ЛИТЕРАТУРА
1. Гребнев, Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 3-14.
2. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. - СПб. : Политехника, 2002. -
199 с.
3. Муравьева, А. А. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях : пособие для преподавателей / А.А. Муравьева, Ю.А. Кузнецова, Т.Н. Червякова. - М. : Альфа, 2005. - 96 с.
4. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. - М. : Высшая школа, 1974. - 112 с.
5. Якушев, М.В. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка / М.В. Якушев // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 16-22.
REFERENCES
1. Grebnev, L. (2007), "London communique: final stage of Bologna Process", Higher education in Russia, No. 9, pp. 3-14.
2. Kuzmina, N.V. (2002), Akmeology, Polytechnic, St. Petersburg.
3. Muravyeva, A.A., Kuznetsov, Yu.A. and Chervyakov T.N. (2005), Organization of the modular training based on competences, Alpha, Moscow.
4. Shcherba, L.V. (1974), Teaching foreign languages at high school. General questions of a technique, Higher School, Moscow.
5. Yakushev, M.B. (2000), "Evidence-based criteria of the analysis and an assessment of the textbook of a foreign language", Foreign languages at school, No. 1, pp. 16-22.
Контактная информация: Elvmiz @mail.ru.
Статья поступила в редакцию 04.03.2015.
УДК 796.01+797.2
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ
Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Впервые в теории и методике гидрореабилитации вводятся термины стратегия и тактика педагогической гидрореабилитации, алгоритм тактического плана педагогической гидрореабилитации. Стратегия педагогической гидрореабилитации рассматривает решение важнейших задач формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физической и социальной активности взаимоотношения человека и воды, с отклонением в состоянии здоровья. Тактика педагогической гидрореабилитации основывается на понимании (подчас оперативном) характерных нозологических признаков проявления двигательной, социальной, иной активности (подчас неожиданной); оперативном индивидуально подбираемом алгоритме тактического плана педагогической гидрореабилитации адекватного применения специфических принципов, средств, методов или приемов педагогической гидрореабилитации.
Ключевые слова: стратегия, тактика, педагогическая гидрореабилитация, алгоритм тактического плана.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p77-81
STRATEGY AND TACTIC OF PEDAGOGICAL HYDROREHABILITATION
Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
For the first time in the theory and methodology of the hydro rehabilitation the following terms are introduced: strategy and tactic of the pedagogical hydrorehabilitation, algorithm of the tactical plan for
pedagogical hydrorehabilitation. The strategy of pedagogical hydrorehabilitation considers the solution of the critical challenges of forming a whole new and higher than the initial level of physical and social activity of the relationship between man and water, with variations in health status.
The tactic of pedagogical hydrorehabilitation is based on the understanding (sometimes surgical) of the typical nosological signs of the motor, social and other activities (sometimes unexpected); operative individually selected algorithm of the tactical plan in pedagogical hydrorehabilitation and adequate use of the specific principles, tools, methods or techniques of pedagogical hydrorehabilitation.
Keywords: strategy, tactic, pedagogical hydrorehabilitation, algorithm of tactical plan.
Современная педагогическая гидрореабилитация имеет свою историю развития. Отличительным признаком педагогической гидрореабилитации, от медицинского направления и лечебной физической культуры в области гидротерапии, кинезогидроте-рапии, водолечения [3, 4], других способов использования водной среды для оздоровления человека, является то, что педагогическая гидрореабилитация изучает дидактические принципы целенаправленного использования свойств и закономерностей специфического единого целого физического и социального явления «взаимоотношение человека и воды, с ее физическими, химическими, биологическими и иными соединениями» (сокращенно «взаимоотношение человека и воды») [7].
Как показывают результаты авторских теоретических и экспериментальных исследований [8] специфические принципы, упорядочивающие последовательность, частоту, продолжительность, силу, усилие, скорость, направление, время отдыха и другое, имеют как общие, так и индивидуальные особенности проявления, успешно применяются педагогическими работниками, специалистами, в том числе, подготовленными студентами в области физической культуры и адаптивной физической культуры[6].
Дидактические специфические принципы вытекают, как следствие действия свойств, закономерностей специфического явления «взаимоотношение человека и воды» [5, 6], так или иначе используются родителями во время купания детей или в процессе водных и гигиенических процедур.
Однако, до настоящего времени не определена стратегия и тактика формирования и развития механизма гидрореабилитации, не выработан алгоритм принципов педагогической гидрореабилитации.
Задача исследования состоит в определении стратегии и тактики педагогической гидрореабилитации как составной части совместной в условиях водной среды деятельности специалиста и лица с отклонением в состоянии здоровья.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.В настоящее время стратегия и тактика педагогической гидрореабилитации формируется и развивается на основе номенклатуры специальностей научных работников: 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры [7, 8, 9, 10, 11];
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования [1, 2]; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 49.04.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Образовательная программа: Педагогическая гидрореабилитация. Квалификация - магистр.
2.Стратегия педагогической гидрореабилитации рассматривает решение важнейших задач формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физической и социальной активности взаимоотношения человека и воды, с отклонением в состоянии здоровья, а именно:
- выявление и систематизация характерных нозологических признаков проявления свойств и закономерностей специфического единого целого физического и социального явления «взаимоотношение человека и воды»;
- разработка адекватных критериев оценки качественного и количественного состояния целостного уровня физической и социальной активности взаимоотношения человека и воды;
- создание мысленных, конструктивных и педагогических моделей дидактических принципов, их апробация;
- использование результатов моделирования и экспериментальной проверки для построения или развития теории педагогической гидрореабилитации;
- реализация перспектив оздоровительного и спортивного направления адаптивного плавания.
3. Тактика педагогической гидрореабилитации основывается:
во-первых, на понимании (подчас оперативном) характерных нозологических признаков проявления двигательной, социальной, иной активности (подчас неожиданной);
во-вторых, на предвидении и предупреждении развития, умении преодоления случившихся критических ситуаций взаимоотношений человека и воды;
в-третьих, на творческом оперативном индивидуально подбираемом плане адекватного применения специфических принципов, средств, методов или приемов педагогической гидрореабилитации.
4. Алгоритм тактического плана педагогической гидрореабилитации предусматривает:
- предварительное по обращению, ознакомление специалиста с проблемами отклонений в состоянии здоровья занимающегося, нозологией, возраста, адреса проживания, проезда к месту занятий, возможное время дневных занятий, другие организационные условия;
- теоретическое общее и практическое ознакомление с нозологическими признаками индивидуального проявления двигательной и социальной деятельности занимающегося;
- ознакомление специалиста с содержанием справки от врача о допуске к занятиям в бассейне;
- выбор оптимального времени проведения занятий;
- подбор возможно оптимальных специфических средств и приемов, с учетом выделенных признаков проявления активности,
- выбор направления перемещений тела в водной среде;
- выбор формы и характера взаимоотношений специалиста и ученика;
- определение амплитуды и темпа совместной двигательной активности с учеником;
- определение мощности прилагаемых усилий;
- управление гидродинамическим сопротивлением движению тела;
- учет волнообразования;
- учет степени состояния физической и социальной активности ученика, его актуальной возможности проявления / не проявления;
- управляемое переформирование от спонтанно выполненного двигательного действия к осознанному (например, самостоятельное удержание тела на поверхности воды).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная педагогическая гидрореабилитация человека с отклонением в состоянии здоровья с формированием качественно нового более высокого от исходного уровня степени состояния развития физической и социальной активности возможна только при систематической целенаправленной организации стратегии и тактики взаимоотношений человека и воды, в том числе овладения умением самостоятельно плавать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева, Д.В. Технологии гидрореабилитации : учебное пособие для бакалавров / Григорьева Д.В., Мосунова М.Д. ; под общей ред. проф. Д.Ф. Мосунова ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2014. - 238 с.
2. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / авторы-составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев ; под ред. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2013. - 388 с.
3. Кебкало, В.И. Влияние систематических занятий плаванием на кардиореспираторную систему инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / В.И. Кебкало, Д.Ф. Мосунов // Материалы III Международной науч.-практ. конф. по физ. культуре для инвалидов и людей с ограниченными функциональными возможностями. - СПб. : [б. и.], 1996. - С. 123-131.
4. Мосунов, Д.Ф. Гидрореабилитация / Д.Ф. Мосунов // Новые медицинские технологии : 1 международный конгресс. 8-12.07.2001. - СПб., 2001. - С. 240.
5. Мосунов, Д.Ф. Магнитогидродинамический механизм влияния водной среды на человека / Д.Ф. Мосунов, М.Д. Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 8 (78). - С. 139-146.
6. Резонансный метод повышения активности высококвалифицированных пловцов / Д.Ф. Мосунов, И.Л. Тверяков, И.В. Клешнев, М.Д. Мосунова, Н.Б. Котелевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 64-69.
7. Мосунов, Д.Ф. Явление и субстанциальное свойство взаимоотношений человека и воды / М.Д. Мосунова, Д.Ф. Мосунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 117-123.
8. Технологии магнитогидродинамической реабилитации инвалидов / М.Д. Мосунова, Д.Ф. Мосунов, С.Л. Шпак, Ю.Д. Агеев // Collection: Physical education and sport. VI International Scientific Congress June 6-9, 2002, Warsaw, Poland. - Warsaw, 2002. - С. 366-367.
9. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания : методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2005. - 84 с.
10. Сазыкин, В. Г. Методика предотвращения критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида : дис. ... канд. пед. наук / Сазыкин В.Г. - Волгоград, 2000. - 156 с.
11. Шпак, С. Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича : учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев ; под ред. проф. Д.Ф. Мосунова ; Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2007. - 142 с.
REFERENCES
1. Grigorieva, D.V. and Mosunova, M.D. (2014), Technology of Hydrorehabilitation: Manual for bachelors, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
2. Evseev, S.P. and Aksenova, O.E. (2013), Technology sports activity in Adaptive Physical Education: Manual, publishing house "Soviet sport", Moscow
3. Kebkalo, V.I. (1996), "The influence of systematic swimming training on cardiorespiratory system of disabled with the musculoskeletal disorders", Proceedings of the 111 International scientific-practical conference of Physical culture for disabled people and people with reduced functional capabilities, SPbGAFK, SPb, pp. 123-131.
4. Mosunov, D.F. (2001), "Hydrorehabilitation", the Russian Academy of Sciences 1 International Congress "New medicine technologies" 8-12/07/2001, RAN, SPb, p. 240
5. Mosunov, D.F. (2011), "Magneto-hydrodynamic mechanism of water environment influence on the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 139-146.
6. Mosunov, D.F., Tverjakov, I.L., Kleshnev, I.V. and Mosunova, M.D. (2009), "Resonant method of increase of activity in highly skilled swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No. 4, pp. 64-69.
7. Mosunova, M.D. and Mosunov D.F., (2012) "Phenomenon and substantial feature of man -water interrelationship", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 117-123.
8. Mosunova M.D., Shpak S.L. and Ageev Y.D. (2002), "Technologies of magneto-hydrodynamic rehabilitations of invalids", Physical education and sport. VI International Scientific Congress June 6-9, 2002, Warsaw, Poland, pp. 366-367.
9. Pogrebnoy, A.I. and Myasishchev, S.A. (2005), Motor and mental rehabilitation of the deaf and hard of hearing children by tools of swimming (methodical manual), KGUFKST, Krasnodar.
10. Sazykin, V.G. (2000), The technique to prevent the critical situations in teaching swimming a disabled child, dissertation, Volgograd.
11. Shpak, S.L., Mosunov, D.F. and Kleshnev, I.V.(2007), Hydrorehabilitation child with the effects of cerebral palsy (educational-methodical manual), The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
Контактная информация: mosunovamary@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.03.2015.
УДК 796.332
КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В
ПЛЯЖНОМ ФУТБОЛЕ
Руслан Рамилевич Мухамедзянов, старший преподаватель, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Соревновательный период является одним из основных показателей эффективности учебно-тренировочного процесса. Именно в процессе соревнования в полной мере проявляются положительные/отрицательные стороны подготовленности спортсменов. Благодаря регистрации технико-тактических показателей в процессе соревновательной активности накоплен обширный материал о количественных и качественных показателях технических действий футболистов высокой квалификации. На основе дальнейшего изучения показателей представляется возможным дать практические рекомендации тренерам команд по пляжному футболу относительно подготовки футболистов. Данные рекомендации способны привезти команду к высоким спортивным результатам.
Ключевые слова: пляжный футбол, соревновательная деятельность, высокая квалификация, количественные и качественные показатели, технико-тактические показатели, тренировочный процесс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p81-84
QUALITATIVE AND QUANTITATIVE CHARACTERISTICS OF THE GAME ACTIVITY OF HIGHLY SKILLED PLAYERS IN BEACH SOCCER
Ruslan Ramilevich Muchamedzyanov, the senior teacher, Maksim Yuryevich Nifontov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Competitive aspect is one of the key indicators of the training process. In the process of the competition the positive/negative aspects of readiness of players are visualized to the full. Due to the registration of the technical and tactical performance during the competitive activity the voluminous material on the quantity and quality of the technical actions of the highly skilled sportsmen has been accumulated. Based on the further study of the indicators it seems to be possible to give the practical advices to the coaches of the beach football teams regarding the preparation of the players. These recommendations are able to bring the team to high results.
Keywords: football, competitive activity, high qualification, qualitative and quantitative indicators, technical and tactical performance, training process.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы популярность пляжного футбола, как во всем мире, так и в России неуклонно растет. Поэтому перед специалистами возникает необходимость разра-