стимулирование двигательном Активности детей
с синдромом ДАУНА НА НАЧАЛЬНОМ ЭтАПЕ ОБУЧЕНиЯ
адаптивному плаванию
УДК/UDC 796.012.2
Поступила в редакцию 25.01.2021 г.
Информация для связи с автором: klimova@bsu.edu.ru
Соискатель Г.Н. Норошкина1
Кандидат биологических наук, доцент В.К. Климова1
Кандидат педагогических наук, доцент Я.А. Стрелкова1
А.Г. Чеботарский1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
BEGINNER ADAPTIVE SWIMMING MODEL FOR PSYCHOPHYSICAL PROGRESS OF CHILDREN WITH DOWN SYNDROME
Applicant G.N. Noroshkina1
PhD, Associate Professor V.K. Klimova1 PhD, Associate Professor Y.A. Strelkova1 A.G. Chebotarsky1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod
Аннотация
Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность методики адаптивного плавания для детей с синдромом Дауна. Методика и организация исследования. Проведен анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, включающее выполнение специфических заданий. Контингент испытуемых составили 6 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет с синдромом Дауна, подтвержденным медицинскими документами. Занятия проводились в бассейне 3 раза в неделю по 60 мин в течение двух лет. Разработанная экспериментальная методика адаптивного плавания характеризуется трехфазностью и многоступенчатостью, включает элементы гидрореабилитации, аквааэробики и других видов спортивной деятельности. Нагрузки варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, тяжести заболевания и достигнутых успехов в процессе занятий.
Результаты исследования и выводы. Эффективность разработанной методики доказана положительной динамикой значений показателей выполнения тестов на освоение навыков плавания и увеличением числа детей, способных выполнить задания к окончанию исследования. Отмечается, что прогресс в выполнении упражнений на воде сопровождается повышением координационных и скоростно-силовых способностей детей. Сделан вывод, что гидрореабилитация и адаптивное плавание могут рассматриваться как основная форма абилитации детей с синдромом Дауна, при использовании которой возможно осуществление коррекции отклонений в двигательной и когнитивной сфере для успешной социально-бытовой адаптации и подготовки детей с данной патологией к другим видам деятельности вне воды.
Ключевые слова: синдром Дауна, дети, адаптивное плавание, психофизическое развитие.
Abstract
Objective of the study was to develop and test benefits of a new beginner adaptive swimming model for children with Down syndrome. Methods and structure of the study. We sampled for the new adaptive swimming model testing experiment the 9-12 year-olds with Down syndrome (n=20: 6 girls and 14 boys) and trained them for two years by 60min adaptive swimming sessions 3 times a week. We used the following research methods: theoretical and practical research data analyses and generalizations; family interviews; training process observations; and psychophysical progress tests. The new three-stage multilevel adaptive swimming training model included modern aquatic rehabilitation and aquatic aerobics elements and other special exercises. The adaptive swimming trainings were reasonably customized to the individual health conditions and progress needs to encourage good progress of every child. Results and conclusion. The new beginner adaptive swimming model for children with Down syndrome was tested beneficial as verified by the actual progress of the sample, with every child making success in the trainings. The psychophysical progress was associated with progresses in the movement coordination and speed-strength skills. We have good reasons to conclude that the aquatic rehabilitation and special adaptive swimming practices are beneficial for psychophysical and cognitive performance correction goals with special socialization benefits to facilitate the children's adaptation to social environments outside the swimming groups.
Keywords: Down syndrome, children, adaptive swimming, psychophysical development, adaptive physical education.
Введение. Анализ научно-методических публикаций, посвященных специфике структуры дефектов при синдро-
ме Дауна, позволяет выделить данную категорию людей в отдельную специфическую группу [1, 2]. В клинической
№4 • 2021 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
□ и
£ л
а
ч-
0
01 и
Е а
■
с
га &
0
01 .с Н
картине диагностируется врожденный гипотонус, гиперподвижность суставов, нарушение функции равновесия и ориентации в пространстве, искажение проприоцептивной информации, трудности с крупной моторикой, формирование неправильного двигательного стереотипа [3, 6, 8, 9]. Дополнительные проблемы создают сопутствующие заболевания, такие как нестабильность позвонков шейного отдела, пороки сердца, нарушение зрения и слуха, слабость иммунной системы.
Мощным средством коррекции психофизического развития детей и подростков является адаптивная физическая культура. Доказано, что уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка - мозг активней формируется и развивается при полноценном физическом воспитании [5].
Дети, рожденные с синдромом Дауна, нуждаются в целенаправленном индивидуальном подборе и применении физических упражнений для коррекции нарушений. При гидрореабилитации и занятиях адаптивным плаванием используются доступные и эффективные средства для повышения двигательной активности детей, развития физических кондиций и создания мотивирующего положительного эмоционального фона.
В истории адаптивного плавания в категории ЛИН (лица с интеллектуальными нарушениями) среди победителей и призеров Паралимпийских игр, чемпионатов мира и Европы нет представителей с синдромом Дауна.
Впервые в рамках чемпионата мира по плаванию (декабрь 2017 г., Мексика) в отдельной категории были проведены заплывы для спортсменов с синдромом Дауна. Дебют сборной России стал удачным - Анастасия Петрова завоевала бронзу на дистанции 200 м баттерфляем.
По заявлению генерального директора Всероссийской федерации спорта ЛИН Татьяны Ольховской, в настоящий момент готовых методик для работы с детьми с синдромом Дауна не существует [7]. Необходимо использовать имеющийся опыт для пополнения базы данных об эффективных подходах и особенностях формирования спортивных двигательных навыков у людей с данной нозологией [10].
Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность методики адаптивного плавания для детей с синдромом Дауна.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 6 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет с синдромом Дауна. Занятия проходили в бассейне 3 раза в неделю по 60 мин в течение двух лет.
В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование. В перечень контрольных тестов вошли: 1. Плавание с доской на груди. 2. Плавание с доской на спине. 3. Погружение под воду на задержке дыхания. 4. «Звёздочка на груди». 5. «Звёз-
дочка на спине». 6. Прыжок, старт с бортика бассейна. 7. Плавание с доской, с дыханием. 8. «Винтик» - вращение по вертикальной оси. 9. Преодоление дистанции 25 м на спине. 10. Преодоление дистанции 25 м вольным стилем. 11. Выполнение задания по команде. 12. Выполнение упражнения заданное количество раз.
На каждом контрольном занятии в личных дневниках участников исследования протоколировалась каждая из вышеуказанных дисциплин: 1-3 - умеет/не умеет; 4-8 - от 0 до 3 баллов, где 0 - отказывается от выполнения, 1 - выполняет с помощью инструктора, 2 - выполняется с нарушением техники, 3 - выполнение без ошибок; 9, 10 - время преодоления дистанции; 11, 12 - от 0 до 2 баллов, где 0 - не выполняет, 1 - выполняет, но не всегда, 2 - выполняет задание, умеет считать.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате бесед с родителями выяснилось, что из 20 детей только 2 ребенка имеют навык начального плавания и 2 ребенка имеют опыт общения с водной средой. Остальные дети пришли в бассейн впервые. Родители продемонстрировали поверхностную осведомленность об оздоровительном воздействии гидрореабилитации. Подавляющее большинство не принимают во внимание образовательные и развивающие аспекты адаптивного плавания, не представляют потенциал своих детей. В таблице представлены данные выполнения детьми предложенных тестов в ходе исследования.
Как следует из приведенных данных, средняя арифметическая величина баллов, заработанная всей группой, к концу исследования увеличилась в несколько раз. В упражнении «Винтик» это увеличение было восьмикратным. На рисунке представлены данные, позволяющие сравнить результаты выполнения тестов детьми в начале и по окончании исследования. При анализе индивидуальных достижений отмечена положительная динамика у всех детей, занимающихся адаптивным плаванием.
Число детей с синдромом Дауна, выполнивших задание в начале исследования (А) и по его окончании (В).
Обозначения: Упр. 1 - преодоление дистанции 25 м н/сп (мин); Упр. 2 - преодоление дистанции 25 м в/с (мин); Упр. 3 - выполнение задания по команде; Упр. 4. - выполнение упражнения заданное количество раз; Упр. 5 - прыжок в длину с места толчком двумя ногами; Упр. 6 - подъем по гимнастической лестнице.
Динамика показателей выполнения тестов на освоение навыков плавания
Тесты «Звёздочка на груди» «Звёздочка на спине» Прыжок, старт с бортика Плавание с дыханием с доской «Винтик» - вращение по вертикали
Этапы А В А В А В А В А В
М (баллы) 0,9 2,0 1 2.6 0,7 2.0 0,4 2,2 0,2 1,6
Обозначения: А - начало исследования, В - окончание. Оценка: от 0 до 3 баллов, где 0 - отказывается от выполнения, 1 - выполняет с помощью инструктора, 2 - выполняет с нарушением техники, 3 - правильное исполнение. М - среднее арифметическое.
70
http://www.teoriya.ru
№4^ 2021 Апрель | Арп!
Педагогическое наблюдение доказало, что дети с синдромом Дауна вполне обучаемы. За время исследования простейшими плавательными навыками овладело 90 % испытуемых детей. При анализе полученных данных установлено, что зависимость между возрастом и расширением диапазона новых навыков и умений отсутствует, а качественные проявления и скорость формирования двигательных навыков зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Это не опровергает рекомендации о раннем начале занятия, а подтверждает тезис, что заниматься адаптивным плаванием никогда не поздно.
Вывод. В результате педагогического эксперимента 65% детей с синдромом Дауна смогли достигнуть третьей фазы тренировочного процесса экспериментальной методики. Они научились непрерывно преодолевать дистанцию 25 м и продолжают заниматься в инклюзивной оздоровительной группе по плаванию наравне со здоровыми детьми. Этот факт указывает на возможность социализации детей с ограниченными возможностями и интеграции их в общество посредством адаптивного плавания, а также подтверждает эффективность предложенной методики начального обучения плаванию детей с синдромом Дауна.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ 19-013-00133 «Комплексное исследование двигательной активности растущего человека в условиях вариативной системы физического воспитания». Литература
1. Евсеев С.П. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Шевцов // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65). - С. 25-32.
2. Евсеев С.П. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная и др. / Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65) . - С. 23-25.
3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
4. Евсеев С.П. Установочные принципы, подходы и пути разработки раздела Единой Всероссийской спортивной классификации по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65). - С. 40-49.
5. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / П. Лаутеслагер. - М.: Монолит, 2003. - 356 с.
6. Набойченко Е.С. Психофизические возможности лиц с синдромом Дауна и условия их участия в паралимпийском спорте / Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. -2015. - № 5. - С. 146-151.
7. Ольховская Т.И. Развитие спорта ЛИН. / Т.И. Ольховская, П.К. Судаков // Материалы межрегионального научно-практического семинара «Особенности адаптивного плавания для лиц с интеллектуальными нарушениями». - Белгород: Правда, 2019. - С. 23-28.
8. Плешаков А.Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Плешаков. - СПб., 2005. - 21 с.
9. Челышева М.В. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи / М.В. Челышева, Н.А. Урядницкая // «Синдром Дауна XXI век». - 2008. - № 1. - C. 12-19.
References
1. Evseev S.P., Evseeva O.E., Shevtsov A.V. Opredelenie i otsenka vynoslivosti invalidov [Determination and rating of endurance of disabled people]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2016. No. 1 (65). pp. 25-32.
2. Evseev S.P., Evseeva O.E., Chernaya A.I. et al. Opredelenie i otsenka skorostnykh vozmozhnostey invalidov [Determination and rating of speed capabilities of disabled people]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2016.no. 1 (65). pp. 23-25.
3. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kultury [Theory and organization of adaptive physical education]. Moscow: Sport publ., 2016. 616 p.
4. Evseev S.P., Vishnyakova Y.Y., Evseeva O.E. Ustanovochnye printsipy, podkhody i puti razrabotki razdela Edinoy Vserossiyskoy sportivnoy klassifikatsii po sportu lits s intellektualnyimi narusheniyami [Setting principles, approaches and ways of elaboration of intellectually disabled sport section of Unified All-Russian Sports Classification]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2016. No. 1 (65). pp. 40-49.
5. Lauteslager P. Dvigatelnoe razvitie detey rannego vozrasta s sindromom Dauna. Problemy i resheniya [Motor development of young children with Down syndrome. Problems and solutions]. Moscow: Monolit publ., 2003. 356 p.
6. Naboychenko E.S. Psikhofizicheskie vozmozhnosti lits s sindromom Daunai usloviya ikhuchastiya v paralimpiyskom sporte [Psychophysical capabilities of persons with Down syndrome and conditions for their participation in Paralympic sports]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. No. 5. pp. 146-151.
7. Olkhovskaya T.I., Sudakov P.K. Razvitie sporta LIN [Development of sport LIN]. Osobennosti adaptivnogo plavaniya dlya lits s intellektualnymi narusheniyam [Features of adaptive swimming for persons with intellectual disabilities]. Proc. interregional research-practical seminar Belgorod: Pravda publ., 2019. pp. 23-28.
8. Pleshakov A.N. Issledovanie fizicheskogo razvitiya i dvigatelnoy funktsii detey vspomogatelnoy shkoly i korrektsionnaya rabota na urokah fizicheskoy kultury [Study of physical development and motor function of auxiliary school children and correctional work at physical education lessons]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2005.21 p.
9. Chelysheva M.V., Uryadnitskaya N.A. Profil razvitiya kak osnova razrabotki programm ranney pomoshchi [Early assistance program design based on development profile]. Sindrom Dauna XXI vek, 2008. No. 1. pp. 12-19.
10. Grosse S.J. Water freedom for all: The Halliwick Method. IJAR: 2010. 199-207 [Electronic resource] Available at: http://www.bmsi.ru/ issue/ WinDjView.492304c1-2d98-4e02-b2cf-0e3fb1c4d02e.