Научная статья на тему 'Характеристика состояния здоровья подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях'

Характеристика состояния здоровья подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
529
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ВОСПИТАННИКИ ИНТЕРНАТОВ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL HEALTH / CHILDREN / BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болотников Игорь Юрьевич

Только 3,9 % детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и воспитывавшихся в интернатных учреждениях, не имели психических расстройств и расстройств поведения (заболевания V класса МКБ-10); соматически здоровых среди них было, по данным 2006 г., 1,4 %, по данным 2007 г. 0,72 %. Библиогр. 6 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of teenager health condition trained at boarding schools

Only 3,9 % of children and teenagers who have stayed without care of the parents and educate in boarding school establishments, had no mental frustration and frustration of behavior (disease V of a class МКБ-10); somatic healthy among them there was, on the data 2006г. 1,4 %, on the data 2007г. 0,72 %.

Текст научной работы на тему «Характеристика состояния здоровья подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях»

ПЕДИАТРИЯ

УДК 616-053.2 И. Ю. Болотников

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Территориальный центр медицины катастроф Астраханской области, Астрахань

Разработка здоровьесберегающих технологий организации учебного процесса и жизни в школах-интернатах является актуальной задачей, в решении которой, очевидно, недостаточно усилий педагогов и работников здравоохранения. Растущий, развивающийся организм подростка чрезвычайно пластичен и в значительной степени подвержен влиянию разнообразных факторов среды [1-4]. Только комплексное исследование всего многообразия факторов окружающей среды может позволить вычленить те из них, которые обеспечивают наиболее острую мобилизацию и служат причиной последующего истощения адаптационных резервов организма подростков, в чем и заключалась цель настоящей работы.

Материалы и методы исследования. Было обследовано 478 детей и подростков 1987-1999 годов рождения, отдыхавших в 2005-2007 гг. в летнем реабилитационном лагере, 219 подростков тех же годов рождения, воспитывающихся в одном из интернатов г. Астрахани.

Произведено и проанализировано 1188 антропометрических измерений роста, веса, объема грудной клетки, динамометрии, спирометрии. Для 100 выпускников интерната рассчитывались физическая работоспособность, интегральные показатели уровня здоровья, давалась оценка адаптационного потенциала [5]. Были использованы сведения из карт диспансеризации находившихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1040 карт, ф. N° 030-Д/с), сведения из извещений об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях (207 извещений, ф. № 470/у-02), сведения из 236 медицинских карт воспитанников и выпускников одной из школ-интернатов. Кроме того, изучена сплошным методом госпитализированная заболеваемость детей и подростков, лечившихся в детском отделении клинической психиатрической больницы в 2004-2006 гг. (234 истории болезни). Проанализированы карты вызовов врачей психиатрических бригад СМП г. Астрахани, в том числе вызовы к детям и подросткам (3451 карта вызовов), за 2006 г. В работе использованы все основные методы социально-гигиенических исследований. Примеялись также способы сбора информации, сплошные и выборочные наблюдения, когортный метод, про- и ретроспективные наблюдения.

© И. Ю. Болотников, 2009

Изученный контингент детей и подростков был следующим: дети в возрасте 7-9 лет составили 12,0 %, подростки 10-14 лет — 35,2 %, юноши и девушки 15-19 лет — 52,8 %. Девочек и девушек-подростков было больше (58,6 %), чем мальчиков и юношей-подростков.

Результаты и их обсуждение. Результаты показали, что гармоничное физическое развитие имели только 17 % обследованных детей и подростков, дисгармоничное — 45,5 %. В группе дисгармоничного развития (37,5 % от числа всех обследованных детей и подростков 7-9 лет) в 8,8 % случаев отмечалась умеренная задержка роста и умеренный дефицит массы тела, в 1,9 % — умеренный скачок роста и избыток массы тела; в 19,3 % — умеренный дефицит массы тела при нормальном росте; только у 3,2 % выявлен умеренный избыток массы тела при нормальном росте.

В группе воспитанников выпускников интернатов 7-19 лет с резко дисгармоничным развитием (45,5 % от числа всех детей и подростков 7-19 лет) 9,7 % имели значительную задержку роста и большой дефицит массы тела; у 1,7 % отмечался значительный скачок роста и избыточный вес; у 1,5 % подростков выявлена значительная задержка роста при умеренном дефиците массы тела, у 1,1 % — резкий скачок роста с умеренным избытком массы; у 18,2 % обнаружен значительный дефицит массы тела при умеренной задержке роста, у 0,9 % — значительный избыток массы тела при умеренном скачке роста, у 0,5 % — значительная задержка роста при нормальном показателе массы тела, у 10,1 % — значительный дефицит веса при нормальном росте, только у 16,2 % подростков выявлен значительный избыток массы тела при нормальном росте. Следовательно, у большинства обследованных подростков наблюдается дефицит массы тела.

Таким образом, анализ физического развития воспитанников и выпускников интернатов 1987-1999 годов рождения, оставшихся без попечения родителей, показал тенденцию ретардации, причем заметнее процесс ретардации у девушек-подростков.

С помощью определения антропометрического статуса по Кристлю была произведена индивидуальная и групповая оценка физического развития изученной группы детей и подростков. Установлено, что доля «гармоников» низка (17,0 %), почти вдвое выше доля «дисгармоников» (37,5 %) и особенно много тех, кто имел резко дисгармоничное физическое развитие. Кроме того, определены и прослежены индивидуальные и групповые тенденции уровней физического развития подростков за период исследования с помощью изучения «маршрутов» физического развития подростков, оставшихся без родительской опеки. Установлено, что «ход» уровня физического развития этих подростков варьировал, преимущественно стабилизировался или несколько снижался. Следует подчеркнуть, что у воспитанников интерната были отмечены существенные отклонения физического развития. В большинстве случаев наблюдалась его дисгармоничность (82,7 %), один из показателей которой — низкий (ниже среднего) рост — имел место у 56,3 % учеников, что можно считать ретардацией физического развития. Нарушения осанки и сколиоз наблюдались у 18,9 % воспитанников интернатов.

По мнению А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых [6], в подходе к проблеме здоровья и воспитания детей в детских учреждениях закрытого типа наблюдались две крайности: с одной стороны, существует представление, что дети из детских домов и школ-интернатов ничем не отличаются от растущих в семьях; с другой стороны, что в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде всего тяжелой наследственностью. Последнее предположение подтверждено данными настоящего исследования. Среди изученных групп воспитанников интерната почти полностью отсутствовали подростки с нормальным физическим

развитием и уровнем функционирования организма: Так, I группа здоровья — 1,4 %, II группа — воспитанники, имевшие функциональные отклонения, составили 17,3 %, наиболее многочисленной явилась III группа (59,2 %), в которую вошли воспитанники, имевшие хронические заболевания в компенсированном состоянии, воспитанники с хроническими заболеваниями в субкомпенсации составили 23,2 % и относились к IV группе здоровья.

Результаты анализа общей заболеваемости воспитанников интернатов 19871999 годов рождения, оставшихся без попечения родителей, свидетельствовали о высоком уровне этого показателя: так, заболеваемость детей в возрасте 7-9 лет составила

8102,04 случая на 1000 детей, уровень заболеваемости подростков 10-14 лет — 4438,0 %о, уровень заболеваемости подростков 15-19 лет — 3135,5 %.

Частота заболеваемости воспитанников интерната 7-19 лет имела свои особенности: уровень заболеваемости этого контингента составил 4978,9 случая на 1000 воспитанников, т. е. в 2,4 раза больше, чем уровень общей заболеваемости детского населения Астраханской области (4606,0 % — среди мальчиков-подростков; 5827,5 % — среди девочек-подростков). По результатам анализа материала можно констатировать, что на каждого подростка приходилось по 4,9 заболевания.

На первом ранговом месте в структуре общей заболеваемости воспитанников интерната в возрасте 7-19 лет находились психические расстройства и расстройства поведения — 28, 7 %; 1431,6 %; второе ранговое место занимали инфекционные заболевания — 19,6 %; 957,8 %; третье место — болезни органов дыхания — 11,7 %; 584,2 %; четвертое место — болезни нервной системы — 10,0 %; 500,0 %. Следовательно, почти 80 % структуры общей заболеваемости воспитанников интернатов 7-19 лет, оставшихся без попечения родителей, формировались за счет психических и поведенческих расстройств, инфекционных болезней, заболеваний органов дыхания и нервной системы.

Следует подчеркнуть, что ранговые отношения в общей заболеваемости детского населения Астраханской области резко отличались от подобных отношений в общей заболеваемости детей и подростков интернатных учреждений: первые три места в структуре общей заболеваемости по Астраханской области занимали заболевания органов дыхания (51,3 %), органов пищеварения (5,9 %), инфекционные и паразитарные болезни (5,1 %), психические расстройства и расстройства поведения находились на четырнадцатом месте (1,2 %).

Индекс здоровья у воспитанников интерната очень низкий: доля не болевших детей в течение года из числа тех, которые находились под систематическим наблюдением, составило 4,8 %. Соматически здоровых детей на всю группу обследованных было в 2006 г. 1,4 %, в 2007 г. — 0,72 %. На каждого подростка приходилось по 3,4 хронических заболевания, в том числе на одного мальчика — 3,4, на одну девочку — 3,4 (3429,9 %).

Структура и частота хронической заболеваемости у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, такова: первое место среди хронических заболеваний у детей и подростков в возрасте 7-19 лет занимали психические расстройства и расстройства поведения (44,4 %; 1516,9 %), на втором ранговом месте находились болезни нервной системы (27,5 %; 942,0 %), инфекционные и паразитарные болезни (9,4 %; 323,7 %) были на третьем месте, на четвертом — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,2 %; 144,9 %), на пятом — болезни глаза и его придаточного аппарата (3,2 %; 111,1 %), на шестом — болезни органов дыхания (3,1 %; 106,3 %), на седьмом — заболевания органов пищеварения (2,9 %; 101,4 %), что подтверждено данными диспансеризации, проведенной в 2007 г. Следовательно, среди воспитанников интерната были широко распространены (71,9 % всех случаев) расстройства психоневротической сферы, а также

общая соматическая ослабленность. Каждый пятый страдал энурезом или другими проявлениями неврозов, у 6,7 % воспитанников отмечена неврастения.

Среднее количество хронических заболеваний у воспитанников интерната составило

3,4 случая на одного ребенка в 2002-2006 гг., в 2007 г. — 3,5 случая.

В связи с тем, что психические расстройства и расстройства поведения оказались на первом ранговом месте в структуре хронической заболеваемости детей и подростков, оставшихся без опеки родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях, была проанализирована госпитализированная заболеваемость этого контингента, поступившего в детское отделение Областной клинической психиатрической больницы: три вида патологии (умственная отсталость — 38,3 %, расстройство личности органической этиологии — 19,0 %, расстройства поведения — 16,4 %) определяли ее структуру.

Основными мотивами госпитализации детей и подростков явилось их девиантное поведение: уходы из дома и интернатов — 65,8 %, жестокость и агрессивность по отношению к сверстникам и окружающим их лицам — 81,6 %, нежелание учиться — 73,0 %, бродяжничество — 46,6 %, воровство — 19,7 %, склонность к токсикомании — 9,4 %, употребление алкоголя — 10,7 %, суицидальные попытки — 3,8 %. Следует подчеркнуть, что воспитанников школ-интернатов среди всех госпитализированных было чуть больше половины (57,8 %).

Среди всех вызовов к подросткам 10-19 лет врачей психиатрических бригад СМП треть приходилась на вызовы к воспитанникам интернатных учреждений и ученикам коррекционных школ. Так, подросткам 10-14 лет психиатрическая бригада врачей СМП вызывалась главным образом по причине расстройств поведения и психических расстройств (14,8 %), эпилепсии (14,4 %), преднамеренных самоповреждений (14,4 %), алкогольного опьянения, шизофрении, умственной отсталости (по 7,1 %) и нейроинфекций. К юношам и девушкам 15-19 лет была вызвана психиатрическая бригада врачей СМП вследствие преднамеренных самоповреждений (19,1 %); умственной отсталости (18,4 %), психических расстройств, связанных с употреблением алкоголя (17,0 %), куда входили алкогольное опьянение (10,6 %), ААС (3,2 %), алкогольные психозы (1,1 %), хронический алкогольный церебральный синдром (1,1 %), психических и поведенческих расстройств (13,8 %), шизофрении (12,7 %), эпилепсии (7,4 %), общих расстройств психологического развития, истерического развития личности (по 4,3 %), абстинентных состояний, вызванных опиоидами (2,2 %), психических расстройств, обусловленных повреждением головного мозга (1,1 %).

Для подведения итогов изучения состояния здоровья воспитанников интернатов было проведено определение физической работоспособности, уровня здоровья и адаптационного потенциала у выпускников интернатов.

Определение физической работоспособности осуществлялось с помощью степэр-гометрии, при этом определялась частота сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) при продолжительности работы 4 мин у выпускников интернатов в возрасте 16-19 лет. По характеру изменений ЧСС и АД после степ-тестов были выявлены у юношей 16-19 лет следующие типы реакций сердечно-сосудистой системы: у 33,0 % участвующих в тестировании установлен нормотонический тип реакции, у 40,0 % — гипотонический, у 26,7 % — цистонический; у 48,1 % девушек отмечен нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы, у 44,5 % — гипотонический, у 3,7 % — гипертонический, у 3,7 % — дистонический тип. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что вся обследованная группа выпускников интернатных учреждений имели низкий интегральный уровень здоровья и низкую потенциальную способность организма адаптироваться к учебному процессу и любым физическим нагрузкам.

Среди детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и воспитывавшихся в интернатных учреждениях, только 3,9 % не имели психических расстройств и расстройств поведения (заболевания V класса МКБ-10); соматически здоровых среди них было, по данным 2000 г. — 1,4 %, по данным 2007 г. — 0,72 %.

Среди юношей удовлетворительная оценка уровня физической работоспособности (УФР) по методике А. А. Ушакова [5] отмечена почти у половины обследованных (56,0 %), у остальных оценка УФР была низкой. У девушек в возрасте 16-19 лет УФР был только низким. В работе также использована комплексная оценка уровня здоровья, разработанная Г. А. Апанасенко (2000 г). Причем в данном случае были получены только низкие показатели интегрального уровня здоровья у всех 100 выпускников интернатов и низкие оценки их адаптационного потенциала.

В заключение можно сделать ряд вывод.

Ретардация — одна из основных тенденций физического развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Причем даже прожив 3-4 года в интернате, воспитанники с гармоничным развитием имели низкий уровень физического развития (17,0 %), почти вдвое выше была доля «дисгармоников», особенно много было тех, кто имел резко дисгармоничное физическое развитие (45,5 %). У большинства (92 %) воспитанников интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей, выявлено до четырех хронических заболеваний у каждого: первое место в структуре хронических заболеваний занимали психические расстройства и расстройства поведения (44,7 %; 1516,9 %), на втором месте находились болезни нервной системы (27,5 %; 942,0 %), на третьем — инфекционные болезни (9,8 %; 323,7 %), на четвертом — болезни костно-мышечной системы (4,2 %; 106,3 %), что составило 86,2 % от числа всех хронических заболеваний.

Распространенность психических расстройств и расстройств поведения среди изучаемой группы обусловила необходимость обращений за помощью к врачам-психиатрам и госпитализации в детское отделение Областной клинической психиатрической больницы: 57,8 % из числа всех госпитализированных составляли дети и подростки из интернатных учреждений (из школ-интернатов, коррекционных школ). Мотивами госпитализации являлись признаки дезадаптации и девиантное поведение: уходы из дома и интернатов — 65,8 %, жестокость и агрессия по отношению к сверстникам и окружающим их людям — 81,6 %, нежелание учиться — 73,0 %, бродяжничество — 46,6 %, воровство — 19,7 %, склонность к токсикомании — 9,4 %, употребление алкоголя — 10,7 %, суицидальные попытки — 3,8 %.

70,0 % детей и подростков поступали в интернаты из семей неблагополучных по алкоголизму или наркомании, где они подвергались физическому и психическому насилию. Неблагополучие в семье, безнадзорность, невнимание пьющих родителей к своим детям приводили к развитию психической патологии и патологии других органов и систем. В реабилитационных центрах у каждого из них фиксировалось по 5,2 хронических заболевания, из которых ведущими являлись психические и поведенческие расстройства, что в дальнейшем вызывало тяжелую степень дезадаптации подростков к воспитанию и учебе в интернатных учреждениях.

Литература

1. Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из семей социального неблагополучия и принципы организации медико-социальной помощи: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1995. 46 с.

2. Карташева Н. С. Оценка здоровья и совершенствование медико-профилактической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в доме ребенка и детском доме. М., 1997. 153 с.

3. Курьянова Н. Н. Состояние здоровья детей из неблагополучных по алкоголизму семей // Астраханская область в XXI веке: взгляд молодого поколения: Матер. научно-практ. конф. Астрахань, 2004. С. 168-173.

4. Чумаков Б. Н. Брошенные дети // Основы здорового образа жизни: Учебн. пособие. М., 2004. С. 268-278.

5. Ушаков А. А. Эксперсс-диагностика и дифференцированная оценка состояния здоровья и трудоспособности человека в условиях диспансеризации и страховой медицины // Успехи совр. естествозн. 2007. № 8. С. 66-67.

6. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М.; СПб., 2005. 400 с.

Статья принята к печати 17 декабря 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.