Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП'

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1021
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-инвалиды / детский церебральный паралич / физическая реабилитация / онтогенетическая последовательность / развитие движений / иппотерапия / disabled children / cerebral palsy / physical rehabilitation / ontogenetic sequence / development of movements / hippotherapy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рогов Олег Сергеевич, Поляк Дина Анатольевна

Разработана и экспериментально обоснована методика физической реабилитации детей-инвалидов со спастической формой ДЦП ранней и средней резидуальной стадии. Осуществлен выбор физических упражнений, адаптированных к использованию на занятиях иппотерапией, направленных на развитие физических способностей и необходимых в бытовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рогов Олег Сергеевич, Поляк Дина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PHYSICAL REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN WITH SPASTIC CEREBRAL PALSY

The method of physical rehabilitation of disabled children with spastic cerebral palsy in the early and middle residual stages has been developed and experimentally substantiated. The choice of physical exercises, adapted for use in hippotherapy classes, aimed at developing physical abilities and necessary in everyday life, has been made.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

УДК 796.011.1:376.23 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-48-58

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СПАСТИЧЕСКОЙ

ФОРМОЙ ДЦП

О.С. Рогов, Д.А. Поляк

Разработана и экспериментально обоснована методика физической реабили-

тации детей-инвалидов со спастической формой ДЦП ранней и средней резидуальной

стадии. Осуществлен выбор физических упражнений, адаптированных к использова-

нию на занятиях иппотерапией, направленных на развитие физических способностей и

необходимых в бытовой деятельности.

Ключевые слова: дети-инвалиды, детский церебральный паралич, физическая

реабилитация, онтогенетическая последовательность, развитие движений, иппоте-

рапия.

METHODS OF PHYSICAL Рогов Олег Сергеевич, канд. пед. наук, доц.,

REHABILITATION OF DISABLED alek_cr@mail.ru, Россия, Екатеринбург, Екатеринбургский

CHILDREN WITH SPASTIC институт физической культуры (филиал) Уральского

CEREBRAL PALSY государственного университета физической культуры,

Поляк Дина Анатольевна, канд. пед. наук,

Rogov O.S., candidate of pedagogical sci- доц., зав. кафедрой, Россия, Екатеринбург, Екатеринбург-

ences, associate professor, alek_cr@mail.ru, ский институт физической культуры (филиал) Уральского

Russia, Ekaterinburg, Ekaterinburg Institute of государственного университета физической культуры

Physical Education (branch) of the Ural State

University of Physical Culture

Polyak D.A., candidate of pedagogical sci- Физическая реабилитация зани-

ences, associate professor candidate of peda- мает ведущее место в социальной инте-

gogics, head of chair, alek_cr@mail.ru, Rus- грации и комплексной реабилитации ин-

sia, Ekaterinburg, Ekaterinburg Institute of

Physical Education (branch) of the Ural State валидов с церебральным параличом, по-

University of Physical Culture скольку является естественно-биологиче-

The method of physical rehabilitation of dis- ским методом терапии, способствующим

abled children with spastic cerebral palsy in более быстрому восстановлению функ-

the early and middle residual stages has been ций опорно-двигательного аппарата и по-

developed and experimentally substantiated.

The choice of physical exercises, adapted for зволяющим эффективно развивать на-

use in hippotherapy classes, aimed at devel- выки бытового самообслуживания. Фи-

oping physical abilities and necessary in eve- зическая реабилитация наиболее эффек-

ryday life, has been made.

тивна в работе с детским церебральным

Key words: disabled children, cerebral palsy, параличом ранней и средней резидуаль-

physical rehabilitation, ontogenetic sequence,

development of movements, hippotherapy. ной стадии, поздней – эффективны лишь

медикаментозные средства [2, 4].

В последние годы в качестве средства реабилитации все активнее

используют иппотерапию. Уникальность иппотерапии объясняется тем,

что многообразия трехмерных биомеханических воздействий в сочетании

с эмоциональным эффектом, получаемое при занятиях иппотерапией,

невозможно достичь при использовании других средств адаптивной физи-

ческой культуры [1, 5, 6, 8].

48

2

Физическая культура [Physical culture]

Анализ литературных источников показал, что успешное решение

задач физической реабилитации создает основы для эффективной реализа-

ции бытовой и социальной реабилитации. С этой точки зрения теория

адаптивной физической культуры как интегративная наука является осно-

вой и связующим звеном всех теоретико-методологических основ данного

исследования. Такие категории, как целостность организма, единство

структуры и функции, понятия адаптации и компенсации, указывают на

необходимость решения, в первую очередь, задач, связанных с основным

дефектом и его последствиями [3].

Использование индивидуально-дифференцированного подхода в

качестве методической основы исследования обусловлено необходимо-

стью учитывать исходное состояние и изменение двигательных способно-

стей каждого реабилитанта, задействованного в педагогическом экспери-

менте. Методические основы исследования выбирались в соответствии с

двумя направлениями.

Первое направление опиралось на теорию и методику адаптивной

физической культуры, поэтому особое внимание было обращено на

построение занятий исходя из понятий общего и специального воздейст-

вий, разработку учебно-тематического плана занятий, осуществления

педагогических наблюдений и адекватной оценки полученных данных [7].

Второе направление подразумевало обращение к основам нормаль-

ной и патологической физиологии и неврологии для описания причин

основного дефекта и разработки адекватных педагогических воздействий

на реабилитантов, оценки показаний и противопоказаний по

предложенной методике.

Исходя из перечисленного, в методику были включены упражнения

в онтогенетической последовательности (K. Bobath, B. Bobath, Л.О. Бада-

лян, К.А. Семенова, Ю.А. Гросс, Е.Ю. Быковская, С.А. Бортфельд и др.),

адаптированные к использованию при занятиях иппотерапией. Также были

включены в программу упражнения, направленные на развитие необходи-

мых в бытовой деятельности физических способностей. Аналогичным

образом осуществлялся выбор практических методов оценки физических

способностей реабилитантов и средств средового воздействия и пр.

(например, занятия на открытом воздухе и т. д.) [7, 8].

При разработке методики физической реабилитации особое внима-

ние было уделено специально-методическим принципам адаптивной физи-

ческой культуры, актуальным при работе с инвалидами, таким как прин-

цип диагностирования, дифференциализации и индивидуализации, кор-

рекционно-развивающей направленности процесса реабилитации, компен-

саторной направленности реабилитационной работы, учета возрастных

особенностей [3].

Исходя из установленных теоретических и методических основ,

была разработана методика реабилитации инвалидов со спастической

формой церебрального паралича (рисунок).

49

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

Целенаправленное развитие физических

способностей, лежащих в основе выполнения

навыков бытового самообслуживания

Результативный

компонент Выполнение упражнений в онтогенетической

последовательности

Гашение тонических рефлексов и снижение

патологического мышечного тонуса

Специфические факторы воздействия

лошади на реабилитанта

Содержание методики:

Содержательный

компонент - упражнения в онтогенетической последователь-

ности (развитие установочных реакций головы,

плечевого пояса и таза, а также ползания на чет-

вереньках, принятие позы сидя и вставания);

- развитие физических способностей;

- развитие навыков бытового самообслуживания

Материальное Техническое Противопоказания:

Организационный обеспечение: обеспечение:

компонент - лошадь; - средства по- - общие для АФК;

- снаряжение; садки на ло- - специфические

- место проведе- шадь; для используе-

ния занятий - техника бе- мого средства

зопасности

Организационная модель разработанной методики

При разработке содержания методики были учтены педагогические

принципы: сознательность, активность, доступность, наглядность, систе-

матичность, постепенность, индивидуальность, при построении про-

граммы занятий – организации урока в адаптивной физической куль-

туре [7].

Таким образом, содержание методики должно соответствовать осо-

бенностям физических способностей данной группы реабилитантов. Одно-

временно методика должна обеспечивать целостное воздействие на физи-

ческое состояние организма реабилитанта.

Для решения задачи коррекции основного дефекта применены

такие средства, как биомеханическое воздействие лошади на реабилитанта

50

4

Физическая культура [Physical culture]

и использование онтогенетической последовательности упражнений. Для

решения задачи коррекции сопутствующих нарушений применены упраж-

нения на силовую выносливость мышц спины и живота. Основное сопут-

ствующее спастической форме церебрального паралича нарушение, кото-

рое требовалось скорректировать, – ослабление и снижение тонуса мышц–

разгибателей туловища и, как следствие, тотальный кифоз позвоночника,

отягощенный компенсаторной позой [1, 7].

В программу методики вошли комплексы упражнений, направлен-

ные на развитие грубой и мелкой моторики в условиях новых гравитаци-

онных задач. Для наиболее эффективного использования основного сред-

ства – движения лошади шагом, а также успешного создания предпосылки

для бытового самообслуживания в программу были включены упражнения

на силовую выносливость мышц живота и поясницы, для развития

установочных реакций с плечевого на тазовый пояс – упражнения на пере-

сечение вертикальной оси тела по диагонали, для развития мелкой мото-

рики и тактильной чувствительности – упражнения с предметами различ-

ной формы и фактуры [8].

Один цикл занятий иппотерапией по разработанной онтогенетиче-

ски обоснованной методике состоит из 3 этапов (табл. 1).

Вводный этап.

Задачи:

1) провести предварительное исследование физических способно-

стей реабилитанта;

2) познакомить ребенка с лошадью, исключив по возможности уси-

ление спастики по причине страха перед животным;

3) объяснить реабилитанту способы посадки и спешивания во из-

бежание непредвиденных ситуаций;

4) объяснить реабилитанту выполнение упражнений курса, целевую

направленность;

5) установить доверительные отношения между реабилитантом и

терапевтической командой.

Средства и методы, применяемые для решения поставленных в

данной части курса задач:

1) оценка физических возможностей реабилитантов;

2) езда верхом в положениях пассивной укладки и нейрофизиоло-

гической посадки;

3) педагогическое наблюдение;

4) беседа с реабилитантом, в процессе которой происходит поста-

новка цели занятий, объяснение основных задач, решение которых необ-

ходимо для достижения поставленной цели;

5) создание начального уровня мотивации к занятиям путем после-

довательного целеполагания.

Длительность: первое занятие – 20 мин, остальные – до 45 мин.

51

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

Таблица 1

Структура и содержание онтогенетически обоснованной методики

физической реабилитации инвалидов со спастической формой ДЦП

в возрасте 3–7 лет средствами иппотерапии

Этап, Средства Целевая Примечания

№ занятия направленность

Вводный, Езда верхом в положе- Предварительное рас- Необходимо общение с

1–4 ниях пассивной ук- слабление спастичных реабилитантом, в про-

ладки и нейрофизиоло- мышц за счет воздейст- цессе которого проис-

гической посадки вия колебаний спины ходит снижение напря-

лошади женности и, как следст-

вие, патологического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мышечного тонуса

Основной, Комплекс физических Тренировка силовой Элементы самостоя-

5–22 упражнений, выпол- выносливости мышц тельного управления

няемый в последова- спины и живота с це- лошадью (поводом или

тельности, близкой к лью развития способно- игрушкой «руль») так-

онтогенетической. Воз- сти вертикализации те- же используется для

действие трехмерных ла. поддержания высокого

колебаний спины ло- Формирование пра- уровня мотивации реа-

шади нормализует па- вильного двигательного билитантов к занятиям

тологический мышеч- стереотипа, тренировка

ный тонус, снижает ак- «пассивной ходьбы».

тивность тонических Снижение патологиче-

рефлексов ски распределенного

мышечного тонуса.

Развитие мелкой мото-

рики рук

Завер- Езда верхом в положе- Закрепление навыка Необходимо довери-

шающий, нии нейрофизиологиче- пассивной ходьбы, нор- тельное общение иппо-

23–24 ской посадки, общение мального распределе- терапевта с реабили-

иппотерапевта с реаби- ния мышечного тонуса, тантом, обсуждение

литантом способности вертикали- впечатлений, целепола-

зации, поддержание по- гание на последующие

ложительного впечатле- курсы

ния от пройденного кур-

са, создание мотивации

для продолжения реаби-

литационного процесса

Основной этап.

Задачи:

1) снижение патологически распределенного мышечного тонуса;

2) развитие способности удерживать осанку в течение всего заня-

тия;

3) формирование правильного двигательного стереотипа («пассив-

ная ходьба»);

4) развитие мелкой моторики рук.

52

6

Физическая культура [Physical culture]

Средства, применяемые для решения поставленных задач:

1) выполнение физических упражнений в онтогенетической после-

довательности;

2) тренировка силовой выносливости мышц спины и живота;

3) воздействие биомеханических колебаний спины лошади, тепло-

вое воздействие спины лошади на реабилитанта;

5) езда верхом в положении нейрофизиологической посадки;

6) элементы самостоятельного управления лошадью с помощью по-

вода и движений ног. Данное средство также используется для поддержа-

ния высокого уровня мотивации реабилитантов к занятиям.

Длительность: 2 занятия в неделю по 45 мин.

Завершающий этап.

Задачи:

1) закрепление достигнутого положительного эффекта на опорно-

двигательную систему реабилитанта;

2) поддержание положительного впечатления от пройденного

курса, создание мотивации для продолжения реабилитационного процесса.

Средства, применяемые для решения поставленных задач:

1) езда верхом в положении нейрофизиологической посадки. Дан-

ное средство используется для закрепления навыка пассивной ходьбы,

нормального распределения мышечного тонуса, способности вертикализа-

ции;

2) доверительный разговор инструктора-иппотерапевта и специали-

ста по АФК с реабилитантом о достигнутых успехах, постановка ближай-

ших целей.

Длительность: 1–2 занятия по 40 мин.

Упражнения на всех этапах выполнялись в режиме 4–5 серий по

6–8 повторений. В силу специфики использования основного средства

дозировалась нагрузка согласно схеме учета внешних признаков утомле-

ния (В.Л. Страковская). Выполнение упражнения осуществлялось в преде-

лах, описанных 6–8 повторений в серии, но при появлении признаков

чрезмерного утомления серия завершалась. При этом исследователи

(А.А. Дмитриев, В.Л. Страковская, В.К. Велитченко) утверждают, что опи-

санные внешние признаки утомления соответствуют частоте сердечных

сокращений 150–160 уд/мин, что считается оптимальной тренировочной

нагрузкой для детей с ограниченными возможностями [2, 3].

В процессе организации занятий по иппотерапии важно соблюдать

правила техники безопасности, а также правила поведения детей-инвали-

дов и сопровождающих лиц в конно-спортивном манеже. Инструктаж по

правилам поведения и технике безопасности проводится в каждой группе

перед началом курса иппотерапии:

1. Занятия по иппотерапии должны проводиться только в помеще-

ниях (манеже) или на открытом воздухе (плацу), где полностью соблю-

дены условия, установленные правилами техники безопасности, и только в

53

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

присутствии медперсонала, обеспеченного комплектом медикаментов для

оказания первой помощи.

2. К реабилитационной работе с использованием средств иппотера-

пии допускаются только лица, прошедшие обучение по методике стра-

ховки пациентов во время иппотерапии и имеющие соответствующие сви-

детельства.

3. Лица, не имеющие непосредственного отношения к проходящему

в данный момент занятию (ожидающие или закончившие свой сеанс, пере-

одевающиеся дети, их родители, зрители и др.), должны находиться в спе-

циально отведенном месте на безопасном расстоянии от лошадей, их рабо-

чего маршрута.

4. Инструктор и специалист по АФК перед началом занятия иппо-

терапией обязаны:

а) убедиться в готовности лошади и коновода к началу работы, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наличии необходимого снаряжения для проведения данного занятия;

б) выяснить, нет ли у пациента каких-либо отклонений в состоянии

здоровья или в настроении по сравнению с обычным его состоянием.

В каждом конкретном случае решение о целесообразности проведения

занятий принимается совместно;

в) проверить соответствие одежды пациента требованиям безопас-

ности, а также наличие правильно надетого и застегнутого страховочного

шлема.

Методика состоит из двух циклов по 24 ч. Длительность одного за-

нятия – 1 акад. ч.

5. Посадка пациента на лошадь и спешивание в конце занятий –

наиболее опасные моменты, поэтому перед тем как посадить ребенка на

лошадь или спешить его, необходимо убедиться в безопасности ситуации,

спокойствии лошади и готовности коновода к возникновению нештатных

ситуаций.

Порядок посадки и спешивания пациента:

– коновод становится перед лошадью лицом к ней, держа повод

врастяжку и слегка поигрывая трензелем;

– инструктор становится вполоборота у левого плеча лошади, держа

пациента ближе к себе и, применяя наиболее подходящий способ посадки

и спешивания, уверенными движениями осуществляет ее.

6. В процессе занятий инструктор и специалист по АФК внима-

тельно наблюдают за состоянием пациента и при проявлении каких-либо

тревожных симптомов (явных признаков утомления, беспокойства и т. п.)

обязаны прекратить занятие.

7. При возникновении в ходе занятий непредвиденных обстоя-

тельств, чреватых опасностью для любого из участников, необходимо не-

медленно прекратить занятие, поступая далее с учетом ситуации.

54

8

Физическая культура [Physical culture]

8. При возникновении опасной ситуации во время занятий (падение

всадника, неповиновение лошади и т. д.) тренер подает команду «Стой!».

Коновод становится перед лошадью с поводом врастяжку и старается

успокоить ее. Дальнейшие действия зависят от обстоятельств.

9. По окончании занятий, во время «угощения» лошади, коновод

следит за тем, чтобы «угощение» было подходящим, лошадь стояла спо-

койно, а дети и родители не находились в опасной близости от ее ног и

зубов, инструктор помогает ребенку правильно и без риска «угостить»

лошадь.

При организации занятий необходимо учитывать противопоказания

к проведению иппотерапии у инвалидов с ДЦП. При наличии относитель-

ных противопоказаний вопрос о допуске инвалида к занятиям осуществля-

ется индивидуально в каждом конкретном случае. К таким относятся в

основном эпилепсия и эпилептиформные синдромы в стадии стойкой ре-

миссии (при отсутствии отмечавшихся ранее электроэнцефалографических

аномалий), патология суставов невоспалительной этиологии, неконтагиоз-

ные заболевания кожи, компенсированная эндокринная патология, ком-

пенсированная глаукома, дегенеративные заболевания центральной нерв-

ной системы и хронические заболевания внутренних органов в стадии

ремиссии.

Проведение комплекса занятий по разработанной патологически

обоснованной методике реабилитации инвалидов со спастической формой

ДЦП в возрасте 3–7 лет в МОУДОД СДЮСШОР г. Екатеринбурга по кон-

ному спорту позволило получить следующие результаты [7].

За период опытно-экспериментальной работы в экспериментальной

группе, по сравнению с контрольной, произошло статистически достовер-

ное повышение следующих показателей: итогового развития физических

способностей по шкале Чейли, активных углов сгибаний в нижних конеч-

ностях, силовой выносливости мышц поясницы (табл. 2–5).

Таблица 2

Результаты итогового исследования по шкале Чейли в контрольной

(К) и экспериментальной (Э) группах

Средняя сумма баллов при оценке по Чейли

Лежа Лежа Сидя Сидя Стоя

Гр. n

на спине на животе на плоскости на стуле

Xср σ m Xср σ m Xср σ m Xср σ m Xср σ m

К 10 5,1 0,73 0,23 5,3 0,48 0,15 4,8 0,91 0,29 5 0,47 0,14 4,7 0,82 0,26

Э 10 5,4 0,7 0,22 5,6 0,7 0,22 5,2 0,92 0,29 5,2 0,79 0,25 5 0,67 0,21

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

55

9

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

Обработка результатов оценки двигательного развития реабилитан-

тов по шкале Чейли в положениях лежа на спине, на животе, сидя на плос-

кости, на стуле и стоя показала достоверное повышение результатов в экс-

периментальной группе по сравнению с контрольной.

Таблица 3

Результаты исследования итогового уровня силовой выносливости

мышц поясницы

Силовая выносливость мышц спины Силовая выносливость мышц живота

Гр. n

Xср σ m Xср σ m

К 10 13,6 1,26 0,4 7,9 1,4 0,46

Э 10 17,9 1,1 0,34 9,5 1,1 0,34

Р <0,05 <0,05

Анализ полученных результатов исследования силовой выносливо-

сти показал их достоверное увеличение в экспериментальной группе по

сравнению с контрольной группой.

Таблица 4

Результаты исследования изменения сгибания

в тазобедренном суставе

Сгибание

Левая нога, Левая нога, Правая нога, Правая нога,

Гр. n

активное пассивное активное пассивное

Xср σ m Xср σ m Xср σ m Xср σ m

К 10 1,8 1,23 0,39 0,2 0,42 0,13 1,7 1,34 0,42 0,3 0,48 0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э 10 4,6 0,97 0,3 0,9 0,57 0,18 4,7 0,82 0,26 1,0 0,47 0,15

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Таблица 5

Результаты исследования изменения сгибания

в коленном суставе

Сгибание

Левая нога, Левая нога, Правая нога, Правая нога,

Гр. n

активное пассивное активное пассивное

Xср σ m Xср σ m Xср σ m Xср σ m

К 10 8,2 3,4 1,07 1,1 0,99 0,31 8,0 3,6 1,13 1,1 0,99 0,31

Э 10 18,1 1,85 0,59 1,0 0,67 0,21 17,0 1,83 0,58 0,9 0,74 0,23

Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05

56

10

Физическая культура [Physical culture]

Таким образом, полученные результаты опытно-экспериментальной

работы свидетельствуют о развитии физических способностей реабилитан-

тов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Данная зако-

номерность справедлива для всего контингента испытуемых, занимав-

шихся по разработанной онтогенетически обоснованной методике физиче-

ской реабилитации инвалидов со спастической формой детского це-

ребрального паралича ранней и средней резидуальной стадии в возрасте

3–7 лет средствами иппотерапии [7, 8].

Список литературы

1. Денисенков А.И., Роберт Н.С., Шпицберг И.Л. Иппотерапия:

возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном

параличе: метод. пособие. М.: Геронт, 2002. 56 с.

2. Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами

физической культуры у инвалидов 11–14 лет с детским церебральным

параличом: автореф. дис. …. канд. пед. наук. Тамбов, 2005. 18 с.

3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура:

учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. 240 с.

4. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный

контроль в адаптивной физической культуре: учеб. пособие. М.: Советский

спорт, 2004. 184 с.

5. Луценко С.А. Коррекция двигательных способностей детей

младшего школьного возраста со спастической диплегией с

использованием метода иппотерапии // Адаптивная физическая культура.

2014. № 4. С. 25–28.

6. Орлова Е.А., Ключникова А.Н. Исследование влияния

иппотерапии в реабилитации детей дошкольного возраста с детским

церебральным параличом // Известия Тульского государственного

университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 2. С. 59–65.

7. Рогов О.С. Методика физической реабилитации инвалидов со

спастической формой детского церебрального паралича средствами

иппотерапии: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 182 с.

8. Рогов О.С. Развитие навыков бытового самообслуживания в

процессе физической реабилитации инвалидов со спастической формой

ДЦП средствами иппотерапии // Образование и наука. Известия

Уральского отделения Российской Академии образования. 2009. № 1 (58).

С. 94–101.

References

1. Denisenkov A.I., Robert N.S., Shpicberg I.L. Ippoterapiya: vozmozhnosti i

perspektivy reabilitacii pri detskom cerebral'nom paraliche [Hippotherapy: possibilities and

prospects of rehabilitation in infantile cerebral palsy]: method. allowance. M.: Geront, 2002.

56 p.

57

11

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

2. Deryabina G.I. Korrekciya dvigatel'nyh narushenij sredstvami fizicheskoj kul'tury

u invalidov 11–14 let s detskim cerebral'nym paralichom [Correction of motor disorders by

means of physical culture among disabled people 11–14 years old with infantile cerebral

palsy]: author. dis. …. cand. ped. sciences. Tambov, 2005. 18 p.

3. Evseev S.P., Shapkova L.V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical

culture]: textbook. allowance. M.: Soviet sport, 2000. 240 p.

4. Kurdybajlo S.F., Evseev S.P., Gerasimova G.V. Vrachebnyj kontrol' v adaptivnoj

fizicheskoj kul'ture [Medical control in adaptive physical culture]: textbook. allowance. M.:

Soviet sport, 2004. 184 p.

5. Lucenko S.A. Korrekciya dvigatel'nyh sposobnostej detej mladshego shkol'nogo

vozrasta so spasticheskoj diplegiej s ispol'zovaniem metoda ippoterapii [Correction of motor

abilities of children of primary school age with spastic diplegia using the method of

hippotherapy] // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. 2014. No. 4.

P. 25–28.

6. Orlova E.A., Klyuchnikova A.N. Issledovanie vliyaniya ippoterapii v reabilitacii

detej doshkol'nogo vozrasta s detskim cerebral'nym paralichom [Investigation of the influence

of hippotherapy in the rehabilitation of preschool children with cerebral palsy] // Izvestiya

Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula

State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 2. P. 59–65.

7. Rogov O.S. Metodika fizicheskoj reabilitacii invalidov so spasticheskoj formoj

detskogo cerebral'nogo paralicha sredstvami ippoterapii [Method of physical rehabilitation of

disabled people with spastic form of infantile cerebral palsy by means of hippotherapy]: dis.

... cand. ped. sciences. Ekaterinburg, 2009. 182 p.

8. Rogov O.S. Razvitie navykov bytovogo samoobsluzhivaniya v processe

fizicheskoj reabilitacii invalidov so spasticheskoj formoj DCP sredstvami ippoterapii [The

development of household self-service skills in the process of physical rehabilitation of

disabled people with spastic cerebral palsy by means of hippotherapy] // Obrazovanie i nauka.

Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj Akademii obrazovaniya [Education and Science.

Bulletin of the Ural branch of the Russian Academy of education]. 2009. No. 1 (58). P. 94–

101.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.