СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
УДК 376.2 Кохан С.Т к. мед.н, доцент ЗабГУ
г.Чита, РФ Симонова В.О.
магистрант ЗабГУ г. Чита, РФ Е-mail: rciozabgu@maiLru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ СТУДЕНТОВ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ
Аннотация:
в данной статье рассматриваются условия в организации и проведении занятий по адаптивной физической культуре со студентами, имеющие инвалидность, необходимости специального подхода к планированию индивидуальных и коллективных физических нагрузок, организации психолого-педагогического сопровождения с целью физического и духовного развития, адаптации и социализации студентов занимающихся адаптивными видами спорта
Ключевые слова:
инвалид, студент, адаптивное физическое образование, нарушение здоровья, нарушение здоровья
Основной задачей современного общества в отношении граждан, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является их предельная адаптация к самостоятельной жизни, их мотивации к получению достойного образования и успешного овладения навыками выбранной профессии.
Физическая культура и спорт является наиболее эффективным средством социально-психологической адаптации и физической реабилитации инвалидов. Во исполнение Протокола Министерства Спорта РФ № ДМ-П12-36пр от 25.06.2013 г." О мерах по созданию условий для занятий физкультурой и спортом инвалидов и развития паралимпийских, сурдолимпийских видов спорта", необходимо предусмотреть планирование педагогами учебных заведений занятий по адаптивной физической культуре среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, с учетом их физических ограничений и групп инвалидности.
Качество адаптивного физического образования (воспитания) влияет на коррекцию основных (врожденных и приобретенных) дефектов, приводящих к нарушению основных функций организма, с целью выработки компенсаторных механизмов стабилизации или улучшения жизнедеятельности или превентивной работе.
Компонентом адаптивной физической культуры (АФК) является адаптивный спорт, позволяющий удовлетворять личностные потребности в самовыражении, гармонизации, коммуникативной деятельности, социализации и интеграции. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на успешную образовательную практику, является физическая и психическая дезадаптация, которая присуща студентам с глубоким нарушениями (тотально слепые, глухие и поражением опорно-двигательного аппарата). У таких обучающихся отмечаются: замкнутость, социальная депривация, нарушение баланса когнитивно-аффективных взаимодействий, которые отражаются на их психо-соматическом состоянии.
Одним из способов социально-психологической адаптации и реабилитации студентов с инвалидностью является планирование и проведение соревнований и турниров по адаптивным видам спорта и настольным спортивным играм. При целенаправленной работе, подготовке и участию в различных
-( )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
соревнованиях у студентов данной категории отмечается: снижение уровня депрессии, уменьшение фобии, напряжения, тревоги, утомляемости. Повышается уровень двигательной активности, улучшение мелкой моторики, эмоционально - эстетического напряжения.
Ежегодно, на спортивных площадках Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) проводятся, соревнования по голболу, бочче, шоудаун, парабадминтону, волейболу сидя и др., в которых активно участвуют студенты с ОВЗ. С первого курса их обучения в ВУЗе выстраивается индивидуальная модель занятий адаптивной физической культурой и их физической возможностью.
Волонтеры социально-педагогического отряда "Ойкос " ЗабГУ активно оказывают помощь в проведении интегрированных турниров, соревнований, встреч среди здоровой молодежи и имеющей ограничения. Все волонтеры закончили "Школу инклюзивного волонтерства", которая дает им возможность сопровождать инвалидов на различных площадках с целью их социализации и интеграции, развития своих личностных ориентиров, качеств и навыков. Система психолого - педагогического сопровождения студентов, занимающихся АФК и адаптивными видами спорта включает в себя: психологическую диагностику подготовленности, мотивацию к занятиям и тренировочному процессу; готовность принимать участие в соревнованиях; адаптацию к нагрузкам; контроль и коррекцию подготовки.
На основании ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации) инвалида, преподаватели дисциплины "Физическая культура" должны разрабатывать комплекс специальных занятий, в соответствии с нозологией заболевания, включающий, как индивидуальные занятия, так и игровые виды.
Студенты с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся в ЗабГУ, имеют возможность разнообразного выбора заниматься адаптивными видами спорта, в силу своих физических возможностей: с нарушением слуха - волейбол сидя, бочча и др.; с нарушением зрения - шоудаун, голбол; с поражением опорно-двигательного аппарата - корнхол, шаффлборд, матрешка, джакколо, кульбутто. Ежегодно, в стенах спортивного комплекса "Университет" ЗабГУ проводятся соревнования с международным участием: "Инклюзив-спорт", соревнования по бочче на кубок Губернатора Забайкальского края и др. с участием студенческой молодежи всех учебных заведений г. Чита. Целью которых - является содействие физическому, духовному развитию людей с нарушением здоровья средствами физической культуры и адаптированными видами спорта. Формированию общества равных возможностей, доступной среды, содействию адаптации, реабилитации в образовательном и социальном пространстве.
Выводы. Эффективность адаптивной физической культуры и спорта обусловлена предлагаемым разнообразием структурных движений, методичностью, дозированностью нагрузок, психолого-педагогическим сопровождением, компетенциями в области высшего инклюзивного образования, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений и занятиями адаптивными видами спорта. Применение систематических нагрузок благоприятствует развитию компенсаторных механизмов функциональных и психологических возможностей организма у студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Список использованной литературы:
1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, определение и задачи / Евсеев С. П. // Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. - СПб.: Питер, 2009.- 208 с.
2. Родионов А. В.Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 112 с.
3. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе : учеб. пособие / С. Т. Кохан и ( др. ) под. ред.С. Т. Кохана; Забайкал. гос. ун-т.- Чита: ЗабГУ , 2018 .-172 с.
4. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб.пособие / под. ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2009. - 464 с.
© Кохан С.Т., Симонова В.О. 2019