и fuimilol(iqo)
Ш1Ж No 1 (iqo)
2E
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ САМООЦЕНКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
E.H. Илькаева1, Р.М.Такаев2, Е.Г.Степанов1, P.M. Фасиков1, Г.С. Степанова3
'ГУ НИИ медицины труда РАМН, г. Москва; 2Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 'Городская больница № 1, г. Салават
В мире повышается роль сферы услуг. Из ряда факторов, влияющих на здоровье работающих, все большее внимание уделяют психологическим проблемам. Найдены новые связи между профессиональным напряжением в процессе работы и сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями [1,2].
Около 18 % всех проблем со здоровьем работающего населения приходится на стресс, депрессию и беспокойство [10].
Рост психосоциальных проблем становится новым вызовом в системе охраны здоровья и безопасности на рабочем месте, особенно социально значимых профессий — учителей, социальных работников, работников дошкольных учреждений.
В настоящее время сложилось определенное несоответствие социальной роли учителя и его реального положения в обществе. С одной стороны, в современном обществе возрастает значение труда учителя, а с другой — его сложности и противоречия способствуют постоянному высокому нервно-психическому и эмоциональному напряжению педагогов, что, в свою очередь, негативно отражается на состоянии здоровья учителей.
Целью настоящих исследований является комплексная оценка состояния здоровья учителей по результатам дополнительной диспансеризации, выполненной в рамках Наци-
онального проекта «Здоровье» в 2007 г. и данным самооценки на основе соматического опросника.
Материалы и методы. Дополнительная диспансеризация работников сферы просвещения г. Салавата Республики Башкортостан (РБ) была выполнена на базе городских больниц № 1 и 2 г. Салавата в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2007 г. № 47 «О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Всего в 2006—2007 гг. было осмотрено 2 630 человек. В проведении осмотра принимали участие терапевт, невролог, офтальмолог, хирург, эндокринолог, уролог, гинеколог (для женщин).
Учитывая, что до 2008 г. в выходные формы дополнительной диспансеризации включались данные только о впервые выявленных заболеваниях, что не позволяло судить об уровне распространенности болезней, одновременно был проведен опрос 171 работника нескольких общеобразовательных школ г. Салавата с целью получения данных по самооценке здоровья с использованием соматического опросника, позволяющего выделять и ранжировать на основе
2С ЗТЬ&О ШМ На 1 (140)
жалоб респондента симптомы и синдромы основных неинфекционных заболеваний [5].
Для полуколичественной самооценки здоровья для тех же респондентов использовали данные социально-гигиенического исследования, в котором их просили оценить здоровье по пятибалльной шкале (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое и очень плохое).
Результаты и их обсуждение. В результате проведения дополнительной диспансеризации установлено, что практически здоровые работники образования (I группа диспансерного наблюдения) составляют от 24,5 % в 2006 г. до 30,7 % в 2007 г., что соответствует доле 28,1 % в среднем за два года диспансеризации.
У всех остальных осмотренных было впервые выявлено, по меньшей мере, по одному какому-либо хроническому заболеванию, суммарная средняя распространенность которых по группе в целом за два года составила 80,7 случая на 100 осмотренных.
Ведущее место в структуре заболеваемости по результатам диспансеризации занимают болезни системы кровообращения, на долю которых приходится 22,3 %, причем лидируют в этой нозологической группе болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, которые занимают 36,8 %, атакже варикозное расширение вен нижних конечностей, занимающее 32,0 %. Доля впервые выявленной ишемической болезни сердца не превышает 5,0 %, а средняя частота всех впервые выявленных болезней системы кровообращения составляет 18,0 случаев на 100 осмотренных.
Второе место в структуре заболеваемости учителей (15,2 %) занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, среди которых чаще всего встречается диффузное увеличение щитовидной железы, обусловленное йоддефицитной провинцией. Значимое место в данной группе болезней принадлежит также ожирению различной степени выраженности.
На третьем месте (13,3 %) в структуре впервые выявленных заболеваний находятся болезни нервной системы, представленные преимущественно радикулопатиями и дорсалгиями, а на четвертом (11,5 %) — болезни крови и кроветворных органов, прежде всего анемии, которые выявлены как сопутствующее заболевание практически у каждого учителя с болезнями системы кровообращения.
Четыре следующих нозологических группы: болезни органов пищеварения, глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной си-
стемы, атакже прочие синдромы и отклонения от нормы — занимают в структуре примерно равные доли от 7,0 до 8,5 %, на долю болезней мочеполовой системы приходится около 6,0 %, а остальные группы занимают в структуре менее 2,0 %.
В целом по результатам диспансеризации установлено, что каждый пятый из осмотренных педагогов (20,7 %) имел те или иные нарушения адаптационных механизмов и повышенный риск развития заболеваний. Это явилось основанием для отнесения их ко II группе диспансеризации, а лица, нуждающиеся в лечении в ам-булаторно-поликлинических условиях (III группа) составили 41,2 %. Педагогов, отнесенных к IV и V группам, т. е. нуждающиеся в дополнительном обследовании и высококвалифицированной медицинской помощи, было сравнительно немного — 0,6 и 0,1 % соответственно.
Таким образом, в результате дополнительной диспансеризации установлено, что две трети учителей общеобразовательных школ по различным причинам своевременно не обращаются за медицинской помощью, вследствие чего у них в ходе диспансеризации впервые выявляются многие хронические заболевания и, прежде всего, болезни системы кровообращения.
Поскольку первоначально в процессе диспансеризации не была предусмотрена регистрация уже диагностированных у работника заболеваний, не представлялось возможным проанализировать их общую распространенность среди педагогов, поэтому была предпринята попытка дополнительно оценить состояние здоровья методом самооценки.
Анализ результатов самооценки показал, что лишь 3 % учителей (5 человек), преимущественно молодого возраста не предъявляли значимых жалоб на стояние здоровья, а в среднем на одного учителя приходилось 5,3 жалобы.
На наличие болевых и других неприятных ощущений (давления или тяжести за грудиной) в области сердца жаловалось все учителя (100 %), причем две трети из них связывали эти боли с эмоциональным напряжением. У половины всех, жаловавшихся на боли за грудиной, они появлялись не реже одного раза в неделю и не исчезали в течение 10 минут, однако никто из них по этому поводу не обращался к врачу и не принимал каких-либо мер. 40 % учителей испытывали одышку при умеренной нагрузке (начиная со второго-третьего этажей при подъеме на лестницу).
Жалобы на боли в суставах и их припухлость были характерны для каждого пятого учите-
№№Ш (140)
27
ля (20 %), еще столь же опрошенных жаловалось на отеки на ногах или лице и еще 10 % — на чувство тяжести, распирания в ногах при ходьбе. Жалобы на стойкое повышение артериального давления предъявляло 40 % учителей, а 20 % отметили, что они вынуждены обращаться в скорую помощь по поводу высокого давления. Все это позволило сформировать группу лиц с признаками заболеваний системы кровообращения, в которую вошли 87 % опрошенных учителей.
Чрезвычайно частыми у учителей (второе место по частоте) были жалобы на головную боль, которые предъявляли 80 % всех опрошенных, причем у 30 % из них она появлялась не реже одного раза в неделю, а у 60 % сопровождалась головокружением и повышением, либо понижением артериального давления. Большинство учителей (70 %) жаловалось на те или иные нарушения сна (трудности засыпания, ночные пробуждения, неглубокий, поверхностный сон, не приносящий удовлетворения и отдыха). Треть опрошенных отметила у себя умеренное снижение памяти, либо работоспособности, а еще треть — и то и другое одновременно.
По результатам анализа совокупности жалоб на головную боль, нестабильное артериальное давление, головокружения, нарушения сна, снижение работоспособности и боли в спине была сформирована группа учителей с признаками нейроциркуляторной дистонии, т. е. с повышенной вероятностью формирования психических расстройств и расстройств поведения, в которую вошло 62 % от общего числа опрошенных.
Чрезвычайно частыми были жалобы на боли в спине и конечностях: наличие у них постоянных либо периодических болей в шее, спине, пояснице, руках или ногах и столь же — утомляемость, тяжесть, неловкость или другой дискомфорт в тех же участках тела отметило 87 % учителей. В 40 % случаев у них были отмечены нарушения сна, обусловленные этими болями, и половина из них, по меньшей мере один раз имела временную нетрудоспособность по поводу указанных болей, причем 20 % — в течение последнего года. Из педагогов с этим видом жалоб была сформирована группа лиц с признаками заболеваний периферической нервной системы, доля которых составила 43,4 %.
Распространенность жалоб, обусловленных состоянием органов дыхания, достигала 40 % опрошенных. Преимущественно это были жалобы на периодический влажный кашель с мокро-
той в холодное время года, особенно при выходе на улицу из теплого помещения или наоборот.
Наличие тех или иных диспептических нарушений и болей в области живота было характерно для 80 % учителей.
В целом, анализ результатов самооценки здоровья с использованием соматического опросника позволяет заключить, что они практически совпадают с данными дополнительной диспансеризации. Среди учителей высок риск формирования болезней сердечно-сосудистой системы (гипертонические состояния, варикозное расширение вен), психических расстройств и расстройств поведения (не й р о ц и р к ул я то р н а я дистония, неврастения, невроз и др.), а также болезней периферической нервной системы. Последние, по современным представлениям, могут рассматриваться как «боли в спине», которые многими авторами трактуются как основная часть симптомокомплекса, именуемого синдромом хронической усталости, что хорошо согласуется с высоким риском развития у учителей как гипертензивных состояний, так и расстройств поведения [8].
Проведенные нами ранее исследования свидетельствуют, что по показателям напряженности трудового процесса, труд учителя соответствует классу условий труда 3.2 согласно Р 2.2.2006—05 [7] и складывается из показателей повышенных интеллектуальных эмоциональных и сенсорных нагрузок, а также и режима работы. Это вполне согласуется с уровнем и структурой заболеваемости и жалоб учителей как по объективным данным, так и по материалам самооценки. Учитывая высокую распространенность среди учителей болезней системы кровообращения, по-видимому необходимо ставить вопрос о признании большей их части профессионально обусловленными. Однако окончательное решение по данному вопросу может быть принято лишь после проведения специальных исследований по оценке профессионального риска для здоровья учителей в процессе их трудовой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барански Б. Изменение концепции «Охрана здоровья и безопасности на рабочем месте» и ее влияние на стратегию Европейского союза в области охрана здоровья и безопасности //Бюллетень научного совета. Медико-экологические проблемы работающих. 2006. №3. С. 2-13.
20
имш (loo)
2. Бобко Н.А. Суточный паттерн показателей сердечно-сосудистой системы у операторов круглосуточного производства //Медицина труда и промышленная экология. 2006. №9. С. 31-36.
3. Величковский Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье //Бюллетень научного совета Медико-экологичес-кие проблемы здоровья работающих. 2005. № 2. С. 9-19.
4. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: 10-й пересмотр. Женева: ВОЗ, 1995. Т. 2.-180 с.
5. Нафиков Р. Г. Методы оценки профессионального стресса в условиях нефтехимического производства и их значимость в диагностике профессиональных и производственно обусловленных заболеваний //Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов. Ростов-на-Дону, 3 октября — 5 октября 2006 г. Ростов-на-Дону: «Полиграфист», 2006. С. 312—313.
6. РечаповаТ.М., ПутинцеваТЯ. Развитие психоэмоциональной составляющей здоровья педагогов в условиях Тюменского педколлед-жа№ 1 //Профессия и здоровье: Материалы V Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 30 октября — 2 ноября 2006 г. М.: Дельта, 2006. С. 639-641.
7. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006—05 //Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. Вып. 3 (21). С. 3-144.
8. Симонова Н.И. Концептуальная модель управления здоровьем, охраной труда и окружающей средой на рабочем месте на примере НГДУ «Южарланнефть» АНК «Баш-нефть» //Международное рабочее совещание по проблеме управления здоровьем, окружающей средой и безопасностью в условиях производства, г. Уфа, 13—16 октября 2002 г. Материалы совещания. Уфа, 2002. С. 37 - 58.
9. Смагулов Н.К., Кыстаубаева З.Т., Гаголи-на C.B. Оценка напряженности труда учителей общеобразовательных школ //Профессия и здоровье: Материалы V Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 30 октября — 2 ноября 2006 г. М.: Дельта, 2006. С. 276-277.
10. Froneberg В. Old and new problems in occupational health-challenges to jccupational safety and health from the global market economy and demographic change //Бюллетень Научного Совета Медико-экологичес-кие проблемы работающих. 2005. № 4. С. 14-21.
mm. Hoi (iQo) зя*в0 2Q