УДК 159.937
САМОВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
© Ольга Юрьевна ЕНИКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра психологии развития, e-mail: enikova068@mail.ru
Актуальность исследования заключается в том, что дети дошкольного возраста строят образ самого себя на основе поведения, представленного интроспективными данными о своих переживаниях и последствий поведения в окружающем мире. Формирование адекватной самооценки приводит к позитивному самовосприятию и положительному становлению Я-концепции. При этом Я-концепция у детей формируется на основе информации, получаемой не только в результате самовосприятия, но и социального взаимодействия в окружающем мире. Сам же процесс позитивного самовосприятия является необходимым условием в формировании того же самовосприятия и играет значимую роль в целом в процессе развития личности. Анализ научной литературы в отечественной и зарубежной психологии позволил выделить психологические особенности формирования самовосприятия. Они заключаются прежде всего в том, что формируются в результате взаимовлияния внешних и внутренних условий, включая принадлежность ребенка к группе сверстников, материально-бытовые условия его развития, и, что особенно важно, взаимоотношения с матерью в первые три года жизни и др. Это означает, что процесс самовосприятия многоплановый, социально и индивидуально ориентированный. Результаты эмпирических данных дали возможность охарактеризовать основные детерминанты, оказывающие значимое влияние на формирование самовосприятия личности в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: самовосприятие; Я-концепция; дошкольный возраст; внутренние и внешние условия.
Проблема самовосприятия личности в настоящее время является достаточно актуальной в отечественной и зарубежной психологии.
Особенности формирования самовосприятия личности в процессах социального взаимодействия разрабатывались в контексте различных концепций западной психологии Д. Беном, С. Беером, Х. Кляйном и др.
Элементы самовосприятия также прослеживаются и в других фундаментальных психологических направлениях, в психоанализе, Эго-психологии, гуманистической психологии.
В психоанализе самовосприятие прослеживается как основной процесс формирования Эго по З. Фрейду (К. Хорни как элемент формирования «образа Я»). В Эго-психоло-гии самовосприятие рассматривается как элемент формирования Эго-идентичности по Э. Эриксону. Гуманистическая психология К. Роджерса связывает самовосприятие с Я-концепцией [1].
Самовосприятие - это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми [2].
Наиболее подробно о самовосприятии говорится в работах психолога Д. Бема. Им был предложен термин «самовосприятие» для обозначения склонности людей (на основании рефлексии собственных устойчивых предпочтений и поведенческих паттернов) делать обобщающий вывод о тех или иных своих личностных особенностях. Например, если человек периодически бурно реагирует на несогласие с собственной точкой зрения, он может характеризовать себя как вспыльчивого, эмоционального и т. п.
Д. Бем различает «искусственное» поведение, зависящее от факторов окружающей среды, и «естественное» поведение, которое не зависит от подобных факторов и поэтому может свидетельствовать о внутренних состояниях человека. Утверждает, что способы познания внутреннего мира других людей не отличаются от принципов самопознания. По критерию произвольности поведения различаются два основных типа личности: кумулятивный тип, опирающийся на аккумуляцию временного опыта, и произвольный тип, опирающийся на текущий опыт социальных взаимодействий [3].
Д. Бем провел серию экспериментов, которые подтверждают его гипотезу о том, что человек может судить о себе как наблюдатель своего поведения и контролирующих это поведение ситуационных факторов. Сначала автор данной теории разделяет суждение на два типа в зависимости от давления ситуации на личность: 1ак1>суждения, которые вызываются отношением субъекта к характеристикам объекта, и mand-суждения, которые вызываются не самим объектом, а какими-то внешними признаками, хотя в повседневной жизни чаще всего встречаются суждения, которые включают у себя оба типа.
Процентное соотношение суждений двух типов определяет степень доверия к источнику информации. В своем эмпирическом исследовании Д. Бем опирался на эксперименты Л. Фестингера и М. Карлсмита, которые изучали состояние диссонанса как следствие согласия солгать. Люди должны были в течение одного часа выполнять скучную монотонную работу, а потом за большое или маленькое вознаграждение солгать о «любопытстве» к заданию. В результате эксперимента Л. Фестингера и М. Карлсмита оказалось, что люди, которые получили незначительное вознаграждение, в большей степени изменили свои настоящие мнения и мысль по поводу любопытства к выполненной работе. Д. Бем модифицировал этот эксперимент, введя внешних наблюдателей, которые должны были оценивать «убедительность лжи» субъектов деятельности. Применив прием «межличностного повторения», он выявил, что для посторонних наблюдателей, не знакомых с условиями оплаты за обман, высказывания обеих групп были одинаково убедительны [4].
Модель самовосприятия (включает в себя поступок, который формирует отношение, основанное на базе этого поступка) отличается от модели диссонансного состояния (начальное отношение к объекту ведет к определенному поступку, на основе которого возникает новое отношение, соответствующее поведению и отличающееся от начального отношения). Основным пунктом расхождения в этих моделях является начальное отношение, или отношение, которое известно деятелю и не известно наблюдателю. Перед учеными появилась необходимость выучить роль первобытного отношения к объ-
екту или партнеру, что Д. Бем со своим коллегой Г. Макконнелом и сделал, проведя серию экспериментов. Студентам-испытуемым было необходимо написать эссе, в котором бы отстаивалась определенная точка зрения, и которая не отвечала другим взглядам студентов. После написания эссе одну группу испытуемых попросили изложить текущую оценку из проблематики, а вторую - вспомнить свое отношение к проблеме к началу исследования, однако которое в момент измерения начальных отношений исследователями не было выявлено [3].
Этот результат, по мнению ученых, свидетельствует о том, что в момент «после поведенческого оценивания» начальный атти-тюд (если он и был присутствующим к этому, поскольку не был установлен в ходе экспериментов) теряет свою актуальность. Таким образом, Д. Бем и его коллеги экспериментально показали, что модель теории когнитивного соответствия имеет явный недостаток, а также сумели доказать, что субъект чаще оценивает себя и свое поведение, ориентируясь на внешние признаки.
Следом за Д. Бемом многие исследователи стали изучать феноменологию явления самовосприятия, проводя огромное количество экспериментов, выводы которых были одинаковы: индивид строит свои суждения исходя из собственного поведения, как известно, поведение наблюдается не только действующим лицом, но и посторонними наблюдателями. Да, Р. Бендлер и Г. Мадарас исследовали самоатрибуцию, подвергая испытуемых электрическим током одинаковой интенсивности.
Теория самовосприятия считает, что, когда наши установки нестойки, мы просто ведем наблюдение за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводя из них установки. Одной из любопытных сторон теории самовосприятия является «эффект сверхоправдания».
Ребенок дошкольного возраста строит образ самого себя на основе и самого поведения, представленного интроспективными данными о своих процессах, и от наблюдения следствий поведения в окружающем мире. Формирование адекватной самооценки ведет к позитивному самовосприятию и положительному становлению Я-концепции [5].
Теория самовосприятия - концепция самопознания и развития социальных установок личности, в т. ч. Я-концепции, согласно которой мы познаем себя не путем непосредственного самоанализа, а путем наблюдения за своим поведением и своей деятельности, причем анализируем их с помощью тех же понятий, которые начинаем осознавать при анализе наблюдаемого поведения других людей.
С известной степенью условности можно утверждать, что Я-концепция в дошкольном возрасте формируется на основе информации, получаемой из двух источников - внутреннего (самовосприятие) и внешнего (социальные контакты).
Формирование «Я концепции» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов [6]:
1. Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.
2. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами «Я-концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
Принцип самовосприятия как источника формирования Я-конценпции в дошкольном возрасте очень прост: точно так же, как у нас имеется тенденция судить о чувствах других, о том, что мы видим, что они делают, мы выводим наши собственные установки из самонаблюдения. Значение этой теории проистекает в основном из необихевиористского подхода, который определяет, по крайней мере, условия изменения установок. То есть если установки определяются скорее поведением, чем какими-то другими способами, то
изменение поведения приведет к изменению установок.
Позитивное самовосприятие в дошкольном возрасте является обязательным условием формирования положительного самовосприятия, что является основой формирования идентичности, позитивного «Я-образа» и Я-концепции, которые в свою очередь обеспечивают нормальное развитие личности и ее устойчивость к психическим расстройствам.
Самовосприятие рассматривается как важнейшее психологическое образование в старшем дошкольном возрасте, оказывающее влияние на психологическое здоровье личности, возможности ее внутреннего роста и развития.
В психологическую обобщенную структуру самовосприятия относят соотношения «Я как реальность», «Я как ценность», «Я как возможность» [7].
Процесс формирования представления о самом себе заключается в осознании того, как на ребенка реагируют окружающие его люди. В течение своей жизни ребенок начинает понимать, что он может, а что не может сделать в окружающем его мире. И, кроме того, люди, с которыми вольно или невольно он вступает в контакт, разными способами показывают ему, насколько его достижения ценны. Поведение личности в значительной степени определяется конечным результатом, который может быть материальным или духовным, кратковременным или долговременным. И вообще, в любом возрасте человек развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и не использует те, которые не приносят ожидаемого результата.
Для ребенка желаемые результаты непосредственно связаны с приобретением механических навыков и исследованием значения окружающих его предметов и явлений. Но для него также важно внимание и любовь к нему родителей и окружающих его людей. Взрослым обычно несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже если они «почемучки». Труднее найти правильный подход к балансу между чрезмерным вниманием ребенка к какой-то одной области за счет снижения интересов к другим. Односторонняя оценка родителей, какого-либо таланта малыша и поощрение этого таланта
могут привести к развитию у него превратного представления о действительной ценности некоторых своих способностей.
Важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Здоровому самовосприятию ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе.
Стремление ребенка преуспеть нередко болезненно сказывается как на родителях, так и на самом ребенке. Обычно это стремление рождается и поддерживается семьей и может служить одним из симптомов признания в будущем.
Родители детей, у которых способности выражены выше среднего, должны присмотреться к своим собственным реакциям на успехи ребенка, чтобы найти причины их стремления преуспеть. Нередко в воспитание детей вмешиваются их бабушки и дедушки из добрых побуждений, балуя и потакая их слабостям. И такого рода «комплексное воспитание» может все поставить с ног на голову [8].
В дошкольном возрасте самовосприятие ребенка формируется из оценок окружающих; фразы, которые говорят детям, несут либо положительную, либо отрицательную эмоциональную оценку.
Предположим, что родители восторгаются своим читающим малышом и всячески это демонстрируют своим знакомым. Ребенок это может понять так: «для окружающих наиболее приятно, что я умею читать, а то, что я могу самостоятельно одеваться, помогать своей маме или своему папе - это менее важно и поэтому не является ценным или обязательным». Следовательно, чрезмерно восторгаясь успехами ребенка в чем-то одном, за счет других полезных навыков, мы можем привести к дисгармоничному развитию не только его способностей, но и его самовосприятия.
Нередко родители, имеющие какие-то увлечения, не только сами уделяют им слишком много внимания, но и ожидают от своих детей таких же способностей и интересов к предмету своей страсти. Но интересы родителей и детей не всегда совпадают, и малыш
может нередко реагировать в лучшем случае спокойно на родительские приоритеты.
Конечно, здоровье и счастье ребенка должны стоять на первом месте, но не менее важно воспитывать и другие стороны личности. Очень важными качествами личности являются такие, как готовность помочь, терпение, упорство, ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность. Эти свойства не менее ценны, чем, например, выдающиеся умственные способности или же абсолютный слух. Для ребенка родительское внимание к каким-либо его способностям служит одновременно и наградой, и мерой его самооценки.
Если родители будут более внимательно относиться к тому, что они видят и что ценят в ребенке, если они будут задумываться о том, как они могут показать ему это, тогда их оценки будут более объективными и многогранными.
Кроме того, что родители должны избегать в своем общении с ребенком, они должны знать, что им делать, когда ребенок начинает понимать, что он в некоторых способностях превосходит своих сверстников.
Общаясь с ребенком, родители обязательно должны обращать внимание на ситуацию, которая вызвала то или иное поведение ребенка. Например, он что-то делает более успешно, чем другие дети в этой семье или в садике, что часто вызывает их раздражение. Объясните ему, что каждый человек решает свои проблемы не одинаково легко и что ему очень повезло, что он такой сообразительный, и что в таких случаях он должен быть терпеливым и понимающим [9].
Интеллектуально более развитые дети рано начинают понимать свое превосходство над другими детьми. Это приводит к тому, что у них появляется склонность командовать своими сверстниками. В этом случае можно использовать ролевую игру, в которой вы будете играть роль способного ребенка. Поставьте перед малышом задачу с недостаточно ясными условиями и скажите ответ ему прежде, чем он найдет его сам, и укажите ему на его медлительность в решении этой задачи. Такого рода игры лучше убеждают ребенка, чем увещевания «а если бы ты был на его месте» или же «а если бы к тебе так относились». Детей лучше убеждает то, что пережито ими самими, а не чужой опыт.
Возможен и такой вариант, когда вы делаете вид, что не замечаете способностей ребенка, чтобы не развить в нем чувство собственной исключительности. Но это не всегда помогает, т. к. для ребенка его способности являются для него нормальными, и теперь ему самому придется разбираться во всех социальных последствиях и сложностях, связанных с его особенностями. Со временем он все равно поймет, исходя из собственного опыта, значение своих способностей, но это будет для него связано с большими эмоциональными переживаниями. И все прошло бы более гладко, если бы в свое время он мог бы все это обсудить со своими собственными родителями [10].
Не следует делать вид, что ни его способности, ни его увлечения вас не интересуют, потому что в этом случае маленький ребенок сделает вывод, что важнее всего на свете быть таким, как все и не быть «белой вороной». Но все равно это воспринимается ребенком как некоторая ложь, которой он должен постоянно следовать. Не слишком ли это большая цена за потерю потенциальных способностей. Наверное, ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей.
Важно, чтобы у ребенка было здоровое самовосприятие своих способностей и интересов. Этому может помочь чувство общности его с окружающими людьми и, конечно, понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Ребенок должен знать, что если он в чем-то превосходит других детей, то вполне возможно, что они могут иметь некоторые способности, более выраженные, чем у него. Здесь родители могут оказать существенную помощь своему малышу, чтобы показать ему, что каждый ребенок по своему уникален и объяснить ему, что некоторые несовершенства их сверстников связаны с условиями их воспитания. Очень важно для этого найти адекватную ситуацию и нужные слова. Такого рода взаимоотношения осуществляются не только с помощью речевого общения, но и выражаются в реакциях и отношении родителей и других окружающих людей к ребенку. Нужно помнить, что социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. И еще надо знать, что рано развитые речевые способно-
сти некоторых детей приводят к тому, что родители иногда делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это порой приводит лишь к подобию понимания, которое может привести к противоречию в практике ежедневного общения [11].
Немаловажно знать внутренние и внешние условия самовосприятия личности в старшем дошкольном возрасте.
Особое место в периоде «детство» занимает старший дошкольный возраст. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения, они начинают оценивать свои поступки, сравнивая себя со сверстниками. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [12].
Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Самовосприятие - это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми, это отражение в сознании человека его самого (рефлексия), своего поведения, мыслей, чувств. То есть самовосприятие связано с мышлением, памятью, вниманием, мотивацией и имеет определенную эмоционально-аффективную окраску.
Данный возрастной этап благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе [13].
На самовосприятие личности в старшем дошкольном возрасте могут влиять внешние условия их жизни:
1) социальная среда, в которой родился и растет ребенок;
2) взаимоотношение с матерью в первые три года жизни;
3) материально-бытовые условия жизни и развития ребенка;
4) восприятие личности ребенка взрослыми и сверстниками;
5) принадлежность ребенка к группе сверстников.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства.
Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.
Принадлежность к группе может быть проанализирована как состоящая из когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Первый из них включает в себя знание и разделение ребенком групповых норм и целей; второй - эмоциональную идентификацию с группой, чувство «Мы»; третий - готовность ребенка к совместным формам деятельности для достижения групповых целей и задач.
Процесс самовосприятия - это процесс наблюдения ребенком за собственным поведением и формулирование выводов о внутренних характеристиках, таких как черты характера, мотивы деятельности и поведение, способности, установки, самосознание и самооценка. Рассмотрим внутренние условия, влияющие на самовосприятие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте [2].
Соподчинение мотивов является одним из важных новообразований в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только
отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности [14].
После возникновения соподчинения мотивов ребенок не всегда во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.
Под термином «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную -знания и представления о себе («Кто я?»), и оценочную или самооценку («Какой я?»).
Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым, т. к. любое суждение старшего дошкольника о себе в той или иной мере включает и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.
В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение
человека к себе и своим качествам, его самооценку.
Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируются его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний, происходит личное самовосприятие.
1. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1992.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М., 2003.
3. Бем Д. Искусственное поведение. М., 2005.
4. Иващенко Н.В., Агапов B.C. Я-концепция личности в отечественной психологии. М., 2000.
5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
7. Лисина М.И., Сильвестру A.A. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
8. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.
9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1978.
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. М., 1996.
11. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
12. Социальная психология личности / под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. М., 1979.
13. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
14. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
1. Freyd Z. Psikhologiya "Ya" i zashchitnye mek-hanizmy. M., 1992.
2. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. M., 2003.
3. Bem D. Iskusstvennoe povedenie. M., 2005.
4. Ivashchenko N.V., Agapov B.C. Ya-kontseptsiya lichnosti v otechestvennoy psikhologii. M., 2000.
5. El'konin D.B. K probleme periodizatsii v dets-kom vozraste // Voprosy psikhologii. 1971. № 4.
6. Kryazheva N.L. Razvitie emotsional'nogo mira detey. Yaroslavl', 1996.
7. Lisina M.I., Sil'vestru A.A. Psikhologiya samosoznaniya u doshkol'nikov. Kishinev, 1983.
8. Mukhina B.C. Vozrastnaya psikhologiya. M., 2000.
9. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M., 1978.
10. Uruntaeva G.A., Afon'kina YuA. Kak ya rastu. Sovety psikhologa roditelyam. M., 1996.
11. Sardzhveladze N.I. Lichnost' i ee vzaimodeystvie s sotsial'noy sredoy. Tbilisi, 1989.
12. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti / pod red. M.I. Bobnevoy, E.V. Shorokhovoy. M., 1979.
13. SpirkinA.G. Soznanie i samosoznanie. M., 1972.
14. Chesnokova I.I. Problema samosoznaniya v psikhologii. M., 1977.
Поступила в редакцию 12.12.2014 г.
UDC 159.937
SELF-PERCEPTION OF THE PERSONALITY AT MAJOR PRESCHOOL AGE AS THE PROBLEM OF THE PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT
Olga Yurevna ENIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Psychology of Development Department, e-mail: enikova068@mail.ru
The actuality lies in the fact that preschool children build self-image based on the behavior which is represented by introspective data about their experiences and the consequences of behavior in the world. Formation of adequate self-esteem leads to a positive self-image and the establishment of a positive I-concept. Wherein I-concept among children is based on information received not only as a result of self-perception, but also social interaction in the world. The process of positive self-image is necessary condition for the formation of the same self-perception and plays an important role in the whole process of personality's development. Analysis of scientific literature in the domestic and foreign psychology allowed to identify the psychological peculiarities of the formation of self-perception. They lie primarily in that form as a result of interference of external and internal conditions, including membership of a child in the group of peers, the material living conditions of its development and most importantly the relationship with the mother during the first three years of life and others. This means that process of self-perception is multi-faceted, socially and individually oriented. Empirical data have made it possible to characterize the main determinants that have significant influence on the formation of self-perception of the individual in the older preschool age.
Key words: self-perception; I-concept; preschool age; internal and external conditions.