Научная статья на тему 'Психотерапия панических атак: опыт групповой работы'

Психотерапия панических атак: опыт групповой работы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1339
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА / ПСИХОТЕРАПИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дзюман Е. М., Михеева Г. Ф.

В статье рассмотрены разновидности панических атак, описан опыт групповой работы с пациентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психотерапия панических атак: опыт групповой работы»

ОРИТ — отделение реанимации интенсивной терапии

ОРДС — острый респираторный дистресс-синдром

РСУ — управление вдохом по давлению PSV — вентиляция с поддержкой давлением

Список литературы

1. Авдеев, С.Н. Неинвазивная вентиляция легких при острой дыхательной недостаточности. Пульмонология. 2005.

2. Заболотских, И.Б., Лебединский, К.М., Горо-бец, Е.С., Грицан, А.И., Мусаева, Т.С., Процен-ко, Д.Н., Шифман, Е.М., Эпштейн, С.Л. Пери-операционное ведение больных с сопутствующим ожирением. Клинические рекомендации ФАР, 2014 far.org.ru.

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2018

3. Интенсивная терапия. Национальное руководство. Том 1. // Под ред. Б.Р.Гельфанда, А.И.Сал-танова, - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

4. Марченков, Ю.В., Мороз, В.В.. Неинвазивная вентиляция легких у больных с тяжелой осложненной торакальной травмой. Пульмонология. 2011.

5. Мороз, В.В., Марченков, Ю.В., Кузовлев, А.Н. Неинвазивная масочная вентиляция легких при острой дыхательной недостаточности, 2013.

6. Острый респираторный дистресс-синдром. Практическое руководство. // Под ред. Б.Р. Гель-фанда, В.Л. Кассиля. — М.: Литтерра, 2007.

7. Проценко, Д.Н., Ярошецкий, А.И., Суворов, С.Г., Лекманов, А.У., Гельфанд, Б.Р. Применение ИВЛ в отделениях реанимации и интенсивной терапии России: национальное эпидемиологическое исследование «РуВент». Анестезиология и реаниматология, 2012.

© Брусенцев О. Ю., Кудин Н.К., Мигунов С.А.,

Семенькова Г.В., 2018

УДК 616.89

ПСИХОТЕРАПИЯ ПАНИЧЕСКИХ АТАК: ОПЫТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Дзюман Е. М.,

медицинский психолог БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»

Михеева Г.Ф.,

к.м.н., врач-психотерапевт БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»

В статье рассмотрены разновидности панических атак, описан опыт групповой работы с пациентами.

Ключевые слова: паническая атака, психотерапия, интегративный подход

Все чаще люди сталкиваются с паническими атаками и знают насколько это неприятно, страшно и все непонятно: непонятны собственные физиологические реакции, эмоции, мысли о смерти, длительность этого состояния и его повторы.

Считается, что от 2% до 6% популяции на том или ином этапе своей жизни страдает паническим расстройством, а его подпороговые формы регистрируются у 9-10% взрослого населения. Пик частоты панического расстройства приходится на второе десятилетие жизни, редко начинаясь до 12 и после 40 лет.

В настоящее время «паническая атака» является одной из основных причин обращения к психотерапевту, этот же запрос достаточно часто встречается в практике психологического консультирования.

Необходимо отметить, что в рамках доклада панические атаки будут рассматриваться преимущественно с точки зрения психологии, как особый вид тревожного состояния.

Панические атаки по существующим определениям представляют собой рационально необъяснимый, практически неконтролируемый и как бы случайный приступ тревоги, сопровождаемый страхом в совокупности с различными соматическими проявлениями.

Выделяют три основных разновидности панических атак:

• Спонтанные панические атаки, которые возникают неожиданно, без видимых причин;

• Ситуационные панические атаки, которые провоцируются переживанием определенной психотравмирующей ситуации, либо же чувством её ожидания;

• Условно-ситуационные панические атаки, возникающие чаще под действием биологического или химического стимула. Так, например, на фоне приема алкоголя, перестройки гормонального фона или нарушения сна.

Возникающие внезапно панические атаки становятся причиной постоянного страха и ожидания их возникновения, социальной изоляции, снижению трудоспособности. Уровень безработицы среди лиц с паническими атаками составляет 25%.

С одной стороны, человек боится оказаться в неловком положении перед другими людьми, с другой, пребывание в одиночестве пугает его невозможностью получения срочной медицинской помощи в случае возникновения приступа.

Все выше сказанное приводит к дезадаптации человека в повседневной жизни.

Существует мнение, что лечение панического расстройства должно быть нацелено на решение пяти основных задач, таких как:

1. Контроль соматических проявлений;

2. Обучение;

3. Коррекция фобического избегающего поведения;

4. Устранение психосоциальных проблем;

5. Длительное наблюдение.

Ряд авторов делает акцент на медикаментозной терапии в лечении панического расстройства, и отводит психотерапии лишь вспомогательную роль. В свою очередь, другие авторы, предлагают комплексное лечение с использованием помимо фармакотерапии различных видов психотерапии, где наиболее эффективным указывается то направление, приверженцем которого является специалист.

Специалисты же отделения психотерапии и неврозов БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница» при рассмотрении вопросов лечения панических атак руководствуются интегративным принципом.

Поэтому, с целью повышения эффективности оказания помощи в лечении панических расстройств, нами была выдвинута идея использования интегративной модели психотерапии для работы в группах в рамках деятельности полипрофессинальных бригад.

В нашем понимании термин «Интегра-тивный» предполагает интеграцию теорий. А именно, соединение вместе аффективного, ког-

нитивного, поведенческого и физиологического подходов к психотерапии. В центральном фокусе интегративной психотерапии находится оценка и проработка каждой сферы.

Такой подход является современной моделью, которая представляет совокупность различных методов собственно психологического консультативного анализа и тех направлений психотерапии, которыми владеют специалисты отделения, а также элементов психологической коррекционной и развивающей работы.

Продуманный комплексный подход помогает последовательно работать на нескольких уровнях. В результате меняется не только отношение к паническим атакам, но и модифицируется поведение пациента. Происходит реконструкция опыта, более глубокая коррекция внутренних процессов.

Люди, страдающие паническими атаками, отличаются:

• низким уровнем навыков самоконтроля и эмоциональных состояний;

• неустойчивой самооценкой с выраженной тенденцией к самообвинению, самобичеванию;

• степенью личностной зрелости и другими характеристиками.

Независимо от психологических особенностей личности, одной из причин, запускающих панику, являются стрессовые ситуации, эмоциональные переживания, умственное или физическое переутомление. Поэтому очень важно своевременно проводить работу по профилактике панических расстройств.

Разрабатывая концепцию работы с паническим расстройством, в отделении психотерапии и неврозов специалистами были учтены как личностные особенности, так и причины панических атак и в конечном итоге, была разработана программа групповой работы, которая успешно функционирует уже на протяжении двух лет.

За указанный период в программе участвовали 68 пациентов. Средний возраст которых варьируется от 19 до 53 лет.

Работа включала несколько этапов: На первом этапе осуществлялся первичный прием врача психотерапевта, на котором диагноз панического расстройства выставлялся на основании диагностических критериев руководства МКБ -10. Медикаментозная терапия

позволяла снизить уровень тревоги и купировать приступы паники и являлась стартовой площадкой для психотерапевтической работы в группе.

На втором этапе проводился индивидуальный прием у медицинского психолога, включающий диагностику состояния пациента, сбор информации с определением причины появления проблемы, а также осуществлялись экспериментально-диагностические исследования.

После чего, с учетом всех индивидуальных факторов в рамках полипрофессионального взаимодействия подбирался оптимальный формат программы для пациента.

Целью работы полипрофессиональной бригады специалистов являлись конструктивные изменения личности, которые достигались через раскрытие, анализ, осознание и переработку проблем пациента и коррекцию его неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

Групповые занятия по программе «Преодоление» проходили в течение двух месяцев с периодичностью 1 раз в неделю. Весь курс состоял из 9 занятий.

Задачи краткосрочной групповой психотерапии фокусировались на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект).

На первом этапе пациенты вели дневник, где записывали приступы паники, причину, давали оценку остроты симптомов, а также оценку собственных усилий по их преодолению. Так, постепенно выстраивались определенные модели поведения, позволяющие побороть приступы паники.

Очень многие пациенты способны вспомнить стрессовую ситуацию, вызвавшую панику. Поэтому на втором этапе мы работали над причинами и стрессовыми факторами, вырабатывали устойчивость к стрессам. В последствии происходило изменение стиля жизни пациентов.

На третьем этапе пациентов обучали специальным методикам, позволяющим контролировать симптомы страха.

После чего проходила работа с негативным мышлением, в процессе которой негативные мысли заменялись позитивными.

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2018

И наконец, на последнем этапе мы подбирали подходящую технику для преодоления агорафобии. Так, в кабинете у стоматолога могли помочь упражнения на релаксацию, а в супермаркете замена негативных мыслей позитивными.

Таким образом, работа в группе позволяла пациенту выйти из состояния изоляции, установить контакт с другими людьми, изменить образ действий в отношениях с окружающими, что создавало возможность для формирования более адекватной самооценки.

С целью проверки эффективности работы группы применялись клинический и экспериментально-психологический методы исследования.

Клинический метод был представлен включенным наблюдением, которое осуществлялось на протяжении всего лечения, а также в процессе индивидуальной и групповой работы.

Экспериментально-психологические методы исследования позволяли изучить эмоциональную, личностную и когнитивные особенности личности пациентов.

Психологическая диагностика проводилась дважды: до лечения и включения пациентов в работу группы и через месяц после завершения групповой работы.

Наряду с экспериментальными методами использовались записи интервью, результаты самоописаний, самоанализа пациентов.

Достоверность исследований обеспечивалась подборкой научной литературы по теме; репрезентативностью и объемом выборок респондентов; качественной и количественной обработкой экспериментальных данных.

Результаты исследования показали, что до работы в группе варианты поведения характеризовались подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

После работы в группе наблюдалась выраженная положительная динамика в структуре ситуативной и личностной тревоги, депрессии, а также в когнитивной и поведенческой сферах.

В завершении позвольте представить основные выводы:

1. Психологические характеристики личности являются значимыми предпосылками развития состояния «панические атаки». Психо-

логическая работа, направленная на их изменение, — активный консультативно-терапевтический ресурс.

2. Навык самоконтроля, высокая степень самоорганизации позволяют при направленной терапевтической работе сформировать систему «предсказания» приступа, что в свою очередь предотвращает его разрастание.

3. В результате работы в группе у пациентов снизилась интенсивность и острота приступов. Внимание пациентов переключилось с физиологических проявлений паники на активное использование ресурсов личности.

4. С пациентами были проработаны специфические психотерапевтические «мишени», такие как ограничительное поведение, симптомы социофобического характера, дефицитарность коммуникативной системы, что значительно повлияло на уменьшение тяжести симптоматических проявлений тревоги. Редукции подверглись жалобы на неожиданный, беспричинный

страх, приступы ужаса или паники, страх езды в автобусах или поездах, все те основные симптомы, при наличии которых выставляется диагноз «паническое расстройство».

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе комплексного применения краткосрочной групповой интегративной психотерапии и медикаментозного лечения на фоне улучшения состояния пациентов происходило повышение качества социального функционирования, на которое указывали наши пациенты.

Список литературы

1. Фурсова, М.В. Сравнительная эффективность методов лечения панического расстройства [Текст]: автореф. дис. канд. мед. наук (14.00.18) / Фурсова Мария Викторовна. — Санкт-Петербург: ФБГУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России, 2005. — 155 с.

© Дзюман Е. М., Михеева Г.Ф., 2018

УДК 617.7:616-053.32

СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ СРОКА ГЕСТАЦИИ

Биринцева Н.П.,

заведующий консультативно-диагностическим отделением БУ «Няганская городская детская поликлиника»

Лазарива И.Э.,

главный врач БУ «Няганская городская детская поликлиника»

Патология органа зрения у недоношенных детей составляет особую медицинскую и социальную проблему, наиболее актуальной проблемой в настоящее время является ретинопатия недоношен-ных(РН). В связи с эти необходимо раннее выявление РН и проведение необходимых лечебных мероприятий.

Ключевые слова: патология органа зрения, недоношенные дети, гиперметропия

В Няганской городской детской поликлинике в группу риска по РН мы включаем детей до 36 недели гестации. Врач-офтальмолог осматривает ребенка после выписки из отделения выхаживания недоношенных каждые две недели до 44 недели постконцептуального возраста если срок гестации 32 и более недель, до полного завершения васкуляризации сетчатки. Если срок гестации менее 32 недель наблюдаются еженедельно или 2 раза в неделю в зависимости от появления признаков РН, срок наблюдения увеличивается до 50-55 нед.

постконцептуального возраста. После регресса ретинопатии наблюдаем ежемесячно до года и берем на диспансерное наблюдение до 18 лет.

Цель исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучить структуру патологии органа зрения у недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Материалы и методы

Исследования проводились на базе БУ «Ня-ганская городская детская поликлиника» в течении 2013-2016 гг. За данный период было осмо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.