УДК 616.89-008.48
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Жевелик О.Д.,
главный врач БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница», врач психиатр высшей категории, заслуженный врач РФ
Дзюман Е.М.,
медицинский психолог БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»
Михеева Г.Ф.,
врач-психотерапевт БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»,
кандидат медицинских наук
В статье рассмотрены особенности эмоционального «выгорания» медицинских работников сферы психического здоровья. Приведён сравнительный анализ эмоционального «выгорания» среди врачей, среднего и младшего медицинского персонала.
Ключевые слова: эмоциональное «выгорание», медицинские работники, сфера психического здоровья
В настоящее время на фоне возрастания темпов и интенсивности рабочей активности к оказанию медицинской помощи населению предъявляются высокие требования как к качеству труда сотрудников, так и к их профессионализму, что влечёт за собой возрастание эмоциональной нагрузки на сотрудников медицинских учреждений. При этом далеко не каждый специалист может адаптироваться к изменяющимся условиям.
В медицинской практике всё активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы учреждения, что в свою очередь создает необходимость исследования проблемы эмоционального «выгорания» медицинских работников, возникающих у них профессиональных деформаций, а также разработки специальных программ по их профилактике и коррекции.
Синдром эмоционального «выгорания» представляет собой состояние физического утомления, эмоционального, умственного истощения, вызванного фрустрацией на рабочем месте или пролонгированным стрессом. Указанный синдром может приводить к серьёзным последствиям: снижению качества работы, профессиональным ошибкам, развитию депрессивной симптоматики и др.
В «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» одной из целей развития здравоохранения является формирование здорового образа жизни, а
одной из задач реформирования отрасли — создание условий для ведения здорового образа жизни [5], что отражает степень удовлетворения интересов не только пациентов, но и оказывающих им помощь профессионалов.
Профессиональная деятельность медиков требует от них эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, так как сопровождается воздействием на них целого ряда неблагоприятных факторов, среди которых особо выделяют профессиональный стресс.
Синдром «выгорания» у медицинского персонала является одним из источников формирования деструктивной среды и снижения качества оказываемой медицинской помощи.
Один из очевидных выводов заключается в том, чтобы профессиональная деятельность медицинских работников была менее стрессовой и при этом более эффективной. Такой эффект может быть достигнут за счёт проведения комплекса мер по повышению стрессоустойчивости персонала и комфортной организации труда.
Социальная и экономическая «цена» эмоционального «выгорания» у медицинских работников очень высока. Поэтому приоритет и внимание к собственному здоровью должны становиться частью профессиональной культуры сотрудников медицинских учреждений, а изучение этого феномена являться одной из приоритетных задач каждой медицинской организации.
В отечественных исследованиях [1; 3; и др.] всё чаще можно встретить регулярные публикации, посвящённые феномену эмоционального «выгорания». Авторы указывают, что профессиональная деятельность медицинских работников сопровождается высоким и пролонгированным нервно-психическим напряжением, стрессом, приводящим к профессиональным деформациям. У представителей медицинских профессий частыми негативными проявлениями являются конфликты на рабочем месте, цинизм, равнодушие к переживаниям других людей.
Несмотря на многочисленные исследования, тема эмоционального «выгорания» у медицинских работников остаётся мало изученной и вызывает высокую заинтересованность, в частности её изучение у специалистов сферы психического здоровья.
Таким образом, актуальность исследования определяется большой вероятностью возникновения у медицинских работников эмоционального «выгорания» под влиянием сложных условий в профессиональной деятельности.
Целью нашего исследования явилось изучение эмоционального «выгорания» среди медицинских работников сферы психического здоровья.
Исследование проводилось в 2015-2016гг. на базе Нижневартовской психоневрологической больницы. В нём приняли участие 122 медицинских работника со стажем работы в медицине от 6 месяцев до 36 лет. Из них 18 сотрудников врачи, 60 — медицинские сестры и 44 — младший медицинский персонал.
На первом этапе (2015 г.) был проведён констатирующий срез синдрома эмоционального «выгорания» среди сотрудников различ-
Из таблицы видно, что все сотрудники в зависимости от ведущих симптомов и степени выраженности (низкая, средняя, высокая) «эмоционального выгорания» были разделены на три группы. В группу А вошли специалисты находящиеся на фазе «напряжения». Её составили
ного уровня психиатрического профиля, что позволило выявить первые представления о структуре изучаемого явления.
На втором этапе (2015-2016 гг.) подобран и реализован комплекс коррекционных мер психологического воздействия, проведена адаптация имеющихся тренинговых методик, обеспечивающая оптимальный коррекцион-ный и профилактический эффект «выгорания» в условиях профессиональной деятельности в психиатрической больнице и осуществлена опытно-экспериментальная проверка разработанной коррекционной программы.
Для реализации поставленной цели нами был применен опросник В.В. Бойко [2] «Диагностика эмоционального выгорания». Тематика и содержание тренинговых занятий подбирались с учётом теоретического анализа феномена выгорания и результатов констатирующего среза.
Автор методики определяет эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами и пациентами.
Опросник позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции» или «истощения» и где наибольшее число доминирующих симптомов.
В таблице приведены значения по каждой из трех шкал опросника, полученные при исследовании врачей, среднего и младшего медицинского персонала психоневрологической больницы.
17,8% врачей, 15,7% сотрудников среднего медицинского персонала и 17,4% сотрудников младший медицинский персонал. Данная фаза представлена у медицинских работников с низким уровнем напряжения и является предвестником формирования эмоционального выгорания.
Таблица
Группа А Группа В Группа С
низкая средняя высокая низкая средняя высокая низкая средняя высокая
Врачи 17,8 % 39,4 %
Средний медицинский персонал 15,7 % 31,2 %
Младший медицинский персонал 17,4 % 38,8 %
В группу В вошли сотрудники, находящиеся на фазе «резистентности». В ней оказалось 31,2% сотрудников среднего медицинского персонала с низким уровнем и 39,4% врачей, а также 38,8% сотрудников младшего медицинского персонала со средним уровнем выраженности. На данной фазе усиливается сопротивление нарастающему стрессу, формируются защиты. Человек стремится к психологическому комфорту и старается снизить давление внешних обстоятельств.
В группе С (фаза «истощения» соответствует сформированному синдрому эмоционального выгорания) никого из сотрудников не оказалось.
Таким образом, результаты, полученные по методике В.В. Бойко свидетельствуют о том, что в большей степени подвержены эмоциональному «выгоранию» врачи и младший медицинский персонал.
Специальный анализ гендерных особенностей позволил определить большую подверженность эмоциональному «выгоранию» женщин, нежели мужчин. Данная особенность прослеживается у сотрудников, занимающих должность врача и сотрудников младшего медицинского персонала.
На втором этапе для решения проблем, связанных с профессиональной деятельностью, медицинскими психологами нашего учреждения с сотрудниками были проведены занятия, включающие в себя широкий спектр приёмов, помогающих справиться с факторами, влияющими на психическое здоровье сотрудников.
Тренинговые занятия включали восстановление или обретение смысложизненных ориентаций, повышение мотивации профессиональной деятельности и установок личностного роста, повышение стрессоустойчи-вости сотрудников, конструктивные стратегии поведения в конфликте, расширение Я-кон-цепции, осознание личной ответственности за успешность собственной жизни, работу с иррациональными когнитивными установками, эмоциональным и поведенческим реагированием, определением личностных и социальных ресурсов, формированием адекватной поддержки среди коллег, интереса к процессу выполняемой деятельности, потребности в творческой самореализации на работе.
Ещё одной важной составляющей являлась проработка различных переживаний, эмоцио-
нальных реакций, связанных с профессиональной деятельностью, что позволяло не подавлять их в себе, освоение методов саморегуляции и релаксации.
При этом личная компетенция медицинских психологов для выполнения этих задач колеблется от владения одним из видов психотерапии (чаще его элементами) до сертифицированного владения несколькими техниками. Нередко используется интегративный подход в зависимости от содержания и характера динамики ведущих терапевтических «мишеней».
Приверженность традициям учреждения, взаимодействие в коллективе и отношения с сотрудниками на наш взгляд являются наиболее важными факторами профессиональной деятельности, что позволяет придерживаться знакомых видов деятельности, круга общения, а также способов решения проблем, способствуя, таким образом, снижению стресса и профилактике эмоционального «выгорания».
Результаты проведения психологической работы с «выгоранием» у сотрудников нашего учреждения, направленной на купирование механизмов его возникновения, по результатам повторной диагностики показали положительный эффект.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют администрации учреждения глубже понять причины профессиональных трудностей сотрудников, способствующие развитию у них эмоционального «выгорания», и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению.
В научной литературе порой приводятся противоречивые данные о профессиональном «выгорании» медицинских работников. Полученные нами результаты несколько отличаются от данных других исследователей, которые, несмотря на различия в количественных данных и отличиях выборок, указывают на высокую распространенность синдрома «выгорания» среди медицинских работников. Это очевидно связано, во-первых, с проведением в учреждении как групповых, так и индивидуальных мер профилактики (описанных выше), направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости медицинских работников в процессе их профессиональной деятельности, что препятствует синдрому эмоционального «выгорания», во-вторых, создание руководи-
телем учреждения оптимальных условий труда для полноценной реализации профессионального потенциала сотрудников.
Подводя итоги следует отметить, что:
• возраст и стаж работы медицинских работников сферы психического здоровья не является высоко значимым для возникновения у них профессиональной дезадаптации;
• анализ гендерных особенностей указывает на большую подверженность «выгоранию» женщин, нежели мужчин;
• синдрому эмоционального «выгорания» в большей степени подвержены врачи и младший медицинский персонал;
• психологический феномен эмоционального «выгорания», будучи основным компонентом профессиональной деформации поддается психологическому воздействию;
• картина «выгорания» сглаживается при специально организованной психологической работе, ставящей на первое место личность самого профессионала и имеющиеся у него ресурсы.
Представленные в статье материалы, сделанные выводы, позволяют планировать более широкий, содержательный эксперимент по изучению синдрома эмоционального «выгорания», выявлению влияния различных условий на профессиональные деформации медицинских работников сферы психического здоровья.
УДК 340.6
ПОВОДЫ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ИСХОДАХ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Тягунов Д.В.,
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий курсом судебной медицины кафедры морфологии медицинского института БУ ВО «Сургутский государственный университет», врач - судебно-медицинский эксперт высшей категории КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»
Тягунова И.Ф.
врач - судебно-медицинский эксперт филиала «Отделение в городе Сургуте»
КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»
В статье представлены основные поводы производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, связанных с оценкой неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи, внимание к которым позволит уменьшить число претензий пациентов к качеству оказания медицинской помощи.
Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, неблагоприятные исходы оказания медицинской помощи, дефекты, причинно-следственная связь
Литература
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб: Питер, 2009. - 336с. 3.
2. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
3. Евдокимов В.И., Ролдугин Г.Н., Хмелинина Н.В. Оценка влияния проактивного копинг-поведе-ния на профессиональное выгорание среднего медицинского персонала / / Вестник психотерапии. 2009. № 31 (36). - С. 100 - 111. 6.
4. Козлова, Т. В. Психическое выгорание и трудовая мотивация среднего медицинского персонала // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 157-161.
5. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. / http://www protown.ru/information/doc/4293.html
6. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Шевченко Д.В. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. // Проблемы исследования синдрома "выгорания" и пути его коррекции у специалистов "помогающих" профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск. гос. ун-т, С.-Петерб. гос. мед. академ. им. И.И. Мечникова. Курск: КГУ, 2007. - С. 108 - 110.
© Жевелик О.Д., Дзюман Е.М., Михеева Г.Ф., 2017