Научная статья на тему 'ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ'

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА ТРУДА / УСЛОВИЯ ТРУДА / ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ / СТЕКОЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УЧИТЕЛЯ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанов Е.Г.

Проведено комплексное гигиеническое и психосоциальное исследование условий труда и состояния здоровья рабочих стекольного производства и учителей общеобразовательных школ. Показана высокая значимость психосоциальных факторов для работников обеих групп. Выявлена высокая вероятность формирования среди учителей профессионально обусловленной патологии вследствие высоких трудовых нагрузок и напряженности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-SOCIAL FACTORS AND HEALTH STATE OF PRODUCTION AND NONPRODUCTION WORKERS

The author performed complex hygienic and psychosocial study of work conditions and health state of glass production workers and of teachers in comprehensive schools. Finding was high probability of occupational diseases due to high work load and work intensity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ»

клад. — Роспотребнадзор 2007, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2007.

4. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2006 г. // Инф. сб. статистических и аналитических материалов / Под ред. В.И. Чибураева. — М.: ФГУЦ ФЦГиЭ Роспотребнадзора,

2007.

5. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Башкортостан в 2006 г.: Государственный доклад. — Уфа, 2007.

6. О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Республике Башкортостан в

2006 г.: Доклад Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. — Уфа., 2006.

7. Онищенко Г.Г. // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2007.

— С. 32—45.

8. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Руководство Р 2.2.2006—05.

— М.: Роспотребнадзор, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2005.

Поступила 21.03.08

УДК 613.6:616.89:666.1

Е.Г. Степанов

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в городах Салават,

Ишимбай и Ишимбайском районе, г. Салават

Проведено комплексное гигиеническое и психосоциальное исследование условий труда и состояния здоровья рабочих стекольного производства и учителей общеобразовательных школ. Показана высокая значимость психосоциальных факторов для работников обеих групп. Выявлена высокая вероятность формирования среди учителей профессионально обусловленной патологии вследствие высоких трудовых нагрузок и напряженности труда.

Ключевые слова: медицина труда, условия труда, здоровье работающих, стекольное производство, учителя, психосоциальные факторы.

E.G. Stepanov. Psycho-social factors and health state of production and nonproduction workers. The author performed complex hygienic and psychosocial study of work conditions and health state of glass production workers and of teachers in comprehensive schools. Finding was high probability of occupational diseases due to high work load and work intensity.

Key words: occupational medicine, work conditions, health state of workers, glass production, teachers, psychosocial factors.

В современных условиях важным аспектом медицины труда является анализ влияющих на здоровье работающего человека психосоциальных факторов, к числу которых согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) относятся проблемы, связанные с работой и безработицей, воздействием производственных факторов риска и окружающей среды, межличностными конфликтами и др.

Несмотря на то что рассмотрению вопросов, связанных с негативными тенденциями здоровья трудоспособного населения, посвящено значительное количество отечественных исследований, в большинстве из них авторы анализируют, во-первых, только традиционные факторы труда и трудового процесса, а, во-

вторых, их работы касаются преимущественно работников производственной сферы, прежде всего, крупных промышленных предприятий. Особенности формирования здоровья работников непроизводственной сферы и, в частности, учителей, становятся предметом исследования в рамках медицины труда значительно реже.

Целью исследования является оценка роли психосоциальных факторов в формировании здоровья работников производственной и непроизводственной сферы и разработка системы мер по сохранению и укреплению их здоровья.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Исследование выполнено в г. Салавате Республики Башкортостан (РБ) в трудовых коллективах ОАО «Салаватстекло», средних общеобразова-

тельных школ № 4, 18, 42 и лицея № 10. Количественная оценка условий труда на рабочих местах проведена по результатам производственного контроля, аттестации рабочих мест и анализа санитарного состояния школьных помещений, выполняемых в плановом порядке Испытательным лабораторным центром филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан в городах Салавате, Ишимбае, Ишимбайском районе». Оценку факторов рабочей среды и трудового процесса проводили в соответствии с Руководством Р 2.2.2006—05. Для анализа психосоциальных факторов использована анкета, разработанная экспертами ВОЗ для европейской модели «Здоровье на рабочем месте», в которой учтены основные психосоциальные обстоятельства, предусмотренные МКБ-10 (класс XXI) в качестве потенциально опасных для здоровья. При формировании итоговых баз данных по результатам опроса за основу была взята половозрастная структура учителей (90,1 % женщин, средний возраст 41,0 ± 9,9 года, средний стаж 14,1 года), а группа рабочих ОАО «Салаватстекло» подбиралась по аналогии с этой структурой (88,1 % женщин, средний возраст 39 ± 6,9 года, средний стаж 17,6 года). Состояние здоровья работников оценено по результатам анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) и самооценки здоровья по результатам анкетного опроса.

Для количественной оценки показателей с использованием 4-балльной шкалы взят интегральный показатель, изменяющийся от минус единицы до единицы и рассчитываемый по формуле:

1п=[(а - а) + (Ь - е)/2]/Ч

где а — число опрошенных, давших положительную оценку признаку; Ь — оценка «скорее положительно, чем отрицательно»; с — «скорее отрицательно, чем положительно»; а — отрицательная оценка; N — число ответивших на вопрос.

Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е.

На рабочих ОАО «Салаватстекло» оказывают преимущественное воздействие неудовлетворительные параметры микроклимата, загрязнение воздуха рабочей зоны вредными химическими веществами и силикатсодержащей пылью, производственный шум, повышенная тяжесть и напряженность труда. Нагревающий микроклимат характерен для рабочих мест вблизи варочных печей (профессии стекловара, каменщика-печника, съемщика стекла), охлаждающий — для цеха приготовления шихты в холодный пе-

риод года. Загрязнение воздуха рабочей зоны происходит вследствие попадания в воздушную среду аэрозолей дезинтеграции (приготовление шихты, литейный участок), вредных химических веществ (получение теплозвукоизоляционных материалов) и продуктов неполного сгорания (кузнечный участок).

Повышенная тяжесть труда у каменщиков, съемщиков и резчиков стекла, литейщиков и кузнецов обусловлена необходимостью поднятия и перемещения тяжестей. Повышенная напряженность труда (класс условий труда 3.1) характерна только для стекловара.

На рабочих местах у учителей в воздухе рабочей зоны постоянно присутствует пыль, во время перемен вследствие повышенной активности детей в коридорах и рекреациях школы регистрируется шум интенсивностью до 95 дБА. Наиболее значимым фактором трудового процесса учителей является повышенная напряженность труда, которая определяется содержанием работы (класс 3.2), распределением функций по степени сложности задания (3.1), характером выполняемой работы (3.1), нагрузкой на голосовой аппарат (3.1), степенью ответственности за безопасность других лиц (3.2), количеством конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену (3.1), фактической продолжительностью рабочего дня, которая у учителей начальных классов, русского языка и литературы и математики соответствует классу условий труда 3.2 вследствие большого количества тетрадей для проверки, у остальных учителей — классу 3.1.

По общей гигиенической оценке условия труда в большинстве основных и вспомогательных профессий стекольного производства отнесены к классам 3.1—3.2, за исключением литейщиков и кузнецов, у которых она на одну ступень выше (3.3). Труд учителей по общей гигиенической оценке соответствует классу 3.2.

Рабочие завода и учителя достоверно отличаются по степени удовлетворенности трудом: среди рабочих доля тех, кто удовлетворен или почти удовлетворен своей трудовой деятельностью, вдвое выше, чем среди учителей (р < 0,001). Индекс удовлетворенности трудом у работников ОАО «Салаватстекло» составляет 0,78, у учителей он крайне низок и составляет минус 0,17.

У рабочих завода в перечне факторов тревоги, нервозности или стресса на работе за последние 6 мес лидирует страх перед потерей работы (48 % опрошенных), далее идут факторы тревоги по поводу собственного здоровья

(19 %), влияния условий труда на здоровье (11 %) и несправедливого обращения (6 %); 16 % рабочих выбрало вариант ответа «ничего». Среди учителей лидирующим по значимости оказался ответ «моя работа изматывает меня нравственно» (89 % против 0; р < 0,001). Далее следуют ответы «работа изматывает меня физически», «слишком напряженная работа», «слишком много изменений в работе», «ненормированный труд» (76—63 %; во всех случаях р < 0,001). Потерять работу учителя не боятся и этим также достоверно отличаются от рабочих (р < 0,001).

Для рабочих в процессе труда не имеют практического значения проблемы дискриминации, сексуальных домогательств, межличностных отношений с сослуживцами и руководством, третирования (все менее 1 %). Для учителей эти вопросы существенно более значимы, их суммарная частота составляет 26 %.

Как рабочие, так и учителя убеждены в том, что их руководители мало знают о стрессе на работе и не прилагают усилий к его профилактике. Кроме того, учителя значительно чаще, чем рабочие, не уверены в справедливом к ним отношении и адекватной оплате труда.

Среди непроизводственных факторов тревоги у рабочих и учителей лидируют экономические проблемы, но с различным уровнем значимости (37 % против 68 %, р < 0,001); далее идут вопросы, связанные с будущим детей (18—22 %), социальной нестабильностью в обществе (15 — 18 %), внезапным ухудшением здоровья членов семьи (9—12 %). Кроме того, для учителей достоверно более значимыми являются развод или разрыв отношений (32 %, р < 0,001), переживание и страх одиночества (26 %, р < 0,001), тревога за будущее ребенка (22 %, р < 0,001) и некоторые другие. Мы полагаем, что некоторые непроизводственные факторы стресса у учителей тесно взаимосвязаны с особенностями их труда, что косвенно подтверждают различия в семейном положении учителей и рабочих: абсолютное большинство рабочих (86 %) на момент опроса состояли в браке, тогда как среди учителей этот показатель едва достигал 45 %; остальные были одиноки, разведены либо овдовели к моменту проведения исследований.

По вероятности обращения за советом по поводу стресса как производственного, так и непроизводственного характера наибольшим доверием как среди учителей, так и у работников завода пользуются супруги (25—53 %), другие члены семьи (24—48 %), а также сослуживцы (20—25 %) и друзья (15—20 %), которые

рассматриваются и как реальный источник помощи, в том числе экономический, хотя в этом ряду лидируют друзья (36,0—38 %). Практически нулевые шансы в этом отношении имеют непосредственные руководители, представители профсоюзных или иных общественных структур, а также врач, психолог, юрист, священник. Доля учителей, уверенных в том, что им не к кому обратиться за помощью, составила 38 % против 12,0 % у рабочих (р < 0,001), что свидетельствует как о растущей изолированности членов современного общества, так и, возможно, о высокой актуальности для учителей проблемы одиночества.

Проблемы здорового питания примерно равнозначны для учителей и рабочих стекольного производства. Улучшить питание, по их мнению, чаще всего мешает неумение приготовить здоровую пищу, отсутствие или недостаточный выбор продуктов на рынке и стоимость хорошей еды, которая стоит дорого. Среди вариантов ответов на вопрос, что бы они хотели сделать в будущем году, чтобы улучшить свое питание, лидировали ответы «есть больше овощей и фруктов», «сократить потребление нездоровой пищи быстрого приготовления», «научиться готовить здоровую пищу».

ЗВУТ у работников ОАО «Салаватстекло» к началу 90-х гг. была ниже среднего уровня по существовавшей в тот период градации и колебалась в пределах от 80 до 85 случаев и от 750 до 815 дней на 100 работающих. Десятилетие спустя число случаев нетрудоспособности возросло на 40 %, число дней — на 50 %. У учителей число случаев нетрудоспособности в 90-е гг. было на 60 — 70 %, а число дней — на 80—100 % выше, чем у работников стекольного производства; в 2003—2005 гг. число трудопо-терь по временной нетрудоспособности у учителей снизилось примерно в полтора раза.

В структуре ЗВУТ работников ОАО «Салаватстекло» в 90-е гг. на первом месте находились болезни органов дыхания, на втором — травмы, далее следовали болезни нервов, системы кровообращения и органов пищеварения, а за ними — костно-мышечной системы, кожи и прочие заболевания. В настоящее время в структуре ЗВУТ уменьшилась доля заболеваний органов дыхания и возросла доля травм, болезней нервной системы, костно-мышечной системы и системы кровообращения.

У учителей в 90-е гг. в структуре ЗВУТ помимо болезней органов дыхания превалировали болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы и органов пищеварения.

Данные о структуре ЗВУТ в 2000-е гг. отсутствуют.

При оценке состояния здоровья с использованием соматического опросника установлено, что он адекватно отражает основные проблемы, обусловленные здоровьем: ранжирование частоты жалоб на состояние отдельных органов и систем практически идентично таковому в структуре ЗВУТ, за исключением травм. По данным самооценки (анкетирования), среднее количество дней нетрудоспособности по болезни на одного опрошенного работника завода составило в предшествующем году три дня, по поводу производственного травматизма — один день. Учителя случаи травматизма не отметили, а среднее число дней нетрудоспособности у них по данным самооценки составило 5,8 дня на одного опрошенного.

Учителя достоверно чаще предъявляют жалобы на состояние здоровья, в структуре которых превалируют жалобы на боли в области сердца, неустойчивое артериальное давление, боли в спине, причем частота двух последних групп жалоб превышает таковую у рабочих стекольного производства соответственно в 3 и 4 раза.

Рабочие завода существенно выше оценивают свое здоровье по сравнению с учителями: среди них достоверно больше доля лиц, считающих свое здоровье «хорошим» (43 % против 22 %, р < 0,01) и достоверно меньше считающих его «плохим» (5 % против 26 %, р < 0,01). Еще выше уровень различий по частоте и глубине нарушений сна (р < 0,001), а также по частоте употребления обезболивающих, успокоительных препаратов и в целом медикаментов без рекомендации врача (во всех случаях р < 0,001). Рабочие считают, что они достаточно следят за свои здоровьем (средняя оценка 4,0 по 5-балльной шкале), тогда как учителя менее уверены в этом и оценили этот показатель на 3,2 балла.

Лишь единицы из опрошенных ответили, что они курят. Учитывая преобладание в выборках женщин, их возрастной состав и условия некрупного провинциального города, это можно признать вполне правдоподобным. Работницы ОАО «Салаватстекло» практически полностью отрицали употребление спиртных напитков, тогда как большинство учителей-женщин отметило, что они с разной степенью периодичности употребляют алкоголь.

В ответах на вопрос о том, что хотели бы они сделать, чтобы улучшить свое здоровье, учителя и рабочие различаются существенно менее, чем в показателях здоровья. Лишь по двум вариантам

ответов получены статистически достоверные различия: учителя чаще, чем рабочие, думают о том, чтобы научиться быть уверенным в себе (36 % против 13 %, р < 0,001), среди них выше доля тех, кто в ближайшем году мечтает сменить работу (35 % против 3 %, р < 0,001). Различия в частоте всех остальных вариантов ответов оказались статистически не достоверными.

В ы в о д ы. 1. Анализ субъективного восприятия и значимости для работника психосоциальных факторов производственной и непроизводственной природы существенно дополняет традиционную гигиеническую характеристику условий труда и позволяет более полно проанализировать причинно-следственные взаимозависимости в процессе формирования здоровья работников как в промышленности, так и особенно в непроизводственной сфере. Это дает основание рекомендовать обязательное проведение психосоциальных исследований в процессе оценки влияния условий труда на здоровье работников и уровня профессионального риска их здоровью. 2. В комплексе производственных психосоциальных факторов для рабочих наиболее значим страх потери работы, а для учителей — высокие трудовые нагрузки и межличностные отношения с руководством и в коллективе. в процессе труда у учителей высока вероятность формирования производственно обусловленных нарушений здоровья, ведущее место в структуре которых занимают симптомы болезней костно-мышечной и периферической нервной систем, а также психических расстройств и расстройств поведения в виде нейроциркуляторных дистоний, неврастений и неврозов. 3. По результатам исследований разработаны рекомендации, направленные на профилактику стресса на работе, которые включают гигиенические мероприятия по снижению интенсивности факторов производственной среды и трудового процесса; организационные, предусматривающие обучение руководителей и персонала организаций по вопросам значимости стресса на работе; индивидуальные и групповые тренинги, способствующие усилению индивидуальной устойчивости к стрессу и приобретению навыков управления своим эмоциональным состоянием и умения лучше справляться со стрессовыми ситуациями как на работе, так и вне ее.

Поступила 21.03.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.