Научная статья на тему 'Историко-методологические основы исследования самоутверждения дошкольников в семье'

Историко-методологические основы исследования самоутверждения дошкольников в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЧУВСТВО «Я САМ» / АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОВТОРИМОСТИ И УНИКАЛЬНОСТИ (САМОСТЬ) / ПРОПРИУМ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / SENSE OF «MYSELF » / SENSE OF ORIGINALITY AND UNIQUENESS (SELF) / SELF-ASSERTION / PRE-SCHOOL AGE / AGGRESSIVE ACTIONS / PROPRIUM / LEVEL OF CLAIMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Юлия Александровна

Cтатья раскрывает содержание понятия «самоутверждение» и его проявления у детей дошкольного возраста. Основное внимание в работе автор акцентирует на основных подходах, которые рассматривают феномен самоутверждения, на формах его проявления в дошкольном возрасте и взаимосвязи с уровнем притязаний родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STUDIES OF PRESCHOOL CHILDREN SELF-ASSERTION IN THE FAMILY

The article discloses the concept of «self-assertion» and its manifestations of preschool children. The author focuses on the basic approaches that address the phenomenon of self-assertion, in its forms at preschool age and connection with level of claims with parents.

Текст научной работы на тему «Историко-методологические основы исследования самоутверждения дошкольников в семье»

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Ю. А. ИВАНОВА

Статья раскрывает содержание понятия «самоутверждение» и его проявления у детей дошкольного возраста. Основное внимание в работе автор акцентирует на основных подходах, которые рассматривают феномен самоутверждения, на формах его проявления в дошкольном возрасте и взаимосвязи с уровнем притязаний родителей.

Ключевые слова: самоутверждение, дошкольный возраст, чувство «Я сам», агрессивные действия, чувство собственной неповторимости и уникальности (самость), проприум, уровень притязаний.

На современном этапе проблема самоутверждения личности актуализировалась в связи с интенсивным изучением процессов, в которых отражаются различные аспекты самоосуществления -самовыражения (К. А. Абульханова-Славская), самоидентичности (Е. Т. Соколова), самоопределения (А. В. Петровский, М. Р. Гинзбург, В. Ф. Сафин), самореализации (Л. М. Митина, Л. В. Попова) [3]. Исследователи отмечают, что перечисленные категории употребляются как синонимы, на самом деле обозначая неидентичные процессы. Наметившееся несоответствие между фактами и их объяснением вызвало необходимость в дифференциации понятий, а значит и в раскрытии специфики той психологической реальности, которую они определяют.

Потребность в самоутверждении проявляется еще в раннем детстве, когда малыши постепенно переходят от повеления, обусловленного рефлексами, к все более управляемым, сознательным действиям. Ребенка в возрасте от 3 до 6 лет принято называть дошкольником. Дошкольное детство -совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [4].

В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне - взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение [4].

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1) возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения;

2) возникновение первичных этических инстанций и на их основе - моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям;

3) возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.);

4) отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением [2];

5) возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

Все вышеназванные новообразования дают начало формированию потребности в самоутверждении. Самоутверждение дошкольников имеет свои специфические особенности и качественно отличается от самоутверждения взрослого чело-

века. Наиболее ярко данная потребность раскрывается в желании ребенка все делать самостоятельно. От ребенка все чаще можно услышать фразу: «Я сам!». Происходит психологическая эмансипация «Я» ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам». Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое «Я». Самостоятельность, активность ребенка возрастают и если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления. Выражение «я сам» появляется во второй стадии раннего детства. Вторую стадию называют «стадия внешнего "я"» - в этом «мы», а это и есть стадия, когда ребенок противопоставляет свои самостоятельные действия совместным действиям взрослых.

Детское «я сам» появляется сравнительно поздно, отмечает Л. С. Выготский [1]. Ребенок гораздо больше понимает, чем может сказать. Ребенок сам еще не может вмешиваться в ход своих мыслей и представлений. Там, где мы имеем дело с внешней ситуацией, вещи владеют ребенком, там же, где ребенок активно относится к ситуации, это связано с вмешательством других, с обращением к взрослым.

Потребность в самоутверждении проявляется и в агрессивных действиях ребенка. Связь самоутверждения и агрессии обоснована в работах Харальда Шульц-Хенке как одного из выдающихся представителей неопсихоанализа. Именно агрессивное побуждение Шульц-Хенке соотносит со стремлением к самоутверждению. Развитие ребенка и созревание его моторики обеспечивают ему возможность редукции напряжения. Оно происходит благодаря актуализации так называемого «моторного стремления к разрядке». Активные действия ребенка не всегда могут иметь позитивную направленность. Случайные, импульсивные движения нередко приводят к беспорядку, разрушениям. Поддержка близких способствует утверждению ребенком своего Я. В этом случае действия ребенка можно квалифицировать как агрессию, хотя на самом деле «аё^гвЛ» («агрессия» в переводе с латинского) означает всего лишь «движение к», т. е. приближение. Если же движение влечет за собой разрушение предмета, оно наносит ущерб, вред, аё^гесИ становится агрессией в собственном смысле слова. Если ребенку благодаря его моторным навыкам удается

«разрушить» предмет, например, уронить башню, то он испытывает чувство триумфа. Если в ответ на свои действия он получает поддержку окружения, то чувство триумфа даже усиливается. Поэтому, согласно Шульцу-Хенке, возникает «естественная связь между аё^геа, агрессией и стремлением к самоутверждению...» [3]. Это первое значение агрессивности расценивается совершенно нейтрально или даже позитивно: как радость, получаемая от активного вмешательства, как ощущение собственной силы, способности влиять, воздействовать, быть свободным. Считается, что только после переживания «деструктивного» триумфа ребенок начинает созидать, получать удовольствие от успеха, радость от труда, умения добиваться цели, действовать. «Радость от труда вполне можно считать эквивалентом позитивной агрессии, и в свою очередь, здесь нетрудно установить связь со стремлением к самоутверждению» [3]. Опыт разрушения, который, по словам Шульца-Хенке, создает у человека ощущение собственной силы, значимости, уверенности в успехе, и утверждается окружением, является позитивным фактором в становлении противоположного по знаку действия - созидания. Человек, который в детстве не переживал ощущения триумфа, не будет иметь соответствующих установок, необходимых ему для утверждения себя среди других людей.

Безусловно, важно, чтобы ребенок в это время получал поддержку своих действий со стороны окружающих. Вследствие такой поддержки он приобретает ощущение того, что его ценят другие, чувство собственной значимости. Для успешного функционирования личности это чувство признания является важнейшим компонентом переживания в целом. По словам Шульц-Хенке, аС-gгedi, агрессия и признание составляют единое целое, а потому к понятию переживания агрессивного побуждения добавляется также термин «стремление к самоутверждению». Шульц-Хенке указывает на то, что в стремлении к самоутверждению ребенка преобладает моторно-экспансивный элемент. Чем старше становится человек, тем реже он ведет себя моторно-экспансивно.

В аспекте рассматриваемой проблемы также интересна теория Хайнца Кохута. Хотя прямого указания на проблему самоутверждения личности он не делает, однако его идеи относительно развития Я при анализе комплексных взаимоотношений ребенка с родителями существенно обогащают теорию самоутверждения личности. По Ко-хуту, чувство Я - это переживание полноты, неф-рагментированности и связности самости. Это

чувство реальности самости ведет и к субъективно ощущаемому благополучию, и улучшению функционирования. Нормальный нарциссизм проявляется в ощущении своего величия, совершенства и целостности. Это происходит в результате постепенного осознания реальных недостатков и ограничений самости вследствие «уменьшения влияния и силы грандиозных фантазий». Чувство Я и его регуляция выводится Кохутом из нарциссических Я-объектов. Особая роль в развитии потребности в самоутверждении отводится отношениям ребенка и матери. Способность матери к отзеркаливанию, создание эмпатического резонанса, «ликование матери как реакция на ребенка (называние его по имени, когда она получает удовольствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) в соответствующей фазе подкрепляет развитие от аутоэротизма к нарциссизму - от стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии связной самости, т. е. способствует восприятию ребенком себя как физического и психического единства, обладающего связностью в пространстве и непрерывностью во времени». В идеях Кохута мы находим третье проявление детского самоутверждения: чувства собственного Я, своей самости, неповторимости и исключительности. По мнению автора, данное чувство формируется в диаде «мать-ребенок». Только мама с помощью эмпатии формирует у ребенка чувство собственной неповторимости и уникальности, т. е. осуществляется переход от эгоцентризма к нарциссизму. Последнее наиболее выражено в подростковом возрасте, у детей дошкольного возраста это будет выражено в таком понятии, как самость. Американский психолог Г. Олпорт для расширения понятия самость вводит новый термин - проприум [4]. По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Это не что иное, как самость. Ол-порт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти так называемые проприоти-ческие функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума: 1) телесная самость, осознавание телесных ощущений; 2) самоидентичность, неизменность и непрерывность «Я», независимо

от происходящих изменений; 3) самоуважение, гордость за собственные достижения; 4) расширение самости «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения;

5) образ себя, в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей; 6) рациональное управление самим; 7) целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей. Мы остановимся на первых пяти проявлениях проприума, так как они наиболее ярко отражают особенности самоутверждения дошкольника [3].

Первый аспект, необходимый для развития проприума как проявления самоутверждения, -это ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания.

Второй аспект развертывания проприума -самоидентичность - наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерывности «Я» становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром.

Чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявляться следующая форма проприума - самоуважение. Согласно Ол-порту, самоуважение - это чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком каких-то заданий [2].

Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности, что выражается в восхищенном восклицании ребенка «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в какой-то игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником повышения самооценки в течение всего периода детства.

Начиная примерно с 4-6-летнего возраста, проприум ребенка развивается посредством расширения границ самости. По Олпорту, дети приобретают этот опыт по мере того, как они начи-

нают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей.

Пятая форма проприума начинает развиваться где-то в возрасте пяти-шести лет. Это время, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «я хороший» и «я плохой». И все же, у ребенка еще нет ни достаточно развитого сознания, ни представления о том, каким он будет, когда станет взрослым. Данную форму проприума можно рассматривать как проявление самоутверждения, так как ребенок может уже сознательно строить свое поведение в соответствии с ожиданиями родителей ради похвалы, восхищения. Таким образом, самость Кохута, проприум Олпорта во всех его формах, мы можем отметить как проявления самоутверждения ребенка.

Идеи К. Левина привнесли новый взгляд на феномен самоутверждения. Новизна состояла в том, что данный феномен был подвергнут измерению, точнее сказать, измерена была одна из его существенных составляющих - уровень притязаний. Поведение человека определяется его потребностями и целями. Уровень трудности выбираемой цели Левин назвал уровнем притязаний. «Переживание успеха и неудачи, как правильно подчеркивает Адлер, оказывают весьма заметное воздействие на то, будет ли ребенок воодушевлен или обескуражен, а отсюда и на его дальнейшие достижения...» [3]. Хоппе показал, что успех и неудача зависят от моментального «уровня притязаний», и что этот уровень притязаний в свою очередь связан со способностью индивида, несомненно, уровень притязаний определяется исключительно способностью индивида. Однако вследствие требований со стороны взрослых или под влиянием успехов товарищей у ребенка мо-

жет возникнуть такой уровень притязаний, который явно выше (или ниже) его реальных способностей. Описываемая здесь характеристика (уровень притязаний) наиболее ярко проявляется и сознательно регулируется в школьном возрасте. В дошкольном возрасте на формирование уровня притязаний большое влияние оказывают родители, их ожидания относительно достижений своих детей, т. е. их собственный уровень притязаний. Поэтому один из важнейших факторов влияния на формирование у ребенка потребности в самоутверждении является уровень притязаний родителей.

Литература

1. Практическая психология образования. М., 2000.

2. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. М., 1996.

3. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М., 2007.

4. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс. М., 2001.

* * *

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STUDIES OF PRESCHOOL CHILDREN’ SELF-ASSERTION IN THE FAMILY

Yu. A. Ivanova

The article discloses the concept of «self-assertion» and its manifestations of preschool children. The author focuses on the basic approaches that address the phenomenon of self-assertion, in its forms at preschool age and connection with level of claims with parents.

Key words: self-assertion, pre-school age, sense of «Myself», aggressive actions, sense of originality and uniqueness (self), proprium, level of claims.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.