Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое взаимодействие между преподавателями и студентами с нарушением здоровья'

Психолого-педагогическое взаимодействие между преподавателями и студентами с нарушением здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИД / СТУДЕНТ / УНИВЕРСИТЕТ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / DISABLED PERSON / STUDENT / UNIVERSITY / INCLUSIVE EDUCATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кохан С. Т., Грабовская Я. И., Седякина Е. Ю., Нугманова А. А.

Для изменения качества и доступности инклюзивного высшего образования необходима комплексная поддержка в процессе обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, используя различные технологии и информационные ресурсы адаптированные под их потребности, учитывая наличие у них морфо функциональных изменений в организме [7, 11]. Главной целью любого университета является подготовка выпускников, способных к саморазвитию и самореализации, освоению универсальных и профессиональных компетенций, в результате развития и формирования личных и профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS WITH HEALTH DISORDERS

To change the quality and accessibility of inclusive higher education, comprehensive support is needed in the process of training students with disabilities and disabilities, using various technologies and information resources adapted to their needs, given the presence of morphological and functional changes in the body [7, 11]. The main goal of any university is the preparation of graduates capable of self-development and self-realization, the development of universal and professional competencies, as a result of the development and formation of personal and professional sional qualities.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое взаимодействие между преподавателями и студентами с нарушением здоровья»

в MaricTpaTypi може значною мiрою сприяти вирь шенню ще! проблеми;

2)вiдcyтнicть можливостей для колективного навчання педarоriчноrо та aдмiнicтpaтивноrо персоналу. Саме процеси колективного навчання е джерелом формування cпiльноrо розумшня цiлей та шляхiв розвитку школи;

3)дефiцит можливостей безпеpеpвноrо профе-сшного розвитку персоналу, компонентами якого е вшьний обмiн iнфоpмaцiею та систематична колек-тивна пpофеciйнa pефлекciя, або «автентичний ка-зуальний aнaлiз того, що повинно бути удоскона-лено в рамках системи» [3, с. 14].

Висновки. Отже, у численних сучасних педа-rоriчних доcлiдженнях процес формування шнова-цшно! культури кеpiвникa закладу загально! серед-ньо! освгти супроводжуеться проблемами, як1 пере-дуам пов'язaнi з неrотовнicтю кеpiвникa як члена оргашзацп змiнювaти концептyaльнi засади свое! дiяльноcтi.

Список лiтератури

1. Fullan M. Professional culture and educational change / M. Fullan // School Psychology Review. -1996. - Vol.25, № 4. - P.499.

2. Fullan M. The meaning of educational change / M. Fullan. - New York: Teachers College, Columbia University Press, 1982. - 326 p.

3. Glaser R. Education and thinking: the role of knowledge / R. Glaser //American Psychologist. -1984. - Vol. 39. - P.14.

4. Hargreaves A. The three dimensions of reform / A. Hargreaves // Educational Leadership. - 2000. -Vol. 57, № 7. - P. 30-34.

5. Hill P. The federal role in education. In: Brook-ings Papers on Education Policy: 2000. Ed. by D. Rav-itch / P. Hill. - Washington, D.C: The Brookings Institution Press, 2000. - P.11-39.

6. Mohrman S.A. Top management viewed from below: A learning perspective on transformation / S.A. Mohrman // The leader's change handbook: An essential guide to setting direction and taking action / Ed. by J. Conger, G. Spreitzer, E. Lawler III. - San Francisco, Ca: Jossey-Bass, 1999. - P. 292.

7. Newmann F.M. We can't get there from here / F.M. Newmann // Phi Delta Kappan. - 1998. - Vol. 80, №4. - P. 288.

8. Shaw S. Challenges of fostering a learning organization culture / S. Shaw, E. Soetaert // Papers of the League for Innovations' 2003 Conference. - March 2003. - P. 6.

9. Boyett J. Seven tips for managing organizational change / J. Boyett. 2000. URL: http: // www.jboyett.com /managing.htm.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И

СТУДЕНТАМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Кохан С.Т.

ФГБОУ ВО ЗабГУ, кандидат медицинских наук, доцент, директор регионального центра инклюзивного образования

Грабовская Я.И. магистр психологии Седякина Е.Ю. магистр психологии Нугманова А.А. магистр психологии Забайкальский государственный университет

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS

WITH HEALTH DISORDERS

Kohan S.,

FSBEI HE ZabSU, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Director, Regional Center for Inclusive Education

Grabovskaya Y., Master of Psychology Sedyakina E., Master of Psychology Nugmanova A. Master of Psychology Transbaikal State University

Аннотация

Для изменения качества и доступности инклюзивного высшего образования необходима комплексная поддержка в процессе обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, используя различные технологии и информационные ресурсы адаптированные под их потребности, учитывая наличие у них морфо функцио-

нальных изменений в организме [7, 11].Главной целью любого университета является подготовка выпускников, способных к саморазвитию и самореализации, освоению универсальных и профессиональных компетенций, в результате развития и формирования личных и профессиональных качеств.

Abstract

To change the quality and accessibility of inclusive higher education, comprehensive support is needed in the process of training students with disabilities and disabilities, using various technologies and information resources adapted to their needs, given the presence of morphological and functional changes in the body [7, 11]. The main goal of any university is the preparation of graduates capable of self-development and self-realization, the development of universal and professional competencies, as a result of the development and formation of personal and professional sional qualities.

Ключевые слова: инвалид, студент, университет, инклюзивное образование, адаптация.

Keywords: disabled person, student, university, inclusive education, adaptation.

В работах российских авторов показано, что несмотря на имеющиеся физические и морфо-функциональные нарушения здоровья, требующие от студентов инвалидов, особенно по зрению, слуху, поражению опорно-двигательного аппарата, увеличения физических, интеллектуальных и психо - эмоциональных затрат при обучении, необходимо признать возможность освоения ими учебных программ, включая и адаптированные образовательные программы высшего образования [2, 4, 11]. Необходимо отметить, что важную роль во взаимоотношениях студента инвалида и педагога играет нравственная категория преподавателя, включающая разнообразные признаки педагогического такта [3, 10].

Первокурсники, имеющие глубокие нарушения здоровья и получающие среднее образование по индивидуальной траектории обучения в школе, практически не представляют себе разницу в осуществлении образовательного процесса в университете [8]. Переориентирование, в новых условиях жизнедеятельности у таких студентов затруднено, формируется стихийно и не осмысленно, в результате процесс адаптации происходит крайне сложно. Определенное количество не справляется с психосоматической нагрузкой и отчисляется из университета [5, 6].

По мнению Ю. П. Азарова тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляя других и не снижая требовательности к участникам педагогического процесса, проявляет по отношению к ним доброжелательность и веру в их силу и возможности. Таким образом, желание и умение осуществлять обязательный стиль общения, необходимый для выстраивания доверительных взаимоотношений между педагогом и учащимся, во многом зависит от наличия у преподавателя сформированного педагогического такта [1].

В своих работах А. П. Парахонский выделяет несколько компонентов адаптаций в вузе. Так, первый компонент определялся им, как приспособленческий к новым условиям образовательного процесса. Изменение ритма жизни и функционирования организма связано с психофизическими изменениями у студентов с инвалидностью и ОВЗ. Социально - психологический компонент адаптации наиболее важный, особенно в первые месяцы учебы в вузе, и зависит от стрессоустойчивости при вхождении, во вновь сформированный коллектив, а мотивационно - личностный компонент связан с

мотивацией данных студентов получения достойного высшего образования [13].

Актуальность данного исследования состоит в том, что успешность и адаптация в образовательном процессе, студентов с ограничениями по здоровью зависит от ряда объективных и субъективных факторов, которые во многом влияют на его мотивацию продолжать обучение, веру в свои силы, выстраивания взаимоотношений, не только в педагогами, но и одногруппниками. Вопрос толерантности и межличностных отношений среди студенческой молодежи, в настоящее время, решен не в полной мере. Но, надо отметить, что процент студентов оказывающих помощь при обучении в вузе данной категории студентов - растет [7]. Если в 2017 году он составлял - 41%, то в 2019г. - уже 63%.

Цель исследования заключалась в изучении процессов взаимодействия преподавателей и студентов с инвалидностью имеющих глубокие нарушения здоровья, влияющих на адаптацию и успешность обучения в вузе.

Для анализа существующих проблем, возникающих при взаимодействии преподавателей и особых студентов, было проведено социологическое исследование методом анкетирования.

В выборочном исследовании приняли участие 56 студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся на 1-2 курсе. По нарушению здоровья анкетируемые студенты распределились так: нарушение зрения - 10 чел., нарушение слуха - 12 чел. нарушение опорно-двигательного аппарата - 14 чел., соматические заболевания - 20 чел. И 57 преподавателей, которые осуществляют учебный процесс в группах, где обучается данная категория студентов. Выслуга лет преподавателей составила: до 5 лет - 2 чел., до 10 лет -11 чел, до 15 лет - 21чел., до 20 лет -18 чел, свыше 25 лет - 5 чел. Статистическую обработку полученных результатов производили на персональном компьютере.

На вопрос: При обучении в вузе сталкиваетесь ли Вы с проблемами в отношениях с преподавателями?» - 24 % ответили да, постоянно, 21% -очень редко и 36 % - никогда не сталкиваются, 19% затруднились ответить. Ответы на вопрос: «Обучаясь в вузе, сталкиваетесь ли Вы с проблемами в обуче-нии?»были таковы: 23 % сталкиваются постоянно, 13 %- от случая к случаю , 22 очень редко, 44 % -никогда.

Только 22 % особых студентов обращаются за помощью к преподавателям, что указывает на сниженный порог доверия, стеснительности, фобий присутствующих у студентов в отношении преподавателей. Уровень доверия к преподавателям составляет всего - 38 %

Важно отметить, что наличие специалистов РЦИО в штате университета, помогает решать и поддерживать их в психологическом плане на индивидуальных и коллективных консультациях и занятиях. Процент обращаемости в РЦИО находится на уровне - 39%.

Замкнутость, не умение выстраивать двухсторонние отношения между однокурсниками в учебной группе, преподавательским составом, приводит к тому, что 38 % студентов с нарушениями здоровья чувствуют себя неуверенно, ощущая чувство одиночества.

На вопрос: «Оцените ясность и доступность изложения преподавателем предоставляемого материала?», получены ответы - всегда 38 % , часто 40 % , редко 18 % и отсутствует - 12 %.

При оценке умения и желания преподавателей использовать на занятиях специальных технических средств образования - 35 % респондентов ответили, что отсутствует; 16 % - умеют, но используют не всегда, а 42 % используют всегда. Высокий процент неудовлетворенности - более 67%, приходится на материал, который излагается преподавателем для студентов с глубокими нарушениями здоровья (тотально слепые и глухие).

47 % респондентов с особыми возможностями считают, что преподаватели умеют устанавливать контакт с группой и поддерживать внимание аудитории; 23 % часто и лишь 11 % и 9 % считают, что редко или отсутствует. В вопросе объективности преподавателей оценки знаний студентов, полученные результаты распределились следующим образом: объективно - 40% , почти всегда - 24 % , иногда - 19 % и отсутствует - 7 % .

Необходимо отметить, что в целом, по всем группам нарушений здоровья у студентов - 58 % удовлетворены качеством преподавания в вузе, 22 % - нет, так как ряд объективных и субъективных причин в преподавании дисциплин, формы и методы сотрудничества, мешают их психолого-педагогической адаптации - 20 % студентов затруднилось ответить.

Несмотря на увеличение, за последние три года, количество преподавателей, прошедших обучение по повышения квалификации «Организация инклюзивного образования в вузе», систематические контакты с обучающимися студентами инвалидами, вырос не значительно. С 21% в 2016г. до 32% в 2018г. Проблема в том, что не все педагоги университета желают работать с особыми студентами, так как требуется дополнительное время для разработки предоставляемых материалов по видам нарушений, в соответствии требованиям адаптивных образовательных программ высшего образования. Восприятие педагогами студентов с нарушением здоровья в вузе составляет не более 67%, что крайне мало для создания комфортных условий в

вузе, 23% - относятся отрицательно, 10% - затруднились с ответом. Стремление помочь студентам инвалидам возникает только у 49% преподавателей, у 26% - отсутствует, 25% - затруднилось с ответом. У 17% преподавателей опыт работы и общения с инвалидами - отсутствует. Резюмируя данные цифры, можно с уверенностью сказать, что невозможно без знания специфики обучения студентов с различной патологией, не умение и не желание использовать специальные технические средства в образовательном процессе, будет способствовать благоприятной обстановке, доверию и взаимодействию между педагогом и студентом.

Полученные результаты указывают на необходимость формирования толерантного отношения среди студенческой среды и преподавателей, для чего необходимо создание благополучного психологического климата. Выявление причинно-следственных связей, влияющих на эффективную адаптацию и обучение. Создание психо-эмоционального фона отношений в новой социальной группе и укрепления психосоматического здоровья.

Для улучшения межличностных отношений и микроклимата в группе, необходимо прохождение переподготовки профессорско-педагогического состава вузов с реальным изучением использования технических средств образования, необходимых при изложении материала.

Выводы. Выявлен определенный процент профессорско-преподавательского состава, не готового к осуществлению процесса инклюзивного образования на основе реализации психолого-педагогических и организационно-методических технологий взаимодействия.

Реализация администрацией университета и специалистами РЦИО комплекса мероприятий по содействию адаптации особых студентов, позволит им снизить психо-эмоциональные затраты и повысить стрессоустойчивость во время обучения в вузе.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение.-1985.-С.78-80

2. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы 2 Международной научно-практической конференции. Кисловодск: СевКав-ГТУ, 2009. Ч. 2.-С. 11-16.

3. Алёхина Н.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологические науки и образование. 2011. №1.- С. 83-92

4. Гурова Е.В. Проблема психологической готовности преподавателя вуза к взаимодействию со студентами с ограниченными возможностями // Материалы 4 международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2014.- С, 327-333

5. Козьяков Р.В. Некоторые особенности социально-психологической адаптации студентов - инвалидов в вузе // Молодой ученый. 2016. №7.- С. 357-360

6. Кохан С.Т. Анализ адаптационных процессов в образовательной среде студентов с инвалидностью младших курсов / С.Т. Кохан, В.О. Симонова // Интерактивная наука. Серия. Педагогические науки - 2019. - № 2 (36).- С. 1-5

7. Кохан С.Т., Патеюк А.В., Чередайко А.А. Современный взгляд преподавателя на организацию инклюзивного образовательного процесса в университете // Ученые записки ЗабГУ. Серия. Педагогические науки. 2017. Т. 12, №5 С.107-113

8. Кохан С.Т., Виноградова Н.И. Проблемы профориентационной работы с абитуриентами, имеющими инвалидность и ОВЗ // Ученые записки ЗабГУ. Серия. Педагогические науки. 2019. Т. 14, №4 С.15-23

9. Леонов В.В., Коростянова Н.А., Воюдина Е.Г., Краснов А.М. Толерантность преподавателей

высшей школы по отношению к студентам инвалидам при интегрированном обучении // Молодой ученый.- 2014.- С. 777-781

10. Маярчук М.Н., Плотникова М.В., Пащенко Е.В., Дыхан Л.Б. Компоненты готовности преподавателя вуза к обучению лиц разных гетерогенных групп. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т.37, №2.- С.321-326

11. Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н. Опыт организации обучения студентов инвалидов в высших образовательных учреждениях РФ // Социодина-мика. 2017.- №9.- С. 46-57

12. Остапчук Н.А. Педагогический такт как основа мастерства преподавателя //Символ науки. -2016. С. 96-99

13. Парахонский А.П. Социальная адаптация студентов в процессе обучения в вузе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследованиях. - 2010. - №11. - С. 85-86

ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИИ МЕДИЦИНЫ И ИСКУССТВА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО

КАК ИНОСТРАННОГО

Панченко Д.В.

к.п.н., преподаватель

Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград

POTENTIAL OF INTEGRATION OF MEDICINE AND ARTS IN TEACHING RUSSIAN AS A

FOREIGN LANGUAGE

PanchenkoD.

candidate of pedagogic sciences Volgograd State Medical University, Volgograd

Аннотация

В статье речь идет об исторических взаимопересечениях медицины и изобразительного искусства, которые в настоящий момент могут стать основой для совершенствования как диагностических навыков будущих врачей, обучающихся на русском языке, так и коммуникативных умений иностранных студентов-медиков.

Abstract

The article is about the historical intersections of medicine and the visual arts, which at the moment can become the basis for improving both the diagnostic skills of future doctors studying in Russian and the communication skills of foreign medical students.

Ключевые слова: изобразительное искусство и медицина, медицинская диагностика, русский язык как иностранный, научный стиль речи, язык медицины, внешний осмотр врача, портретная диагностика, формирование профессиональных коммуникативных навыков.

Keywords: fine arts and medicine, medical diagnostics, Russian as a foreign language, scientific style of speech, language of medicine, the formation of professional communication skills.

Медицина генетически связана с религией ровно так же, как и с искусством. Два этих способа познания мира, естественнонаучный и художественный, родились из культа и обрядов, из веры в божественную, сверхъестественную силу за пределами узкого материального мира человека.

Многие гениальнейшие врачи и мудрецы прошлых веков называли медицину именно искусством, а не наукой. Гиппократу принадлежат слова «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств» [1]. Парацельс утверждал: «Медицина есть более искусство, нежели наука. Знание

опыта других может быть полезным для врача, но все знания мира не сделают человека врачом, если нет у него необходимых способностей и ему не назначено природою быть врачом. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, поэтому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке» [2].

Символично, что лекарем и живописцем был святой апостол и евангелист Лука. И история хранит немало свидетельств того, какими судьбоносными стали пересечения изобразительного искусства и искусства врачевания в жизни гениев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.