ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ШКОЛА — ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ВУЗ»
Аверьянова Светлана Юрьевна
канд. пед. наук, зав.кафедрой прикладной информатики и математики филиала Южного федерального университета в г. Новошахтинске
г. Новошахтинск E-mail: averyanova@,sfedu. ru
FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL — ADDITIONAL EDUCATION — UNIVERSITY
Averyanova Svetlana
candidate ofpedagogical Sciences, head of the chair of applied Informatics and mathematics branch of the Southern Federal University, Novoshakhtinsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в образовательном пространстве школа — дополнительное образование — вуз.
ABSTRACT
The paper considers new approaches to the formation of professional self-determination of pupils in the educational space of school-additional education-University.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профильное обучение; компетенции.
Keywords: professional self-determination; profile training; competence.
В связи с программой модернизации общего образования, предусматривающей введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старшей школе, ситуация в школьном образовании относительно создания условий для профессионального самоопределения существенно меняется. Одним из основных направлений образовательной политики становится переориентация на междисциплинарность и
полипрофессиональность как той среды, в которую выходит выпускник, так и самого образовательного пространства.
Новые социально-экономические условия вызвали необходимость разработки новых подходов к формированию профессионального самоопределения старшеклассников. Для выработки эффективных механизмов обеспечения непрерывности формирования мотивации в структуре профессиональной ориентации учащихся средних школ целесообразен междисциплинарный подход к практикам ориентации на те или иные профессии. Согласно такому подходу профессиональная ориентация является специализированной деятельностью по подготовке учащихся к выбору профессии адекватно личным психологическим склонностям, способностям, социально-статусным интересам и одновременно экономическим реалиям, выражающимся в востребованности со стороны общества кадров определенных профессий и квалификации [2]. Данные положения предусмотрены Концепцией профильного обучения [3], но на практике возникают противоречия. Активность в выборе дополнительного образования до сих пор исходила от учащихся и их родителей, недостаточно от школы. В процессе профилизации деятельность школы несколько активизировалась, но неразработанность нормативной базы, особенно в области финансирования, ситуацию почти не изменила. Поэтому в опыте создания пространства профильного самоопределения ведется поиск альтернативных способов, когда ресурсными центрами профилизации становятся не опорные школы, а образовательные организации дополнительного образования и центры дополнительного образования при средне-специальных и высших учебных заведениях: в Ростовской области, например, Аксайский дом детского творчества, Ростовский колледж связи и информатики, комплекс «школа-колледж-вуз», созданный на базе Института экономики и внешнеэкономических связей Южного федерального университета и др. [4].
Популярность таких ОУ дополнительного образования среди школьников 8—11 классов объясняется тем, что в них осуществляется не только предметно-
профильная подготовка, а, прежде всего, профессиональная ориентация с учетом региональных возможностей обеспечить продолжение профессионального образования, с учетом рынка труда, что подтверждают результаты анкетирования, проведенного нами среди учителей муниципальных образовательных школ г. Новошахтинска. Анкетирование было направлено на выявление ориентации школьного обучения. Педагогам было предложено проранжировать приоритеты образовательной деятельности по степени значимости. В анкетировании принимали участие 124 человека, имеющие стаж педагогической деятельности от 1 года до 30 лет. Педагогам было предложено выделить по степени значимости для них основные ориентации школьного образования. Наиболее значимому ориентиру присваивалось 1 место и т. д. по возрастанию. Нами были обработаны данные анкеты путем определения среднерейтингового места. На основании полученных данных были подтверждены предположения, что школьные учителя, в первую очередь, ориентируют обучение на получение школьниками определенной суммы знании (рейтинговое место — 1,8), на интеллектуальное развитие (2,1), на физическое развитие (3,4), на развитие творческих способностей (3,9). Подготовка и помощь в профессиональном самоопределении соответственно составляет среднерейтинговое место — 3,9.
В результате анкетирования также выяснили, что решение проблемы профессионального самоопределения, не представляющейся учителям актуальной для школы, отводится родителям, профессиональным образовательным институтам (средним специальным и высшим учебным заведениям), специально подготовленным специалистам в данной области [таблица 1].
Таблица 1.
Ранжирование субъектов, оказывающих помощь в решении проблемы
_самоопределения старшеклассников
Кто должен вести работу по оказанию
, Среднереитинговое место
помощи в профессиональном
самоопределении
старшеклассников
Родители 1,5
Специально подготовленные специалисты 2,1
Представители среднего и высшего образования 2,6
Психологи 3,1
Классные руководители 4,04
Учителя-предметники 5,08
Система профессиональной ориентации как относительно самостоятельное направление должна стать составной частью учебно-воспитательного процесса. В дополнительном образовании мы будем рассматривать образование, способствующее профессиональному самоопределению старшеклассников, как гуманистическое образование в том смысле, что оно должно наиболее полно и адекватно соответствовать природе человека, помогать проявлять то, что в нем заложено природой.
В связи с этим изменились и задачи профессиональной ориентации на современном этапе развития общества:
• сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы — будущим профессионалам;
способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
• ознакомить со способами и приёмами принятия адекватных решений при выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
помочь приобрести практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности школьника;
сформировать компетенции профессионального самоопределения.
Как новую форму допрофессиональной подготовки, удовлетворяющую перечисленным выше требованиям, мы рассматриваем целостную
образовательную модель «школа — дополнительное образование — вуз», в которой вуз становится ресурсным центром для сетевой организации профессионального самоопределения старшеклассников в регионе, инициатором системных взаимодействий со школой и социальными партнерами с целью набора в свой вуз абитуриентов с адекватными способностями и мотивацией получения образования по профилям вуза. С этой целью при вузах создаются специальные структуры, осуществляющие данную деятельность (отделы по довузовской подготовке, по дополнительному образо -ванию, кафедры по данному направлению). Таким образом, в модели «школа — дополнительное образование — вуз» вырисовывается организационное ядро, ведущее целенаправленную работу по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Полагаем, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса общего образования, а особенно в решении вопроса профессионального самоопределения, является не только необходимым, но и ведущим его компонентом, о чем свидетельствуют как данные нашего теоретического исследования возможностей школьного и дополнительного образования, так и данные опросов выпускников 11 класса, прошедших подготовку в образовательном пространстве «школа — дополнительное образование — вуз», их родителей, школьных учителей и преподавателей вуза [1]. Ниже представлены обобщенные данные по каждой группе респондентов.
Учащиеся. В опросе приняли участие 514 человек. Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:
1. Основной смысл образования в пространстве «школа — дополнительное образование — вуз» учащиеся видят в развитии их интересов и способностей, на втором месте — подготовка к выбору и получению профессии, третье место разделили возможность самопознания, совершенствования и подготовка к поступлению в вуз.
2. При анализе ответов на вопрос «В чем Вы видите главное отличие дополнительного образования в пространстве «школа — дополнительное образование — вуз» от общего?» Выяснилось, что основную специфику дополнительного образования старшеклассники видят в получении знаний о различных видах профессиональной деятельности, в возможности попробовать себя в практической деятельности. Далее следуют более высокий уровень требований, организация научной работы, большая дифференциация учебного процесса и т. д.
3. Ориентированность на формирование компетентности профессионального самоопределения проявилась в ответах на вопрос: «Что Вы считаете своим главным достижением за годы учебы в пространстве «школа — дополнительное образование — вуз»? В частности, в качестве наиболее значимых достижений старшеклассники назвали: (1) способность делать обдуманный выбор продолжения образования, нести ответственность за сделанный выбор, (2) успехи в научно-исследовательской деятельности, (3) умение общаться, находить общий язык с разными людьми. Далее примерно с одинаковым количеством голосов следует соотнесение своих возможностей и способностей с требованиями будущей профессиональной деятельности, друзья, создание творческих проектов, практика работы в команде.
Таким образом, данный блок вопросов показал, что интерес старшеклассников к взаимодействию в пространстве дополнительного образования определяется прежде всего более широкими возможностями профессионального самоопределения и личностного развития.
Родители учащихся. В ходе анализа анкетирования было обработано 257 анкет, которые включали вопросы, аналогичные тем, на которые отвечали старшеклассники. Так как вопросы предполагали возможность выбора нескольких вариантов ответов, то общее количество выборов по отдельным позициям может превышать 100 %. Результаты анкетирования:
1. Основной смысл дополнительного образования родители видят в развитии интересов и способностей своих детей (62 % опрошенных). На второе
место выходит подготовка к выбору профессии (51 %), на третье — подготовка к поступлению в вуз (42 %). Далее результаты распределились следующим образом: развитие у детей стремления к саморазвитию (29 %), изучение основ наук (20 %), процесс познания, понимание окружающей жизни (15 %), престижность процесса обучения (8 %). Затруднились ответить на этот вопрос 7 % родителей.
Таким образом, основной смысл обучения в образовательном пространстве «школа — дополнительное образование — вуз» родителями связывается с возможностью развития способностей и склонностей их детей, подготовкой к выбору профессии и получению соответствующего образования.
2. Оценивая, что дало их детям довузовское образование, родители, прежде всего, отметили другой уровень взаимоотношений между старшеклассниками и преподавателями вуза, развитие коммуникативных качеств у их детей (умение общаться, работать в коллективе, находить общий язык с разными людьми и т. д.). Так считают 72 % опрошенных. Далее следуют возможность ближе познакомиться с различными видами профессиональной деятельности и требованиями к ним — 37 %; развитие интереса к познанию и самопознанию (23 %); развитие личностных качеств, таких как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность и др. (17 %); многое — такой ответ дали 8 % опрошенных. Однако настораживает тот факт, что затруднились с ответом на этот вопрос 12 % родителей.
Школьные учителя. В опросе приняли участие 58 школьных педагогов, обеспечивающих преподавание школьного компонента предметов в образовательном пространстве «школа — дополнительное образование — вуз».
Данная категория респондентов показала свое видение отличия данного дополнительного образования от общего в возможности углубленного изучения отдельных предметов и получении первичной профессиональной подготовки. Далее были указаны большая дифференциация учебного процесса, знакомство с формами организации учебного процесса в вузе, возможность повышения
своей квалификации за счет сотрудничества с профессорско-педагогическим коллективом высшего учебного заведения.
В ответе на вопрос: «Что Вы считаете главным достижением ваших учащихся в образовательном пространстве «школа — дополнительное образование — вуз»? учителя в качестве наиболее значимых достижений указали выбор профессионального маршрута обучения в соответствии с довузовской подготовкой или отказ от продолжения образования по данному направлению. Мы, как и школьные учителя, считаем это положительным результатом, так как первичное знакомство с требованиями к профессиональной деятельности, участие в профессиональных пробах и их неприятие позволяет избежать неверного профессионального самоопределения старшеклассников. Далее последовали такие достижения: успехи в творческой, исследовательской и научной деятельности, повышенное чувство ответственности по сравнению с учениками общеобразовательных классов за результаты своего выбора, умение работать с источниками информации.
Преподаватели вуза. В анкетировании приняли участие преподаватели филиала ЮФУ в г. Новошахтинске, осуществляющие довузовскую подготовку старшеклассников (32 человека).
Данная категория респондентов сравнивала студентов, прошедших подготовку в пространстве дополнительного образования и окончивших общеобразовательные классы школы. Преподаватели вуза отмечают, что студенты, получившие дополнительное образование быстрее адаптируются к студенческой жизни, активны в научно-исследовательской деятельности, имеют более высокий уровень мотивации, обладают способностью к рефлексивной деятельности.
Таким образом, проведенное анкетирование показывают, что результаты обучения в пространстве «школа — дополнительное образование — вуз» ориентированы не только на практико-технологическую подготовку школьника, но и на его профессионально-личностное развитие, на формирование личной установки на непрерывное профессионально-личностное
развитие, на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в выбор профессионального маршрута, человек мог в полной мере осуществить самореализацию профессионально-личностного потенциала в избранном им направлении профессиональной деятельности.
Исходя из итогов проведенного анализа подходов к формированию профессионального самоопределения старшеклассников, результатов анкетирования и условий реформирования и модернизация системы образования, необходимо по-новому взглянуть на методологию и практику организации учебно-воспитательного процесса в целостном образовательном пространстве «школа — дополнительное образование — вуз». Концептуальные основы реализации компетентностного подхода для решения задач профессионального самоопределения старшеклассников должны выстраиваться с учетом развития как мировых тенденций образования, так и отечественных образовательных систем.
Изучение современного состояния образования по допрофессиональной подготовке позволяет выделить ряд причин, по которым и профильное образование, и деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников станут наиболее эффективными, если будут реализовываться на базе организаций дополнительного образования, созданных при высших учебных заведениях как ресурсных центрах для общеобразовательных школ.
Список литературы:
1. Аверьянова С.Ю. Образовательное пространство «школа — дополнительное образование — вуз» как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д: ЮФУ, 2010. — 21 с.
2. Емекеев А.А. Некоторые аспекты формирования мотивации профессиональной карьеры // Интеграция образования. — 2004. — № 4. — С. 145—148.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 // Дидакт. — 2002. — № 5.
4. Совершенствование непрерывного профильного экономического образования в комплексе «школа-колледж-вуз» /А.Ю. Архипов [и др.] Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. — 160 с.