Научная статья на тему 'Особенности психической адаптации депривированных подростков и основные направления психологической коррекции'

Особенности психической адаптации депривированных подростков и основные направления психологической коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2246
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УРОВНИ АФФЕКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / ФРУСТРАЦИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ / DEPRIVATION / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AFFECTIVE REGULATION LEVELS / FRUSTRATION / PSYCHOLOGICAL CORRECTION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамайчук Ирина Ивановна, Тысячнюк Андрей Сергеевич

В статье представлены особенности психической адаптации депривированных подростков. На основе анализа взаимосвязи структурных компонентов личности и особенностей реагирования на фрустрацию определены системообразующие факторы, влияющие на особенности поведения депривированных подростков в ситуации фрустрации в сравнении с контрольной группой. Выделены уровни психической дезадаптации и предложены основные направления психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of psychological adaptation of deprived adolescents and the main areas of their psychological correction

The article presents characteristics of psychological adaptation of deprived adolescents. The systematic factors of the behavior of deprived adolescents in the frustration situation are defined on a base of analysis of interrelation of structural components of personality and specifics of frustration reactions. The differences of those with a control group are pointed out. Levels of psychological disadaptation are defined and the main areas of their psychological correction are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности психической адаптации депривированных подростков и основные направления психологической коррекции»

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.8:159.943

И. И. Мамайчук, А. С. Тысячнюк

Особенности психической адаптации

депривированных подростков и основные направления психологической коррекции

В статье представлены особенности психической адаптации депривированных подростков. На основе анализа взаимосвязи структурных компонентов личности и особенностей реагирования на фрустрацию определены системообразующие факторы, влияющие на особенности поведения депривированных подростков в ситуации фрустрации в сравнении с контрольной группой. Выделены уровни психической дезадаптации и предложены основные направления психокоррекционной работы.

The article presents characteristics of psychological adaptation of deprived adolescents. The systematic factors of the behavior of deprived adolescents in the frustration situation are defined on a base of analysis of interrelation of structural components of personality and specifics of frustration reactions. The differences of those with a control group are pointed out. Levels of psychological disadaptation are defined and the main areas of their psychological correction are proposed.

Ключевые слова: депривация, психологическая коррекция, психическая адаптация, уровни аффективной регуляции, фрустрация, психокоррекционные техники.

Key words: deprivation, psychological correction, psychological adaptation affective regulation levels, frustration, psychological correction techniques

В настоящее время широко изучается проблема психической депривации, отражающая ситуацию развития ребенка в условиях социальной, эмоциональной и психической изоляции.

Понятие депривации (от английского deprivation - лишение) в психологии связано с именем английского психоаналитика и психиатра Джона Боулби. На основании многолетней практической работы с детьми в социозащитных и медицинских учреждениях Лондона в 30-40-х гг. XX в., он пришёл к выводу, что центральными точками развития каждого ребёнка можно считать два фактора: а) наличие

© Мамайчук И. И., Тысячнюк А. С., 2012

90

или отсутствие матери или периодов длительного расставания с нею; б) эмоциональную установку матери по отношению к ребёнку.

Своё эмпирическое подтверждение данная позиция нашла в исследовании Боулби, посвящённом изучению психологических причин делинквентного поведения у детей и подростков. В группе делинквентных подростков, в отличие от контрольной группы, имелась значительная часть подростков, обладающих специфически пониженными показателями эмоционального развития, названых им «безэмоциональным характером». Анализ анамнестических данных показал, что у большинства таких подростков наблюдался длительный период разлуки с матерью в возрасте от рождения до 5 лет [29]. Достаточную, для возникновения патогенных последствий ситуацию отсутствия или прерывания эмоциональных связей с матерью Боулби назвал «материнской депривацией» [30]. Патогенная роль ранней разлуки с матерью в развитии психики ребенка была раскрыта в тот же период в исследованиях Шпица [34], Голдфарба [32; 33], А. Фрейд и Д. Бурлингэм [31]. Чешские исследователи Й. Лан-гмейер и З. Матейчек выступили в роли систематизаторов исследований проблемы депривации. Они описали четыре основные формы психической депривации: сенсорная депривация; когнитивная депривация; депривация идентичности (ограничение потребности в возможностях для усвоения самостоятельной социальной роли); депривация эмоционального отношения (характеризуется невозможностью установления интимных эмоциональных отношений с другим лицом) [10, с. 20]. Многоуровневая концепция психической депривации Лангмейера и Матейчека раскрывается в дальнейших исследованиях отечественных психологов [2; 8; 19; 24; 28].

Возникновение состояния психической депривации зависит от широкого круга факторов, включающих как внешние факторы депривации (госпитализм, депривация в семье в силу тех или иных причин психологического характера, воспитание в закрытых детских учреждениях, депривация в общественной среде, экстремальные жизненные ситуации), так и внутренние условия (различия по полу, конституциональные различия, наличие или отсутствие стойких эмоциональных привязанностей в прошлом, расстройства психических функций и т. д.). У детей, воспитывающихся в одинаковых де-привационных условиях, могут возникать различные формы депривационных последствий. Некоторые авторы выделяют типы личности депривированногог ребенка [7; 10], или варианты «депри-вационного развития» [5; 28]. В. И. Брутман с соавторами выделили обобщенные признаки психической депривации, к которым относятся: эмоциональные расстройства, волевые нарушения, расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления [4].

Несмотря на широкий интерес психологов к данной проблеме существует множество неразрешенных вопросов влияния депривации на психическое развитие ребенка, процесс его социализации. Выделение особенностей психической депривации должно осуществляться с учётом специфики депривационных факторов, а также клинико-психологических характеристик ребенка и подростка. Кроме того, практически не разработана проблема психологической помощи детям и подросткам с психической депривацией.

Решение этих проблем требует четкого теоретикометодологического подхода и эмпирических исследований, в том числе с использованием лонгитюдного анализа и наблюдений за ребенком в процессе направленной психологической коррекции. При клинико-психологическом анализе личности депривированного ребёнка или подростка большое значение имеет изучение таких характеристик, как структура личности и особенности системы психической адаптации.

Понятие «адаптация» в своём наиболее широком понимании обозначает приспособление к изменяющимся внутренним и внешним условиям среды, достигаемое с помощью оптимизации функционирования организма. Более дифференцированный взгляд предлагают концепции, рассматривающие взаимоотношения индивида и среды как процессы гомеостатического взаимодействия [3; 13; 18]. Целью психической адаптации, согласно Ю. А. Александровскому, является поддержание оперативного покоя - такого состояния психики, в котором индивид может не только выдерживать изменяющиеся условия среды, но также активно и целенаправленно преобразовывать их [1].

Другой отечественный автор Ф. Б. Березин видит цель психической адаптации в построении оптимальных отношений между личностью и окружающей средой, позволяющих человеку «удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели» [3, с. 5]. От успешности психической адаптации напрямую зависит социальная адаптация индивида, которая понимается как результирующая процессов приспособления психики человека к условиям и требованиям социальной среды [9].

В отечественной литературе распространён подход к изучению психической адаптации на основе системной биопсихосоциальной модели [1; 3; 6; 9]. По мнению авторов, психическая адаптация является целостной, самоуправляемой многоуровневой системой, состоящей из подсистем, которые реализуют психологические, биологические и социально-психологические механизмы жизнедеятельности.

Особенности психической адаптации у депривированных подростков изучались на базе Социально-реабилитационного центра в

92

Санкт-Петербурге. Было обследовано 55 воспитанников центра в возрасте от 13 до 15 лет. Причиной пребывания подростков в центре являлась констатация органами опеки и попечительства неспособности родителей выполнять свои родительские обязанности в связи алкоголизацией, жестоким обращением с ребенком, отказом от выполнения своих родительских обязанностей. Анализ анамнестических данных показал, что у всех обследуемых подростков наблюдался недостаток родительского участия в воспитании еще в раннем детстве, в связи с чем их семьи находились под наблюдением органов опеки и попечительства. В контрольную группу вошли 32 подростка, учащиеся двух 10-х классов специализированной гимназии из благополучных семей.

Таблица 1

Половозрастные характеристики изучаемых групп

Изучаемая группа Пол Количество М Возраст (М)

Экспериментальная группа Мальчики 32 14,03 ± 0,8

Девочки 23 13,9 ± 0,9

Контрольная группа Мальчики 17 15,3 ± 0,5

Девочки 15 15,4 ± 04

В исследовании использовался следующие методы:

1. Направленное клинико-психологическое и психологопедагогическое наблюдение за подростками в процессе их жизнедеятельности в условиях центра.

2. Клинико-психологическое интервью с целью анализа особенностей поведения подростков, их ценностных ориентаций и семейных отношений.

3. Психодиагностические методики:

а) подростковый вариант многофакторного личностного опросника Кеттелла (HSPQ) (СайеИ, 1950) - для анализа структуры личности подростков;

б) метод изучения фрустрационных реакций Розенцвейга (Rozenzweig, 1945);

в) рисуночные тесты с целью получения дополнительной информации об особенностях системы семейных отношений ребенка.

Достоверность различий проверялась с помощью параметрического критерия ^тьюдента для независимых выборок. Для оценки связи между двумя переменными (средние значения результатов экспериментальной и контрольной групп) использовался коэффициент корреляции г-Пирсона для метрических данных.

Анализ экспериментальных данных выявил некоторую дисгармоничность структуры личности у депривированных подростков по

сравнению с контрольной группой. Это проявлялось в достоверно низких показателях по фактору общительности (А-), экспансивности ^-), в высоких показателях по фактору доминантности (Е+) и индивидуализма ^+), низкой динамике мыслительных операций (В-). Содержательный анализ средних данных показал, что для депривированных подростков характерна сниженная способность к поддержанию живого, эмоционально насыщенного общения, сниженная активность в социальном взаимодействии, замкнутость, прохладное отношение к групповым нормам.

С целью более качественной оценки полученных данных мы проанализировали показатели совокупности факторов и их взаимосвязи в выделенных нами блоках:

• эмоциональная устойчивость (факторы С, G, I, О, Q3, Q4);

• коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы А, Н, Е, F);

• эмоциональные переживания и контроль над эмоциями (факторы Н, О, Q4, С, Q3).

Анализ показал, что у депривированных подростков достоверно более высокий уровень эмоциональных переживаний сочетается с достоверно более низким уровнем контроля над эмоциями. Это проявляется в переживаниях неопределенности, беспредметной опасности, внутреннем беспокойстве, в раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Уровень потребности в общении, а также показатели способности реализовать эту потребность у де-привированных подростков достоверно ниже. Корреляционный анализ в экспериментальной группе обнаружил достоверную корреляцию низких показателей коммуникативной сферы личности (А- и Н-) с низкой эмоциональной устойчивостью (С-), а в контрольной группе с такими факторами, как: сдержанность ^- ) и тенденция к избеганию групповой деятельности ^+). Эти данные подчеркивают, что эмоциональные проблемы у депривированных подростков негативно отражаются на коммуникативном потенциале их личности.

Особенности реагирования на фрустрацию у депривированных подростков исследовались с помощью методики Розенцвейга. Реагирование в ситуациях препятствия или обвинения, вызывающих фрустрационное напряжение, говорит о различии моделей поведения у депривированных подростков и подростков контрольной группы.

В контрольной группе отмечается преобладание импунитивного направления поведенческих реакций (М). Это свидетельствует о том, что чаще всего ситуация препятствия не вызывает напряжения или конфликта, подростки отрицают возникающие трудности или

воспринимают фрустрирующую ситуацию как нечто, что может быть исправлено, стоит только подождать и подумать. В поведении подростков контрольной группы проявляется потребность разрешить возникшую проблемную ситуацию, стремление преодолеть трудности наиболее рациональным способом. В группе депривированных подростков было выявлено достоверно высокое преобладание экс-трапунитивного направления поведенческих реакций Е+ (р < 0,01) с доминированием фиксации на самозащите ED+. Реже отмечалось импунитивное направление реагирования М+ (р < 0,05) в ситуациях фрустрации с фиксацией на препятствии OD+ (р < 0,05). Это указывает на преобладание агрессивных реакций в поведении подростков, вовлеченных во фрустрацию, когда личность встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Характерной чертой способов реагирования депривированных подростков является крайне редкое проявление реакций необходи-мо-упорствующего типа ^Р-). Это подтверждается устойчивым преобладанием самозащитных реакций с низкой потребностью в устранении, разрешении конфликта или в преодолении препятствий. Значение коэффициента групповой конформности в группе депривированных подростков (GCR = 31,7 + 2,03) достоверно ниже значений в контрольной группе подростков (GCR = 48,2 + 1,93).

Итак, у депривированных подростков наблюдаются следующие особенности поведения в ситуации фрустрации. В способах реагирования и поведенческих моделях во фрустрирующих ситуациях преобладают самозащитные реакции гетероагрессивного характера. Выявлены тенденции фиксирования на препятствиях, переоценке их значимости, восприятия ситуации как непреодолимой. Во фрустри-рующих обстоятельствах депривированные подростки не проявляют потребности в устранении, разрешении конфликта или в преодолении препятствий. Отрицательные эмоции, вызванные фрустрирую-щими обстоятельствами, подростки склонны направлять вовне (на кого-либо или что-либо в окружении).

Данные, полученные в результате проведенного исследования структуры личности и поведенческих реакций, позволяют определить уровни психической дезадаптации (ПД) обследуемых подростков. Для количественного анализа уровня психической дезадаптации И. И. Мамайчук была предложена следующая формула, которая была апробирована в ряде исследований [16; 21; 22; 23; 25].

ПД = ^) + (М) + Q4/C, где

ПД - показатель психической адаптации;

OD - показатель реакций с фиксацией на препятствии;

М - показатель импунитивного реагирования на конфликт;

95

Q4 - показатель фрустрационной напряженности;

С - показатель интеграции поведения.

Чем выше итоговая оценка, тем выше показатель психической дезадаптации. На основании экспертного анализа были выделены нормативные шкалы значений уровня психической адаптации:

- нормальный уровень адаптации - от 0 до 3 баллов;

- неустойчивая адаптация - от 3 до 7 баллов;

- стойкое нарушение адаптации - свыше 7 баллов.

Анализ выявил достоверно-статистические различия в уровнях психической дезадаптации в изучаемых группах: контрольная группа (4,2 + 0,44), экспериментальная (5,7 + 1,1).

Корреляционный анализ позволил выявить связи показателей уровня ПД в изучаемых группах. В контрольной группе подростков индекс психической дезадаптации (ПД) достоверно коррелирует с показателями эмоциональной возбудимости р) (г = + 0,42; р < 0,05), независимостью и отказом от помощи ^2) (г = + 0,43; р < 0,05) и отрицательно коррелирует с самоконтролем поведения ^3) (г = - 0,40; р < 0,05). Интерпретация данных корреляционного анализа позволяет утверждать, что нормальный уровень психической адаптации у подростков контрольной группы связан с эмоциональной уравновешенностью, общительностью и открытостью, социальной смелостью. В группе депривированных подростков уровень психической дезадаптации находится в прямой связи с показателями эмоциональной возбудимости р) (г = + 0,48; р < 0,05), отражающей неспособность личности управлять своей эмоциональной активностью, ранимости (I) (г = + 0,43; р < 0,05), высоким уровнем тревожности (О) (г = + 0,73; р < 0,01), а также с обособленностью и негативизмом (а) (г = - 0,41; р < 0,05), беспокойством, ожиданием неудач и несчастий (^ (г = - 0,43; р < 0,05).

Достоверная связь с факторами тревожности и общительности указывает на неспособность справляться с неудачами, доминирование тревожно-депрессивного фона настроения, обособленность и негативизм. Уровень дезинтеграции поведения у депривированных подростков обнаруживает выраженную взаимосвязь с эмоционально-волевыми и коммуникативными особенностями их личности в сравнении со здоровыми подростками. Эти данные свидетельствуют о высокой значимости эмоционально-волевых характеристик личности и уровня понимания собственного социального поведения для эффективности психической адаптации подростков.

Учитывая высокую значимость эмоционально-волевых характеристик личности у депривированных подростков в интеграции их поведения и эффективности психической адаптации, основным направлением психокррекционных воздействия можно считать формирование эмоционально-смысловой регуляции поведения.

96

Теоретической основой психологической коррекции эмоциональных нарушений у депривированных подростков является онто-генетически-ориентированный подход, впервые предложенный В. В. Лебединским с соавторами [11] и широко используемый в работах Ю. С. Шевченко и И. И. Мамайчук [15; 26; 27]. Основной целью данного подхода является гармонизация личностной структуры подростка, системы его взаимоотношений, решение актуальных психотравмирующих проблем. Это достигается использованием разнонаправленных подходов, а именно:

• оживление онтогенетически ранних (в том числе безречевых) форм общения, саморегуляции, мышления, деятельности с помощью метода ранних детских воспоминаний и включение их в процесс адаптивной перестройки психики;

• стимуляции освоения подростком и его ближайшим окружением более зрелых индивидуально- и социально-психологических уровней функционирования с помощью специальных методов группового воздействия;

• формирование рефлексии и самоконтроля поведения в ситуации конфликта.

Для решения поставленных психокоррекционных задач мы опирались структурно-уровневый подход к анализу эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе, разработанный В. В. Лебединским и его коллегами [11]. Базовая аффективная регуляция представлена в виде структуры, состоящей из четырех уровней.

1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).

2. Уровень аффективных стереотипов.

3. Уровень аффективной экспансии.

4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля.

Ослабление или повреждение одного из уровней приводит к

общей аффективной дезадаптации ребенка (подростка), а чрезмерное усиление какого-либо уровня может быть причиной эмоциональной дефицитарности [17]. Например, тенденция к усилению первого уровня аффективной регуляции может проявляться в выраженной потребности у подростка к эмоциональному комфорту, гармонии, что, как правило, наблюдается у депривированных подростков. Дети и подростки с акцентуированным вторым уровнем имеют глубокие эмоциональные связи с окружающим миром, сильную аффективную память, устойчивы в своих привычках. Мощный третий уровень делает людей раскованными, смелыми, легко берущими на себя ответственность в разрешении напряженной ситуации, особенно в ситуациях риска, азарта. Подростки с особенно сильным четвертым уровнем сверхсосредоточены на человеческих отношениях. Они сострадательны, склонны к общению, соблюдению

норм и правил, но могут испытывать дискомфорт в нестабильных, напряженных ситуациях, которые чаще доставляют удовольствие лицам с сильно развитым третьим уровнем.

Как справедливо отмечают Н. Я. и М. М. Семаго, каждый уровень имеет свою смысловую задачу, свои механизмы регуляции, вносит свой вклад в общую тонизацию всей психической деятельности. Эти уровни являются в своем роде «единицами» эмоционально-аффективной сферы [20]. На каждом из уровней решаются качественно различные задачи адаптации личности и ослабление или усиление функционирования какого-либо из них может привести к общей дезадаптации системы эмоциональной регуляции в целом. Учет каждого уровня позволяет дифференцированно подойти к психологической коррекции депривированных подростков.

1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности). Исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. У старших детей и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему. Он обеспечивает тоническую реакцию аффективных процессов. Значение этого уровня эмоциональной регуляции чрезвычайно велико, и недооценка его влечет за собой существенные издержки в психокоррекционном процессе. Тоническая эмоциональная регуляция, осуществляемая с помощью специальных ежедневных психотехнических приемов, позитивно воздействует на другие уровни базальной аффективности. Нами разработаны основные психокоррекционные приемы, используемые с учетом данного уровня:

• проведение психокоррекционных занятий в постоянном, правильно оборудованном помещении с удобной мебелью, соответствующим цветом стен и освещением;

• использование звуковых и цветовых стимулов во время проведения занятий.

Как показывает опыт, психорегулирующие тренировки с использованием сенсорных стимулов (звук, цвет, свет, тактильные ощущения) создают благоприятный эмоциональный фон, улучшают контакт психолога с подростком и повышают эффективность психокоррекционных воздействий.

2. Уровень аффективных стереотипов играет важнейшую роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособительных реакций (пищевых, оборонительных), в установлении физического контакта с матерью.

На этом уровне аффективно оцениваются ощущения всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных вкусовых и др. Типом поведения, характерным для этого уровня аффективной адаптации, являются стереотипные реакции.

Аффективные стереотипы служат необходимым фоном для обеспечения самых сложных форм поведения человека и занимают особое место в психокоррекционном процессе. Активизация этого уровня эмоциональной регуляции достигается следующими психотехническими приемами:

• сосредоточение внимания подростка на чувственных ощущениях (мышечных, вкусовых, тактильных и пр.), что имеет важное значение в формировании процессов саморегуляции и используется в психорегулирующих тренировках;

• сосредоточение внимания подростка на восприятии и воспроизведении простых ритмических стимулов, что особенно важно на первых этапах психокоррекционных занятий, особенно в процессе группового взаимодействия.

Опыт нашей работы показал, что разнообразные психотехнические приемы, такие как ритмические повторы, ритуальные действия, прыжки, раскачивания и пр., способствуют не только расслаблению подростка, но и его мобилизации, а также способствует формированию позитивной установки на продолжение занятий [14].

3. Уровень аффективной экспансии связан не с самим удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Если на втором уровне нестабильность ситуации, неизвестность, опасность, неудовлетворенное желание вызывают тревогу, страх, то на третьем они мобилизуют субъекта на преодоление трудностей [11]. В процессе психокоррекционной работы уровень аффективной экспансии стимулируется следующими психотехническими приемами:

• организация таких занятий, где подросток переживает чувства соперничества, соревновательности, риска;

• организации занятий, направленных на преодоление трудных конфликтных ситуаций;

• разыгрывание с подростками аффективно значимых для них устрашающих сюжетов с перспективой успешного разрешения проблемы и пр.

4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля (высший уровень системы базальной эмоциональной регуляции) формируется на основе субординации, взаимодополнения и социализации всех предыдущих уровней. На этом уровне происходит совершенствование аффективной ориентировки в себе, что является важной предпосылкой развития самооценки как важного

фактора саморегуляции поведения [11]. Коррекция эмоциональносмысловой организации поведения требует включения следующих психотехнических приемов:

• формирование сотрудничества, партнерства, которые успешно реализуются в процессе группового взаимодействия подростков;

• развитие рефлексии, которая, в свою очередь, способствует развитию гуманизма, сопереживания, самоконтроля, что достигается в процессе групповых и индивидуальных психокоррекционных занятий.

Представленный уровневый подход к психологической коррекции является чрезвычайно важным методологическим и методическим направлением в психокррекционной работе с депривированными подростками.

При разработке психокоррекционных программ необходимо учитывать три основных вида психологической корреции: общая, специальная и дифференцированная [12]. Каждый из них имеет свою специфическую направленность и зависит от степени тяжести и формы депривации. Например, депривация идентичности, обусловленная ограничением потребности в усвоении социальной роли, требует разработки методов в рамках специальной психокоррекции, а эмоциональная депривация, проявляющееся в невозможности или в затруднениях у подростка в установлении эмоционально-доверительных отношений, требует психокоррекционных воздействий в рамках дифференцированных видов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи и специфика каждого вида психологической коррекции депривированных подростков представлены в таблице.

Таблица 2

Виды психологической коррекции и их особенности

Вид психологической коррекции Стратегические задачи Тактические задачи Психотехники

Общая психокоррекция Оптимальное возрастное развитие личности депривирован-ного подростка Организация жизнедеятельности подростка в социуме (в школе, в семье и пр.) с учетом его реальных и потенциальных возможностей Знакомство психолога с социальным окружением подростка. Рекомендации педагогам, направленные на охранительно-стимулирующий режим для ребенка подростка, оптимизацию его

коммуникативного и эмоционального потенциала

Специальная психокоррекция Организация конкретных пси-хокоррекцион-ных воздействий с учетом возрастных, клиникоп-сихолого-педагогических особенностей депривирован-ного подростка Разработка и использование различных психокоррекционных методов: игротерапия, арттерапия, психорегулирующая тренировка, психогимнастика гимнастика и пр. с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка (подростка) Различные ролевые игры, арттерапия, му-зыкотерапия и пр. в форме семейных, групповых или индивидуальных занятий с подростком

Дифференцированная психокоррекция Ориентация на коррекцию конкретных проблем у депривирован-ных подростков с учетом индивидуально-типологических, клиникопсихологических особенностей Разработка индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию конкретных нарушений подростка. Например, аффектив-ность, агрессивность, некоммуникабельность и пр. Специальные игры, занятия в рамках индивидуальных занятий с психологом

Особое внимание следует обратить на разработку психокоррекционных программ, которая направлена на гармонизацию их личностной структуры и эмоционально-волевой сферы подростка, межличностных отношений, конструктивное решение актуальных психотравмирующих проблем подростка.

При составлении психокоррекционной программы необходимо выполнить следующие методические требования:

1. Четко сформулировать основные цели психокоррекционной программы.

2. Выделить круг задач, которые конкретизируют поставленную цель.

3. Определить содержание занятий с учетом специфики эмоциональных и поведенческих нарушений, их структуры и степени тяжести.

4. Выбрать форму психокоррекционной работы с подростком (индивидуальную, групповую).

5. Определить формы и направления профессиональных контактов с другими специалистами, работающими с подростком (врач-

психиатр, врач-невропатолог, педагог, социальный педагог, учитель, родители или другие члены семьи).

6. Отобрать соответствующие психокоррекционные методы с учетом возраста, психологических особенностей и конкретных проблем подростка.

7. Предварительно разработать методы анализа и оценки динамики психокоррекционного процесса.

Опыт нашей работы показывает, что выделенные нами направления, теоретические и методические подходы в психологической коррекции способствуют гармонизации личности депривированных подростков, формированию у них эмоционального контроля и конструктивных способов психологической защиты.

Список литературы

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. - М., 1993. - 400 с.

2. Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации. -СПб., 2009. - 96 с.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.

4. Брутман В., Каган В., Скобло Г. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб., 1999. 752 с.

5. Буторин Г. Г. Психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2005. - 363 с.

6. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозревание психиатрии и мед. Психологии им. В.М. Бехтерева. - 1994. - №3 - С. 16-25.

7. Денисевич Н.Н. Проявление самостоятельности младшими школьниками в условиях психической депривации: дис. ... канд. псих. наук. - СПб., 1992. - 124 с.

8. Золотарёва О.С. Влияние материнской депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: дис. ... канд. псих. наук. - Астрахань, 2007. 183 с.

9. Коцюбинский А. П., Скорик А. И., Аксенова И. О. и др. Шизофрения: уязвимость - диатез - стресс - заболевание. - СПб., 2004. 336 с.

10. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 335 с.

11. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд. МГУ, 1990. - 197 с.

12. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003. - 400 с.

13. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. -СПб., 2000.

14. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. - СПб., 2010. - 384 с.

15. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. - СПб., 1997. - 52 с.

16. Мендоса X. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1990. -24 с.

17. Павлий Т. Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развития: метод. пособие. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997. - 99 с.

18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / пер. с франц. - М., 1969. - 659 с.

19. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - М., 2007. -414 с.

20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2003. - 208 с.

21. Смирнова М.И. Семейная психологическая коррекция детей и подростков с расстройствами поведения: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. -204 с.

22. Сырцев А.В. Клинико-психологические механизмы деструктивного поведения у подростков с дисгармонией психического развития: дис. . канд. пси-хол. наук. - СПб., 2003. - 246 с.

23. Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1997. - 212 с.

24. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. - М., 2004. - 219 с.

25. Чавес Вега С. И. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: дис. . канд. психол. наук. -СПб., 1992. - 138 с.

26. Шевченко Ю.С. Онтогенетически ориентированная психотерапия детей и подростков (на модели лечения заикания) // Психокоррекция: теория и практика / под ред. Ю.С. Шевченко и др. - М., 1995. - С. 66-93.

27. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически ориентированная психотерапия: практ. пособие. - М., 1998. - 157 с.

28. Ярославцева И.В. Депривированный подросток. Личностные и психофизиологические особенности развития: дис. ... д-ра психол. наук. - Иркутск, 2003. 364 с.

29. Bowlby J. Forty-four juvenile thieves: Their characters and home life. // International Journal of Psychoanalysis, 1944. - № 25. - P. 19-52.

30. Bowlby J. Maternal Care and Mental Health. - Geneva, 1951. - 179 p.

31. Freud Anna and Dorothy Burlingham. Infants without Families. Reports on the Hampstead Nurseries. 1939 - 1945 // The Writings of Anna Freud. V. III. - New York, 1973. - P. 681.

32. Goldfarb W. Psychological privation in infancy and subsequent adjustment. American Experimental Education, 1943. - V. 14. - P. 441-447.

33. Goldfarb W. The effects of early institutional care on adolescent personality. Journal Journal of Orthopsychiatry, 1945. - V. 15. - P. 247-255.

34. Spitz R.A. Hospitalism-An Inquiry Into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood // Psychoanalytic Study of the Child, 1945. - Vol. I. - P. 53-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.