Научная статья на тему 'Психологопедагогические условия профессионального самоопределения учащихся'

Психологопедагогические условия профессионального самоопределения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / PROFESSIONALIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL EDUCATION OF PUPILS / PROFESSIONAL MOTIVATION OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирезова Зульфия Казбековна

Рассматриваются задачи профилизации современного школьного образования как средства дифференциации и индивидуализации обучения, вопросы профессионального самоопределения старшеклассников. Характеризуются направления и психолого-педагогические условия, подходы, формы, методы профессионального самоопределения старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student professional self-determination challenges: Psychological-pedagogical environment and modern missions

Professionalization problems facing modern school education. Senior student professional self-determination, Characteristics of psychological and pedagogical conditions and missions. Effective approaches, forms, and methods of senior student professional self-determination. Ways of differentiation and training individualization.

Текст научной работы на тему «Психологопедагогические условия профессионального самоопределения учащихся»

щий знания, необходимые для успешности решения данных задач.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Борисова Т.С. Развитие инициативности сельских школьников как ресурс их жизненного и профессионального самоопределения: Монография. М., 2007.

3. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979.

4. Гиль С.С. Содержание социально-педагогической поддержки молодежных инициатив на муниципальном уровне управления // Социальная работа: теория, технологии, образование. 2003. № 1. С. 35 - 40.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

6. Леонтьев А.Н. Психологическая тео-

рия деятельности: избранные психологические произведения. М., 1983.

7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. в 7 т. М., 1960. Т. 5.

8. Ненарокова О.В. Воспитание социальной инициативности у студентов во внеаудиторной деятельности: Автореф. ... канд. пед. наук (13.00.02). Кострома, 2009.

9. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 241 - 342.

10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

11. Селиванов В.И. Вопросы воли в советской педагогике // Вопросы психологии и педагогики воли. Краснодар, 1969.

12. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: Автореф. ... д-ра пед. наук (13.00.02). Тамбов, 2004.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Темирезова З.К.

Проблемы профессионального самоопределения учащихся старших классов, являясь важнейшей проблемой для всех субъектов образования, особенно остро стоят в условиях перехода к профильной школе. Перестройка учебного процесса, проявляющаяся в специальной организации индивидуального профессионального выбора, оказании психо-лого-педагогической поддержки школьникам в самоопределении и выборе профилирующего направления, - это весьма сложный процесс. Профессиональное самоопределение личности включает и формирование системы ценностных ориентации, и развитие самосознания в целом, а моделирование будущего связано с построением эталонов в виде идеального образа профессионала. Таким образом, вопросы профессионального самоопределения молодежи приобретают сегодня все

© Темирезова З.К., 2011

большую актуальность, так как большая часть молодых людей, окончивших школу, сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и так далее. Основными причинами данных проблем являются не только “закрытость” рынка труда для молодых и не имеющих опытных людей, но и то, что подавляющая часть учащихся старших классов имеет весьма приблизительное представление о современном рынке труда, о существующих профессиях. Многие из них часто не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своими способностями, потребностями и индивидуальностью. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретает профили-зация современного школьного образова-

ния, организация системы профессионально-ориентированного подхода в обучении, учитывающего психолого-педаго-гические аспекты профессионального самоопределения учащихся, их возрастные и индивидуальные психологические особенности. Грамотное использование представленных форм и методов обучения способствует профессиональному самоопределению учащихся, под которым понимается сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализацию духовных и физических возможностей, формирование адекватных им профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Организация процесса профессионального самоопределения школьников, выявление необходимых психолого-педа-гогических условий, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников, предполагает преодоление противоречий между неопределенностью представлений, знаний учащихся о рациональных основаниях, принципах, правилах и условиях выбора профессии, с одной стороны, и необходимостью выбора профессионального пути, самоопределения в связи с наступлением юношеского возраста - с другой. Данные вопросы должны решаться в процессе систематической работы школы, которой должны помогать социальные институты, ответственные за образование, воспитание, просвещение молодежи. Вместе с тем, разрешение другого противоречия между профессиональными планами учащегося и его личностными качествами рассматривается нами как условие, с которым также необходимо считаться при проектировании будущего жизненного пути старшеклассника. Трудности здесь состоят в том, что молодые люди не всегда адекватно оценивают свои личностные качества и способности, например, недостаток мотивации, отклонения в состоянии здоровья (в том числе психического), недостатки, связанные с характером, потребностями, особенностями познавательных процессов, воли, практической умелости, особенностей опорномышечного аппарата и другие. Эти противоречия могут быть разрешены путем ис-

пользования в процессе профессионального самоопределения старших школьников различных психодиагностик, психокоррекций, методик стимулирования самопознания, самообразования и самовоспитания учащихся и так далее.

Говоря об основных подходах, формах, методах и приемах профессионального самоопределения старшеклассников, необходимо выделить следующие направления: ориентирование в многообразии профессий; консультирование по вопросам выбора будущей профессии с учетом множества профессионально важных личностных качеств и компетенций, жизненных траекторий развития профессиональной карьеры, методов самообразовании, личностного и профессионального роста, стилей профессиональной деятельности; адаптация человека к профессиональной общности и другое. Для реализации этих направлений должны использоваться разнообразные средства, формы, методы и приемы профессионального развития учащихся в системе школьного образования.

Таким образом, задача по ознакомлению старшеклассников с современными профессиями, информированию их о потребностях общества в кадрах - одна из важных задач для современной школы. Следует отметить и то, что работа по профессиональному просвещению школьников включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. К данному направлению также относится работа по передаче школьникам элементарных профессиональных умений и навыков. Чтобы работа по профпросвещению была продуктивной, она должна проводиться профессионально и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к той или иной профессии [1, с. 34].

Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся представляется наиболее продуктивным в условиях профилизации современного школьного образования, когда функционирует “система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориен-

тированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе, с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования” [2].

Сегодня становится все более очевидным, что профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать склонности, интересы и способности учащихся, создает необходимые условия для обучения учащихся в соответствии с их особенностями, интересами и профессиональными предпочтениями, интересами и намерениями в отношении продолжения профессионального образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. То есть основная идея профилиза-ции старшей ступени общего образования состоит в том, что образование, в целом, должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Итак, переход к профильной школе является одним из вариантов решения трудных задач, связанных с выбором специальности и учебного заведения, в котором можно продолжить дальнейшее обучение, а также вопросов развития профессио-напьных ориентаций школьников, их профессионального самоопределения. В этой связи необходима организация системной работы по выбору старшеклассниками будущей профессии, а также разработка диагностических процедур и профориентационных мероприятий, способствующих профилизации старшей ступени общего образования. В результате этой деятельности старшеклассники смогут определиться с будущей профессией, должно состояться и их профессиональное самоопределение, характеризующееся отношением молодого человека к будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Но здесь необходим учет изменения “ценностно-нравственного, смыслового ядра” самоопределяющегося человека. Поэтому на данном уровне профориента-

ционной помощи должна учитываться динамика представлений самоопределяющегося человека о смысле его профессионального выбора и профессионального успеха, а также “моральная цена” за такой успех. Основными понятиями здесь становятся мотивация, представления о должном, о совести, о чувстве собственного достоинства, о смысле жизни и выбираемой профессиональной деятельности. Это приобретает особую значимость в условиях переоценки ценностей, неясности вектора развития общества, когда сложно определиться с идеалами личностного и профессионального роста, определить свое место в “неопределенном” обществе. В сложившейся ситуации важно сформировать у старшеклассника готовность к различным вариантам самоопределения, а также желание не только ориентироваться в реальном обществе, но и пытаться прогнозировать свое место в нем.

Анализ литературы по проблеме показал, что, в отличие от профессионального самоопределения, профессиональный выбор - “это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника”, которое может быть осуществлено “как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями” [3, с. 56].

Говоря о методах активизации профес-сиональногои личностного самоопределения, необходимо отметить, что активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у учащегося интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Сама профессия все больше начинает рассматриваться молодыми людьми как средство для построения собственного жизненного успеха, а также для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основными понятиями, характерными для данного уровня развития профориентации, являются профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни. Таким образом, сущность

профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, а затем в осваиваемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в процессе самоопределения. Главное условие успешности работы по профессиональному самоопределению старшеклассников заключается в планомерности и системности деятельности.

Таким образом, своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает условием развития личности и является естественным завершением школьного образовательного процесса, поэтому он должен быть, в конечном счете, направлен на становление про-

фессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации школьников, развитие умений учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность.

Литература

1. Колесников Н.А. Профориентация и предпрофильная подготовка. М., 2004.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Министерство образования РФ. Утверждена приказом министра образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г.

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 -11 классы). Москва, 2005.

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ВУЗАХ АЛБАНИИ Шакай В.И. (Албания)

Современные образовательные парадигмы подготовки специалистов по социальной работе базируются на идеях личностно-ориентированного образовательного процесса, основными чертами которого являются вариативность содержания образования для различных субъектов его усвоения; примат интересов и запросов обучающегося над заданной извне учебной программой; ориентация не на привитие “правильных”, а на выработку собственных взглядов у обучаемых; приоритет общечеловеческих ценностей над любыми “идеологиями”, творчества - над схематизмом, диалога - над монологом, индивидуальности над единообразием [3].

При формировании специалиста в личностно-ориентированном профессионально-образовательном процессе можно выделить следующие позитивные тенденции: возможность построения диалога участников; осуществление идеи дифференциации (в ее современной трактовке), на основе которой выстраиваются индивидуальные траектории развития обучающегося, создается разнообразная образовательная среда; использование новых об-

разовательных технологий - диалоговых, которые позволяют строить обучение как поиск жизненных смыслов, метода проектов - технологии, ориентированной на применение имеющихся знаний и приобретение новых, технологии эвристического обучения, тесно связанной с другими, родственными ей методами “мозгового штурма”, деловыми играми.

При подготовке специалистов по социальной работе важно учитывать, что разные формы социальной практики обусловливаются использованием разных технологий социальной работы. Это позволяет трактовать качество образования в области социальной работы как органическое единство интеллектуальных (в том числе эвристических), психологических, коммуникативных, технологических, праксеоло-гических и иных знаний, умений и навыков, которые выпускник после окончания вуза в соответствии со своей образовательной квалификацией способен эффективно реализовать в своей профессиональной деятельности.

Используя российский опыт и опыт других стран, наш собственный авторский

© Шакай В.И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.