оценке свободных развернутых ответов. Гуманизация образования, 2015, №6, с. 61-65.
6. Воронин В.М., курицин с.В., Наседкина з.А. Автоматический анализ объяснений учащимися нарративного текста. Гуманизация образования, 2016, №2, с. 83-89.
7. Head, H. (1927). Aphasia and Kindred Disorders of Speech. Mind, 36 (141), 83-87.
8. Bartlett, F.C. (1932). Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
9. http://lsa.colorado.edu
Кузнецова Л.Э.
образ мира как фактор социализации детей, лишенных родительского попечения
Проблема развития детей, лишенных родительского попечения, воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах, в детских домах, достаточно актуальна в наши дни. система общественного воспитания, при которой ребенок лишается родительской заботы, во всем мире, и в том числе в России, признана неадекватной потребностям развития ребенка, не обеспечивающей полноценное психическое развитие личности.
джон Боулби пришел к выводу, что проблема коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребенок, лишенный родительского попечения мог бы установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что необходимо для формирования здоровой, активной и адаптированной личности.
В своей работе мы поднимаем проблему особенностей социализации детей, лишенных родительского попечения. Ранняя социализация ребенка осуществляется в семье и семья является ведущим фактором социализации личности ребенка.
В раннем детском возрасте закладываются основы психического и нравственного здоровья ребенка, предпосылки для формирования полноценной личности. успешность этого процесса определяется психологической готовностью родителей к рождению ребенка, пониманием ими своих родительских ролей и согласованностью их воспитательских позиций. В неблагополучных семьях наблюдается дисгармония взаимоотношений между супругами, нарушены детско-родительские отношения, родители достаточно
часто ведут аморальный образ жизни и не выполняют своих основных родительских функций, направленных на создание благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка. В результате серьезных дисфункций в семье, государство лишает неблагополучных родителей права на воспитание детей. Дети, лишенные родительского попечения, проходят курс социально-психологической реабилитации в социально-реабилитационных центрах, и в случае невозможности коррекции ситуации в семье, отдаются в детские дома для дальнейшего воспитания.
В сложившейся социальной ситуации развития таких детей отсутствует основной институт социализации детей - семья. Система общественного воспитания не может обеспечить полноценного развития личности ребенка, ее полноценной социализации.
Изучением проблемы психического развития личности ребенка, лишенного родительского попечения, занимались как отечественные психологи: Г.В. Грибанова, М.И. Лисина, 3. Матейчек, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Д. Соколова, Е.Г. Трошихина, И.А. Фурманов, так и зарубежные психологи: М.Д. Айнсворт, Дж. Боулби, Э. Малер, Г. Сэлливен, К. Хорни, Э. Эриксон, 3. Фрейд, А. Фрейд, Р. Шпиц и др.
Психологи рассматривают данную социальную ситуацию развития как депривирующую, не дающую ребенку установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что необходимо для формирования здоровой, активной и социально адаптированной личности.
В теории объективных отношений и теории привязанности особое внимание уделяется роли матери в формировании психики ребенка. Близость к матери, и в то же время независимость от нее, проявляющаяся в поддержке ребенка в процессе развития, преодоления трудностей, становится главным фактором формирования личности ребенка.
Теория интерперсональных отношений показала возможность компенсации отсутствия материнского тепла и поддержки установлением благоприятных и стабильных взаимоотношений с другими людьми. Важной составляющей психического благополучия ребенка является его образ мира, способность доверять или не доверять людям, которые его окружают. В данном случае можно говорить о вторичной привязанности по отношению к другим людям - друзьям, учителям, приемным родителям. При отсутствии компенсации объекта привязанности возникает не только первичная тревожность, но и такие негативные чувства как депрессия, агрессия, фрустрация.
Исследования А.М. Прихожан, Н.Д. Соколовой, Е.Г. Трошихиной доказали, что тормозит психическое развитие детей, лишенных родительского попечения, неправильная организация общения взрослых с детьми: сниженная интимность и доверительность, недостаточные возможности установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым; жесткая регламентация поведения ребенка; непринятие ребенка вне его успехов.
Можно утверждать, что социально-реабилитационные центры и детские
дома не выполняют основных функций по социализации личности ребенка, не дают ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют серьезные нарушения в развитии и социализации.
Нарушение социализации детей, лишенных родительского воспитания, связано с деформацией образа мира.
Отечественные исследователи Р.М. Грановская, В.В. Столин полагают, что именно образ мира составляет центральную часть внутреннего пространства психической жизни человека, его самосознания. Он возникает и развивается на основе экзистенциального опыта человека и влияет на его восприятие, мышление, отношения и деятельность.
Субъективный образ мира - это представление человека о себе, своей судьбе и окружающем мире во времени жизни, своеобразный индивидуальный миф человека о себе и своей жизни, который отражает его жизненную позицию по отношению к себе, другим, миру в целом.
В.В. Столин выделяет структуру образа мира: образ Я - система представлений и отношений человека к себе во времени жизни; образ другого человека (близкого и дальнего); образ мира в целом и психологическое время личности.
А. Лобок считают, что субъективный образ мира является внутренней основой для самоидентификации, регуляции поведения и осуществления жизненных выборов и обеспечивает глубинное чувство онтологической уверенности или неуверенности в мире.
Именно через очки своего образа мира человек смотрит на действительность и определяет значение социальной ситуации для себя, а значит - и стратегию поведения в той или иной жизненной ситуации. Именно от образа мира зависит социализация детей, воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах и детских домах.
Несомненно, формирование образа мира у детей, лишенных родительского попечения, носит деформированный характер. Ребенок плохо чувствует границы своего «Я», поэтому становится либо малоизбирательным в контактах, либо пытается от них отказаться. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.
Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. дети, лишенные родительского попечения, воспринимают мир как опасный, с которым они не могут справиться. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхищать и регулировать происходящее извне.
На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того помнит он об этом или нет, ребенку трудно вступать с другими в близкие эмоциональные
отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, и пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями. Эти переживания он склонен проецировать на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним относится и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном.
Именно образ мира влияет на последующую социализацию личности, а его деформированность препятствует ее нормальному протеканию. Поэтому детям, лишенным родительского попечения, необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим нарушения в психическом развитии.
Целью исследования стало изучение особенностей формирования образа мира у детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, и его влияния на процесс их социально-психологической адаптации.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение Чертковской средней общеобразовательной школе и Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Чертковского района, с. Маньково-Калитвенское, Ростовской области.
В исследовании приняли участие дети подросткового возраста (12 - 14 лет), лишенные родительского попечения, проходящие реабилитацию в центре, в количестве 25 человек и дети подросткового возраста, обучающиеся в средней общеобразовательной школе, в количестве 25 человек.
В соответствии с целью эмпирического психологического исследования была разработана его программа и выбраны соответствующие методы. Психодиагностическое обследование проходило в три этапа:
Первичное обследование проводилось с целью изучения уровня социально-психологической адаптации детей подросткового возраста, проходящих реабилитацию в центре, и детей, обучающихся в средней общеобразовательной школе. Для этого использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда.
На втором этапе исследования изучались особенности формирования образа мира у детей подросткового возраста, проходящих реабилитацию в центре, и детей, обучающихся в средней общеобразовательной школе. Для этого использовались методика выявления отношения к Другому А.А Бодалева, Ю.В. Александрова; методика «Оценка уровня развития морального сознания» Л. Колбергера; тест смысло-жизненных ориентаций СЖО Д.А. Леонтьева; методика незаконченные предложения В. Михала. Выделены специфические особенности в формирование образа мира у детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения.
На третьем этапе после психодиагностического обследования были разработаны практические рекомендации для воспитателей и психологов,
программа социально-психологического тренинга для подростков, направленная на формирование положительного образа мира и повышение уровня социально-психологической адаптации.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Для детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, характерно снижение уровня социально-психологической адаптации, обусловленное деформацией образа мира. деформация образа мира проявляется в недостаточном понимании и принятии себя, недоверии другим людям, конфликтности, раздражительности, снижении ответственности за свои поступки на фоне стремления к доминированию и самостоятельности.
дети подросткового возраста, воспитывающиеся в семье, имеют средний уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в принятие себя и других, способности к формированию доверительных отношений, готовности идти на компромисс. дети стремятся к самостоятельности в решении проблем, взятии на себя ответственности, имеют оптимистической взгляд на мир.
2. Для детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, характерно негативное отношение к другим людям, снижение уровня потребности в общении. Дети склонны оценивать качества, а не поступки человека, не проявляют интерес к личностной сфере человека, его переживаниям, чувствам. Нравственная сущность личности снижена и соответствует стратегии одиночества. Характерен низкий уровень развития морального сознания: преконвенциональный - конвенциональный уровень.
Подростки, лишенные родительского попечения, отличаются эгоцентричностью - поступки оцениваются по принципу выгоды. Хорошо то, что доставляет удовольствие, плохо то, что причиняет неудовольствие. Подчиняются правилам, чтобы избежать наказания. Принимают нормы, правила поведения, выработанные обществом как внешние ограничители.
уровень доверия другим людям детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, низкий. В основном они доверяют только представителям своей социальной группы.
Для детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье, характерно позитивное отношение к другим людям, выражена потребность в общении и совместной деятельности. Дети проявляют интерес к личностной сфере человека, его переживаниям, чувствам, больше оценивают поступки, а не качества человека. Нравственная сущность личности достаточная и соответствует стратегии деятельности. Характерен средний уровень развития морального сознания: конвенциональный-постконвенциональный уровень. Большинство подростков, воспитывающихся в семье, ориентируются на авторитет, поступают так, чтобы избежать неодобрение, выполняют свой долг. Однако у 35% детей преобладает личный нравственный принцип, основанный на личном выборе и имеющий общечеловеческое значение. Они поступают согласно личным принципам и общечеловеческим универсальным принципам нравственности.
Уровень доверия другим людям подростков, воспитывающихся в семье, средний.
3. Для детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, характерен невысокий уровень жизненного самоопределения: незначительная осмысленность жизни, незначительная осознанность целей в жизни, невыраженное ощущение продуктивности жизни и осмысленности прожитой ее части. Характерна неуверенность в себе, сомнения, боязнь внешних обстоятельств, отсутствие готовности бороться за свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У детей, воспитывающихся в семье, уровень жизненного самоопределения, осмысленности жизни достаточно высокий.
У детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, наблюдается пессимистичное отношение к будущему, сожаление о своей судьбе, выраженное желание иметь семью, много денег, позитивное отношение к матери, как к святому и негативизм в отношении к отцу и другим людям, осуждение, скептицизм в оценках. Они живут негативными воспоминаниями о прошлом, не хотят задумываться над будущем. У детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье, отношение к будущему более позитивное и конкретное, выражено стремление как к материальным благам, так и к духовным ценностям. Отношение к семье позитивное, отношение к матери и отцу уважительное.
В целом можно утверждать, что образ мира детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, отличается снижением доверия и роли нравственных ценностей в отношении к другим людям; смещением психологического времени в сторону прошлого.
Итак, основными составляющими образа мира детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, снижающих их социально-психологическую адаптацию, являются: неустойчивая самооценка, негативное отношение к другим людям, эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность самореализацией, низкая потребность в совместной деятельности и общении, сниженная осмысленность жизни и недостаточная осознанность жизненных целей.
Для достижения высокого уровня адаптации детям необходима сформированность таких компонентов образа мира как позитивное отношение к себе и другим людям; эмоциональный комфорт, потребность в совместной деятельности и общении, осмысленность жизни, осознанность целей в жизни, удовлетворенность самореализацией. Для психологического времени личности должно быть характерно положительное оптимистичное отношение к будущему, отсутствие травматических событий в прошлом, беспокоящих ребенка. Именно этих составляющих образа мира не хватает детям подросткового возраста, лишенным родительского попечения, для успешной социально-психологической адаптации.
Полученные результаты исследования легли в основу разработки программы социально-психологического тренинга на тему: «Я доверяю миру» для детей
подросткового возраста, лишенных родительского попечения, направленного на коррекцию образа мира детей с целью повышения их социально-психологической адаптации. В социально-психологическом тренинге использовались такие методы как беседа, дискуссия, ролевая игра, аутогенная тренировка, медитация-везуализация, сказкотерапия, арттерапия. В тренинге приняли участие 10 детей подросткового возраста, лишенных родительского попечения, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном центре. Тренинг включал в себя 12 занятий продолжительностью по 2 часа каждое.
Проведенные тренинговые занятия с подростками, лишенными родительского попечения, способствовали улучшению их психоэмоционального состояния, обучению навыкам эмоционально-волевой устойчивости, снижению стрессогенности пережитых травматических событий, формированию положительного образа мира, прежде всего позитивного отношения к себе, положительного отношения к семье как ценности, формированию доверия другим людям, повышению оптимистичности, активности и самостоятельности в преодолении трудностей, повышению конфликтоустойчивости и развитию навыков коммуникативной компетентности.
Данные, полученные в исследовании, могут использоваться воспитателями, психологами социально-реабилитационных центров, детских домов с целью коррекции образа мира детей подросткового возраста и повышения их социально-психологической адаптации.
литература
1. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 232 с.
2. Грановская, Р.М. Особенности психического развития ребенка, лишенного родительского попечения / Р.М. Грановская. - М.: Лист, 2014. - 184 с.
3. Лобок, А. Особенности субъективного образа мира у детей, лишенных родительского попечения / А. Лобок. - СПб.: Питер, 2015. - 194 с.
4. Мухина, В.С. Лишенные родительского попечения: хрестоматия / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 126 с.
5. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. - М.: Академа, 2005. - 428 с.
6. Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: СТА, 2011. - 159 с.
7. Соколова, Н.Д. Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном детском доме // Дефектология. - 1991. - № 4. - С. 56 - 60.
8. Столин, В.В. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку / В.В. Столин, Н.И. Голосова // Психологический журнал. - 1982. - № 1. - С. 62 - 67.
9. Трошихина, Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: Питер, 1997. - 132 с.