УДК 159.922.7
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЯХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ
© Нина Александровна КОВАЛЬ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии, e-mail: [email protected] © Юлия Александровна ИВАНОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии, e-mail: [email protected]
Представлена проблема исследования развития самоутверждения дошкольника в психологической литературе. Представлен теоретический обзор имеющихся исследований, результаты исследования по двум авторским методикам.
Ключевые слова: самоутверждение; исследование; дошкольный возраст; методики.
Самоутверждение как процесс обретения своего статуса в системе социальных отношений представляет собой важный аспект личностного саморазвития, определяющий взаимодействие индивида с социумом. Самоутверждение личности включает не только достижение целей и приближение идеалов, но также выявляет характер индивидуальной самооценки, уровень притязаний, усвоенные типы поведения, привычные в нравственном отношении поступки, систему социальных связей.
Проведенный анализ теоретических источников показал, что в философской и пси-холого-педагогической литературе существуют разные подходы к пониманию сущности, содержания, форм проявления феномена самоутверждения личности в социальной среде.
В исследованиях отечественных авторов основное внимание уделяется раскрытию условий, детерминирующих процесс самоутверждения личности, динамическим особенностям самоутверждающей деятельности человека, видам процесса самоутверждения, основным критериям успешности самоутверждения (Н.Е. Харламенкова, В.И. Козел,
Н.А. Козырева, Г.Г. Лаптева, Т. Д. Байрамку-лова).
Представители зарубежных психологических школ делают акцент в своих работах на выявление истоков данного феномена, форм его проявления, определения в нем ро-
ли и значения самосознания и идентификации (Х. Шульц-Хенке, К. Левин, Х. Кохут,
Э. Шостром, А. Адлер).
В настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия «самоутверждение личности».
Так, в большом психологическом словаре (сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко) самоутверждение трактуется как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение [1, с. 444]. В акмеологии самоутверждение рассматривается как реализация фундаментальной потребности человека в самовыражении и самораскрытии путем объективации себя в формах жизни [2]. В конфликтологии самоутверждение определяется как стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность [3]. В психиатрии самоутверждение представляется как стремление к завышенной самооценке, тенденция представить свою значительность, важную роль в происходящих событиях [4, с. 429].
Несмотря на разноплановость подходов к пониманию сущности данного феномена, общим для всех направлений является рассмотрение самоутверждения в структуре Я-концепции и самосознания личности. При этом подчеркивается значимость изучения его в онтогенезе.
Так, в детском возрасте самоутверждение чаще рассматривается во взаимосвязи с такими его характеристиками, как потребность в признании заслуг, потребность в любви. По мнению многих авторов, дошкольный возраст - это особый период, сложный и ответственный, период первоначального фактического склада личности [5; 6]. Это стадия начальной социализации ребенка, время структурирования отношений с миром людей при формировании соответствующего пространства его развития, период, когда закладываются основы самовосприятия личности. Именно поэтому важно в дошкольном детстве заложить «крепкий, положительный фундамент принятия себя» [7], что обеспечит благоприятное личностное развитие в целом. Осознание себя в дошкольном возрасте, происходящее в рамках позиции «Я и общество», фиксируется в особой форме уровнего развития самости - в самоутверждении «Я сам».
В дошкольном возрасте, являющемся важнейшим этапом в развитии личности растущего человека, его самости и самостоятельности, начинает активизироваться потребность и объективная необходимость в соответствующей самореализации, проявленной в такой простейшей форме, как самоутверждение «Я сам», содержание и характеристики которого изменяются в разные периоды детства, обусловливаемые, в частности, постепенным, но активным развитием отношений, в которые вступает ребенок и которые являются определяющими в развертывании позиции «Я и общество». Так, специальной областью исследования И.Ю. Запорожца явился феномен самоутверждения дошкольника. Данное понятие автор рассматривает как начальную форму самореализации дошкольника [5].
Принимая во внимание тот факт, что целью нашего исследования является изучение самоутверждения ребенка в семье, то данный феномен мы рассматриваем в системе «ребенок - взрослый». В рамках обозначенной системы отношений развитие самоутверждения анализируется с точки зрения стратегий, которые использует дошкольник, чтобы самоутвердиться в микросоциуме семьи. Поскольку в научной литературе неоднозначна трактовка понятия «психологические стратегии самоутверждения», в настоящем иссле-
довании определение данного феномена было сформулировано и обосновано на основе анализа имеющихся научных исследований по проблемам самоутверждения личности. Под стратегиями самоутверждения дошкольника понимается совокупность саморегуля-тивных способов детской активности, направленной на стремление ребенка отстоять свое право на самостоятельность, реализацию своих интересов и демонстрацию своих возможностей.
Таким образом, опираясь на определение самоутверждения личности дошкольника, понимаемое нами как начальная форма самореализации ребенка, раскрывающаяся в определенных сферах жизнедеятельности с использованием доступных ребенку жизненных стратегий под влиянием психологических факторов первичной самооценки, стало возможно выделение основных типов конструктивных и деструктивных стратегий.
В рамках первого типа (конструктивного) отмечается недеструктивная агрессия, т. е. настойчивое, невраждебное самозащит-ное поведение, направленное на достижение цели. Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели [8]. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации, а также совершенствовать свой опыт. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя. Такое поведение служит для защиты потребностей, собственности, прав и тесно связано с удовлетворением личностных желаний, достижением цели так же, как и со способностью к адаптации [8]. Безусловно, проявления этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде.
Далее - это потребность в автономии (стремление к самостоятельности). Желание ребенка действовать самостоятельно особенно возрастает примерно в возрасте трех лет и связано с возросшими физическими возможностями. Дошкольник может удовлетворять свои потребности во многих доступных ему сферах жизнедеятельности самостоятельно (одеваться, принимать пищу, осуществлять определенные манипуляции с предметами и т. д.). Данная стратегия позволяет ему ов-
ладеть предметным миром, социально зафиксированными действиями, перенять социально-исторический опыт взаимодействия с окружающей действительностью, что служит основой раскрытия своих возможностей, способностей. В ситуации, когда ребенок поступает самостоятельно, он имеет возможность проверить свои силы, раскрыть свой потенциал и тем самым самоутвердиться за счет накопленного опыта в социальном окружении.
Становление собственного Я (познание себя) является одной из форм констурктив-ных стратегий самоутверждения. Осознание себя, познание себя ребенком возможно только после овладения социальными навыками взаимодействия с другими людьми и предметами окружающей действительности. Через социальные отношения, в данном случае через отношения с родителями, ребенок познает себя. Именно родители дают первые социальные оценки как социальных норм («что такое хорошо и что такое плохо»), так и личности ребенка в целом («Ты молодец! Ты непослушный ребенок!»).
Развитие сознания дошкольника предшествует становлению целостного образа Я, который отражает, какие стороны внешней действительности предпочтительнее для ребенка, что он больше любит, чего хочет; уровень осознания себя свидетельствует о степени выделенности себя, собственного Я, а структурированность «образа Я» отражает степень устойчивости предпочтений ребенка. Возникновение «образа Я» ребенка в период дошкольного детства является личностным новообразованием, которое способствует формированию самооценки ребенка. Оценка себя, своих возможностей позволяет занять ребенку определенное место в системе социальных отношений. Он может отказаться выполнять условия игры или задание, исходящее от взрослого, так оценивает развитии своих возможностей недостаточным для успешного выполнения упражнения. Таким образом, самооценка выполняет роль регулятора поведения, активности в социальных отношениях, что сказывается и на развитие самоутверждения. Отметим, что первые оценки поступков ребенка, его личности дают родители. Именно их мнение относительно успешного выполнения задания становит-
ся внутренней оценкой ребенком своих возможностей, а позднее и личности в целом [7].
В рамках деструктивных стратегий нами выделено также три типа. Первый тип условно называется деструктивная агрессия, которая ведет к формированию враждебного отношения ребенка к окружающим его людям. Причинами проявления такого поведения является нарушение детско-родительских отношений, конфликты в семье. Одной из форм научения новому поведению является подражание. Особенно активно его используют дети, поскольку оно является наиболее доступным для освоения. Агрессию, которую демонстрируют супруги в конфликтных семьях, как правило, перенимают их дети, они начинают активно подражать агрессивному поведению своих родителей. Затем деструктивная агрессия переходит в способ разрешения конфликтного спора в семье, в коллективе сверстников. Проявление деструктивного поведения может подкрепляться безразличием к ребенку со стороны родителя, когда агрессия выполняет функцию привлечения внимания к своей персоне, за счет чего ребенок самоутверждается.
Второй тип - манипулятивное поведение, которое определяется как действия - сознательные и целенаправленные - по управлению другим человеком с целью получения собственной выгоды. Среди детских манипуляций можно отметить следующие: симуляция болезни, неправда, вымышленные рассказы детей о себе, истерики, капризы, использование силы, шантаж, лесть и др. Причинами такого поведения могут послужить стремление детей получить личную выгоду, неудовлетворение важных детских потребностей. Ребенок чаще манипулирует, потому что лишен поддержки и внимания взрослых, возможности выбора, проявления самостоятельности и самоутверждения.
И, наконец, третий тип - негативисти-ческая демонстративность. Демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Как видно из самого названия, проявляется она в том, что ребенок все время старается себя показать - продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит потребность в самоутверждении и привлечении внимания к
своей персоне. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки - бантики, ленточки, мальчики - ремни, пряжки и т. д.). Для привлечения всеобщего внимания могут использоваться самые разные средства: кривляние, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение, ругательства и т. д.
Одним из способов самоутверждения является соблюдение определенных правил и норм, которые направлены на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие поступки. Однако соблюдение этих правил и норм носит явно формальный и демонстративный характер. Они направлены не на других, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других.
Особенностью проявления негативисти-ческой демонстративности является привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот: если его просят не шуметь, кричит и др. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т. е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству - нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности связан с желанием ребенка самоутвердиться, обратить внимание на свое «Я».
Анализ научной литературы по проблеме самоутверждения ребенка позволяет сделать вывод о том, что развитие данного феномена напрямую зависит от уровня притязания родителей. Взаимоотношения со взрослыми выступают важнейшим фактором, влияющим на становление ребенка как личности [7]. Именно в общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценностные ориентации, «присваивают» общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека. Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные свойства личности [6]. От того, как дошкольник воспринимает свою семью, близких, насколько
чувствует себя значимым для них, во многом зависят его будущие успехи и неудачи. При полноценном общении в семье у ребенка развиваются активность, инициативность, открытость по отношению к другим людям. Создаются таким образом все необходимые условия для формирования у детей адекватных форм самоутверждения.
В этом мы убедились и в ходе проведенного эмпирического исследования. В нашем исследовании приняли участие 80 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Базой исследования явился Центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи г. Тамбова.
Для определения уровня развития самоутверждения нами были разработаны две методики, одна из которых направлена на выявления детерминант, а другая - на определение уровня развития самоутверждения ребенка. Приведем некоторые полученные результаты по данным методикам.
Целью первой из них было выделение факторов, оказывающих влияние на развитие самоутверждения. Ребенку давалась следующая инструкция: «Дорогой друг! Согласись или не согласись с этими утверждениями. Если ты очень согласен, подними большую зеленую карточку (+3 балла). Если ты просто согласен, подними среднюю зеленую карточку (+2 балла). Если ты чуть-чуть согласен, подними маленькую зеленую карточку (+1 балл). Если ты очень не согласен, подними большую красную карточку (-3 балла). Если ты просто не согласен, подними среднюю красную карточку(-2 балла). Если ты чуть-чуть не согласен, подними маленькую красную карточку (-1 балл). Если ты не знаешь, как ответить, не поднимай никакую карточку». Затем ребенку поочередно задаются 27 вопросов, каждый из которых направлен на определенную сферу самоутверждения: родители, одежда, игрушки, друзья, умения, сила, знания, перспективы. Факторный анализ методом вращения Уапшах позволил выделить пять факторов, влияющих на развитие самоутверждения дошкольника.
Первый фактор, условно названный «Возможности» включал в себя сферу жизнедеятельности, относящуюся к силе ребенка (0,813). В данный фактор входили такие представления ребенка о самом себе, как
способность постоять за себя, представление о себе как о самом сильном и смелом. Первый фактор оказывает влияние на формирование конструктивной / деструктивной стратегии самоутверждения дошкольника, где ребенок самоутверждается при помощи силы.
Ко второму фактору «Амбиции» относятся такие сферы, как умения (0,525) и перспективы на будущее (0,913). Этот фактор влияет на формирование оценочных суждений ребенка о своем будущем: «когда я вырасту, у меня будет самая лучшая машина и самый большой дом» и т. д. Как видно из проведенного примера, суждение относится к степени превосходства «самый лучший». Также этот фактор описывает и умения ребенка, т. е. то, чему он научился в своем возрасте. Второй фактор участвует в формировании конструктивной стратегии «познание себя» через свои умения и перспективы на будущее.
Третий фактор «Достижения», включающий знания (0,794) дошкольника оказывает влияние на формирование вышеописанной конструктивной стратегии «познание себя» посредством усвоения определенных знаний о себе и об окружающем мире.
Четвертый фактор «Избранность» описывает высказывания ребенка о себе с прилагательным «самый»: «у меня самые интересные игрушки» (0,425), «моя одежда - самая красивая» (0,647) и т. п. Данный фактор детерминирует проявление деструктивной стратегии самоутверждения - демонстративность, которая позволяет ребенку заявить о себе окружающим, выделив в себе особенные черты и проявив свою уникальность.
И, наконец, пятый фактор «Лидерство», к которому относятся высказывания ребенка о желании других детей играть с ним (0,560), поиграть в его игрушки (0,606), об умении быстрее всех бегать и прыгать (0,496). Данный фактор способствует использованию дошкольниками такой деструктивной стратегии, как манипуляция. Ребенок, чувствуя свое превосходство, чаще других будет самоутверждаться за счет манипулятивного поведения.
Вторая методика была направлена на выявление уровня (высокий, средний, низкий) развития самоутверждения. Методика представляет собой серию картинок (муж-
ской и женский варианты), на которых изображены жизненные ситуации проявления самоутверждения. Так, картинка № 1 иллюстрирует трех детей, рядом с которыми стоят мешки с подарками. Последние отличаются по своей величине. Ребенку объясняется сюжет картинки и задается вопрос: «На месте какого ребенка хотел бы стоять ты?». Ответ ребенка на поставленные вопрос указывает на фактор «амбиции». Картинка № 2 иллюстрирует трех детей, рядом с которыми стоят разные по величине детские чемоданы. Ребенку объясняется сюжет картинки и задается вопрос: «Как ты думаешь, какой чемодан смог бы поднять ты?». Ответ ребенка на поставленные вопрос указывает на фактор «возможности». Картинка № 3 демонстрирует трех детей, бегущих к финишу. Причем один из детей бежит первым, другой - вторым, последний прибегает к финишу третьим. Ребенку объясняется сюжет картинки и задается вопрос: «На месте какого ребенка хотел бы стоять ты?». Ответ ребенка на поставленные вопрос указывает на фактор «достижения». Картинка № 4 описывает фактор «избранность». На картинке изображены три ребенка, рядом с каждым из них расположены дома. У первого ребенка дом является самым лучшим, у второго - по степени привлекательности - дом хуже. И у третьего - самый плохой дом. Картинка № 5 иллюстрирует фактор «лидерство». На картинке изображены дети, которые идут друг за другом. Ребенку объясняется сюжет картинки и задается вопрос: «На месте какого ребенка хотел бы стоять ты?».
Выбор первого ребенка приравнивается к 1 баллу, второго - к 2 баллам и третьего - к 3 баллам. В итоге подсчитывается суммарный балл по всем пяти картинкам. Соответственно, чем выше итоговый результат, тем выше уровень развития самоутверждения. Так, общая сумма баллов равная от 11 до 15, относится к высокому уровню, от 6 до 10 - к среднему и результат до 5 баллов характеризует низкий уровень развития самоутверждения дошкольника.
Анализ полученных результатов свидетельствовал о преобладании высокого уровня развития самоутверждения у 65 % опрошенных детей; 26 человек из 80 опрошенных показали средний уровень (33 %) и лишь у 2 % детей в ответах преобладало развитие низко-
го уровня самоутверждения. Интересным представляется описание отдельных случаев диагностики дошкольников по данной методике. Особого внимания заслуживают результаты детей, показавшие низкий уровень развития самоутверждения.
Илье 5 лет. Воспитывается в неполной семье. Папа умер два года назад. У мальчика стоит диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). На первой консультации Илья ни на минуту не отпускал руку матери, очень стеснялся, был зажат, говорил односложно и очень тихо, был скован в движениях. Мама говорила, что такое поведение сын проявляется довольно редко и что это может быть вызвано непривычной обстановкой. Но на последующих занятиях ребенок вел себя аналогичным образом. На одном из занятий, когда мама вышла в коридор, ребенок несколько минут сидел в оцепенении. Было очевидно, что без мамы он не сможет выполнить упражнение, не шел на контакт и с психологом, на вопросы предпочитал отмалчиваться. Когда ему были продемонстрированы картинки методики, он заметно оживился, а потом робко и неуверенно выбрал первого мальчика в четырех случаях. Безусловно, ребенок нуждается в длительной психологической помощи. Такие черты, как замкнутость, робость, неуверенность, невозможность действовать без поддержки матери, боязнь новой и непривычной обстановки делает ребенка дезадаптивным к окружающим условиям.
Анализ подобных случаев, результатов наших исследований показывает, что условия для развития адекватных форм самоутверждения более успешно закладываются в семье и в дальнейшем получают развитие,
если как пишет Е.О. Смирнова по детской психологии «легкое и эффективное усвоение в детстве новой информации связано с характерными особенностями общения ребенка и взрослого» [9]. При этом отмечается, что взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми ребенок еще не владеет, но до которых он может подняться с помощью взрослых.
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2002.
2. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2004.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М., 2010.
4. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов. К., 1995.
5. Запорожец И.Ю. Самоутверждение в дошкольном возрасте как начальная форма самореализации растущего человека // Мир психологии. 2011. № 3. С. 231-240.
6. Коваль Н.А. Социально-психологические аспекты развития духовности в социуме // Ак-меология. 2011. № 3. С. 386-390.
7. Коваль Н.А., Бугренкова Т.А., Мильруд Р.П. Формирование устойчивых межличностных отношений у детей с повышенной активностью (начальная школа). Тамбов, 2005.
8. Парен Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
9. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
Поступила в редакцию 15.04.2013 г.
UDC 159.922.7
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SELF-ASSERTION DEVELOPMENT OF STUDENT IN FAMILIES WITH HIGH LEVEL OF CLAIMS
Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
Yuliya Aleksandrovna IVANOVA, Tambov State University G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The problem of self preschooler in the psychological literature is presented. Theoretical review of existing studies, the results of research on the two author's methods are given.
Key words: self-assertion; research; preschool age; technique.