Г.В. Пискунова, Н.В. Артымук
Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра акушерства и гинекологии № 2,
г. Кемерово
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ДЕВОЧЕК, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
В статье представлены основные показатели репродуктивного здоровья девочек-подрос-тков. Рассмотрено влияние факторов на формирование репродуктивных установок де-вочек-подростков. Представлены статистические данные о количестве сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в России и Кузбассе. Рассматривается влияние социальной дезадаптации на здоровье детей, оставшихся без родительского попечения, а также на формирование репродуктивного потенциала девочек-сирот.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, социальная дезадаптация, дети-сироты.
Проблемы охраны здоровья женщин, детей и подростков в условиях экономического и демографического кризиса приобретают характер первостепенных задач национальной политики. Серьезность проблем нашла отражение в возрастании потока отечественных исследований относительно репродуктивного здоровья девочек и девушек. По мнению ряда исследователей, подростковый период является одним из критических периодов постнатального развития, в течение которого происходит формирование и становление одной из основных функций женского организма — репродуктивной [12].
По определению экспертов ВОЗ, репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье (ВОЗ,
1994).
Становление репродуктивной системы является сложным многозвеньевым процессом, начинающимся в периоде полового созревания.
Репродуктивное здоровье, как и здоровье в целом, зависит от биологических, психологических свойств человека, природных (погода, климат, ландшафт) воздействий, состояния окружающей среды, ее загрязнения, социально-экономических, политических факторов, действующих обычно через условия труда и быта, здравоохранения, уровня медицинской науки.
На формирование репродуктивной системы оказывают влияние такие социально-биологические факторы, как осложненное течение беременности и родов у матери, частые инфекционно-вирусные заболевания, стрессовые ситуации, повышенные умственные
и физические нагрузки. Они являются провоцирующими факторами, приводящими к нарушению формирования как отдельных компонентов биологического развития (физического, полового, психического, социального), так и их гармоничности. В свою очередь, нарушение отдельных компонентов развития и их межсистемной гармонии вызывает хронические экстрагенитальные и гинекологические заболевания, отрицательно влияющие на адекватное выполнение репродуктивной функции [17]. В последнее время все большее внимание уделяют медико-социальным факторам формирования репродуктивного здоровья [18].
К основным составляющим элементам репродуктивного здоровья относят сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков.
Исходя из положения, что репродуктивная функция во многом зависит от благоприятного течения пубертатного периода, становится актуальным изучение современных тенденций состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков и факторов, на него влияющих [2, 19].
Комплексная оценка репродуктивного здоровья девочек и девушек проводилась в разных регионах страны. В результате проведенных исследований были установлены факторы риска нарушений формирования репродуктивной системы. Проведено социальногигиеническое исследование девочек с нарушениями менструального цикла, изучено состояние соматического здоровья, установлен комплекс медико-социальных факторов, влияющих на формирование данной патологии.
Исследования, проведенные в 90-е годы в ряде территорий страны (гг. Архангельск, Кемерово, Пермь, Рязань, Томск), выявили более низкие величины роста, массы тела и окружности грудной клетки в боль-
■ РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВОЧЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
шинстве возрастно-половых групп и увеличение числа девочек с дисгармоничным развитием, задержкой физического и полового развития [22, 47].
Изменение физического развития в подростковом возрасте почти всегда проявляется в одинаковой последовательности, но время их начала, динамика развития и время окончания варьируют.
У девочек нарастание длины тела наиболее проявляются в 11-13,5 лет, за два-три года до менархе, составляя в среднем 8 см в год. Своего максимума нарастание длины тела у девочек достигает к началу менструаций.
Физиологическое течение пубертатного периода оценивается по динамике и степени выраженности вторичных половых признаков. Первым признаком начала полового созревания является пубертатный «скачок» роста. Авторами установлена четкая закономерность в последовательности появления вторичных половых признаков — развитие молочной железы за 1,5-2 года до менархе, появление подмышечного оволосения — спустя 1,5-2 года.
При дефиците массы тела происходит замедление созревания подкорковых структур мозга, при его избытке — ускорение, что ведет к отклонениям от правильного течения пубертатного периода в целом, к нарушению ритма менструации — в частности.
В работах российских авторов подчеркивается корреляционная зависимость возраста первой менструации от массы тела. Исследования, проведенные Е.А. Богдановой (1987 г.), установили наступление менархе при достижении массы тела 47,8 кг ± 0,5 кг, когда жировая ткань составляет 22 % от общей массы тела [5, 46].
Исследователи убедительно демонстрируют, что как избыток, так и недостаток массы тела в пубертатном возрасте способствуют отклонению от правильного течения периода полового созревания.
Анализ литературы свидетельствует об ухудшении соматического и гинекологического здоровья у современных девочек-подростков. Общесоматические заболевания в ряде случаев оказывают существенное влияние на течение пубертатного периода, на менструальную функцию девочек. Часто детские инфекционные заболевания, хроническая патология приводят к воспалительным поражениям гениталий, расстройствам менструальной функции, позднему половому созреванию девочек [6, 20].
Экстрагенитальная патология выявлена у 65,7 % девушек-подростков. Из них 52 % имели одно заболевание, а 48 % — 2-3 и более. Ведущее место в структуре экстрагенитальной патологии принадлежит болезням органов дыхания (16,3 %), желудочно-кишечного тракта (11,7 %), печени (10,6 %), почек (9,5 %) [36].
Особенностью современной заболеваемости подростков является переход острых форм в рецидивирующие и хронические (Олейниченко В.Ф., 1998).
По данным Уваровой Е.В. (2002), патологическая пораженность репродуктивной системы у девочек--подростков России составляет 120 на 1000 человек, то есть каждая восьмая-девятая девочка страдает тем
или иным заболеванием или нарушением полового развития. Доля абсолютно здоровых девочек снизилась за 10 лет с 28,6 % до 6,3 % [45].
Для девочек-подростков России характерен высокий уровень гинекологической заболеваемости, что свидетельствует о низком уровне их репродуктивного здоровья [15, 27].
Воспалительные процессы матки и ее придатков в подростковом возрасте обычно связаны с ранним началом половой жизни и заболеваниями, передающимися половым путем. Наиболее часто у обследованных девушек выявляли урогенитальный кандидоз (28 %), хламидиоз (26 %), бактериальный вагиноз (14,2 %), микоплазмоз (13 %), уреаплазмоз (12 %), трихомониаз (4,8 %) и гонорею (2 %) [16].
Правильная трактовка и коррекция физического и полового развития, невозможна без оценки влияния на них психосексуального и психосоциального развития, включающего репродуктивные установки и поведение, информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Много работ посвящено изучению репродуктивных установок и информированности девушек по вопросам сексуального, контрацептивного и витального поведения [30, 42].
Половое воспитание играет важную роль в реабилитации девочек, страдающих нарушениями менструальной функции. По данным Кузнецовой Е.Н. с соавт. (1996), беседы, проводимые подростковыми гинекологами в школах и училищах, повышают обращаемость детей и подростков в гинекологические кабинеты и способствуют снижению гинекологических заболеваний. Гигиеническое воспитание детей с раннего возраста, а также их родителей, служит средством профилактики воспалительных заболеваний мочеполовых органов [7, 10].
Особое внимание со стороны исследователей в последние годы уделяется роли психологических факторов в возникновении заболеваний (Павлова М.Г., 2002). Влияние одних и тех же факторов в одних случаях приводит к развитию заболеваний, в других — лишь к функциональным изменениям.
Самые разнообразные жизненные ситуации, порождая эмоциональный стресс, могут вызвать сердечно-сосудистые, язвенно-некротические, невротические и другие заболевания.
Ответ на эмоциональный стресс, очевидно, зависит от изначального психосоматического состояния личности и устойчивости репродуктивной системы к воздействию неблагоприятных факторов (Касл С.В.,
1995). Изучение психосоматических и нейроэндокринных соотношений в рамках единого патологического процесса поможет в выявлении групп риска с высокой вероятностью нарушений репродуктивной функции.
Под влиянием эмоциональных перегрузок происходят изменения в гипоталамо-гипофизарной системе, которые характеризуются повышением уровня про-лактина, снижением секреции прогестерона и эстра-диола. Это приводит к нарушению менструальной и репродуктивной функций. При нарастании уровня
психоэмоционального напряжения повышается уровень пролактина в крови, что блокирует секрецию лютеинизирующего гормона и приводит к снижению уровня прогестерона. Блокада уровня ФСГ приводит к снижению уровня эстрогенов. И в том, и в другом случае развивается недостаточность лютеиновой фазы цикла, или ановуляция, или аменорея [49].
В нашей стране стрессовые ситуации, значительно участившиеся вследствие стремительных социальноэкономических и социально-политических изменений в структуре общества, также привели к возрастанию стрессогенно-обусловленной патологии [35].
Среди явлений, вызывающих особую озабоченность общественности, на первом месте стоит проблема семьи. [14].
Жизнь ребенка начинается в семье, здесь он проходит основной путь взросления. Активное повседневное участие семьи в воспитании здорового ребенка остается обязательным условием успешного решения большинства задач в вопросах снижения заболеваемости детей и профилактики их развития. При этом в литературе часто подчеркивают роль матери в развитии ребенка [34].
Одной из острейших проблем, обусловленных сложившейся социально-экономической и политической ситуацией в России, является рост числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми [29].
Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (или социальные сироты) — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их родительских прав и пр. («О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ //Российская газета от 21 декабря 1996 г., с. 2).
В России на сегодняшний день для более чем 260000 детей домом является сиротское учреждение. Это 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков.
В 2005 году выявлено и учтено 133 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 0,5 тыс. больше, чем в 2004 г. Кроме этого, за 2004 год выявлены, но остались не устроены 13,4 тыс. детей (в 2003 г. — 12,9 тыс. детей).
В Кемеровской области на сегодняшний день проживают 17517 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них, 10109 воспитываются в семьях граждан, остальные — в интернатных учреждениях. Кроме того, в области 7410 детей, которых усыновили приемные родители.
Ежегодно отмечается рост социальной дезадаптации детей. Социальная дезадаптация проявляется
в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия [8].
Нарушения социального приспособления детей-сирот вследствие изоляции от биологической семьи возникают независимо от влияния других факторов — возраст осиротения, перенесенные соматические заболевания, отставание в физическом развитии и т.д. Состояние социальной дезадаптации у детей-сирот обусловлено утратой ими биологической семьи и нарушениями этапов социализации [38, 43].
Социальная дезадаптация — это фаза первоначальной декомпенсации приспособительных механизмов организма к условиям социальной среды в двух спектрах: биологическом и психологическом. Среди детей, воспитывающихся в домах ребенка, преобладают дети, лишенные родительского попечения при живых родителях, т.е. так называемые «социальные» сироты. Вместе с тем, число истинных сирот многие годы удерживается на одном уровне и составляет не более 10 % воспитанников [28].
Более 50 % детей помещаются в дома ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении, в 96 % семей, лишенных родительских прав, отец или мать, а чаще оба, алкоголики. Алкоголизм по-прежнему остается ведущей причиной принудительного сиротства. Среди лишенных родительских прав преобладают родители, имеющие более трех детей [1].
До 70-80 % детей, воспитывающихся в домах ребенка, поступают из неполных семей. В 62 % случаев причинами помещения ребенка в интернатное учреждение являются неудовлетворительные жилищные условия, в 15 % — многодетность, тяжелая болезнь матери, отца или детей, в 24 % — нахождение родителей в местах лишения свободы [3].
Соматическая ослабленность проявляется более высокой частотой острых заболеваний среди воспитанников домов ребенка, по сравнению с домашними сверстниками. Соматическое здоровье воспитанников домов ребенка характеризуется полиморфизмом его нарушений и их сочетанием. Воспитанники домов ребенка уже с рождения имеют низкие показатели здоровья, о чем свидетельствует значительная доля детей, рожденных преждевременно, высокая частота перинатальной патологии и аномалии развития [4].
Некоторые авторы отмечают значительно более высокую, чем в общей популяции, распространенность эндокринопатий в группе детей и подростков, находящихся в социальной и психической депривацион-ной среде [9].
По данным разных исследований, заболеваемость воспитанников домов ребенка превышает таковую среди детей, воспитывающихся в семьях. Основные ранговые места в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания, в основном за счет ОРВИ. На втором месте находятся болезни нервной системы и органов чувств. На третьем — у детей первого года жизни — болезни эндокринной системы, об-
■ РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВОЧЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
мена веществ и расстройства питания; у детей 2-го и 3-го годов жизни — инфекционные болезни. Почти у каждого ребенка в течение трех лет пребывания в доме младенца было выявлено хотя бы одно врожденное отклонение от нормального развития. [11, 25].
Для воспитанников детских домов также характерна высокая частота различных нарушений здоровья, которые более интенсивно, по сравнению с детьми ДДУ обычного типа, нарастают с возрастом. В структуре выявленной патологии преобладают неврологические и неврозоподобные расстройства, патология опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и ЛОР-органов.
Несмотря на хорошее питание, медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в своем физическом, а также психическом, развитии от сверстников. Установлена низкая резистентность воспитанников домов ребенка, что проявляется высоким уровнем заболеваемости. За время пребывания детей в домах ребенка число нарушений здоровья на одного ребенка увеличивается, снижаются темпы физического и нервно-психического развития [44].
Физическое развитие детей-сирот характеризуется замедленными темпами биологического развития (отставание биологического возраста от календарного), отклонениями в физическом развитии за счет дефицита или избытка массы тела.
Среди данного контингента высок удельный вес детей с дисгармоничным и резкодисгармоничным развитием, обусловленным сниженными показателями массы и длины тела [39].
Отклонение физического развития определялось у большинства воспитанников домов ребенка. В 62,6 % случаев наблюдался дефицит массы тела, в 64,8 % — роста, в 20 % — сочетанное отставание по массе и росту. То есть, более чем у половины детей, растущих в условиях депривации, наблюдалось нарушение пластических процессов [40, 41].
Нарушение репродуктивного здоровья связано с многочисленными факторами, определяющими репродуктивное здоровье девочек — образ жизни, экология, наследственность, состояние здоровья родителей и др. [31, 32, 33].
Некоторые авторы считают, что факторами, замедляющими физическое развитие воспитанников домов ребенка, являются недоношенность, наличие токсикоза беременности, злоупотребление многими из матерей алкоголем, курением, дефекты воспитания, нарушение режима дня, ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, скученность, а также наличие у детей фоновой патологии, врожденных пороков развития, низкой резистентности и перинатальной патологии, высокого инфекционного индекса в раннем детстве. Беременность матерей, дети которых находятся в домах ребенка, только в 56,2 % случаев протекала нормально, в 18,7 % регистрировался токсикоз беременности, в 23,6 % — угроза выкидыша, в 1,5 % — многоводие. Неблагоприятное течение родов отмечалось у 31,6 % матерей [23].
Кузнецова Е.Ю. установила зависимость показателей физического развития от возраста поступления в детский дом ребенка. Так, анализ динамики веса и роста свидетельствует о лучших темпах развития детей, поступающих в дом ребенка в более раннем возрасте, например, в первые 3 месяца жизни.
В оценке состояния здоровья детей большая роль принадлежит нервно-психическому развитию (НПР), которое является одним из критериев, определяющих возможность усыновления ребенка, перевода его в детский дошкольный дом или дом инвалидов. В отличие от детей, посещающих ДДУ, у которых в 70 % случаев отмечается соответствующее возрасту НПР, у большинства детей в доме ребенка установлено его отставание [21, 26].
Можно предположить, что причины данных отклонений кроются в целом комплексе особенностей жизни и состояния здоровья детей-сирот, так как после поступления в дом ребенка дети находятся в состоянии напряженной адаптации, а их собственные механизмы адаптации истощены неблагоприятным отягощенным предшествующим анамнезом (генетическим, биологическим и социальным) и, несмотря на физически комфортные условия пребывания в доме ребенка (интерьер, достаток игрушек), сильное влияние оказывает психоэмоциональная депривация, которую испытывает ребенок, лишенный семьи [37].
РЕЗЮМЕ
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что изучение проблем формирования репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков имеет значительную научную актуальность и практическую значимость, так как репродуктивное здоровье девочек во многом определяет здоровье последующих поколений. Распространенность гинекологических заболеваний в детском и подростковом возрасте является крайне высокой, причем по результатам специальных исследований она оказывается значительно выше, чем следует из официальной медицинской статистики.
Факторы, определяющие нарушения репродуктивного здоровья подростков, по мнению многих авторов, связаны с плохим здоровьем их родителей, патологическим течением беременности и родов, неблагоприятной экологической обстановкой, трудными социально-экономическими условиями жизни, высокой распространенностью вредных привычек у подростков.
В литературе уделяется большое внимание влиянию условий образа жизни, сексуального поведения на общесоматическое и репродуктивное здоровье девочки.
Среди социальных факторов все большее значение уделяется воспитанию детей вне семьи: в домах интернатах, приютах, детских домах. Дети, оставшиеся без попечения родителей, по сравнению с детьми из семей, имеют худшие показатели соматического здоровья, низкие показатели физического развития, ярко выраженные нарушения психического и психологического статусов.
В современной литературе отсутствуют сведения об особенностях становления репродуктивной системы девочек, оставшихся без родительского попечения. Однако, учитывая имеющиеся данные о неблагополучии соматического и психического статусов, следует предположить наличие проблем у этих детей и в состоянии репродуктивного здоровья, что диктует необходимость углубленного изучения данной проблемы и разработки мер, направленных на профилактику выявленных нарушений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Альбицкий, В.Ю. Результаты комплексной клинико-социальной характеристики детей-сирот, оформляющихся в интернатные учреждения /В.Ю. Альбицкий, Т.А. Гасиловская, А.И. Ибрагимов //Российский педиатрический журнал. - 2004. - № 5. - С. 44-46.
2. Ан, Р. Оценка влияния факторов внешней среды на состояние здоровья подростков /Р. Ан, В.В. Булавин //Медицинская помощь. -2003. - № 4. - С. 46-48.
3. Ахтямова, О.В. Социальный портрет сирот /О.В. Ахтямова //Казанский медицинский журнал. - 2004. - Т. 85. - С. 146-148.
4. Ахтямова, О.В. Состояние здоровья и организация медицинской помощи социальным сиротам в домах ребенка общего типа /О.В. Ахтямова: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Казань, 2004. - 234 с.
5. Богданова, Е.А. Роль массы тела и менструальной функции женщин /Е.А. Богданова, Н.Н. Антипина, И.С. Долженко //Акушерство и гинекология. - 1994. - № 5. - С. 48-50.
6. Болгова, Т.А. Соматический статус у девушек с нарушениями становления репродуктивной функции /Болгова Т.А., Завьялова Е.А. //Мать и Дитя в Кузбассе: Спецвыпуск № 1-2005. - С. 198-199.
7. Борисенко, Э.А. Нравственно-половое воспитание: его роль в охране репродуктивного здоровья подростков /Э.А. Борисенко, О.П. Цветкова //Планирование семьи. - 2000. - № 3(4). - С. 25-27.
8. Васильков, А.А. Медико-социальные проблемы детей-сирот /А.А. Васильков //Здравоохранение Российской Федерации. - 2001. -№1. - С. 32-33.
9. Васильков, А.А. Функциональное развитие воспитанников домов детства //Гигиена и санитария. - 2000. - № 5. - С.54-56.
10. Гаврилова, Л.Б. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях /Л.Б. Гаврилова. - М., 2000. - 160 с.
11. Гасиловская, Т.А. Дети-сироты на этапе оформления в интернатные учреждения (медико-социальное исследование): Автореф. дис. . канд. мед. наук /Т.А. Гасиловская. - Казань, 2002. - 24 с.
12 Гуркин, Ю.А. Репродуктологические проблемы девушек-подрос-тков: пособие для врачей-курсантов /Гуркин Ю.А. - СПб., 1997. -48 с.
13 Гусарова, Г.И. Медико-социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Г.И. Гусарова: Авто-реф. дис. . канд. мед. наук. - Самара, 2000. - 26 с.
14. Дерягин, Г.Б. Особенности внутрисемейного воспитания и современного полового поведения молодежи на Европейском Севере России /Г.Б. Дерягин, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев //Экология человека. - 2000. - № 1. - С. 40-44.
15. Долженко, И.С. Гинекологическая заболеваемость как показатель репродуктивного здоровья подростков /И.С. Долженко //Контрацепция и здоровье женщины. - 2001. - № 2. - С. 28-29.
16. Елфимова, Е.К. Структура заболеваемости инфекций передаваемых половым путем у девочек города Ярославля /Е.К. Елфимова, М.Б. Охапкина //Новые технологии в диагностике и терапии ги-
некологических заболеваний и нарушений полового развития у девочек: Сб. тр. Межрег. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2005. - С. 220-221.
17. Жукова, Н.П. Прогнозирование репродуктивного здоровья женщин /Н.П. Жуков, С.Н. Занько. - Витебск, 2003. - 163 с.
18. Захарова, Т.Г. Медико-социальные аспекты здоровья девушек--подростков, вступающих в репродуктивный процесс /Т.Г. Захарова, Е.И. Прахин, Г.Н. Гончарова //Российский педиатрический журнал. - 20003. - № 1. - С. 4-5.
19. Захарова, Т.Г. Гендерное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивное здоровье /Т.Г. Захарова //Здравоохранение Российской Федерации . - 2004. - № 3. - С. 49-51.
20. Ишпатхин, Г.Ю. Общесоматическое и репродуктивное здоровье девочек Приморского Края /Г.Ю. Ишпахтин, К.В. Мосолов, Е.А. Талызина //Новые технологии в диагностике и терапии гинекологических заболеваний и нарушений полового развития у девочек: Сб. тр. межрег. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2005. -С. 30-31.
21. Калинина, О.В. Ранняя диагностика и прогнозирование функциональных и органических нарушений репродуктивной системы девочек /О.В. Калинина: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2003. - 21 с.
22. Камаев, И.А. Проблемы репродуктивного здоровья студенток-под-ростков /И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, И.Ю. Самарцева //Здравоохранение Российской Федерации. - 2003. - № 1. - С. 34-36.
23. Капитонов, В.Ф. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье /В.Ф. Капитонов //Здравоохранение Российской Федерации. - 2002. - № 3. - С. 35-37.
24. Кардашенко, В.Н. К вопросу о физическом развитии и состоянии детей школьного возраста /В.Н. Кардашенко, Н.Н. Суханова //Советское здравоохранение. - 1990. - № 1. - С. 55-56.
25. Кобылянская, Г.В. Состояние здоровья детей-сирот, оставшихся без попечения родителей /Г.В. Кобылянская, В.И. Коба, Е.И. Басманова //Амбулаторно-поликлиническая помощь. Актуальные вопросы, перспективы развития: Сб. тр. межрег. науч.-практ. конф. -Кемерово, 2005. - С. 140-141.
26. Кожухова, М.А. Состояние психического здоровья детей, находящихся в условиях депривации /М.А. Кожухова. - http://www.skbs.ru/se-arch/textview.
27. Коколина, В.Ф. Состояние здоровья девочек и девушек-подрос-тков в современных условиях /В.Ф. Коколина, М.Ю. Митин //Российский вестник акушера-гинеколога. - 2005. - №3. - С. 19-23.
28. Конова, С.Р. Медико-социальное обеспечение детей-сирот в домах ребенка /С.Р. Конова //Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко. -
2002. - №3. - С. 36-39.
29. Конова, С.Р. Программный подход к решению проблем социального сиротства в Российской Федерации /С.Р. Конова //Российский педиатрический журнал. - 2003. - №3. - С. 50-52.
30. Кулаков, В.И. Основные тенденции изменения репродуктивного здоровья девочек в современных условиях /В.И. Кулаков, И.С. Дол-женко //Репродуктивное здоровье. - 2005. - №1. - 16-17.
31. Лосева, О.К. Динамика факторов риска среди подростков /О.К. Лосева, Т.А. Кравец //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001. - № 5. - С. 26-28.
32. Лукашев, А.М. Результаты опроса населения о формировании здорового образа жизни /А.М. Лукашев //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. - 1997. - № 4. -С. 10-14.
33. Лучанинова, В.Н. Проблемы медицинской экологии и здоровья детей и подростков /В.Н. Лучанинова //Здравоохранение Российской Федерации. - 1992. - № 1. - С. 28-29.
■ РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВОЧЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
34. Лявшина, Г.Х. Участие родителей в вопросах полового воспитания детей /Г.Х. Лявшина //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2002. - № 3. - С. 22-24.
35. Максимова, Т.М. Здоровье населения и социально-экономические проблемы общества /Т.М. Максимова, О.Н. Гаенко //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. -
2003. - № 1. - С. 3-7.
36. Медик, В.А. Особенности состояния здоровья детей (по результатам Всероссийской диспансеризации /В.А. Медик, Т.Е. Котова, Л.В. Сече-нева //Здравоохранение Российской Федерации. - 2004. - № 2. -С. 46-49.
37. Можейко, Л.Ф. Клинико-психологические особенности личности де-вочек-подростков в период становления репродуктивной функции /Л.Ф. Можейко //Медицинская панорама. - 2003. - № 9. - С. 45-46.
38. Нелидов, А.Л. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома /А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003. - № 2. - С. 31-39.
39. Особенности состояния здоровья детей детского дома-школы г. Кемерово № 1 /Н.К. Перевощикова, Е.Д. Басманова, А.А. Айметди-нова и др. //Амбулаторно-поликлиническая помощь. Актуальные вопросы, перспективы развития: Сб. тр. межрег. науч.-практ. конф. -Кемерово, 2005. - С. 141-142.
40. Оценка здоровья детей-сирот /В.К. Лондарева, А.Е. Петухова, Г.А. Оглезнева, В.Г. Шалупаева //Проблемы профилактической медицины: Сб. труд. науч. конф. - М., 1996. - С.49-50.
41. Пенкин, В.Н. Влияние сиротства на физическое развитие детей /В.Н. Пенкин //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2003. - №5. - С. 19-20.
42. Перфильева, Г.Н. Оценка репродуктивного потенциала девочек-подростков Алтайского края /Г.Н. Перфильева, О.Н. Войтенко //Новые технологии в диагностике и терапии гинекологических заболеваний и нарушений полового развития у девочек: Сб. тр. межрег. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2005. -С. 52-54.
43. Проблема социального сиротства /О.М. Филькина, Е.А. Воробьева и др. //Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2005. - № 2. - С. 29-33.
44. Современное состояние здоровья детей, воспитывающихся в специализированных домах ребенка /Е.Ю. Кузнецова, Е.Б. Либова, Л.Н. Сахан, В.А. Свердловски //Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. -2005. - № 2. - С. 38-41.
45. Уварова, Е.В. Репродуктивное здоровье девочек подросткового возраста /Е.В. Уварова //Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2003. - Т. 48, № 5. - С. 8-9.
46. Ушакова, Г.А. Динамика основных показателей репродуктивного здоровья девочек в регионе за последние 25 лет и концепция его сохранения /Ушакова Г.А., Елгина С.И., Назаренко М.Ю. //Мать и Дитя в Кузбассе: Спецвыпуск № 1-2005. - С. 172-173.
47. Ушакова, Г.А. Репродуктивное здоровье детей и подростков: пособие для врачей /Г.А. Ушакова, С.И. Елгина. - М., 1996. - 121 с.
48. Циглинцева, Н.П. Медико-социальная характеристика воспитанников дома ребенка города Уфы /Здравоохранение Башкортостана. - 1998. - №2. - С. 36.
49. Шевчик, Н.В. Особенности репродуктивной системы у женщин в молодом возрасте при психоэмоциональных перегрузках /Н.В. Шевчик: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - М.,2002. - 23 с.
ЗАПЛАНИРОВАННОЕ КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ ВРЕДИТ РЕБЕНКУ У детей, рожденных с помощью запланированного кесарева сечения, в четыре раза повышается риск возникновения заболеваний дыхательных путей.
Датские медики изучили материалы о 34 тысячах родов и отметили, что младенцы, рожденные естественным путем или же при помощи кесарева сечения, примененного в чрезвычайных обстоятельствах, имели гораздо меньше шансов на возникновение респираторных заболеваний. Если перенести запланированное кесарево сечение до 39-й недели беременности, риск осложнений можно существенно снизить. При этом операция, проведенная двумя неделями раньше (на 37-й неделе беременности), увеличивает риск примерно в четыре раза.
В университетской клинике Орхуса до сих пор не нашли причину подобного феномена. Однако ученым известно, что усилия при родах и гормональные изменения, связанные с ними, необходимы для развития легких младенца.
"Многие женщины абсолютно не знают о том, что запланированное кесарево сечение может негативно отразиться на их ребенке", - говорит врач лондонской клиники King's College Hospital Мэгги Блот.
В последние годы все больше женщин делают выбор в пользу запланированного кесарева сечения, даже если медицинских показаний для этого нет. Между тем, предыдущее исследование выявило, что сами матери, если им делают кесарево, умирают во время родов в 4 раза чаще, чем женщины, решившиеся на роды естественным путем.
Источник: NEWSru.com