1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.1 10.24412/2305-8404-2021-6-39-49
МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
М.Б. Жильцов
Рассмотрен вопрос формирования побуждения детей с синдромом Дауна к
выполнению физических упражнений, учитывающий их потребности и возможности с
учетом индивидуального подхода и метода мотивации к детям с одинаковыми нару-
шениями развития. Ранжированы мотивы к занятиям физической культурой детей на
основе анкетного опроса родителей.
Ключевые слова: дети, мотивация, синдром Дауна, адаптивное физическое
воспитание.
MOTIVATIVE ASPECT OF CHILDREN Жильцов Максим Борисович, аспирант, пре-
WITH DOWN SYNDROME IN THE подаватель, [email protected], Россия, Челябинск,
LESSONS OF ADAPTIVE Уральский государственный университет физической
PHYSICAL CULTURE культуры; Екатеринбург, Екатеринбургский институт фи-
зической культуры (филиал) Уральского государствен-
Zhil'tsov M.B., post-graduate student, lectu- ного университета физической культуры
rer, [email protected], Russia, Chelya-
binsk, Ural State University of Physical
Culture, Yekaterinburg, Yekaterinburg Insti- В настоящее время в современной
tute of Physical Culture (branch) of Ural State спортивно-педагогической и научной ли-
University of Physical Culture тературе особое внимание уделяется
The issue of the formation of the motivation проблемам развития адаптивной физиче-
of children with Down syndrome to perform ской культуры (АФК). Развитие основ-
physical exercises is considered, taking into ных физических качеств оказывает со-
account their needs and capabilities, taking
into account the individual approach and the действие в проявлении двигательных
method of motivation for children with the способностей, которые играют значи-
same developmental disorders. The motives
for physical education of children were ranked тельную роль в гармоничном физическом
on the basis of a questionnaire survey of par- развитии детей, являются фундаменталь-
ents. ной основой настоящего и будущего здо-
Key words: children, motivation, Down syn- ровья детей с синдромом Дауна [1,
drome, adaptive physical education. с. 342]. Физкультурно-оздоровительные
мероприятия должны приносить удовольствие и пользу детям. Присутст-
вие исполнительной дисфункции является одним из факторов, снижающих
мотивацию ребенка к участию в деятельности и освоению новых навыков.
В процессе работы над освоением новых навыков уровень подсказок
взрослого человека необходимо постепенно снижать. Важно помнить, что
конечной целью является самостоятельное функционирование ребенка,
именно оно является важным фактором вступления ребенка во взрослую
жизнь.
В физическом воспитании многое новое изучается путем освоения
различных двигательных действий, большинство из которых является
основой двигательных навыков и жизненно важных умений в повседнев-
39
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
ной жизни. Поэтому необходимо определить факторы формирования у
ребенка потребности в двигательной активности на различных этапах его
развития в процессе всей жизни. Мотивация детей является значимой
темой психологического исследования на протяжении многих лет. Что
побуждает детей к достижениям? Почему одни дети настойчивы, сталки-
ваясь с трудностями, а другие легко сдаются? Понимание мотивации пове-
дения ребенка очень важно для родителей, педагогов и психологов [6].
Одно из определений мотивации – это «процесс, посредством которого по-
буждается и поддерживается целенаправленное поведение», то есть моти-
вация – это то, что активизирует и направляет поведение к определенной
цели. Если ребенок поглощен деятельностью и не помнит ни о чем другом,
говорят, что его мотивация высока [7]. Связь мотива с потребностями, а
потребностей – с интересами и объективными социальными условиями
жизни зачастую является одним из основных аспектов данного процесса с
точки зрения социальной детерминации личности и решена она может
быть только за счет строгого учета ведущих потребностей, определяющих
жизнедеятельность человека.
Тем не менее проблема организации двигательной деятельности
детей, имеющих инвалидность, остается малоизученной. Все это диктует
необходимость поиска новых форм работы по повышению мотивации и
интересов к занятиям адаптивной физической культурой лиц с ограничен-
ными возможностями здоровья.
Дальнейшие исследования в данном направлении и привели к
мысли о важности формирования побуждения детей с синдромом Дауна к
выполнению физических упражнений, учитывая их потребности и воз-
можности, тем самым определяя индивидуальный подход и метод мотива-
ции к каждому ребенку в отдельности или группе детей с одинаковыми
нарушениями развития.
Результаты исследования. Основная проблема теории и методики
физической культуры – исследование потребностей, мотивов, увлечений,
ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья детей с
синдромом Дауна. На сегодняшний день не проводилось научных иссле-
дований, где были бы рассмотрены аспекты формирования мотивации,
одновременно для нескольких видов коррекционных учреждений, и разра-
ботана унифицированная методика по формированию мотивации, подхо-
дящая одинаково детям с синдромом Дауна с сопутствующими заболева-
ниями, такими как глухота, нарушение интеллекта, нарушение опорно-
двигательного аппарата, нарушение зрения и пр.
Особенностями условий формирования мотивации и интереса детей
с синдромом Дауна к занятиям АФК и адаптивным спортом являются:
– занятия с увеличенной игровой частью, направленные на решение
коррекционных задач (игротерапия, сказкотерапия), например, такие как
40
3
Физическая культура [Physical culture]
игра с мячом (ловля мяча, удары по мячу ногой или предметами), что, в
свою очередь, влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, коорди-
нацию движений и скоростно-силовых способностей ребенка;
– назначение индивидуальной двигательной нагрузки через выпол-
нение комплексов специальных упражнений в домашних условиях, разра-
ботанных для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его
возможностей;
– организация спортивно-массовых мероприятий, праздников, фес-
тивалей, дружеских встреч, туристических слетов, открытых уроков с уча-
стием детей и их родителей (опекунов). Все перечисленное как нельзя
лучше сказывается как на развитии двигательных способностей детей, так
и на психоэмоциональном состоянии ребенка;
– положительные подкрепления, которые могут выражаться в эмо-
циональной похвале или каких-либо «наградах» за успешные действия и
даже попытку совершить эти действия;
– занятия с интересными для детей предметами, которые могут
быть как домашнего обихода, так и для развития мелкой и крупной мото-
рики (например, музыкальные инструменты).
Музыкальные инструменты можно использовать как непосредст-
венный мотиватор для ребенка, например, установив гитару на шведской
стенке. Для того чтобы «поиграть» на гитаре ребенку необходимо преодо-
леть препятствие в виде шведской стенки, тем самым развивая как мелкую
моторику для «игры» на гитаре, так и мышцы рук и ног ребенка.
На динамику изменения мотивационных процессов и интереса
детей с синдромом Дауна к занятиям адаптивной физической культурой и
адаптивным спортом влияет:
– количество часов, необходимых для занятий физической культу-
рой и двигательной активностью в целом;
– количество игр и игровых упражнений с коррекционной направ-
ленностью (не менее 2–3 игр и игровых упражнений), применяемых в раз-
личных физкультурно-оздоровительных видах деятельности;
– осознанное отношение к физической активности у детей с огра-
ниченными возможностями здоровья;
– выработанные взаимоотношения с педагогом по физической
культуре, тренером;
– заинтересованность родителей детей с синдромом Дауна в разви-
тии как в физическом плане, так и в социальном;
– материально-техническое оснащение коррекционных образова-
тельных учреждений физкультурно-оздоровительными комплексами и не-
обходимым оборудованием, позволяющим организовать на их базе секци-
онные занятия по различным видам спорта.
41
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Степень мотивации (или положительное отношение) родителей
(опекунов) к разносторонней двигательной активности влияет на форми-
рование мотивов и интересов детей к занятиям АФК, а также на благопри-
ятное психологическое развитие. Психологическое развитие не менее
важно, так как оно также оказывает положительное влияние на здоровье
ребенка и его общее физическое развитие, что, в свою очередь, жизненно
необходимо для детей с синдромом Дауна.
Факторами вырабатывания положительной мотивации и интересов
к двигательной активности детей с синдромом Дауна являются личностные
качества специалистов по адаптивной физической культуре [10]. Грамот-
ный специалист перед занятием с детьми с синдромом Дауна выяснит у
родителей интересы ребенка, состояние его физического и эмоционального
развития, потребности. Специалисту также важно найти индивидуальный
подход при работе с такими детьми, ведь важно, чтобы ребенок восприни-
мал и выполнял требования педагога.
Исследование условий формирования мотивов и интересов детей с
синдромом Дауна к занятиям АФК выявило прямую зависимость между
мотивированностью родителей и их детей к занятиям физической культу-
рой и ведением активного образа жизни. В большинстве случаев родители
недооценивают рвение своих детей к активному времяпрепровождению,
чем подавляют их дальнейший интерес и мотивацию к занятиям физиче-
ской культурой и спортом. Поэтому важно оценить степень заинтересо-
ванности своего ребенка в физической активности и подобрать тот уровень
занятий, который будет нужен для укрепления и поддержания здоровья
таких детей.
Родители – самый главный мотиватор и пример для подражания
ребенка. Родителям нужно дать понять, что их заинтересованность и уча-
стие в процессе тренировки дает большой эффект для развития их ребенка.
Это одна из важнейших задач инструктора, которому предстоит трудоем-
кий, но обязательный процесс по формированию у родителей мотивиро-
ванного участия в занятиях ребенка [4, c. 296].
Формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и
спортом – это не единовременный, а многоступенчатый процесс: от пер-
вых примитивных гигиенических знаний и навыков в детском возрасте до
глубоких психофизиологических познаний теории и методики физиче-
ского воспитания и интенсивных занятий спортом [2, с. 24]. Для родителей
детей с синдромом Дауна, проблема мотивации для посещения тренировок
и спортивных секций является не менее актуальной, чем вопрос отсутствия
спортивных секций для людей с ментальными особенностями в России.
Чтобы ребенок сделал свои первые шаги в спорте и продолжил занятия,
необходимы веские мотивы как для родителей, так и для самого занимаю-
42
5
Физическая культура [Physical culture]
щегося, именно они способствуют увеличению посещаемости и регуляр-
ности посещений спортивных занятий такими детьми [8]. Правильно замо-
тивированный ребенок легче адаптируется в социуме, тем самым реализуя
потребности в общении со сверстниками, и проявляет максимум интереса
к занятиям физической культурой. Командные виды спорта или занятия в
группах формируют лидерские качества ребенка.
В табл. 1 представлен перечень мотивов детей с синдромом Дауна
(n=89) для занятий спортом. Данные мотивы являются необходимостью в
достижении поставленных родителями целей и приобщении своих детей к
занятиям физической культурой, тем самым улучшить их физическую под-
готовку и здоровье.
Таблица 1
Перечень мотивов детей с синдромом Дауна для занятий спортом
№
Мотивы
п/п
1 Выработать навыки взаимодействия в коллективе
2 Развивать и совершенствовать навыки крупной моторики, координации дви-
жений, ловкости
3 Социализировать
4 Обеспечить здоровый и активный образ жизни
5 Развивать самостоятельность
6 Улучшать физическую подготовку
7 Быть в коллективе
8 Приучить к дисциплине
9 Получать удовлетворение от участия в тренировках
10 Укрепить иммунитет
11 Заниматься своим любимым видом спорта
12 Общаться в кругу единомышленников
13 Вне дома найти занятие
14 Получать удовольствие от участия в соревнованиях (от борьбы, азарта)
15 Повышать самооценку
16 Понимать родителю, что для своего ребенка делает что-то важное и необходи-
мое
17 Бывать в разных местах и странах
18 Демонстрировать свои умения и навыки
19 Быть своей стране полезным
20 Участвовать в соревнованиях
21 Достичь высоких результатов
22 Показывать высокие результаты на соревнованиях
23 Заниматься престижным (модным) видом спорта
В табл. 2 приведены данные о степени значимости мотивов занятий
спортом детей с синдромом Дауна в России с точки зрения родителей
(n=37).
43
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Таблица 2
Статистические данные о важности мотивов занятий спортом
детей с синдромом Дауна в России с точки зрения родителей, баллы
№
Мотивы Х m Ме Мо σ Ех As
п/п
Выработать навыки взаимодей-
1 9,44 0,151 10 10 0,90 -0,98 -1,03
ствия в коллективе
Развивать и совершенствовать
2 навыки крупной моторики, ко- 9,30 0,194 10 10 1,16 3,65 -1,78
ординации движений, ловкости
3 Социализировать 9,19 0,198 10 10 1,19 2,51 -1,47
Обеспечить здоровый и актив-
4 9,16 0,227 10 10 1,36 4,44 -1,89
ный образ жизни
5 Развивать самостоятельность 9,11 0,228 10 10 1,36 2,54 -1,62
Улучшать физическую подго-
6 8,94 0,168 8 8 1,01 -2,10 0,11
товку
7 Быть в коллективе 8,75 0,256 8,5 10 1,53 4,84 -1,80
8 Приучить к дисциплине 8,75 0,196 8 8 1,18 0,93 -0,58
Получать удовлетворение от
9 8,55 0,216 8 8 1,29 1,25 -0,75
участия в тренировках
10 Укрепить иммунитет 8,33 0,303 8 8 1,82 6,73 -2.06
Заниматься своим любимым ви-
11 8,16 0,29 8 8 1,76 1,10 -1,06
дом спорта
Общаться в кругу единомыш-
12 8,08 0,312 8 8 1,87 2,42 -1,39
ленников
13 Вне дома найти занятие 7,86 0,349 8 8 2,09 2,35 -1,45
Получать удовольствие от уча-
14 стия в соревнованиях (от 7,83 0,280 8 8 1,68 0,45 -0,75
борьбы, азарта)
15 Повышать самооценку 7,83 0,277 8 8 1,66 0,88 -0,74
Понимать родителю, что для
16 своего ребенка делает что-то 7,63 0,340 8 8 2,04 -0,99 -0,49
важное и необходимое
Бывать в разных местах и стра-
17 6,88 0,337 8 8 2,02 0,58 -0,75
нах
Демонстрировать свои умения и
18 6,72 0,441 8 8 2,64 -0,62 -0,61
навыки
19 Быть своей стране полезным 6,02 0,361 5 5 2,17 -0,13 -0,23
20 Участвовать в соревнованиях 5,77 0,358 5 5 2,15 -0,86 -0,09
21 Достичь высоких результатов 5,5 0,304 6 4 1,82 0,17 0,23
Показывать высокие результаты
22 4,66 0,415 4 4 2,49 -0,63 0,16
на соревнованиях
Заниматься престижным (мод-
23 3,52 0,216 4 4 1,29 -0,34 0,22
ным) видом спорта
Из табл. 2 видно, что только мотивы № 22–23 причислены ро-
дителями к категории «неактуальны» (3–4 балла) и ни один из рассмат-
44
7
Физическая культура [Physical culture]
риваемых мотивов не отнесен к категории «абсолютно неактуальны»
(1–2 балла). Мотивы № 1–16 попали в группы «абсолютно актуальны»
(9–10 баллов) и «актуальны» (7–8 баллов), что свидетельствует об их
высокой значимости. Средний балл оценки значимости данных мотивов
располагается в диапазоне значений от 7,63 («понимать родителю, что для
своего ребенка делает что-то важное и необходимое») до 9,44 («выработать
навыки взаимодействия в коллективе»). Положительные значения эксцесса
(Ех) и отрицательные значения асимметрии (Аs) указывают на единство
мнений участников опроса, причем большинство значений выше среднего
арифметического. Солидарность респондентов при выставлении оценки
также обусловливается близостью медианы (Ме=10 баллов) и моды
(Мо=10 баллов) к среднему арифметическому.
Мотивы № 1–5 для занятий спортом детей с синдромом Дауна
являются главными. Ведение здорового и активного образа жизни, ловко-
сти, развитие навыков взаимодействия в коллективе, самостоятельности, а
также совершенствование у ребенка навыков крупной моторики, коорди-
нации движений, социализация ребенка, по мнению родителей, являются
самыми сильными при выборе их детей сферы спорта.
Мотивы № 6–16, которые относятся к «актуальным», не менее
значимы при работе педагога. Увеличение уровня самооценки, общение в
кругу единомышленников, улучшение физической подготовки ребенка,
удовлетворение от участия в соревнованиях и тренировках, укрепление
иммунитета, рост дисциплины и работа в социуме – эти факторы очень
близки тем, кто занимается спортом. Немаловажно, чтобы родители уви-
дели указанные мотивы перед началом занятий АФК или спортом, а также
возможностью формирования в детях лидерских качеств и адаптации в
коллективе через занятия спортом.
К категории «затрудняюсь ответить» родители детей отнесли
мотивы № 17–21. Проявление таких желаний, как участие в соревнованиях
в разных странах, достижение наивысших результатов, польза для Родины,
– это мотивы, скорее всего, будущих начинающих российских спортсме-
нов с синдромом Дауна, когда постоянные занятия спортом будут нормой
и в стране будет сформирована система подготовки данной категории
спортсменов для участия в международных соревнованиях. Возможность
участия в Специальной Олимпиаде служит для ребенка с синдромом Дауна
главным мотиватором и приоритетной задачей на пути к достижению
поставленных целей. Цель Специальной Олимпиады – помочь людям с
ограниченными умственными способностями свободно участвовать в
жизни общества в качестве его полезных и уважаемых членов, предлагая
им справедливую возможность развивать и демонстрировать свои навыки
в ходе тренировок и соревнований и путем информирования общественно-
сти об их способностях и потребностях.
45
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Тем не менее все проанализированные мотивы являются актуаль-
ными. В развитии физкультурно-спортивной работы с детьми с синдромом
Дауна важно не достижение значительного спортивного успеха, а развитие
навыков командного взаимодействия. Важен здоровый ребенок, свободно
общающийся без поддержки родителей в новом обществе, легко рефлекти-
рующий на смену обстановки, координированный и ловкий, получающий
удовольствие от занятий АФК и спортом. Увлечение участников занятий
игровым сюжетом выступает источником их позитивных эмоций и способ-
ствует тому, чтобы они с большим энтузиазмом осваивали двигательные
умения и навыки, повышали активность в формировании физических спо-
собностей. В повышении мотивации к игровым формам занятий значи-
тельную роль играют и те трудности и препятствия, которые необходимо
преодолеть для достижения победы в игре. Подвижные игры способствуют
развитию адекватной оценки пространственных и временных факторов,
развивают умения в короткий промежуток времени воспринимать ситуа-
цию, оценивать ее и принимать верное решение [3, c. 160].
Педагогическое влияние предполагало мотивацию дошкольников к
овладению индивидуальными способами здорового образа жизни, в
частности, создание внешних мотивов за счет применения различных форм
игровых, коррекционных, профилактических и прочих упражнений, реали-
зации методов сохранения и укрепления здоровья на занятиях, организа-
ции обратной связи с детьми через других педагогов и родителей, психо-
логической помощи, построения гуманных и доверительных отношений
между членами коллектива, систематического диагностирования влияния
занятий на физическое, психическое и нравственное здоровье детей с син-
дромом Дауна [9]. При этом большое значение имеет не их абсолютная
сила, а равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги.
Она может меняться в течение дня, отражая не только физическое, но и
психическое состояние ребенка, настроение, характер [4, с. 20]. Следова-
тельно, невозможно не согласиться с исследованиями С.П. Евсеева, что
«…привлечь лиц с физическими ограничениями к занятиям физической
культурой и спортом – значит, «во многом восстановить у них утраченный
контакт с окружающим миром. Использование средств физической куль-
туры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным сред-
ством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц…» [5,
c. 296]. Также для детей с синдромом Дауна возможно применение адап-
тивной двигательной рекреации. Физическая рекреация – это двигательно-
активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений,
подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил при-
роды, в результате которых достигается удовольствие, хорошее самочувст-
вие и настроение. Например, активный отдых с использованием различ-
ного спортивного инвентаря: водный туризм, лыжные гонки, бег на снего-
ступах и пр.
46
9
Физическая культура [Physical culture]
Обобщая, делаем вывод, что без правильно подобранной мотивации
сложно требовать от детей с синдромом Дауна выполнения необходимых
для их развития физических упражнений. Грамотный специалист без труда
определит важное и интересное для ребенка направление и сможет его
использовать для достижения цели, будь это занятие АФК или выполнение
ежедневных нужд. Родителям детей необходимо надеяться не только на
специалиста по АФК и тренера, но и прикладывать как можно больше
своих усилий для вовлечения ребенка в занятия, доставляя не только необ-
ходимое для здоровья и развития удовольствие, но и эмоциональное воз-
действие. Для ребенка важно знать и чувствовать, что родители являются
не только примером, но и его поддержкой и опорой.
Заключение. Важнейшими факторами формирования социальной
идентификации личности ребенка с ограниченными возможностями здо-
ровья являются физическая культура, что обусловлено глубинной потреб-
ностью личности в признании со стороны других, а также самореализации,
что можно вынести, например, из занятий в группах или командах.
В процессе исследования установлено, что физические упражнения
являются мощнейшим биологическим стимулом укрепления жизненных
функций организма, эффективным средством коррекции нарушений, регу-
лятором функций пораженных органов и систем, средством приспособле-
ния организма к предъявляемым физическим нагрузкам. Кроме того, осо-
бенности адаптивного физического воспитания конкретного ребенка зави-
сят от характера имеющихся у него нарушений, степени их выраженности,
изменений психических процессов, возрастных и компенсаторных воз-
можностей организма, профессиональной подготовленности педагога.
В целях выработки и укрепления психофизического состояния
ребенка с синдромом Дауна использовались средства физкультурно-оздо-
ровительной поддержки, включающие оценку состояния здоровья детей,
мониторинг физической и двигательной подготовленности, планирование
занятий физической культурой, предполагающее наиболее оптимальное
сочетание средств физического воспитания.
Также важно отметить, что не следует использовать одну методику
для всех занимающихся, к каждому ребенку необходимо найти индивиду-
альный подход. Это особенно актуально в целях профилактики перегрузки
детей (негативно сказывается на общем самочувствии, физическом и пси-
хологическом состоянии ребенка). Необходимо оградить детей от отвле-
кающих факторов, таких как работающее теле-, радиооборудование, пест-
рые и яркие предметы, посторонние звуки. Все эти факторы могут не ока-
зывать никакого влияния на развитие ребенка без трудностей в исполни-
тельном функционировании, но при этом усугублять состояние детей, у
которых эти трудности присутствуют.
47
10
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Список литературы
1. Алиев Э.Г., Андреев С.Н., Губа В.П. Мини-футбол (футзал):
учебник. М.: Советский спорт, 2012. 554 с.
2. Амбурцев С.Н. Влияние соотношения различных методов упраж-
нения на процесс формирования интереса школьников к урокам физиче-
ской культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 24 с.
3. Бойко О.Я., Жуков Т.Р., Швыков И.А. Воспитание юного футбо-
листа: метод. пособие для тренеров и специалистов по адапт. физ. куль-
туре. Ч. 1. Екатеринбург: ДИСпО-центр, 2015. 167 с.
4. Козлова М.А. Формирование мотивации учащихся коррекцион-
ных образовательных учреждений к занятиям адаптивной физической
культурой: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 26 с.
5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб-
ник: в 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История и общая характери-
стика адаптивной физической культуры / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева.
2-е изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2005. 296 с.
6. Nurmi J.E., Aunola K. Task-motivation during the first school years: a
person-oriented approach to longitudinal data // Learning and instruction. 2005.
V. 15. № 2. P. 103–122.
7. Observed emotional and behavioral indicators of motivation predict
school readiness in Head Start graduates / A. Berhenke [et al.] // Early childhood
research quarterly. 2011. V. 26. № 4. P. 430–441.
8. Parenting behaviors associated with the maintenance of preschoolers'
interests: A prospective longitudinal study / M.E. Leibham [et al.] // Applied
developmental psychology. 2005. V. 26. P. 397–414.
9. The preschool learning behaviors scale: dimensionality and external
validity in head start / P.A. McDermott [et al.] // School psychology review.
2012. V. 41. № 1. P. 66–81.
10. Zentall S.R., Morris B.J. "Good job, you are so smart": the effects of
inconsistency of praise type on young children's motivation // Journal of
experimental child psychology. 2010. V. 107. № 2. P. 155–163.
References
1. Aliev E.G., Andreev S.N., Guba V.P. Mini-futbol (futzal) [Mini-football (futsal)]:
textbook. M.: Soviet sport, 2012. 554 p.
2. Amburcev S.N. Vliyanie sootnosheniya razlichnyh metodov uprazhneniya na
process formirovaniya interesa shkol'nikov k urokam fizicheskoj kul'tury [Influence of the ra-
tio of different methods of exercise on the process of formation of schoolchildren's interest in
physical education lessons]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Chelyabinsk, 1998. 24 p.
3. Bojko O.Ya., Zhukov T.R., Shvykov I.A. Vospitanie yunogo futbolista [Education
of a young football player]: method. a guide for trainers and specialists in adaptation. physical
culture. P. 1. Yekaterinburg: DISPO-center, 2015. 167 p.
48
11
Физическая культура [Physical culture]
4. Kozlova M.A. Formirovanie motivacii uchashchihsya korrekcionnyh obrazova-
tel'nyh uchrezhdenij k zanyatiyam adaptivnoj fizicheskoj kul'turoj [Formation of motivation
of students of correctional educational institutions to engage in adaptive physical culture]:
author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2015. 26 p.
5. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of
adaptive physical culture]: textbook: in 2 v. Vol. 1: Introduction to the specialty. History and
general characteristics of adaptive physical culture / ed. ed. prof. S.P. Evseeva. 2nd ed., rev.
and add. M.: Soviet sport, 2005. 296 p.
6. Nurmi J.E., Aunola K. Task-motivation during the first school years: a person-
oriented approach to longitudinal data // Learning and instruction. 2005. V. 15. № 2. P. 103–
122.
7. Observed emotional and behavioral indicators of motivation predict school
readiness in Head Start graduates / A. Berhenke [et al.] // Early childhood research quarterly.
2011. V. 26. № 4. P. 430–441.
8. Parenting behaviors associated with the maintenance of preschoolers' interests: A
prospective longitudinal study / M.E. Leibham [et al.] // Applied developmental psychology.
2005. V. 26. P. 397–414.
9. The preschool learning behaviors scale: dimensionality and external validity in
head start / P.A. McDermott [et al.] // School psychology review. 2012. V. 41. № 1. P. 66–81.
10. Zentall S.R., Morris B.J. "Good job, you are so smart": the effects of
inconsistency of praise type on young children's motivation // Journal of experimental child
psychology. 2010. V. 107. № 2. P. 155–163.
49