Научная статья на тему 'ТРУД И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТРУД И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА ТРУДА / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанов Е. Г., Фасиков Р. М., Диденко Н. А., Акимова В. С., Ишмухаметов И. Б.

Проанализированы производственные и непроизводственные психосоциальные факторы учителей общеобразовательных школ. Оценено их здоровье по показателям самооценки и результатам углубленных осмотров, проведенных при диспансеризации работающего населения. Показано, что наиболее значимым вредным фактором трудового процесса учителей является напряженность труда: около 80 % опрошенных учителей считают, что труд изматывает их физически, и почти 90 % полагают, что труд изматывает их нравственно. Высокая распространенность общих неинфекционных заболеваний и жалоб на состояние здоровья требует проведения для учителей регулярных периодических медицинских осмотров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанов Е. Г., Фасиков Р. М., Диденко Н. А., Акимова В. С., Ишмухаметов И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK AND HEALTH OF COMPREHENSIVE SCHOOL TEACHERS NOWADAYS

The authors analyzed occupaitional and non-occupational psycho-social factors for comprehensive school teachers, evaluated their health state according to self-estimation and to thorough medical examinations conducted in prophylactic examinations. Findings are that the major working hazard for the teachers is work intensity: about 80% of the teachers consider the work physically exhausting and nearly 90% assume the work exhausting morally. High prevalence of general non-infectious diseases and health state complaints necessitates regular periodic medical examinations for teachers.

Текст научной работы на тему «ТРУД И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 613.62:371.124

Е.Г. Степанов, Р.М. Фасиков,* Н.А. Диденко,** В.С. Акимова,** И.Б. Ишмухаметов***

ТРУД И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ГОУ ВПО Уфимская государственная Академия экономики и сервиса, *Филиал ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан в гг. Салават, Ишимбай и Ишимбайском районе;

***МУ Городская больница 2 г. Салават; ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая

академия», г. Стерлитамак

Проанализированы производственные и непроизводственные психосоциальные факторы учителей общеобразовательных школ. Оценено их здоровье по показателям самооценки и результатам углубленных осмотров, проведенных при диспансеризации работающего населения. Показано, что наиболее значимым вредным фактором трудового процесса учителей является напряженность труда: около 80 % опрошенных учителей считают, что труд изматывает их физически, и почти 90 % полагают, что труд изматывает их нравственно. Высокая распространенность общих неинфекционных заболеваний и жалоб на состояние здоровья требует проведения для учителей регулярных периодических медицинских осмотров.

Ключевые слова: медицина труда, психосоциальные факторы, учителя общеобразовательных школ.

E.G. Stepanov, R.M. Fasikov, N.A. Didenko, V.S. Akimova, I.B. Ishmoukhametov. Work and health of comprehensive school teachers nowadays. The authors analyzed occupaitional and non-occupational psycho-social factors for comprehensive school teachers, evaluated their health state according to self-estimation and to thorough medical examinations conducted in prophylactic examinations. Findings are that the major working hazard for the teachers is work intensity: about 80% of the teachers consider the work physically exhausting and nearly 90% assume the work exhausting morally. High prevalence of general non-infectious diseases and health state complaints necessitates regular periodic medical examinations for teachers.

Key words: occupational medicine, psycho-social factors, comprehensive school teachers.

Рассмотрению вопросов, связанных с негативными тенденциями формирования здоровья трудоспособного населения, посвящено значительное количество отечественных исследований. Однако в большинстве из них авторы рассматривают, прежде всего, показатели здоровья рабочих промышленных предприятий и транспорта [3, 4, 6], тогда как особенностям формирования здоровья работников непроизводственной сферы уделяется существенно меньше внимания [1].

В то же время именно в этих видах экономической деятельности наиболее значимы психосоциальные факторы трудового процесса, обусловленные коммуникативной составляющей большинства профессий, а также неоднозначностью проблем взаимоотношений работника, работодателя, общества и государства в современных условиях России [9].

Целью настоящей работы является анализ и оценка состояния здоровья учителей общеобразовательных школ на примере г. Салавата с

использованием как объективных, так и субъективных методов исследования.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Для

анализа психосоциальных факторов использована анкета, разработанная экспертами ВОЗ для европейской модели «Здоровье на рабочем месте», в которой учтены основные психосоциальные обстоятельства, предусмотренные МКБ-10 в качестве потенциально опасных для здоровья [2, 7, 9]. Анкетированием охвачен 171 учитель общеобразовательных школ г. Салавата Республики Башкортостан (РБ), среди которых 90,1 % (154 человека) были представлены женщинами. Средний возраст опрошенных составил 41,0 ± 9,9, средний стаж работы по специальности

— 16,5 ± 2,8 года. Из общего числа опрошенных учителей 85,0 % имели высшее, 15,0 %

— среднее специальное образование. Для количественной оценки показателей с использованием 4-балльной шкалы использован интегральный показатель, изменяющийся от минус единицы до

единицы и рассчитываемый по формуле:

1п = [(а-а) + (Ь-с)/2]/Ч

где а — число опрошенных, давших положительную оценку признаку; Ь — оценку «скорее положительно, чем отрицательно»; с — «скорее отрицательно, чем положительно»; d — отрицательную оценку; N — число ответивших на вопрос. Если ответ выбирало не более 25 % опрошенных, считали, что соответствующий фактор имеет низкое значение; от 26 до 50 % — среднее, от 51 до 75 % — высокое и свыше 75 % — очень высокое значение для лиц данной выборки.

Состояние здоровья учителей проанализировано по результатам самооценки с использованием соматического опросника [9], а также по материалам дополнительной диспансеризации (ДД) работников бюджетной сферы, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоц-развития России от 20 февраля 2008 г. № 80н «О проведении в 2008— 2009 гг. ДД работающих граждан», которую можно рассматривать в аспекте медицины труда, поскольку она касается работающего населения [5].

Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Наиболее значимым фактором трудового процесса учителей является повышенная напряженность труда, которая определяется содержанием работы (класс 3.2 по Р 2.2.2006 — 05 [8]), распределением функций по степени сложности задания (3.1), характером выполняемой работы (3.1), нагрузкой на голосовой аппарат (3.1), степенью ответственности за безопасность других лиц (3.2), количеством конфликтных ситуаций за смену, обусловленных профессиональной деятельностью (3.1), фактической продолжительностью рабочего дня. В целом напряженность труда учителей начальных классов, русского языка и литературы и математики соответствует классу 3.2 вследствие большого количества тетрадей для проверки, у остальных учителей — классу 3.1. Общая оценка условий труда учителей укладывается в параметры класса 3.2.

В перечне факторов тревоги, нервозности или стресса на работе за последние 6 мес для учителей лидирующим на уровне очень высокой значимости оказался ответ «моя работа изматывает меня нравственно» (89 %). Далее следуют ответы «работа изматывает меня физически», «слишком напряженная работа», «слишком много изменений в работе», «ненормированный труд» (высокий уровень значимости: 63 — 76 %). Потерять работу учителя не боятся, чем

существенно отличаются от большинства работников других видов экономической деятельности в период экономического кризиса.

Суммарный уровень значимости для учителей проблем дискриминации, сексуальных домогательств, напряженности межличностных отношений с сослуживцами и руководством, третирования находится на границе низкого и среднего уровня значимости (26 % положительных ответов), что, по нашему мнению, может свидетельствовать о неблагоприятном психологическом микроклимате в школьных коллективах и необходимости анализа и учета этих факторов производственного стресса в процессе гигиенических исследований. (Заметим, что для промышленных рабочих этот показатель, как правило, не превышает 1 %).

Учителя убеждены в том, что их непосредственные руководители мало знают о стрессе на работе и не прилагают усилий к его профилактике. Кроме того, они часто не уверены в справедливом к ним отношении и адекватной оплате труда.

Самостоятельный интерес, на наш взгляд, представляет вопрос «Как бы Вы поступили, если бы Ваш непосредственный руководитель приказал Вам сделать то, что Вы считаете опасным для здоровья и жизни?». Две трети учителей внутренне безоговорочно готовы сделать все, что прикажет руководитель, не заботясь о собственной безопасности.

Анкета содержала вопрос, который раскрывает степень доверия человека к его ближайшему окружению. Анализ показал, что по поводу конфликтных ситуаций на работе 27 % учителей не обращается ни к кому, 30—35 % обсуждают их с супругами, 15 —18 % — с другими членами семьи, 20—24 % — с друзьями, 10—15 % — с сослуживцами. Нулевые шансы здесь имеют представители специализированных профессиональных, производственных или общественных структур, в том числе врач, психолог, юрист, священник, профсоюзный деятель.

В комплексе бытовых факторов стресса помимо высокой значимости экономических вопросов, которые типичны для большинства учителей, значимыми оказались такие варианты, как развод или разрыв отношений (32,0 %), переживание и страх одиночества (26,2 %), тревога за будущее ребенка (22,0 %) и некоторые другие. Однако ни один из названных факторов не мог сравниться по уровню значимости с факторами стресса на работе.

Анализ результатов самооценки здоровья с использованием соматического опросника пока-

зал, что в среднем на одного учителя приходится 5,3 жалобы, и лишь 3 % учителей, преимущественно молодого возраста, не имеют жалоб на стояние здоровья,

На наличие болевых и других неприятных ощущений (давления или тяжести за грудиной) в области сердца жаловались все учителя (100 %), причем две трети из них связывали эти боли с эмоциональным напряжением. У половины всех, жаловавшихся на боли за грудиной, они появлялись не реже одного раза в неделю и не исчезали в течение 10 мин, однако никто из них по этому поводу не обращался к врачу и не принимал каких-либо мер; 40 % учителей жаловались на стойкое повышение артериального давления, а 20 % отметили, что они вынуждены обращаться в скорую помощь по поводу высокого давления. Все это позволило сформировать группу лиц с признаками заболеваний системы кровообращения, в которую вошло 87 % опрошенных учителей.

Чрезвычайно частыми (второе место по частоте) были жалобы на головную боль, которые предъявляли 80 % всех опрошенных, причем у 30 % из них она появлялась не реже одного раза в неделю, а у 60 % сопровождалась головокружением и повышением, либо понижением артериального давления. Три четверти учителей жаловались на те или иные нарушения сна (трудности засыпания, ночные пробуждения, неглубокий, поверхностный сон, не приносящий удовлетворения и отдыха).

Треть опрошенных отметили у себя умеренное снижение памяти либо работоспособности, а еще треть — того и другого одновременно. Исходя из подобных жалоб была сформирована группа учителей с признаками нейроциркуляторной дистонии, то есть с повышенной вероятностью формирования психических расстройств и расстройств поведения, в которую вошло 62 % опрошенных.

Чрезвычайно частыми были жалобы на боли в спине и конечностях: наличие у них постоянных либо периодических болей в шее, спине, пояснице, руках или ногах, а также — утомляемость, тяжесть или другой дискомфорт в тех же участках тела отметили 87 % учителей. В 40 % случаев были отмечены нарушения сна, обусловленные этими болями. Из работников с этим видом жалоб была сформирована группа лиц с признаками заболеваний периферической нервной системы, суммарная доля которых составила 43,4 %.

Жалобы, обусловленные состоянием органов дыхания (периодический влажный кашель

с мокротой в холодное время года, особенно при выходе на улицу из теплого помещения или наоборот), выявлены у 40 % опрошенных. Наличие тех или иных нарушений со стороны органов пищеварения и болей в области живота отмечалось у 80,0—90,0 % опрошенных.

Сравнительный анализ полученных данных с результатами аналогичной самооценки здоровья рабочими стекольного производства показал, что учителя достоверно чаще (р < 0,001) по сравнению с рабочими жалуются на различные нарушения здоровья, в том числе, длительные и глубокие нарушения сна, и достоверно чаще (р < 0,001) пользуются обезболивающими, успокоительными и снотворными препаратами, в том числе, без рекомендаций врача. У них в четыре раза чаще, чем у рабочих стекольного производства, формируются симптомы заболеваний периферической нервной и костно-мышечной систем (р < 0,001) и в три раза чаще — симптомы психических расстройств и расстройств поведения (нейроциркуляторная дистония, неврастения, невроз и др.).

В целом анализ результатов самооценки здоровья с использованием соматического опросника позволяет заключить, что среди учителей высок риск формирования болезней системы кровообращения, психических расстройств и расстройств поведения (нейроциркуляторная дистония, неврастения, невроз и др.), а также болезней периферической нервной системы. Последние по современным представлениям во многих случаях могут рассматриваться как «боли в спине», которые многими авторами трактуются как основная часть симптомоком-плекса, именуемого синдромом хронической усталости [10].

По результатам анализа материалов ДД установлено, что из обследованных учителей г. Салавата к I диспансерной группе (практически здоровые работники) отнесено лишь немногим более четверти учителей — 26 %. Лица с нарушением адаптационных механизмов и повышенным риском развития заболеваний (II диспансерная группа) составили 31 %, а учителя, нуждающиеся в лечении в амбулаторно-поликлинических условиях (III группа), — 42 %. Около 1,0 % учителей отнесено к IV и V диспансерным группам как нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара, в том числе, в высокотехнологичной медицинской помощи.

Различные хронические неинфекционные заболевания впервые выявлены в процессе ДД с частотой 77,2 на 100 осмотренных.

В структуре впервые выявленной патологии первое место у педагогов занимают болезни системы кровообращения (класс IX, нозологии 100 — 199 по МКБ-10) [2], на долю которых приходится 24,1 % от общего количества всех заболеваний, выявленных в процессе дополнительной диспансеризации, причем около половины (46,7 %) из них представлено болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением (110 —113).

Далее, при доле 18,1 %, следуют болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (класс IV, Е00 — Е90). На третьем месте (8,8 %) находятся болезни глаза и его придаточного аппарата (класс VII, Н00— Н59), среди которых около 70 % занимает миопия (Н52.1). Следующее место в ранговом ряду принадлежит болезням нервной системы (класс VI, С00—099), на которые приходится 8,6 %. Относительно высокий уровень впервые выявленных болезней, характеризующихся повышенным артериальным давлением, а также миопии, может рассматриваться как отличительная особенность групповых показателей здоровья учителей.

Таким образом, полученные результаты показали, что психосоциальные факторы являются значимыми для здоровья работников образовательных учреждений, что обусловливает необходимость их анализа в процессе социально-гигиенического мониторинга.

Наиболее значимым вредным фактором трудового процесса учителей является напряженность труда, максимальная общая оценка которой соответствует классу 3.2. Однако субъективное восприятие характера трудового процесса учителями свидетельствует о значительно более высоком фактическом уровне напряженности: около 80 % опрошенных учителей считают, что труд изматывает их физически, и почти 90 % полагают, что труд изматывает их нравственно.

Статистически значимые различия в распространенности указанных нарушений здоровья среди учителей по сравнению с промышленными

рабочими позволяет рассматривать их как признаки вероятности формирования у них профессионально обусловленной патологии. Высокая доля впервые выявленных заболеваний в процессе ДД свидетельствует о нерегулярной обращаемости учителей за медицинской помощью и отсутствии плановых полноценных периодических медицинских осмотров в соответствии с медицинскими регламентами, принятыми для работников, занятых во вредных и/или опасных условиях труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амиров Н.Х. // Бюл. научного совета «Медико-экологические проблемы здоровья работающих». 2005.

№ 2. С. 30—31.

2. Барански Б. Сближение нормативной правовой базы по охране труда и безопасности (EuropeAid/119764/C/ SV/RU). Изменение концепции «Охрана здоровья и безопасности на рабочем месте» и ее влияние на стратегию Европейского Союза в области охраны здоровья и безопасности. М., 2006.

3 Беляев Е.Н. // Бюл. научного совета «Медико-экологические проблемы здоровья работающих». 2005.

№ 1. С. 2— 6.

4. Захаренков В.В. // Там же. 2004. № 3. С. 15—19.

5. Измеров Н.Ф. // Мед. труда. 2007. № 12. С. 4—8.

6. Кузьмин С.В. // Там же. 2004. № 9. С. 5—8.

7. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: 10-й пер.

Женева: ВОЗ, 1995.

8. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Р. 2.2.2006—05 / Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. М.,

2005.

9. Симонова Н.И. // Мед. труда. 2008. № 6. С. 41—47.

10. Froneberg B. // Бюл. научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. № 4. С.

14—21.

Поступила 19.02.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.