мониторинг ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
УДК/UDC 376
Поступила в редакцию 23.02.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Тимофеева1 Кандидат педагогических наук, доцент М.И. Салимов1 Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Репина1 Н.С. Плющева1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
DEVELOPMENT OF MOTOR ACTIONS FORMATION IN 3-4-YEAR-OLDS WITH DOWN SYNDROME: EFFICIENT PROGRESS TEST AND MONITORING SET
PhD, Associate Professor I.V. Timofeeva1 PhD, Associate Professor M.I. Salimov1 PhD, Associate Professor A.I. Repina1 N.S. Plushcheva1
1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - разработка системы доступных информационных тестов оценки уровня развития двигательных действий у детей с синдромом Дауна.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Свердловской общественной организации «Солнечные дети» г. Екатеринбург, в отделениях гг. Каменс-Уральск, В. Пышма, Ревда, Березовский, Заречный. В эксперименте участвовали 77 детей в возрасте 3-4 лет, имеющих диагноз синдром Дауна, как основной, и сопутствующие заболевания - такие, как легкие пороки сердца, нарушение зрения и слуха. Результаты исследования и выводы. Основным критерием представленного мониторинга является формирование двигательных действий. Мониторинг проводится в три этапа: начальный; промежуточный; итоговый. На начало периода диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы. В конце проекта - с целью отслеживания формирования двигательных действий ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов. В середине периода проводится промежуточная диагностика. На основе результатов диагностики разрабатывается и корректируется маршрут психолого-педагогического развития каждого ребенка.
Мониторинг позволяет не только отслеживать результаты детей, но и составлять программы занятий по адаптивному физическому воспитанию.
Ключевые слова: синдром Дауна, двигательные действия, адаптивное физическое воспитание.
Abstract
Objective of the study was to develop a progress test and monitoring set to track the motor skills formation process in the 3-4-year-olds diagnosed with Down syndrome.
Methods and structure of the study. The progress test set was subject to an experimental study at "Sunny Children" NGO centers in the Yekaterinburg, Kamens-Uralsk, Verkhniaya Pyshma, Revda, Berezovsky and Zarechny affiliates (Sverdlovsk Oblast). We sampled for the tests the 3-4 year-olds diagnosed with Down syndrome (n=40) and concomitant diseases including minor cardiac defects and visual and hearing impairments. The kids were sampled on the family consents for the tests and personal data processing. Most common among the concomitant diseases are the cardiovascular system ones. Results and conclusion. The three-stage progress test and monitoring system makes it possible to timely find the children having specific problems/ needs in the motor skills mastering process in every group and focus the adaptive physical education instructors' service on their developmental challenges. A special attention in the set of the motor skills development service should be paid to whether or not the child shows an interest in active games and physical exercises, with the interests rated by teachers' monitoring in the training process. Test sessions will be run at least three times a year to fairly profile the individual motor progresses. Such test and monitoring service should be designed to adequately rate the individual movement quality and controls versus the group-and age-specific standards.
The monitoring and test service is commonly considered the most productive and informative progress rating method in the adaptive physical education / health service for this health group. This service will help the adaptive physical education instructor concentrate on the key aspects to timely and efficiently design and manage the service on an individualized basis. Such test and monitoring service helps analyze the adaptive physical education service benefits and drawbacks on a timely basis to attain the interim and final progress goals for success.
Keywords: Down syndrome, motor actions, adaptive physical education.
Введение. Синдром Дауна является одной из самых частых хромосомных аберраций, распространенность которой составляет 1:1000 новорожденных [1]. В Свердловской области ежегодно рождается 30-35 детей с синдромом Дауна. Этот синдром характеризуется задержкой психомоторного и речевого развития, в сочетании с высокой частотой врож-
денных пороков. Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только психического, но и физического развития ребенка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложнокоординированные навыки, ребенку необходимо освоить базовые двигательные навыки, закладывающие фундамент на будущее. Существует обще-
68
http://www.teoriya.ru
№!!• 2021 Ноябрь | November
принятая последовательность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии [4]. Теоретический и практический анализ включенности в жизнь общества лиц с синдром Дауна показал актуальность и значимость данной проблемы. Специфических методов коррекции двигательного развития пока не существует, однако комплексная реабилитация в сочетании с адаптивным физическим воспитанием способствует гармоничному развитию детей с синдромом Дауна [6].
Цель исследования - разработка системы доступных информационных тестов оценки уровня развития двигательных действий у детей с синдромом Дауна.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Свердловской общественной организации «Солнечные дети» г Екатеринбург, в отделениях гг. Каменс-Уральск, В. Пышма, Ревда, Березовский, Заречный. В эксперименте участвовали 77 детей в возрасте 3-4 лет, имеющих диагноз синдром Дауна, как основной, и сопутствующие заболевания - такие, как легкие пороки сердца, нарушение зрения и слуха. Отбор осуществлялся с одобрения родителей и разрешения на обработку персональных данных. Обобщенная информация детей представлена на рисунке.
По сопутствующим заболеваниям, наиболее часто встречаются: заболевания сердечно-сосудистой системы - ССС (дефект межпредсердной перегородки) - у 65 % детей; заболевания желудочно-кишечного тракта - ЖКТ (дуоденальная атрезия, болезнь Гиршспрунга, атрезия ануса) - 21 %%; нарушение слуха (кондуктивная и нейросенсорная тугоухость) - 19 %% детей, нарушение зрения (косоглазие, врожденная катаракта) - 51 %%, врожденный вывих бедра - 49 %%. Каждый ребенок имеет не менее двух сопутствующих заболеваний в сочетании со вторичными отклонениями различного генеза.
Выбор указанных возрастных границ обусловлен, с одной стороны, имеющимися в научной литературе данными о том, что дети с синдромом Дауна до четырех лет характеризуются глубоким недоразвитием основ-
■ заболевания ССС
■ гипофункцией щитовидной железы
□ заболевания ЖКТ
□ патология зрения
□ патология слуха
■ врожденный вывихбедра
Сопутствующие заболевания детей в % (п=40)
Карта обследования двигательных действий (частичный перечень)
ных психических функций: памяти, мышления, речи, тогда как некоторая динамика и дифференциация психической деятельности становится более отчетливой после 4-5 лет [5].
Жиянова П. Л. указывает на интересный факт, что существует взаимосвязь между развитием познавательной деятельности и формированием навыков крупной моторики. Особенностью развития ребенка с синдромом Дауна, по мнению автора, является снижение глубинной телесной чувствительности, что влияет как на качество движений, так и на развитие двигательной сферы [2]. Отмечается, что у детей с синдромом Дауна вследствие гипотонии могут наблюдаться неадекватные выпрямительные реакции и реакции равновесия, недостаточная стабильность в положении суставов, недостаточная коконтракция, то есть взаимное сокращение мышц по обе стороны от сустава, недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений, гиперподвижность в суставах. Это приводит к тому, что ребенку с синдромом Дауна трудно контролировать положение тела в пространстве. Несмотря на дефицит по-стурального контроля, ребенок все равно стремится к развитию и готов осваивать необходимые движения, включая компенсаторные механизмы, к которым относят использование детьми с синдромом Дауна симметричных поз и однообразных симметричных движений [3].
При проведении занятий по адаптивной физической культуре с детьми с синдромом Дауна важно определить необходимые упражнения для занятий, выявить их эффективность, а следовательно, и динамику развития ребенка.
Результаты исследования и их обсуждение. Нам
представляется, что критериальные оценки выполнения двигательных действий для детей с синдромом Дауна должны быть ориентированы на опыт их индивидуального психофизического и социального продвижения. Экспертная оценка качества выполнения двигательных действий у детей с синдромом Дауна проводилась на основании критериев правильности выполнения элементов двигательных действий и оценки ошибок, совершаемых детьми в процессе выполнения упражнений. Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Для оценки уровня развития двигательных действий результаты тестирования интерпретировались следующим образом: 0 баллов - навык не сформирован, 1 балл - навык сформирован частично, 2 балла -навык сформирован (см. таблицу).
№ п/п Наименование группы показателей Номера двигательных действий и их оценка в баллах
0 баллов 1 балл 2 балла Итог
1 Поднимается по лестнице переменным шагом, держась за перила и чередуя ноги
2 Быстрым шагом с поддержкой за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона
3 Подпрыгивает на месте на полу несколько раз, держась обеими руками за опору
4 Подпрыгивает на месте, стоя на полу и без поддержки за руки
5 Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния около 1 м
6 Двумя руками отбрасывает легкий мяч среднего размера, направляя его к партнеру по игре
7 Бьет по мячу без какой либо поддержки, когда мяч помещают перед его ногой
Сумма баллов по всем группам показателей
№11 • 2021 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru
Представленная диагностическая система позволяет оценить как итоговый результат освоения программы, так и промежуточные результаты на протяжении всего периода работы. Мониторинг проводится в три этапа: начальный; промежуточный; итоговый. В связи с большим разбросом показателей физического развития у детей с синдромом Дауна сравнение с нормативными показателями не проводится. Результаты измерений для каждого ребенка сравниваются с его собственными изначальными и промежуточными показателями. Результат на этапах промежуточного и итогового мониторинга в баллах рассчитывается по формуле: N = Х: У
где: N - результат текущего этапа в баллах, Х - результат измерений текущего этапа в физических единицах, У - результат измерений предыдущего этапа в физических единицах.
В рамках данного подхода нами рассматривается результат формирования двигательных действий как комплексное изменение психофизического развития ребенка. На начало периода диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы. В конце проекта - с целью отслеживания формирования двигательных действий ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов. В середине периода проводится промежуточная диагностика. На основе результатов диагностики разрабатывается и корректируется маршрут психолого-педагогического развития каждого ребенка.
Выводы. Трехступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей, испытывающих особенные трудности в формировании определенных двигательных действий в каждой конкретной группе, таким образом, оперативно осуществлять методическую поддержку инструкторов по адаптивной физической культуре.
Также важным показателем результативности работы по двигательному развитию является то, насколько ребенок проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях (определяется методом педагогических наблюдений). Контрольные занятия проводятся трижды в год, что позволяет проследить динамику совершенствования качества движений. Такая форма работы дает достаточно полное представление о том, насколько качество выполнения движений соответствует норме у каждого конкретного ребенка и группе целом.
Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных методов контроля процесса физкультурно-оздоровительной работы с детьми с данной патологией.
Данная работа позволяет инструктору по адаптивной физической культуре направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и соответственно ее планировать. Мониторинг позволяет выявить, на каком уровне идет работа по адаптивному физическому воспитанию, что следует изменить в ней, чтобы к концу планового периода подойти к успешным результатам.
Литература
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей современной России /
A.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, Л.С. Намазова-Баранова и др. -М.: «ПедиатрЪ», 2020. - 116 с.
2. Жиянова П.Л. Дневник развития ребенка раннего возраста / П.Л. Жиянова. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2017. - 80 с.
3. Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна / Лаутеслагер Петер Е.М. - Проблемы и решения, пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии Е.В. Клоч-ковой. - М.: Монолит, 2003. - 344 с.
4. Методические рекомендации по комплексному воспитанию детей с задержкой психофизического развития раннего возраста / Составители: Е.А. Кобякова, Т.П. Есипова. Изд-во: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009. - 64 с.
5. Орлова В.Л. Особенности динамики психопатологических проявлений у детей и подростков, страдающих болезнью Дауна /
B.Л. Орлова // Актуальные проблемы олигофрении. - 1975. -
C. 230-237.
6. Поле Е.В. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна / Е.В. Поле, П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева. // Практические рекомендации для родителей. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2013. - 68 с.
7. References
8. Baranov A.A., Albitskiy V.Y., Namazova-Baranova L.S. et al. Sostoyanie zdorovya detey sovremennoy Rossii [State of health of children in modern Russia]. Moscow: Pediatr publ., 2020. 116 p.
9. Zhiyanova P.L. Dnevnik razvitiya rebenka rannego vozrasta [Early Childhood Development Diary]. Moscow: Downside Up Charitable Foundation publ., 2017. 80 p.
10. Lauteslager Peter E.M. Dvigatelnoe razvitie detey rannego vozrasta s sindromom Dauna. Problemy i resheniya [Motor development of young children with Down syndrome. Problems and solutions], Trans. from Engl. O.N. Ertanova and E.V. Klochkova. Moscow: Monolit publ., 2003. 344 p.
11. Kobyakova E.A., Esipova T.P. Metodicheskie rekomendatsii po kom-pleksnomu vospitaniyu detey s zaderzhkoy psikhofizicheskogo razvitiya rannego vozrasta [Methodical recommendations for complex education of children with delayed psychophysical development of early age]. Downside Up Charitable Foundation publ., 2009. 64 p.
12. Orlova V.L. Osobennosti dinamiki psikhopatologicheskikh proyavleniy u detey i podrostkov, stradayushchikh boleznyu Dauna [Features of dynamics of psychopathological manifestations in children and adolescents with Down's disease]. Aktualnye problemy oligofrenii publ.. 1975. pp. 230-237.
13. Pole E.V., Zhiyanova P.L., Nechaeva T.N. Formirovanie osnovnykh dvigatelnykh navykov u detey s sindromom Dauna. Prakticheskie rekomendatsii dlya roditeley. [Building basic motor skills in children with Down syndrome. Practical advice for parents]. Moscow: Downside Up Charitable Foundation publ., 2013. 68 p.