Духовность личности как социально-психологическое образование // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики: материалы Международной научно-практической конференции. Харьков, 2012. С. 30-37.
15. Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2011.
1. Golovin S.Yu. Slovar' prakticheskogo psikhologa. Mn., 1998.
2. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. M., 2003.
3. Karabanova O.A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy. Samara, 2001.
4. Krayg G. Psikhologiya razvitiya. SPb., 2000.
5. El'konin D.B. K probleme periodizatsii v detskom vozraste // Voprosy psikhologii. 1971. № 4.
6. Kryazheva N.L. Razvitie emotsional'nogo mira detey. Yaroslavl', 1996.
7. Lisina M.I., Sil'vestru A.A. Psikhologiya samosoznaniya u doshkol'nikov. Kishinev, 1983.
8. Mukhina B.C. Vozrastnaya psikhologiya. M., 2000.
9. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M., 1978.
10. Uruntaeva G.A., Afonkina YuA. Kak ya rastu. Sovety psikhologa roditelyam. M., 1996.
11. Koval' N.A., Ivanova Yu.A. Psikhologicheskie determinanty razvitiya samoutverzhdeniya doshkol'nika v sem'yakh s vysokim urovnem prityazaniy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 7 (123). S. 122-128.
12. Sardzhveladze N.I. Lichnost' i ee vzaimodeystvie s sotsial'noy sredoy. Tbilisi, 1989.
13. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti / pod red. M.I. Bobnevoy, E.V. Shorokhovoy. M., 1979.
14. Koval' N.A. Dukhovnost' lichnosti kak sotsial'no-psikhologicheskoe obrazovanie // Aktual'nye problemy sovremennoy psikhologii i pedagogiki: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Khar'kov, 2012. S. 30-37.
15. Miklyaeva N.V., Lagutina N.F. Sodruzhestvo. Programma vzaimodeystviya sem'i i detskogo sada. Posobie dlya pedagogov doshkol'nykh uchrezhdeniy. M., 2011.
Поступила в редакцию 8.04.2015 г.
UDC 159.937
PSYCHOLOGICAL CONTENT OF SELF-PERCEPTION OF PERSONALITY OF CHILD PRESCHOOL CHILDREN Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychology of Development Department, e-mail: [email protected]
Olga Yuryevna ENIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Psychology of Development Department, e-mail: [email protected]
The relevance is caused by significant periods of children preschool age in the mental development of the child. Children preschool age build self-image based on the behavior represented by introspective regarding of the processes and consequences of behavior in the world. Formation of an adequate self-rating leads to positive self-perception and a positive becoming of I-concept. The purpose is to analyze the content of the psychological perception of the preschool child. An overview of existing theoretical and empirical views on problem is presented. The importance of each component in the formation of the psychological self-perception and its role in the development of personality of preschooler is described in detail. The attention is focused on the role of family in the formation of self-perception of the preschool child, the analysis of theoretical approaches to the problem of child-parent relationships. The novelty is in the analysis of the psychological self-perception of the individual components of the preschooler.
Key words: self-perception; preschool age; microsociety; macrosociety; social environment; self-rating.