7. Минздрав РФ разработал новые нормативы для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарствах. МИЦ Известия; 18 октября 2016. Available at: https://iz.ru/author/nataliia-berishvili
References
1. Konstituciya RossijskojFederacii: ofic. tekst. Moskva: Infra-M, 2012.
2. Konvenciya o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod: ot 4 noyabr. 1950 g.: (s izm. ot 21 okt. 1970 g.; 20 dek. 1971 g.; 1 yanv., 6 noyab. 1990 g., 11 maya 1994 g.). Prava cheloveka: uchebnik. A.N. Golovastikova, L.Yu. Grudcina. Moskva, 2008: 349 - 365.
3. Konvenciya o pravah rebenka: Konvenciya OON: [prinyata rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 goda: vstupila v silu 2 sentyabrya 1990 goda, 44/25]. Moskva, 2011.
4. Pravitel'stvo predlozhilo sokratit' rashody na zdravoohranenie v 2017 godu. Delovoj zhurnal Vademecum. 09.10.2017. [email protected]
5. O federal'nom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov. Zakonoproekt №274618-7 Available at: https://vademec.ru/ news/2017/10/09/pravitelstvo-predlozhilo-sokratit-raskhody-na-zdravookhranenie-v-2017-godu/
6. O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyh veschestvah. Federal'nyj zakon ot 31.12.2014 № 501-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon». Konsul'tantPlyus.
7. Minzdrav RF razrabotal novye normativy dlya rascheta potrebnosti v narkoticheskih i psihotropnyh lekarstvah. MIC Izvestiya; 18 oktyabrya 2016. Available at: https://iz.ru/author/nataliia-berishvili
Статья поступила в редакцию 27.11.17
УДК 159.9
Zhu Mingdi, MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOSOCIAL PROBLEM OF LONG-SEPARATION FROM PARENTS OF ADOLESCENTS IN CHINA. In the article a problem of long-separation from parents of adolescents is considered. The concept and features of adolescence, risk factors in the adolescent period, deprivation and long separation from parents in China are revealed. On the basis of the previous research, the author proposes to identify adolescents who are in long-termed separation from their parents, gives defines them, formulates the main psychological features of these adolescents and the reasons for the emergence of social problems. It is shown that the problem of long-separation of adolescents from parents has acquired a special urgency in China, but it has not been sufficiently studied yet. Key words: adolescence, risk factor, long separation.
Чжу Минди, магистрант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛИТЕЛЬНОЙ РАЗЛУКИ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ В КИТАЕ
В статье рассматривается проблема длительной разлуки подростков с родителями. Раскрываются понятия и особенности подросткового возраста, факторы риска в подростковом периоде, депривация и длительная разлука с родителями в Китае. На основе предыдущего исследования автором предлагается выделить подростков в длительной разлуке с родителями. В статье даётся определение этой группы подростков, формулируются основные психологические особенности этих подростков и анализ причины возникновения социальной проблемы. Показано, что проблема длительной разлуки недостаточно изучена.
Ключевые слова: подростковый возраст, фактор риска, длительная разлука.
Подростковый возраст - очень важный и сложный период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Г. Стэнли Холл StanleyHall) был первым психологом, который исследовал психику подросткового возраста как отрасль психологической науки и использовал научные методы в исследовании этой проблемы. Он определил, что подростковый период начинается примерно в 12 - 13 лет во время полового созревания и заканчивается к 22 - 25 годам. Холл описал подростковый возраст как период «бури и натиска», «абсолютной путаницы, шторма и стресса». В подростке уживаются две личности, чувствительность и нежность в нём сочетается с черствостью и жестокостью. По словам Холла, на этой стадии развития есть также стремление к идеалу и авторитету [1, с. 15].
Э. Эриксон (ЕпкЕ^оп) рассматривает подростковый возраст как период Эго. Эго - это тот аспект личности, который имеет дело с реальностью, это период нахождения себя, или период самоопределения. Эриксон считает, что только благодаря достижению эго-идентичности у подростка может появиться «взрослая зрелость», и он может достичь любви, установить глубокую дружбу и добиться личного самоотречения, не опасаясь потери эго-идентичности. Если подросток не справится с поиском идентичности, он испытает неуверенность в себе, разброс и путаницу ролей; такой подросток может заняться саморазрушительной односторонней деятельностью.
Западные учёные обычно считают, что подростковый возраст начинается с наступлением полового созревания, а заканчивается при достижении зрелого возраста. Всемирная организация здравоохранения определяет возрастной диапазон подростков от 10 до 19 лет.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об
окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
В результате исследования В.В. Гроховского было выявлено, что в школе дезадаптация у подростков встречается в 18 - 20%. Эти данные в три раза выше по сравнению с данными в младших классах. В старших классах ситуация стабилизируется [2, с. 28].
Подростковый возраст является переходом от детства к взрослости. В этот период все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. В этот период подростки не только испытывают внутренние изменения в организме, но и подвергаются психологическим изменениям. Вслед за этими изменениями появляется неустойчивость. Подростки также будут сталкиваться с различными кризисами.
Л.И. Божович отмечает, что подростки переживают быстрое физическое и психическое развитие, поэтому они испытывают неудовлетворенность потребностей, влечений и желаний в силу недостаточной социальной зрелости [3, с.102].
Г.М. Андреева писала, что традиционно кризис идентичности определяется как особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность [4, с. 2].
Кроме кризиса идентичности существуют и внешние кризисы - неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов и другие. Но прежде чем говорить о факторах риска семейных кризисов, необходимо рассмотреть, каково значение семьи в развитии личности подростка.
Семья является важнейшим условием нормального развития ребёнка. Сегодняшние семьи могут принимать разные фор-
мы: с обоими родителями, с родителями-одиночками, с приемными родителями. По данным многих исследований, независимо от формы семьи сильное чувство привязанности и близости к семье связано с улучшением эмоционального развития ребёнка, улучшением успеваемости в школе и участием в меньшем числе мероприятий с высоким риском, например, употреблением наркотиков.
В 2006 году в ходе исследования и анализа 246 семей профессора P.T. Davies, M.L. Sturge-Apple, M.A. Winter, E.M. Cummings и D. Farrell пришли к выводу, что, когда дети поступают в школу, семьи могут быть для них опорой и ресурсом или источником стресса, отчуждения и неадекватного поведения. Исследование этих ученых показывает, чтохолодная и контролирующая семейная среда связана с постоянными трудностями для детей в первые три года школы - от агрессивного и разрушительного поведения до депрессии и отчуждения [5, с. 233].
При изучении типичных кризисных ситуаций жизни, переживаемых подростками 11 - 15 лет (в исследовании приняли участие 356 российских подростков), Е.Н. Туманова выявила 18 ситуаций, воспринимаемых подростками как безвыходные, вызывающие сильное волнение, нервно-психическое напряжение, справиться с которыми самостоятельно крайне тяжело. Среди них была группа кризисных ситуаций семейной жизни, а именно, ссоры в семье, развод родителей, разлука с родителями [6, с. 60].
Большинство современных специалистов признают, что воздействие на одного члена семьи влияет на других. Следовательно, неблагоприятные события, происходящие в семье, как правило, становятся причинами проблем и трудностей у подростков.
Разные учёные выделяют различные группы факторов риска нарушения нормальной жизни семьи. В 1950-х годах Эрнст Уотсон Бёрджесс в своей книге «Семья» выдвинул 6 факторов, которые могут стать причиной семейного кризиса: а) отклонения от ожиданий; б) позор на семью (например, инцест); в) экономическая депрессия; г) смерть; д) развод; е) длительная разлука с членами семьи. По его словам, последние три фактора наносят серьезный удар по членам семьи [7, с. 210].
Было проведено много подобных исследований о влиянии на семью смерти и развода, но длительная разлука с членами семьи еще не получила достаточного изучения, несмотря на важность этого фактора. Как уже упоминалось ранее, в период «абсолютной путаницы, шторма и стресса» подростки должны делать выбор, чтобы определить свой жизненный путь и идентичность. Длительная разлука с членами семьи становится негативным фактором, который может быть источником стресса, отчуждения и неадекватного поведения подростков.
Кроме Эрнста Бёрджесса, проблемой длительной разлуки с членами семьи занимались также Р. Шпиц, Дж. Боулби, Й. Лангмейер и З. Матейчек. Эти учёные сосредоточились на проблеме депривации.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» дается определение термина «депривация». Указывается, что в русский язык слово «депривация» пришло из английского -deprivation - и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».
Авторы книги «Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы» А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, - отделение, имеющее пагубные последствия [8, с. 15].
Чешские ученые Й. Лангмейер и З. Матейчек дают определение «психической депривации»: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».
Дж. Боулби и Р. Шпиц первыми обратили внимание на детей, которые проживают в детском учреждении и испытывают родительскую депривацию.
В 1949 году Боулби было поручено написать доклад Всемирной организации здравоохранения по охране психического здоровья бездомных детей в послевоенной Европе. В докладе Дж. Боулби отмечалось, что результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время Второй мировой войны, показали, что дети, в раннем детстве лишенные материнской за-
боты и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.
Близким по значению понятию «депривация» в психологии является понятие «госпитализм», введенное австро-американским психологом Р. Шпицем в 1945 году. Р. Шпиц обнаружил, что когда объект любви (родитель) и ребёнок разделены более пяти месяцев, у ребёнка появляются признаки серьезной депрессии.
В книге «Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы» А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых указывают на депривирующее влияние разлуки ребёнка с матерью, даже относительно недолгое. Обычно после возвращения в семью последствия депривации постепенно проходят, однако в ряде специальных исследований было установлено, что в случае разлуки с матерью свыше пяти-шести месяцев изменения оказываются практически необратимыми [8, с. 48].
Исследователи, изучавшие в разные годы и в разных странах детей, оказавшихся без семьи, выделяют разные последствия депривации для психического развития, и если депривация или разлука длится более полугода, то это оказывает негативное и необратимое влияние на развитие детей.
Когда речь заходит о подростках, находящихся в длительной разлуке с родителями, необходимо обратиться к этому социальному явлению в Китае. В Китае существует такая социальная группа подростков, которых китайские исследователи называют «liushouertong», или «оставленные дети». Они тоже являются объектом нашего исследования.
«Оставленные дети» - это дети, которые остаются на попечении бабушек и дедушек по месту прописки, когда один родитель или оба родителя уезжают на заработки в другое место, в основном, в большой город. По данным Министерства гражданских дел Китайской Народной Республики, в 2016 году в Китае насчитывалось 9 миллионов 20 тысяч таких детей. Это каждый десятый ребёнок в стране [9, с. 3].
8 миллионов 50 тысяч детей обычно живут с родственниками, чаще всего с бабушками и дедушками. Воспитание детей бабушкой и дедушкой является общим опытом во всем мире, и ни в коем случае не вредно. Но быстрое развитие Китая делает это явление серьезной проблемой. В отличие от других стран, бабушки и дедушки «оставленных» китайских детей часто неграмотны или имеют низкий культурный уровень, а это значит, что таким бабушкам и дедушкам трудно воспитывать своих внуков и внучек. По данным Всекитайской федерации женщин, четверть бабушек, ухаживающих за маленькими детьми, никогда не ходили в школу; среди остальных большинство имеет лишь начальное образование. В отчете китайского правительства о работе за 2017 год китайский премьер-министр Ли Кэцян заявил о чрезвычайной важности проблемы «оставленных детей» [10, с. 3].
Основной причиной указанного феномена является китайская система регистрации, которая называется Хукоу. Система Хукоу призвана вести официальный учёт зарегистрированного населения, контролировать и регулировать внутреннюю миграцию из сельских районов в города. Это также один из механизмов административного контроля над миграционными потоками в Китае, который лишает рабочих из деревни прав и привилегий, которыми обладают горожане. Иными словами, система Хукоу эффективно останавливает родителей брать своих детей для проживания в городах с ними, потому что государственные услуги, например школы и больницы, могут быть доступны только местным жителям, у которых есть Хукоу.
Если переселенцы хотят устроить своих детей в школу по месту проживания (в городе), они должны платить очень большие деньги; более того, у них вообще нет возможности устроить детей в городские школы. Очевидно, что для большинства рабочих это путь не для всех. Эти родители вынуждены оставлять детей в деревне - только там у детей есть возможность попасть в школу. Кроме того, многие рабочие живут в общежитиях, в которых не хватает мест для семейной жизни, и у них тоже нет времени ухаживать за своими детьми.
«Центр по Правам Ребёнка и Корпоративной Социальной Ответственности» (CenterforChildRightsandCorporateSocialRespo nsibility) провел интервью с 1500 работниками в дельте реки Чжу-цзян на юге и Чунцин на юго-западе. Им был задан вопрос о причине оставления детей в родной деревне. Две трети опрошенных сказали, что у них недостаточно времени, чтобы заботиться о детях во время работы в городе; половина респондентов ответила, что для них дорого воспитывать детей в городе.
В 2014 году «Центр Заботы» (неправительственная организация) провёл опрос среди «оставленных детей» из сельской
местности в шести провинциях. Анализ результатов показал, что около 10 млн. детей не видели своих родителей даже во время китайского Нового года, который традиционно считается самым важным семейным праздником. Всё, что получили дети, -это два телефонных звонка от родителей. Подобные ситуации приводят к трагическим последствиям. В январе 2014 года 9-летний «оставленный» мальчик, который живёт в середине Китая, покончил жизнь самоубийством, потому что его мать позвонила и сказала, что она не приедет домой на Новый год. И это не единственный случай. В мае 2014 года в селе на юге Китая четверо детей совершили самоубийство дома. Они сводили счёты с жизнью с помощью пестицидов. Самому младшему из них было только пять.
Большинство «оставленных детей» одиноки. Многие из них живут в сельских школах-интернатах вдали от своих деревень, потому что, в попытке улучшения стандартов образования в сельской местности правительство закрыло много сельских школ, чтобы создать более крупные школы. Среди воспитанников новых школ-интернатов оказалось около 60% «оставленных детей». В 2015 году «Растущий Дом» (неправительственная организация) обследовал ситуацию с этими детьми и обнаружил, что они были более интровертны, чем их сверстники, и более уязвимы к издевательствам; у них также отмечался более высокий уровень тревожности и депрессии, чем у сверстников. Многие говорили, что они не помнят лицо своих родителей, а некоторые - что они больше не хотят видеть своих родителей.
В настоящее время изучению проблемы длительной разлуки детей с родителями посвящено небольшое количество работ китайских, российских и зарубежных психологов.
Китайские исследователи очень обеспокоены этим вопросом. Они указывают, что у «оставленных детей» низкая самооценка (ХаоZhensheng, 2007), существует серьезный комплекс неполноценности (FanFang, 2005), такие дети часто считают, что у них нет поддержки (LiuXia, 2007).
По мнению китайских ученых, занимавшихся изучением этой проблемы в последние десятилетия, «оставленные дети» по показателям «дезадаптация» и «психологический дисбаланс» значительно превосходят учащихся младших классов средней школы из нормальных семей.
Исследователь Хоанг Айн-лин (Huangailin ) была одной из первых в изучении этого вопроса. В 2004 году Хоанг Айн-лин провела сравнительное исследование. Она сравнивала группу «оставленных детей» 13 - 16 лет с контрольной группой, в которую входили дети из обычных семей. Дезадаптация и психологический дисбаланс в первой группе оказались значительно выше, чем во второй. В свой работе она пишет, что у «оставленных детей» есть две основные проблемы развития личности: агрессивный характер и тревожное расстройство личности [11, с. 351].
По результатам исследований, длительная разлука подростков с родителями приводит к негативному воздействию на их психологическое развитие и успеваемость в школе. Китайские ученые Тао Ран (Tao Ran), Чжоу Хуэймин (Zhou Huimin) обнаружили, что в новых школах-интернатах общий уровень академической успеваемости «оставленных детей» относительно низкий - ниже, чем у обычных детей. С помощью непараметрического метода отбора подобного по коэффициенту склонности (Propensity-
Библиографический список
scorematching, PSM) Тао и Чжоу получили некоторые результаты о том, что между академической успеваемостью «оставленных детей» и ситуацией воспитания без родителей существует определенная связь. Например, чем дольше дети отделены от своих родителей, тем более значительны их академические недостатки. Ученые доказали также, что если только один из родителей покидает семью, то влияние на академическую успеваемость детей оказывается незначительным; но если оба родителя работают в городе, то негативное влияние этого факта на академическую успеваемость мальчиков значительно больше, чем на девочек [12, с. 76].
Как видим, длительная разлука с родителями при отсутствии контакта с замещающими родителей лицами, а также воспитание в условиях недостаточной заботы негативно влияют на психическое и физическое развитие детей. Оторванность подростка от семьи в случаях нарушения семейных отношений становится одним из главных источников различных отклонений в его развитии.
«Оставленные дети», находящиеся в длительной разлуке с родителями, уже стали в Китае очень серьезной социальной проблемой.
Кроме Китая, указанная проблема существует также в американских семьях новых иммигрантов и на российском Дальнем Востоке, где тоже имеются подростки, которые учатся в школах-интернатах и находятся в состоянии длительной разлуки с родителями.
Таким образом, в настоящее время проблема длительной разлуки подростков с родителями приобрела в Китае особую актуальность и остроту, но она ещё недостаточно изучена, что существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы в этом направлении.
Выводы и заключение
Подростковый возраст является переходом от детства к взрослости. В этот период все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. На этом этапе человек является хрупким и противоречивым. Способность подростка успешно превращаться во взрослого, а также важные события, происходящие в юности, будут влиять на человека всю оставшуюся жизнь.
Семья является важнейшим условием нормального развития подростка и в случаях нарушения семейных отношений становится одним из главных источников различных отклонений в его развитии.
Длительная разлука с членами семьи приводит к негативному воздействию на психическое и физическое развитие подростков и становятся причиной их проблем и трудностей (агрессивного поведения, повышенной тревожности, депрессии, отчужденности, низкой успеваемости).
«Оставленные дети» являются серьезной социальной проблемой в современном Китае. Кроме Китая, такое явление существует и в некоторых других странах.
В настоящее время проблема длительной разлуки подростков с родителями приобрела особую актуальность, но она ещё недостаточно изучена.
1. Richard M. Lerner, Jacqueline V. Lerner. Theoretical Foundations and Biological Bases of Development in Adolescence. Routledge, 1999: 360.
2. Гроховский В.В. Пути профилактики психопатии и психоподобных расстройств у детей и подростков. Харьков, 1980: 148.
3. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология. Конспект лекций: Высшее образование. Москва, 2008:191.
4. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011: 6 (20).
5. Patrick T. Davies, Melissa L. Sturge-Apple, Marcia A. Winter, E. Mark Cummings and Deirdre Farrell. Child Adaptational Development in Contexts of Interparental Conflict over Time. Child Development. 2006, № 77(1): 218 - 233.
6. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни: учебное пособие. 2002.
7. Ernest W. Burgess, Harvey J. Lock. The family, from institution to companionship. American book company, 1945: 800.
8. Прихожан А.М., Толстых Н. Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы. Санкт-Петербург: Петер, 2005: 233.
9. Bulletin on the basic situation of thorough investigation of rural children left behind. Ministry of Civil Affairs of the People's Republic of China. 2016 (11).
10. 2016 Annual Government work report. State Council of the People's Republic of China.2017 (3).
11. Huang Ailing."Left-behind children" mental health level analysis. China Mental Health Journal.2004 (18):351 - 352.
12. Tao Ran, Zhou Minhui. Parents migrant workers and rural left-behind children learning achievement. Management of the world. 2012 (8).
References
1. Richard M. Lerner, Jacqueline V. Lerner. Theoretical Foundations and Biological Bases of Development in Adolescence. Routledge, 1999: 360.
2. Grohovskij V.V. Putiprofilaktikipsihopatiiipsihopodobnyh rasstrojstv u detej ipodrostkov. Har'kov, 1980:148.
3. Hil'ko M., Tkacheva M. Vozrastnaya psihologiya. Konspekt lekcij: Vysshee obrazovanie. Moskva, 2008:191.
4. Andreeva G.M. K voprosu o krizise identichnosti v usloviyah social'nyh transformacij. Psihologicheskie issledovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2011: 6 (20).
5. Patrick T. Davies, Melissa L. Sturge-Apple, Marcia A. Winter, E. Mark Cummings and Deirdre Farrell. Child Adaptational Development in Contexts of Interparental Conflict over Time. Child Development. 2006, № 77(1): 218 - 233.
6. Tumanova E.N. Pomosch'podrostku vkrizisnojsituaciizhizni: uchebnoe posobie. 2002.
7. Ernest W. Burgess, Harvey J. Lock. The family, from institution to companionship. American book company, 1945: 800.
8. Prihozhan A.M., Tolstyh N. Psihologiya sirotstva: Nauchnyj kontekst, istoriya, 'eksperimental'noe issledovanie problemy. Sankt-Peterburg: Peter, 2005: 233.
9. Bulletin on the basic situation of thorough investigation of rural children left behind. Ministry of Civil Affairs of the People's Republic of China. 2016 (11).
10. 2016 Annual Government work report. State Council of the People's Republic of China.2017 (3).
11. Huang Ailing."Left-behind children" mental health level analysis. China Mental Health Journal.2004 (18):351 - 352.
12. Tao Ran, Zhou Minhui. Parents migrant workers and rural left-behind children learning achievement. Management of the world. 2012 (8).
Статья поступила в редакцию 27.10.17
УДК 159.99+37
Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications
and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF SOCIAL SUCCESS OF EDUCATIONAL EMPLOYEES. A comparative study of educators who achieved and did not achieve social success is carried out. The division is carried out by external criteria of social success: a high position, high material compensation, and by internal criteria (satisfaction with work). The motivation for achievement and self-relationship are analyzed. It is shown that the specificity of the social success of workers in the sphere of education is based on their self-reliance, which includes well-developed self-acceptance, self-confidence, and the ability to self-guidance. These qualities make them leaders and provide a high level of self-government, the stability of the image of the "I" in time, the internal consistency of the individual. The ability to abandon their desires and needs for the sake of your own purposes, which is determined by less self-attachment, also contributes to social success. All these qualities are especially necessary in pedagogical activity.
Key words: success of activity, pedagogical activity, psychological and personal qualities associated with successful activity in the field of education.
А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и
информатики», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Проведено сравнительное исследование работников сферы образования, достигших и не достигших социального успеха. Разделение осуществлялось по внешним критериям социальной успешности: высокая должность, высокое материальное вознаграждение, и по внутренним критериям (удовлетворенность трудом). Анализировались мотивация достижения и самоотношение. Показано, что специфика социальной успешности работников сферы образования основана на их самоотношении, которое включает хорошо развитые самопринятие, самоуверенность, способность к саморуководству. Эти качества делают их лидерами и обеспечивает высокий уровень самоуправления, устойчивости образа «Я» во времени, внутренней согласованности личности. Способность отказаться от своих желаний и потребностей ради дела, что определяется меньшей самопривязанностью, также способствует социальному успеху. Все эти качества особенно необходимы в педагогической деятельности.
Ключевые слова: успешность деятельности, педагогическая деятельность, психологические и личностные качества, ассоциированные с успешной деятельностью в сфере образования.
Социальный успех прочно ассоциируется с материальными благами, при этом зачастую упускается из виду субъективное понимание и ощущение успеха, в котором денежное измерение не занимает главенствующую роль. Субъективная удовлетворенность своим положением, своей ролью в социуме, результатами своей работы и жизни в целом, не всегда учитывается при исследованиях феномена социальной успешности, которые сводятся к фиксации внешних показателей успеха. [1; 2]. Такая социально-психологическая характеристика личности, как «социальная успешность», предполагает анализ общепризнанных в обществе достижений. Понятие социальной успешности не идентично понятию «успех», который подразумевает конкретный положительный результат деятельности, а «успешность» - это пролонгированная динамическая характеристика, которая, вероятно, характеризует не столько результат, сколько сам процесс жизнедеятельности.
Правомерно ли употреблять термин «успешность» по отношению к лицам педагогических профессий? Работа педагога определяется успешностью его учеников, которая влияет на удовлетворенность трудом и субъективное ощущение успеха. В социальном плане профессия педагога давно девальвирована, если использовать критерий денежного измерения. Тем не менее, эта профессия востребована, и содержит в себе потенциал престижности и самоудовлетворения, а также высоко оцениваемых в обществе достижений. Тем не менее, исследуя
социальную успешность педагога, следует исходить из его личностных характеристик, а не только из социальных показателей успеха, поскольку удовлетворенность своим трудом складывается больше из субъективных оценок.
Цель исследования: изучение специфики социальной успешности работников образовательной сферы.
Материал и методы исследования. В исследование включены педагоги нескольких общеобразовательных школ и вузов г. Новосибирска, всего 54 человека, из них половина (27 чел. -группа Х) были признаны социально успешными, поскольку занимали ответственные должности (завучи и директора школ, заведующие кафедрами и т. п. - объективный критерий), высказывали удовлетворенность процессом труда и своими результатами (субъективный критерий), а половина (27 чел. - группа Y) были признаны менее успешными, неудовлетворенными своим положением, размерами денежного вознаграждения и результатами труда. Применялись методика исследования самоотношения МИС С.Р. Пантелеева; методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана. Для математической обработки результатов использовался ^ критерий Стьюдента для независимых равнозначных выборок.
Результаты. В обследованных группах социально успешных и социально неуспешных работников образования в аспекте особенностей их самоотношения по данным методики С.Р Пантелеева и по данным методики мотивации достижения А. Мехра-