Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ / СИНДРОМ ДАУНА / МИНИ-ФУТБОЛ / "ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова А.Ф., Попов А.Н., Харина И.Ф., Жильцов М.Б.

Цель исследования - обоснование личностно-социальной парадигмы адаптации детей с синдромом Дауна на основе проектирования «дорожной карты» средствами DSActive. Методика и организация исследования. Изыскание реализовывалось на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск) и общественной организации «Солнечные дети» (г. Екатеринбург). Объем выборки составил 26 детей с исследуемой патологией, средний возраст - 6,08±0,2 года. Дизайн научной работы включает разработанную программу эксперимента, основу которой образуют средства DSActive, направленные на улучшение координационных способностей и познание окружающего мира; оценку социально-двигательных навыков для фиксирования уровня социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Результаты исследования и выводы. Выделены три уровня освоенности социально-двигательных навыков. Наивысшим определен третий уровень, дидактическим условием которого является быстрое, точное и творческое применение навыков в незнакомой ситуации. Адаптация в социум осуществлялась при формировании навыков командного взаимодействия без участия ближнего окружения. Вклад двигательных навыков в социальную адаптацию в экспериментальной группе (n=13) оценен по шкале Чеддока как «весьма высокий». Установлено пролонгированное положительное влияние от регулярных тренировочных занятий мини-футболом на эмоциональную сферу детей с синдром Дауна. Полученные результаты обосновывают теоретическую и практическую значимость исследования и определяют необходимость подготовки тренеров к работе с детьми с синдромом Дауна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова А.Ф., Попов А.Н., Харина И.Ф., Жильцов М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN WITH DOWN SYNDROME: PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS FACILITATED SOCIAL ADAPTATION ROAD MAP

Objective of the study was to test benefits of a futsal training DSActive model for social adaptation road map of children with Down syndrome. Methods and structure of the study. The model was tested at the Anatomy Dept Research Laboratory of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk) in cooperation with "Sunny Children" NGO (Yekaterinburg) on a sample of the 6.08 ± 0.2 year-old children with Down syndrome (n= 26). The experiment was designed to test the DSActive model toolkit geared to facilitate progress in coordination, cognitive/ world exploring, socializing abilities and motor skills of the Down syndrome-diagnosed children sample. Results and conclusion. Progress of the sample in the socializing domain and motor skills was ranked by three levels. Ranked on top (level 3) were the children demonstrating fast, accurate and creative skills in unfamiliar situations. Social adaptation was secured by unassisted teamwork skills formation element. The post-training motor skills contribution to the social adaptation in the Experimental Group (n=13) was rated on the Cheddock scale as "very high". The regular futsal practices were found to bring prolonged benefits for the emotionality of the children with Down syndrome. On the whole, the study demonstrated theoretical and practical benefits of the new model, and we recommend it for application by the trainers of children with Down syndrome.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 09.04.2021 г.

Информация для связи с автором: kharina.i.f@list.ru

Доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Попова1 Доктор экономических наук, профессор А.Н. Попов1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Ф. Харина1 Аспирант кафедры анатомии М.Б. Жильцов1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

CHILDREN WITH DOWN SYNDROME: PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS FACILITATED SOCIAL ADAPTATION ROAD MAP

Dr. Hab., Professor A.F. Popova1 Dr. Sc. Econ., Professor A.N. Popov1 PhD, Associate Professor I.F. Kharina1 Postgraduate student M.B. Zhiltsov1

1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Аннотация

Цель исследования - обоснование личностно-социальной парадигмы адаптации детей с синдромом Дауна на основе проектирования «дорожной карты» средствами DSActive.

Методика и организация исследования. Изыскание реализовывалось на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск) и общественной организации «Солнечные дети» (г. Екатеринбург). Объем выборки составил 26 детей с исследуемой патологией, средний возраст -6,08±0,2 года.

Дизайн научной работы включает разработанную программу эксперимента, основу которой образуют средства DSActive, направленные на улучшение координационных способностей и познание окружающего мира; оценку социально-двигательных навыков для фиксирования уровня социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Результаты исследования и выводы. Выделены три уровня освоенности социально-двигательных навыков. Наивысшим определен третий уровень, дидактическим условием которого является быстрое, точное и творческое применение навыков в незнакомой ситуации. Адаптация в социум осуществлялась при формировании навыков командного взаимодействия без участия ближнего окружения. Вклад двигательных навыков в социальную адаптацию в экспериментальной группе (п=13) оценен по шкале Чеддока как «весьма высокий». Установлено пролонгированное положительное влияние от регулярных тренировочных занятий мини-футболом на эмоциональную сферу детей с синдром Дауна. Полученные результаты обосновывают теоретическую и практическую значимость исследования и определяют необходимость подготовки тренеров к работе с детьми с синдромом Дауна.

Ключевые слова: социальная адаптация, дети, синдром Дауна, мини-футбол, «дорожные карты».

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a futsal training DSActive model for social adaptation road map of children with Down syndrome. Methods and structure of the study. The model was tested at the Anatomy Dept Research Laboratory of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk) in cooperation with "Sunny Children" NGO (Yekaterinburg) on a sample of the 6.08 ± 0.2 year-old children with Down syndrome (n= 26). The experiment was designed to test the DSActive model toolkit geared to facilitate progress in coordination, cognitive/ world exploring, socializing abilities and motor skills of the Down syndrome-diagnosed children sample.

Results and conclusion. Progress of the sample in the socializing domain and motor skills was ranked by three levels. Ranked on top (level 3) were the children demonstrating fast, accurate and creative skills in unfamiliar situations. Social adaptation was secured by unassisted teamwork skills formation element. The post-training motor skills contribution to the social adaptation in the Experimental Group (n=13) was rated on the Cheddock scale as "very high". The regular futsal practices were found to bring prolonged benefits for the emotionality of the children with Down syndrome. On the whole, the study demonstrated theoretical and practical benefits of the new model, and we recommend it for application by the trainers of children with Down syndrome.

Keywords: social adaptation, children, Down syndrome, futsal, road map.

Введение. Проблема проектирования «дорожной карты» социальной адаптации детей с синдромом Дауна становится все более актуальной ввиду того, что число детей с данной геномной патологией несет устойчивую тенденцию к увеличению их в популяции [2]. Отечественный опыт в плане разработки «дорожных карт» [4] свидетель-

ствует о важности решения вопросов социальной адаптации детей с синдромом Дауна средствами физической культуры и спорта. Все большее внимание в этом плане уделяется средствам, реализуемым программой DSActive в Англии1.

1DSActive. Activities for people with Down's syndrome (https://www. dsactive.org.uk/about/).

№2 • 2022 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Данная деятельность осуществляется Ассоциацией «Даун синдром», с целью создания условий, позволяющих всем людям с синдромом Дауна «жить полной жизнью». В рамках теоретико-методологического обоснования актуализации исследуемой темы мы обращаем внимание на труды, посвященные социологии физической культуры [3] и современным подходам к методологическому анализу отмеченного [1].

Цель исследования - обоснование личностно-со-циальной парадигмы адаптации детей с синдромом Дауна на основе проектирования «дорожной карты» средствами DSActive.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в центре общественной организации «Солнечные дети» (г Екатеринбург) и научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» в период с 2017 по 2020 г. Объем выборки составил 26 детей. Контур выборки - это дети с синдромом Дауна, занимающиеся мини-футболом. Средний возраст исследуемой группы - 6,08±0,2 года. Для оценки эффективности реализуемой «дорожной карты» были сформированы случайным образом две группы (контрольная и экспериментальная). Критериями социальной адаптации явились базовые социально-двигательные навыки, представленные тремя уровнями освоенности.

Первый уровень отражает способность опознать изучаемые явления и объекты, воспроизводить определенную сумму знаний о них, дидактическими условиями формирования данных знаний является полная характеристика игры в мини-футбол. Второй уровень освоенности связан с умением применять полученные знания на практике по образцу в знакомых и несложных (но незнакомых) условиях социально-двигательной деятельности. Подобные умения оцениваются гибкостью знаний, определяются ситуациями, в которых дети способны применять знания посредством решения конкретных задач на уровне игры в мини-футбол. Третий уровень - это быстрое, точное и творческое применение социально-двигательных навыков в незнакомых ситуациях. Главным дидактическим условием данного уровня является органическое сочетание социальной адаптации и двигательных навыков детей с синдромом Дауна средствами DSActive.

Результаты исследования и их обсуждение. Мониторинг уровня развития базовых социально-двигательных навыков до и после эксперимента осуществлялся на основании батареи тестов. Применялась балльная система, диапазон сформированности навыка оценивался от 0 (min) до 2 (max) баллов. Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v.1.2.0 (Россия). Достоверность различий определяли точным критерием Фишера, для оценки вклада двигательных навыков, формируемых средствами DSActive, на социальную адаптацию применяли корреляционный анализ взаимосвязи.

Первичные исследования показали, что испытуемые по уровню сформированных базовых социально-двигательных навыков на первоначальном этапе не имели статистически достоверных различий. В изучаемых группах двигательные навыки на нулевом срезе зарегистрированы в контрольной группе (КГ) 0,91±0,12, в экспериментальной группе (ЭГ) 0,93±0,17, социальные навыки 0,92±0,08 и 1,08±0,14 соответственно. Исследуемые параметры вызывают сложности в овладении.

По завершении экспериментального исследования в КГ двигательные навыки оценивались 1,19±0,09, в ЭГ -1,67±0,08, социальные - 1,23±0,13 и 1,54±0,15 соответственно. Значения статистических различий показателей

между группами по точному критерию Фишера: р<0,01. Характеристика корреляционной связи двигательных навыков (удары по мячу предметами и удары по мячу ногой) и социальных навыков (общение без поддержки родителей) в ЭГ оценена по шкале Чеддока как «Весьма высокая» (rxy/p=1). Полученные значения подтвердили эффективность реализации «дорожной кары» социальной адаптации детей с синдромом Дауна средствами DSActive, которая включала проектирование, пошаговый сценарий, визуализацию, с целью формирования социально-двигательных навыков и общения без поддержки родителей в новом окружении, умение позитивно реагировать на смену обстановки.

На основании опроса родителей было сделано заключение о пролонгированном положительном влиянии регулярных тренировочных занятий мини-футболом на эмоциональную сферу детей с синдром Дауна. Полученные результаты согласуются с исследованиями влияния физической активности на социальную адаптацию детей с синдромом Дауна [5] и адаптационного аспекта рациональности менеджера оздоровительно-образовательной организации [5].

Вывод. Работа, посвященная социальной адаптации детей с синдромом Дауна средствами физической культуры, представляет интерес с позиции как теории, так и практики. Об этом свидетельствуют результаты проведенного эксперимента, в основе которого лежит оценка возможностей формирования социально-двигательных навыков средствами DSActive. Социально-двигательные навыки могут интерпретироваться как предикторы социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Литература

1. Антипова Е.В., Антипов В.А. Паралимпийский спорт лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) как новый этап в развитии адаптивного спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 3-4 (59). С. 7-10.

2. Динамика показателей адаптационных возможностей организма детей с синдромом Дауна в процессе их физической подготовки к занятиям адаптивным спортом / Н.А. Фомина, И.В. Федотова, С.Ю. Максимова и др. // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18. № S. Р. 140-146. doi: 10.14529/hsm18s20.

3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. 240 с.

4. Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. Учебные дорожные карты как средство личностно ориентированного обучения // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 97-111.

5. Попова А.Ф., Жильцов М.Б. Адаптивная рациональность менеджера оздоровительно-образовательной организации: формирование, оценка эффективности. Челябинск: УралГУФК, 2019. 40 с.

References

1. Antipova E.V., Antipov V.A. Paralimpiyskiy sport lits s intellektualnymi narusheniyami (LIN) kak novy etap v razvitii adaptivnogo sporta [Paralympic sports for people with intellectual disabilities as new stage in development of adaptive sports]. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2020. # 3-4 (59). pp. 7-10.

2. Fomina N.A., Fedotova I.V., Maksimova S.Y. et al. Dinamika pokazateley adaptatsionnykh vozmozhnostey organizma detey s sindromom Dauna v protsesse ikh fizicheskoy podgotovki k zanyatiyam adaptivnym sportom [Dynamics of indicators of adaptive capabilities of children with Down syndrome during training for adaptive sports practices]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2018. V. 18. No. S. R. 140-146. doi: 10.14529/hsm18s20

3. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta [Sociology of physical education and sports]. Study guide. 2nd ed., ster.. M.: Akademiya publ., 2004. 240 p.

4. Pak N.I., Doroshenko E.G., Khegay L.B. Uchebnye dorozhnye karty kak sredstvo lichnostno orientirovannogo obucheniya [Academic plans as means of student-centered education]. Obrazovanie i nauka. 2015. No. 8 (127). pp. 97-111.

5. Popova A.F., Zhiltsov M.B. Adaptivnaya ratsionalnost menedzhera ozdorovitelno-obrazovatelnoy organizatsii: formirovanie, otsenka effektivnosti [Adaptive rationality of health educational organization manager: development, evaluation of effectiveness]. Chelyabinsk: UralSUPC publ., 2019. 40 p.

66

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.