Научная статья на тему 'Психологическая модель развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний'

Психологическая модель развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / LEVEL OF CLAIMS / SELF-AFFIRMATION MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль Нина Александровна, Малыгина Юлия Александровна

Отмечена актуальность темы исследования, заключающаяся в растущей социальной значимости личностного самосознания, что в свою очередь порождает возникновение интереса к проблемам саморазвития личности. Особый интерес представляет исследование самоутверждения личности в дошкольном возрасте, когда закладываемые в детстве паттерны жизнедеятельности могут оказывать свое влияние на процессы личностной самореализации в более зрелом возрасте. Именно в этот период возникают поведенческие дихотомии в выборе форм личностного самоутверждения: гуманистической или деструктивной, агрессивной или кооперирующейся, самодостаточной или захватнической, равноправной или доминирующей, лидирующей или подчиняющейся и др. Целью является анализ психологических составляющих модели самоутверждения дошкольников в семьях с высоким уровнем притязаний. Акцентируется внимание на детерминирующей роли уровня притязаний родителей в формировании и развитии самоутверждения дошкольников. Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыты составляющие психологической модели самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний. Новизна заключается в том, что в ней представлено авторское определение феномена самоутверждения дошкольника, которое понимается как начальная форма самореализации ребенка, раскрывающаяся в определенных сферах жизнедеятельности с использованием доступных ребенку жизненных стратегий под влиянием психологических факторов первичной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MODEL OF SCHOOLCHILD SELF-AFFIRMATION DEVELOPMENT IN THE FAMILIES WITH HIGH LEVEL OF CLAIMS

The relevance of the research topic is in the growing social importance of personal self-consciousness, which in turn gives rise to the emergence of interest in the problems of personality’s self-development is marked. The study of self-affirmation of the individual in the preschool years, when in childhood patterns of life can have an impact on the process of personal fulfillment in adulthood is of particular interest. During this period there is behavioral dichotomy in the choice of personal affirmation forms: humanistic or destructive, aggressive or cooperate, self-sufficient or aggressive, equal or dominant, leading or subordinative and others. The purpose is to analyze the psychological components of the model of self-affirmation of preschool children in families with high levels of claims. The attention is focused on the determining role of parents’ level of aspiration formation and development of self-affirmation of preschoolers. The theoretical significance lies in the fact that the psychological components of the self-affirmation of the preschool child model in families with a high level of claims. The novelty is that it presents the author’s definition of the phenomenon of self-affirmation of the preschool child, understood as the initial form of the child’s self-disclosure in certain areas of life with affordable child life strategies under the influence of psychological factors of the primary self-esteem.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний»

УДК 159.922.7

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЯХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ

© Нина Александровна КОВАЛЬ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития, e-mail: kafspsy@mail.ru © Юлия Александровна МАЛЫГИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра психологии развития,

e-mail: kafspsy@mail.ru

Отмечена актуальность темы исследования, заключающаяся в растущей социальной значимости личностного самосознания, что в свою очередь порождает возникновение интереса к проблемам саморазвития личности. Особый интерес представляет исследование самоутверждения личности в дошкольном возрасте, когда закладываемые в детстве паттерны жизнедеятельности могут оказывать свое влияние на процессы личностной самореализации в более зрелом возрасте. Именно в этот период возникают поведенческие дихотомии в выборе форм личностного самоутверждения: гуманистической или деструктивной, агрессивной или кооперирующейся, самодостаточной или захватнической, равноправной или доминирующей, лидирующей или подчиняющейся и др. Целью является анализ психологических составляющих модели самоутверждения дошкольников в семьях с высоким уровнем притязаний. Акцентируется внимание на детерминирующей роли уровня притязаний родителей в формировании и развитии самоутверждения дошкольников. Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыты составляющие психологической модели самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний. Новизна заключается в том, что в ней представлено авторское определение феномена самоутверждения дошкольника, которое понимается как начальная форма самореализации ребенка, раскрывающаяся в определенных сферах жизнедеятельности с использованием доступных ребенку жизненных стратегий под влиянием психологических факторов первичной самооценки. Ключевые слова: самоутверждение; модель; дошкольный возраст; уровень притязаний.

В условиях современной России и растущей социальной значимости личностного самосознания все большее значение приобретает интерес к проблемам саморазвития личности. Формируется принципиально новая теоретическая парадигма, где человек, согласно идеям гуманистической психологии, рассматривается не как пассивный объект воздействия со стороны окружающей социальной среды, а как активный субъект собственной жизнедеятельности. Это означает, что в новой социальной ситуации особое значение приобретает саморазвитие личности и ее самоутверждение в доступных для реализации формах.

Самоутверждение как процесс обретения своего статуса в системе социальных отношений представляет собой важный аспект личностного саморазвития, определяющий взаимодействие индивида с социумом. Самоутверждение личности включает не только достижение целей и приближение идеалов, но также выявляет характер индивидуальной

самооценки, уровень притязаний, усвоенные типы поведения, привычные в нравственном отношении поступки, систему социальных связей.

Особый интерес представляет исследование самоутверждения личности в дошкольном возрасте, когда закладываемые в детстве паттерны жизнедеятельности могут оказывать свое влияние на процессы личностной самореализации в более зрелом возрасте. Именно в этот период возникают поведенческие дихотомии в выборе форм личностного самоутверждения: гуманистической или деструктивной, агрессивной или кооперирующейся, самодостаточной или захватнической, равноправной или доминирующей, лидирующей или подчиняющейся и др.

Проблема самоутверждения личности имплицитно присутствует в работах философов, изучается с позиций психоаналитического подхода, гуманистической, поведенческой психологии, исследуется данный феномен и с точки зрения возрастных аспектов.

КБЫ 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 4 (4), 2015

Эти исследования составляют важную общенаучную основу психологическим работам в области самоутверждения личности.

В исследованиях отечественных авторов основное внимание уделялось раскрытию условий, детерминирующих процесс самоутверждения личности, динамическим особенностям самоутверждающей деятельности человека, формам и видам процесса самоутверждения, основным критериям успешности самоутверждения.

Представители зарубежных психологических школ анализировали проблему самоутверждения личности, делая упор в своих работах на выявление истоков данного феномена, форм его проявления, определения в нем роли и значения самосознания и идентификации.

В контексте нашего исследования особый интерес представляют работы, изучающие самоутверждение как психологический феномен на разных этапах онтогенеза. В детском возрасте самоутверждение рассматривается во взаимосвязи с такими его характеристиками, как потребность в признании заслуг, потребность в любви. В подростковом возрасте самоутверждение становится предметом самостоятельного исследования.

Самоутверждение старшего школьника рассматривается через призму концепции самоопределения личности, позиции самоутверждения и проявления сущностных сил. В студенческом возрасте самоутверждение становится важной жизненной необходимостью, что выражается в стремлении не только профессионально самоутвердиться, но и занять конкретную позицию в своем профессиональном самоопределении.

Несмотря на проведенные ранее исследования, в изучении проблемы самоутверждения личности в дошкольном возрасте до сих пор сохраняются противоречия между:

- актуальностью проблемы самоутверждения личности и ее недостаточной разработанностью в условиях развития личности ребенка дошкольного возраста;

- признанием важной роли семьи в развитии самоутверждения ребенка и нехваткой психологических работ, посвященных исследованию этого процесса у дошкольников;

- накопленной в психологической науке информацией о влиянии семьи на усвое-

ние ребенком форм и способов самоутверждения и пока еще неполной изученностью процессов самоутверждения ребенка в семьях с высоким уровнем притязаний.

Нерешенные противоречия обусловливают проблему исследования, которая заключается в том, что самоутверждение детей-дошкольников в семьях с высоким уровнем притязаний нередко проходит стихийно, сопровождаясь неожиданными поступками ребенка и приводя к непредвиденным результатам. У детей формируется самомнение о своей «избранности» по сравнению с другими детьми, завышенная самооценка и чрезмерно высокий уровень притязаний. Возрастает вероятность усвоения ребенком конфликтных форм отношений в детском коллективе и, как следствие, нарушения детско-родительских отношений в своей семье. Этим обусловлена актуальность исследования.

В осмыслении понятия «самоутверждение дошкольника в семье» мы будем использовать определение, полученное нами в результате анализа имеющейся по исследуемой проблеме литературы. Самоутверждение дошкольника в семье - начальная форма самореализации ребенка, раскрывающаяся в определенных сферах жизнедеятельности с использованием доступных ребенку жизненных стратегий под влиянием психологических факторов первичной самооценки [1].

Актуальность разработки психологической модели развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний обусловлена необходимостью воспитания гармонично развивающейся личности ребенка, успешной его адаптации к социальному окружению, и подчеркивается отсутствием апробированных адекватных кор-рекционных программ развития самоутверждения ребенка, рекомендаций родителям по формированию конструктивных стратегий развития самоутверждения дошкольника.

При построении модели развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний нами рассматривалась проблема моделей и моделирования.

Модель как метод научного познания широко используется и в психологии, где метод моделирования развивается в двух направлениях: 1) моделирование психики; 2) моделирование ситуаций (психологическое моделирование).

Согласно справочной литературе, моделью называется устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого («моделируемого») устройства в научных, производственных (при испытаниях) или спортивных целях [2].

Мы рассматриваем модель как системно-структурную основу для опытно-экспериментальной работы. «Моделирование - это исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов вновь конструируемых объектов (моделей) [2].

Моделирование в психологической и ак-меологической литературе — это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем [3].

Таким образом, моделирование следует рассматривать не только как один из приемов отображения явлений и процессов реального мира, но и объективный способ проверки истинности знаний о данном явлении, что способствует созданию адекватных кор-рекционных программ и тренингов для детей и их родителей.

Проектирование модели процесса развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний обеспечивалось следующими этапами:

- изучением, сбором информации, анализом состояния актуальных психологических факторов развития самоутверждения дошкольника;

- выявлением и разработкой необходимых, эффективных компонентов данного процесса;

- разработкой содержания и технологий организации и реализации экспериментального исследования.

К основным стадиям создания настоящей модели относятся:

- определение совокупности элементов модели, необходимых и достаточных для решения поставленных в исследовании задач;

- установление способа и характера их (элементов) воздействия - взаимосвязи и взаимообусловленности;

- установление правил функционирования модели в соответствии с целью.

Эффективность разработанной модели обеспечивалась, с одной стороны, высоким уровнем проработанности и обобщения выделенных блоков модели, с другой - оптимальными связями и отношениями между ними (блоками). Когда каждый блок модели, реализуя свои основные функции, продуктивно влияет на все другие блоки и соответственно сам обогащается новыми, ранее неизвестными характеристиками. Такая взаимосвязь и взаимовлияние всех блоков позволяет, как подтвердила практика, в совокупности проявлений достичь результата функционирования модели - повысить уровень развития самоутверждения дошкольника с использованием конструктивных стратегий в семьях с высоким уровнем притязаний и тем самым доказать ее эффективность [4].

Исходя из этого, модель развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний включает 6 взаимосвязанных блоков.

1. В целевом блоке психологической модели, учитывая требования общества к развитию самоутверждения дошкольника, на основе анализа основных теоретических подходов и социально-психологических условий формулируется цель - развитие самоутверждения у детей дошкольного возраста.

2. Содержательный блок рассматривает, во-первых, предложенное определение понятия «самоутверждение дошкольника в семье», во-вторых, описывает основные сферы жизнедеятельности, в которых развивается самоутверждение дошкольника, и, в-третьих, иллюстрирует два основных типа стратегий самоутверждения: конструктивные и деструктивные, в рамках которых выделяются по три формы проявления описанных выше стратегий.

3. Детерминирующий блок представлен наличием психологических факторов и условий развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний.

4. Формирующий блок включает в себя этапы реализации программы по развитию высокого уровня самоутверждения с использованием конструктивных стратегий. Программа включает в себя проведение двух тренингов отдельно для родителей и совместный тренинг для детей и их родителей. При разработке тренинга мы исходили из ряда акмеологических положений, которые

ISSN 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 4 (4), 2015

диалектично учитывают разработанные в исследовании принципы и ориентируют на оптимизацию процесса развития самоутверждения дошкольника в семье. В их числе: принцип целенаправленности; принцип лич-ностно-деятельностного единства и развития; принцип инвариантности; принцип оптимальности.

5. Технологический блок. В исследовании применялись следующие технологии: субъект-субъектного взаимодействия и лич-ностно-ориентированные.

6. Результативный блок отражает итог внедрения модели - высокий уровень развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний.

Данная модель наряду с отражением основных составляющих процесса развития самоутверждения личности дошкольника проектирует соотношение настоящего и будущего уровня развития самоутверждения дошкольника, которого еще нет в действительности, и предлагает оптимальный способ движения к этому будущему. Кроме того, она воспроизводит идеальный образ, эталон социальной ситуации развития дошкольника в соотношении с уровнем притязаний родителей, ориентированного на построение карьеры; предлагает гуманистический способ и технологии развития самоутверждения; указывает факторы и условия, содействующие достижению дошкольником высокого уровня самоутверждения с использованием различных стратегий. Такая модель отражает влияние, имеет самое непосредственное отношение к стремлению ребенка дошкольного возраста проявлять настойчивое желание самоутверждаться в различных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, в исследовании разработана психологическая модель развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний, которая выполняет функции воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им, развития его, со-

держание модели обусловлено особенностями моделируемого объекта и целью настоящего исследования; отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта-дошкольника, формирующей предмет моделирования, с другой - тренинговой обучающей, развивающей деятельности, влияющей на субъект моделирования.

1. Коваль Н.А., Малыгина Ю.А. Самоутверждение ребенка в дошкольном возрасте: сущность, подходы, содержание // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (267). С. 205-208.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002.

3. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2008.

4. Коваль Н.А., Иванова Ю.А. Психологические детерминанты развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123). С. 122-128.

1. Koval' N.A., Malygina Yu.A. Samoutverzhdenie rebenka v doshkol'nom vozraste: sushchnost', podkhody, soderzhanie // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 2 (267). S. 205-208.

2. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad. M., 2002.

3. Akmeologicheskiy slovar' / pod obshch. red. A.A. Derkacha. M., 2008.

4. Koval' N.A., Ivanova Yu.A. Psikhologicheskie determinanty razvitiya samoutverzhdeniya doshkol'nika v sem'yakh s vysokim urovnem prityazaniy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 7 (123). S. 122-128.

Поступила в редакцию 23.11.2015 г.

UDC 159.922.7

PSYCHOLOGICAL MODEL OF SCHOOLCHILD SELF-AFFIRMATION DEVELOPMENT IN THE FAMILIES WITH HIGH LEVEL OF CLAIMS

Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychology of Development Department, e-mail: kafspsy@mail.ru

Yuliya Aleksandrovna MALYGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Psychology of Development Department, e-mail: kafspsy@mail.ru

The relevance of the research topic is in the growing social importance of personal self-consciousness, which in turn gives rise to the emergence of interest in the problems of personality's self-development is marked. The study of self-affirmation of the individual in the preschool years, when in childhood patterns of life can have an impact on the process of personal fulfillment in adulthood is of particular interest. During this period there is behavioral dichotomy in the choice of personal affirmation forms: humanistic or destructive, aggressive or cooperate, self-sufficient or aggressive, equal or dominant, leading or subordinative and others. The purpose is to analyze the psychological components of the model of self-affirmation of preschool children in families with high levels of claims. The attention is focused on the determining role of parents' level of aspiration formation and development of self-affirmation of preschoolers. The theoretical significance lies in the fact that the psychological components of the self-affirmation of the preschool child model in families with a high level of claims. The novelty is that it presents the author's definition of the phenomenon of self-affirmation of the preschool child, understood as the initial form of the child's self-disclosure in certain areas of life with affordable child life strategies under the influence of psychological factors of the primary self-esteem.

Key words: self-affirmation model; preschool age; the level of claims.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.