УДК: 796.01:612+796.035
DOI 10.53742/1999-6799/4_2022_17_20
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ
Е.А. Сальникова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики плавания, парусного и гребного спорта,
Я.Е. Бугаец, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Дети, рожденные с синдром Дауна, часто характеризуются нарушением физического и психического развития и нуждаются в своевременной диагностике и соответствующей коррекционно-развивающей работе. Помощь, оказываемая в сенситивные периоды развития особенного ребенка, позволяет сделать обратимыми негативные отклонения, в том числе в двигательной сфере. Занятия оздоровительным плаванием являются эффективным средством повышения двигательной активности и развития физических кондиций. Данная реабилитация учитывает индивидуальные особенности ребенка, основные дефекты его развития, направлена на формирование двигательных навыков и нивелирование нарушений нейромоторных механизмов.
В связи с этим представляет интерес исследование динамики двигательных способностей и ней-рональной сферы у детей с синдромом Дауна в процессе занятий оздоровительным плаванием.
Целью работы явилось исследование психомоторных способностей детей с синдромом Дауна, занимающихся оздоровительным плаванием.
Методы. Обследовали 10 детей 6-8 лет с синдромом Дауна, занимающихся в бассейне Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в начале и в конце года обучения. Психомоторную активность анализировали с помощью специфических тестов, используя бальную систему. Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы Statistica 10.
Результаты. Сравнительный анализ результатов тестирования детей с синдромом Дауна, полученный в начале и в конце года обучения занятий оздоровительным плаванием, обнаружил положительную динамику психомоторных показателей. При реализации всех тестов было отмечено уменьшение дефицита пространственных представлений и пространственно-моторных координаций, нивелирование проблем, связанных с реализацией произвольных движений, уменьшение неточности движений.
Заключение. Систематические занятия оздоровительным плаванием способствуют эффективному развитию психомоторных процессов, снижению гипотонических проявлений структур центральной нервной системы и повышению координационных способностей у детей с синдромом Дауна.
Ключевые слова: дети с синдромом Дауна, оздоровительное плавание, психомоторные способности.
Для цитирования: Сальникова Е.А., Бугаец Я.Е. Психомоторные способности детей с синдромом Дауна, занимающихся оздоровительным плаванием // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 4. -С. 17-21.
For citation: Salnikova E., Bugaets Y. Psychomotor abilities of children with Down's syndrome engaged in recreational swimming. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 4, pp. 17-20 (in Russian).
Актуальность. Проблема детской инвалидности в современных условиях актуальна, так как имеет тенденцию к увеличению. Рост количества детей, рожденных с синдром Дауна, требует планомерных социальных решений [3, с. 139]. Данная патология часто сопровождается задержкой функциональной латера-лизации мозга, поражением ассоциативных зон коры больших полушарий, умственной отсталостью различной степени и нарушением физического и психического развития [8, с. 62]. Уровень двигательного развития связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка, активным формированием и развитием его мозга при целенаправленном физическом воспитании [5, с. 64]. Особенности суставного аппарата, недостаточное развитие мозжечка у детей с синдромом Дауна приводит к развитию гипотонии, создает трудности в регуляции механизмов психомоторного уровня. Дети характеризуются неравномерностью темпов развития систем, органов, их функций. Причем системы, связанные с переработкой зрительно-пространственной информации, опережают развитие двигательной сферы, отмечается снижение скорости обработки информации, мышечного тонуса, нарушение проприорецепции, постуральных реакций и координации, что создает трудности автоматизации двигательных навыков [5, с. 64]. Такой категории воспитанников требуется комплексная помощь, сопровождающаяся здоровьесбере-гающими технологиями, своевременная диагностика и соответствующая коррекционно-развивающая работа.
Двигательная реабилитация детей с синдромом Дауна, учитывающая индивидуальные особенности, основные дефекты развития, морфофункциональное состояние и здоровье, обеспечивает восстановление и приобретение необходимых двигательных умений и навыков [7, с. 31].
Занятия оздоровительным плаванием является эффективным средством повышения двигательной активности и развития физических кондиций, направлено на стабилизацию функционирования центральной нервной системы [6, с. 54]. Поэтому изучение психомоторного состояния детей с данной нозологией дополняет имеющийся опыт об эффективных подходах и особенностях формирования двигательных навыков, в том числе плавательных.
Целью данной работы явилось изучение психомоторной активности детей с синдромом Дауна, занимающихся оздоровительным плаванием.
Методы. Исследование проводили на базе бассейна Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Обследовали 10 детей 6-8 лет с синдромом Дауна в начале года обучения и в конце. Занятия проводились 3 раза в неделю, температура воды в бассейне составляла 31-33°С, продолжительность каждого составляла 45 минут.
Уровень развития психомоторной активности определяли с помощью ряда тестов. При реализации теста «Кольцо» испытуемые поочередно соединяли пальцы ведущей руки с большим пальцем, в тесте «Фонарики» сжимали и разжимали пальцы кисти в кулак, в
тесте «Прыжок с поворотом на 360°» определяли мышечное взаимодействие и согласованность движений верхних и нижних конечностей [1, с. 51]. Полученные результаты анализировали, используя балльную систему. Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы Б1ай$йса 10 (Б:а:5о::!пс, США). Нормальное распределение признаков описывали в виде среднего арифметического значения (М) и стандартного отклонения (±о). Для сравнительного анализа использовали критерий Стьюдента для связанных выборок.
Результаты. Результаты исследования демонстрировали определенную динамику психомоторных способностей детей с синдромом Дауна в процессе занятий оздоровительным плаванием. При выполнении теста «Кольцо» было обнаружено статистически значимое увеличение баллов в конце проведенных занятий (Р<0,05) (таблица).
Таблица.
Показатели психомоторного развития детей с синдромом Дауна, занимающихся плаванием, на этапах исследования (М±о) (п=10)
Тесты Этапы исследования Р
в начале в конце
«Кольцо»(баллы) 1,7±0,9 2,5±0,7 <0,05
«Фонарики» (баллы) 2,3±0,7 2,9±0,3 <0,05
«Прыжки с поворотом на 360°» (баллы) 0,4±0,5 0,9±0,3 <0,05
Соответствующее распределение оценок показало, что на первом этапе исследований только 20% детей смогли самостоятельно выполнить задание (3 балла), остальные либо не смогли с ним справиться (0 баллов), либо затруднялись (1 балл), либо требовалась физическая и вербальная поддержка тренера (рисунок 1).
Занятия плаванием способствовали перераспределению процентного соотношения показателей, большинство детей смогли выполнить задание самостоятельно, некоторым требовалась помощь, и только один ребенок чувствовал затруднения.
При выполнении теста «Фонарики» обнаружились похожие изменения. Средний показатель имел статистически значимое увеличение к концу года занятий плаванием (Р<0,05) (таблица).
Процентное распределение значений на первом этапе исследований выявило, что самостоятельно выполнять упражнение могли меньше половины обследуемых, тогда как регулярные занятия способствовали освоению данного теста (3 балла) почти всех особенных детей (90%). Только один ребенок не смог выполнить задание (10%) (рисунок 2).
Реализация теста «Прыжок с поворотом на 360°» у детей с синдромом Дауна выявил позитивные изменения согласованных движений верхних и нижних
18
№3 I 2022
70 60 50 40 30 20 10 0
30 I I
20
зе__■
□ 0 баллов
□ 1 балл
□ 2 балла ■ 3 балла
начало исследования
конец исследования
Рисунок 1. Развитие психомоторных способностей в тесте «Кольцо» у детей с синдромом Дауна на этапах исследования
100 90 80 70 ■ 60 50 40 30 20 10 0
50
40
10 10
начало исследования
конец исследования
□ 1 балл 02 балла Ü3 б
Рисунок 2. Развитие психомоторных способностей в тесте «Фонарики» у детей с синдромом Дауна на этапах исследования
70 60 50 40 30 20 10 0
30
10
□ 0 баллов
□ 1 балл
□ 2 балла ■ 3 балла
начало исследования
конец исследования
Рисунок 3. Развитие психомоторных способностей в тесте «Прыжок с поворотом на 360°» у детей с синдромом Дауна на этапах исследования
конечностей, которые в процессе занятий плаванием статистически значимо возросли (Р<0,05) (таблица). Вовлечение большего количества взаимодействующих мышечных групп привело к изменению распределения баллов. В начале исследования большинство детей не могли выполнить данный тест (60%), тогда как на следующем этапе обследование показало, что 90% справились с заданием (рисунок 3).
Итоги проведенного исследования свидетельствуют о положительном влиянии занятий плаванием на психомоторное развитие детей с синдромом Дауна. Динамика нейромоторных способностей, конечно, зависит от уровня патологических процессов, проявляющихся у конкретного ребенка. Однако в целом можно отметить, что двигательная активность в водной среде способствует нивелированию проблем, связанных с реализацией произвольных движений, уменьшению неточности их воспроизведения, снижению неспособ-
ности к их предварительному планированию и контролю, а также устраняет дефицит пространственных представлений и пространственно-моторных коорди-наций [4, с. 54].
Заключение. Двигательная реабилитация детей с синдромом Дауна требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. У большинства таких детей отмечается задержка показателей физического развития. Основные проблемы формирования двигательной сферы у детей с синдромом Дауна связаны с несовершенной работой гипокампальных структур и мозжечковой гипоплазией в центральной нервной системе [2, с. 21]. Полученные результаты эффективного развития психомоторных процессов в процессе систематических занятий оздоровительным плаванием отражают формирование большого числа нейрональных связей между мозговыми образованиями, нивелирование гипотонических проявлений и координационных трудностей мозжечка.
Дифференцированный подход и регулярная диагностика психомоторных характеристик детей с синдромом Дауна на занятиях оздоровительным плаванием не только позволяют оценить функциональное состояние особенных детей, но и при необходимости решать задачи, направленные на нивелирование выявленных отклонений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бударин М.В. Методика обучения детей 11-12 лет с интеллектуальными нарушениями адаптивному плаванию с интеллектуальными нарушениями на этапе начальной спортивной подготовки: автореф. дис... канд. пед. наук, 13.00.04 / Бударин Михаил Валерьевич. - Тамбов, 2018. - 24 с.
2. Григорьев К.И. Синдром Дауна / К.И. Григорьев, О.Ф. Выхристюк, А.М. Егоренков // Медицинская сестра. -2014. - № 7. - С. 20-29.
3. Губарева Д.С. Медико-педагогические предпосылки двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна / Д.С. Губарева, С.Ю. Максимова // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 4. - С. 139-144.
4. Ковязина М.С. О некоторых аспектах межполушарно-го взаимодействия в двигательных функциях у детей в норме и с синдромом Дауна / М.С. Ковязина // Вестник Московского университета. - 2008. - № 4. - С. 54-66.
5. Мухина А.А. Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна / А.А. Мухина, А.З. Дроздов, Б.М. Коган // Специальное образование. - 2014. - № 3. - С. 63-70.
6. Норошкина Г.Н. Влияние адаптивного плавания на некоторые показатели организма детей с синдромом Дауна / Г.Н. Норошкина, В.К. Климова, Т.С. Каунова // Сборник статей XV Международной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях«, посвященной 65-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2019. - С. 53-55.
7. Пашкова М.А. Развитие двигательных навыков у детей с синдромом Дауна на занятиях по адаптивному физическому воспитанию М.А. Пашкова, И.В. Тимофеева // Развитие технологий здоровьесбережения в современном обществе. - 2018. - С. 30-34.
8. Приходько О.Г. Особенности нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна / О.Г. Приходько Л.С. Граматикополо // Специальное образование. - 2021. - № 1. - С. 60-72.
%
60
10
%
90
%
60
40
30
20
10
PSYCHOMOTOR ABILITIES OF CHILDREN WITH DOWN'S SYNDROME ENGAGED IN RECREATIONAL SWIMMING
E. Salnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and methods of swimming, sailing and rowing,
Y. Bugaets, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physiology.
Federal State Budgetary Establishment of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budenniy St., 161; e-mail: [email protected].
Annotation.
Relevance. Children born with Down's syndrome are often characterized by impaired physical and mental development and need timely diagnosis and appropriate corrective and developmental work. Assistance provided during sensitive periods of development of a particular child allows you to make negative deviations reversible, including in the motor sphere. Recreational swimming, this rehabilitation takes into account the individual characteristics of the child, the main defects of his development, is aimed at the formation of motor skills and the leveling of disorders of neuromotor mechanisms.
In this regard, it is interesting to study the dynamics of motor abilities and the neuronal sphere in children with Down's syndrome in the process of recreational swimming.
The aim of the work was to study the psychomotor abilities of children with Down's syndrome engaged in recreational swimming.
Methods. 10 children aged 6-8 years with Down's syndrome were examined in the swimming pool of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, at the beginning and at the end of the year of study. Psycho-motor activity was analyzed using specific tests, with a point system. With the help of the Statistica 10program, the results were processed.
Results. A comparative analysis of the results of testing children with Down syndrome, obtained at the beginning and at the end of the year of training in recreational swimming, revealed a positive dynamics of psychomotor indicators. When implementing all tests, it was noted to reduce the deficit of spatial representations and spatial-motor coordination, leveling the problems associated with the implementation of voluntary movements, and reducing the inaccuracy of movements.
Conclusion. Systematic recreational swimming activities contribute to the effective development of psychomotor processes, a decrease in the hypotonic manifestations of the structures of the central nervous system and an increase in coordination abilities in children with Down's syndrome.
Key words: children with Down's syndrome, recreational swimming, psychomotor abilities.
References:
1. Budarin M.V. Methods of teaching children 11-12 years old with intellectual disabilities adaptive swimming with intellectual disabilities at the stage of initial sports training. Candidate's thesis. Tambov, 2018, 24 p. (in Russian).
2. Grigoriev K.I., Vykhristyuk O.F., Egorenkov A.M. Down syndrome. Medicinskaya sestra [Medical Nurse], 2014, no. 7, pp. 20-29. (in Russian).
3. Gubareva D.S., Maksimova S.Yu. Medical and pedagogical prerequisites for motor rehabilitation of children with Down syndrome. CHelovek. Sport. Medicina [Human. Sport. Medicine], 2020, vol. 20, no. 4, pp. 139-144. (in Russian).
4. Kovyazina M.S. On some aspects of interhemispheric interaction in motor functions in children with normal and Down syndrome. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University], 2008, no. 4, pp. 5466. (in Russian).
5. Mukhina A.A., Drozdov A.Z., Kogan B.M. The use of sensorimotor correction techniques in the rehabilitation of children with Down syndrome. Special'noe obrazovanie [Special Education], 2014, no. 3, pp. 63-70. (in Russian).
6. Noroshkina G.N., Klimova V.K., Kaunova T.S. The influence of adaptive swimming on some indicators of the body of children with Down syndrome. Sbornik statej XV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Fizicheskoe vospitanie i sport v vysshih uchebnyh zavedeniyah», pos-vyashchennoj65-letiyu BGTUim. V.G. SHuhova [Collection of Articles of the XV International Scientific Conference "Physical Education and Sport in Higher Educational Institutions", Dedicated to the 65th Anniversary of V.G. Shukhov BSTU], 2019, pp. 53-55. (in Russian).
7. Pashkova M.A., Timofeeva I.V. Development of motor skills in children with Down syndrome in classes on adaptive physical education. Razvitie tekhnologij zdorov'esberezheniya v sovremennom obshchestve [Development of health-saving technologies in modern society], 2018, pp. 30-34. (in Russian).
8. Prikhodko O.G., Gramatikopolo L.S. Features of developmental disorders in children of early and preschool age with Down syndrome. Special'noe obrazovanie [Special Education], 2021, no. 1, pp. 60-72. (in Russian).
Поступила / Received 29.11.2022
Принята в печать / Accepted 27.12.2022
20
№3 l 2022