УДК 796.011
ВОЗМОЖНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Дарья Сергеевна
Губарева, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
На сегодняшний день проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна являются актуальными, поскольку лица с нарушениями интеллекта являются полноценными гражданами общества и нуждаются в технологиях их реабилитации. Одной из них является технология двигательной реабилитации средствами музыкально-двигательной подготовки. С цель возможности данного процесса была проведена исследовательская работа, были подобраны специальные музыкально-двигательные средства, проведен анализ их реабилитационных возможностей. Авторы приводят исследовательские данные, демонстрирующие положительную динамику моторной функциональности детей с синдромом Дауна вследствие экспериментальных занятий. Анализ позволят сделать заключение о возможности двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна музыкально-двигательными средствами.
Ключевые слова: дети с синдромом Дауна, двигательная реабилитация, музыкально-двигательные средства.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p213-216
OPPORTUNITIES FOR MOTOR REHABILITATION OF CHILDREN WITH DOWN SYNDROME BY MEANS OF MUSICAL AND MOTOR TRAINING
Svetlana Yurievna Maksimova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Daria Ser-geevna Gubareva, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical Culture
Abstract
Today, the problems of education and upbringing of children with Down syndrome are relevant, because people with intellectual disabilities are full-fledged citizens of the society and they need technologies for their rehabilitation. One of them is the technology of motor rehabilitation by means of musical and motor training. To enable this process, research was carried out, the special musical and motor means were selected, and their rehabilitation capabilities were analyzed. The authors cite research data demonstrating the positive dynamics of the motor functionality of children with Down syndrome because of experimental activities. The analysis will allow us to make the conclusion about the possibility of motor rehabilitation of the children with Down syndrome by musical and motor means.
Keywords: children with Down syndrome, motor rehabilitation, musical and motor means.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с глубокими нарушениями интеллекта (с синдромом Дауна) признаются как полноценные граждане общества, имеющие право на социальное самоопределение, интеграцию. Система образования, социальной и медицинской поддержки использует для этого большое количество реабилитационных методик, в том числе двигательной направленности [3].
Под двигательной реабилитацией понимают процесс использования физических упражнений с целью восстановления, компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий [2]. В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна этими проблемами занимается адаптивная физическая культура. Она является важнейшим компонентом их реабилитации, позволяющим детям адаптироваться к социальным условиям, осваивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Нам видится, что весьма эффективным в данном направлении будет использование средств музыкально-двигательной подготовки.
В предметной области адаптивного физического воспитания лиц с нарушениями интеллекта имеются научные данные, раскрывающие возможности оптимизации их двигательного, физического и психического развития средствами движения и музыки [4]. Однако, в процессе двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна, данные средства используются ограниченно, что актуализирует проведение специальной научно-исследовательской работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В рамках нашей опытно-экспериментальной работы задачи двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна были направлены на укрепление их здоровья, максимально возможное формирование физических качеств и основных двигательных умений. С этой целью мы подобрали такие средства музыкально-двигательной подготовки как сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, комплексы музыкально-двигательной деятельности, специальные музыкально-двигательные игры. Их ведущими характеристиками явилось:
- согласование движений с музыкальным ритмом и эмоциональным содержанием музыки;
- использование разнообразных упражнений, различных вариантов перемещений и основных видов движений;
- использование разнообразных упражнений в условиях координационной сложности;
- средняя и высокая моторная плотность двигательной деятельности;
- организация двигательной деятельности на основе сюжетов сказок и игровых социально-ориентированных сюжетов;
- использование упражнений имитационного и подражательного характера.
Функциональность данных характеристик в плане решения задач двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна представлена рисунке 1.
Из представленного рисунка видно, что музыкально-двигательные средства обладают высокой функциональностью в плане обеспечения двигательной реабилитации детей рассматриваемой нозологической группы. Так укреплению их здоровья способствует высокая моторная плотность музыкально-двигательных занятий, позволяющая выполнять упражнения в непрерывном режиме и контролировать дозирование нагрузки. Это способствует тренировке функциональных возможностей кардио-респираторной системы воспитанников, имеющей самое прямое отношение к общему уровню их здоровья.
Расширению локомоторной базы способствует использование в музыкально-двигательных средствах большого количества разнообразных движений, перемещений основных видов локомоций, подражательных упражнений. Их выполнение в условиях воспроизведения игровой деятельности позволяет сделать этот процесс легко воспроизводимым и белее продуктивным.
Выполнение физических упражнений в условиях их согласования с музыкальным ритмом и эмоциональным содержанием музыки позволяет оказывать положительное воздействие на формирование общей ритмичности жизнедеятельности организма детей с синдромом Дауна, их эмоциональных проявлений. В данном отношении музыкальное сопровождение выступает как дополнительная педагогическая среда, эффективно и корректно обеспечивающая решение важных педагогических задач.
Преимущественная направленность музыкально-двигательных средств выполнять физические упражнения в условиях координационной сложности позволяет обеспечивать эффект коррекционно-компенсаторного воздействия на психическую сферу воспитанников. Развитие координации движений способствует не только более быстрому освоению движений, повышению результативности их выполнения, но и тренировке и развитию когнитивной сферы воспитанников. Обогащение двигательно-координационной базы де-
тей с синдромом Дауна обеспечивает более высокий уровень функционирования их памяти, внимания, мышления.
Рисунок 1 - Функциональность музыкально-двигательных средств в решении задач двигательной реабилитации
детей с синдромом Дауна
Организация двигательной деятельности детей данной нозологической группы на основе сюжетно-ролевых сказок, социально ориентированных игровых сюжетов повышает их мотивацию к выполнению физических упражнений, позволяет производить тренинг построения взаимоотношений с окружающими, тренировать механизмы адаптации к социуму.
Эффективность решения задач двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна оценивалась нами по динамике их общей моторной функциональности [1]. Данный тест содержит пять блоков тестов, позволяющих оценить жизненно важные двигательные умения и навыки, а именно: двигательные умения, связанные с перемещение тела и ориентацией в пространстве (прыжок в длину с места, перемещение приставными шагами, умение подняться и спуститься по гимнастической стенке, ходьба со сменой направления); вестибулярную компетентность (удержание равновесия стоя на одной ноге, ходьба по линии, бревну, приставными шагами по бревну); чувство тела и его границ; (выполнение движений по образцу, по словестной команде) основные двигательные умения с мячом (ловля, передача, остановка, удар ногой); тонкую моторику и графомоторику (соединение пальцев рук с большим пальцем, нанизывание бус, обведение контура карандашом, лепка).
На рисунке 2 представлены исследовательские данные контрольной и экспериментальной групп детей с синдромом Дауна. Анализ представленного рисунка позволяет увидеть, что в ходе исследовательского года удалось достичь значительного прироста моторной компетентности у детей с синдромом Дауна экспериментальной группы. Их проценты прироста значительно превышают аналогичные данные детей контрольной группы.
100
79,6
80
60
40
20
0
1 блок
2 блок
3 блок
4 блок
5 блок
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Примечание: блок 1 - основные двигательные умения, связанные с перемещением тела и ориентацией в пространстве; блок 2 - вестибулярная компетентность; блок 3 - чувство тела и его границ; блок 4 - основные двигательные умения с мячом; блок 5 - тонкая моторика и графомотрика.
Рисунок 2 - Динамика общей моторной функциональности детей с синдромом Дауна в ходе педагогического
эксперимента
Таким образом, представленные теоретические и эмпирические данные позволяют увидеть, что средства музыкально-двигательной подготовки позволяют обеспечить двигательную реабилитацию детей с синдромом Дауна. Эти занятия позволяют повысить общую двигательную активность, обеспечить прирост жизненно необходимых моторных умений и навыков у воспитанников изучаемой нозологической группы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-13-90038\19
1. Алоин, А.В. Методика абилитации подростков и молодежи с расстройствами аутистического спектра : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алоин Алексей Владимирович. -Краснодар, 2018. - 25 с.
2. Евсеев, С.П. Научное обоснование и экспериментальная проверка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, М.В. Томилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017.
- № 1 (143). - С. 12-14.
3. Карасев, Е.С. Начальная подготовка молодых людей с умственной отсталостью в мини-футболе / Е.С. Карасев, Л.В. Шапкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 1 (95). - С. 68-70.
4. Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физической культуры.
- 2015. - № 5. - С. 57-58.
1. Aloin, A.V. (2018), Methods of habilitation of adolescents and youth with autistic spectrum disorders, dissertation, Krasnodar.
2. Evseev, S.P., Evseeva, O.E. and Tomilova M.V. (2017), "Scientific justification and experimental verification of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (GTO) for the disabled", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 1 (143), pp. 12-14.
3. Karasev, E.S. and Shapkova, L.V. (2013), "Initial training of young people with mental retardation in mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (95), pp. 68-70.
4. Fomina, N. A. and Maksimova, S.Yu. (2015), "Musical and motor direction of physical education of preschool children", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 57-58.
Контактная информация: [email protected]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
Статья поступила в редакцию 27.06.2020