УДК 796:159.947.5
Т. Е. КАЗАКОВА
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
МОТИВЫ СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА К ЗАНЯТИЯМ БОЧЧА
Представленное исследование посвящено анализу мотивации спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча. Установлено, что у боччистов ведущими являются мотивы, связанные с реализацией потребности в новых впечатлениях, самоутверждении, социализации и общении. Сравнение мотивации к спортивной деятельности боччистов и здоровых спортсменов, а также спортсменов-инвалидов других нозологических групп, и занимающихся другими видами адаптивного спорта, показало, что степень важности конкретных мотивов определяется не спецификой вида адаптивного спорта, а особенностями образа жизни спортсменов-инвалидов, связанными с их патологией.
Ключевые слова: мотивация, спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, бочча.
Формирование мотивации к спортивной деятельности здоровых людей изучено достаточно глубоко. Существует большое количество работ, посвящённых изучению мотивации спортсменов в отдельных видах спорта, детей дошкольного возраста, школьников, студентов различных учреждений среднего и высшего профессионального образования, работающего населения и пожилых людей. Накопленные знания уточняются и дополняются с учётом требований современного общества. Следует отметить, что предприняты попытки классифицировать мотивы деятельности человека, в том числе спортивной [1], определены особенности мотивации в различных группах видов спорта (игровых, художественных, циклических и единоборствах) [2, 3], рассмотрены способы формирования мотивации на различных этапах подготовленности спортсменов [4].
В настоящее время внимание исследователей привлекают проблемы, связанные с развитием адаптивного спорта и подготовкой спортсменов, имеющих инвалидность [5]. Одной из них является изучение факторов, определяющих формирование мотивации к занятиям различными видами адаптивного спорта. В литературе имеются сведения об изучении мотивации спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих поражения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата [6—11]. При этом исследователи рассматривают как мотивацию к занятиям спортом в целом, так и применительно к отдельным видам, справедливо полагая, что особенности спортивной специализации могут в большей степени акцентировать тот или иной мотив либо их группу.
Цель данной работы — проанализировать мотивацию спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча.
Выявление перечня мотивов к занятиям бочча осуществлялось путем интервьюирования и анкетирования спортсменов спортивно-оздоровитель-
ного клуба инвалидов «Пингвин» Шуйского филиала Ивановского государственного университета, спортивного клуба инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата «Надежда», г. Иваново, спортивного клуба инвалидов «Воля», г. Иваново, спортивного клуба инвалидов «Волга», г. Пучеж. В результате проведённых опросов был составлен следующий перечень мотивов: 1) получение новых впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы);
2) воспитать в себе морально-волевые качества;
3) желание найти друзей, товарищей; 4) стремление показать свои способности; 5) желание подыскать себе занятие вне дома; 6) сформировать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; 7) стремление вести здоровый образ жизни; 8) улучшить состояние здоровья; 9) возможность выбраться из «4-х стен»; 10) стремление доказать, что ты способен на большее («обогнать самого себя»); 11) стремление к самоутверждению (получение разряда, звания); 12) желание быть полезным обществу; 13) бочча — единственный вид адаптивного спорта, где я могу себя проявить. На основе полученного перечня была разработана анкета, с помощью которой в дальнейшем оценивалась приоритетность мотивов и структура мотивации спортсменов-боччистов. Респондентам предлагалось оценить степень значимости мотивов по 10-балльной шкале (1 балл — минимум, 10 баллов — максимум). При этом ответы были разделены на группы: 9—10 баллов — «исключительно важно», 7 — 8 баллов — «очень важно», 5 — 6 баллов — «довольно важно», 3 — 4 балла — «не очень важно», 1 — 2 балла — «абсолютно не важно». Анкетирование проводилось в период проведения соревнований на Кубок России по бочча в г. Алексин в октябре 2014 года. В исследовании приняли участие спортсмены и тренеры команд бочча из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Омска, Ростова-на-Дону, Волгограда, Челябинска, Красноярска, Пермского края, Набережных
о
от
Е
Т
Таблица 1
Результаты математико-статистической обработки данных о степени значимости мотивов к занятиям бочча для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата
Мотивы X m Ме Мо s Ех As V
баллы %
1. Получение новых впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы) 9,41 0,186 10 10 1,367 9,73 -2,99 15
2. Воспитать в себе морально-волевые качества 9,28 0,160 10 10 1,172 1,62 -1,59 13
3. Желание найти друзей, товарищей 9,19 0,210 10 10 1,543 1,95 -1,83 17
4. Стремление показать свои способности 8,96 0,229 10 10 1,6821 0,47 -1,40 19
5. Желание подыскать себе занятие вне дома 8,96 0,213 10 10 1,566 1,09 -1,48 17
6. Сформировать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 8,87 0,238 10 10 1,749 1,37 -1,55 20
7. Стремление вести здоровый образ жизни 8,85 0,230 10 10 1,687 2,44 -1,62 19
8. Улучшить состояние здоровья 8,61 0,283 10 10 2,079 1,27 -1,47 24
9. Возможность выбраться из «4-х стен» 8,59 0,295 10 10 2,168 2,18 -1,63 25
10. Стремление доказать, что ты способен на большее («обогнать самого себя») 8,48 0,351 10 10 2,583 2,50 -1,82 30
11. Стремление к самоутверждению (получение разряда, звания) 8,19 0,368 10 10 2,682 0,73 -1,37 33
12. Желание быть полезным обществу 8,07 0,380 10 10 2,794 1,46 -1,53 35
13. Бочча — единственный вид адаптивного спорта, где я могу себя проявить 6,93 0,456 8 10 3,353 -0,78 -0,81 48
Челнов, Саратова, Казани, Севастополя, Ивановской области. Всего в анкетировании приняли участие 54 респондента.
Полученные данные были статистически обработаны с помощью метода средних величин [12] (вычисления производились с использованием стандартного пакета программ Microsoft Excel for Windows).
Результаты математико-статистической обработки данных о степени значимости мотивов к занятиям бочча для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата приведены в табл. 1.
Анализ полученных данных показал, что ни один из приведенных мотивов не был отнесён спортсме-нами-боччистами к категориям «не очень важно» — 3 — 4 балла, и «абсолютно не важно» — 1—2 балла.
Оценку «довольно важно» — 5 — 6 баллов получил мотив «бочча — единственный вид адаптивного спорта, где я могу себя проявить» (6,93 + 0,456 балла). Следует отметить, что значения медианы (Ме = 8 баллов) и моды (Мо = 10 баллов) превышают средние значения, что указывает на большую значимость этого мотива для многих респондентов. Высокий коэффициент вариации (V = 48 %), отрицательные эксцесс (Ех) и асимметрия (As) свидетельствуют о наличии противоположных мнений по данному вопросу, причём большинство оценок значительно превосходит среднюю арифметическую ( X ). Часть опрошенных, занимающаяся, по-видимому, иными видами спорта, отмечает этот мотив как незначимый, другая, большая часть респондентов, относит его к категориям «очень важно» и «исключительно важно».
Мотивы № 4—12 составили категорию «очень важных», значения средней арифметической ( X ) находятся в диапазоне от 8,07 + 0,380 балла до 8,96+0,229 балла. «Исключительно важными» признаны мотивы_№ 1—3, значения средней арифметической ( X) — от 9,19+0,210 балла до 9,41 + 0,186 балла. Для обеих категорий харак-
терно наличие медианы и моды, превышающих значения среднего арифметического (X). Они составляют 10 баллов для каждого из мотивов. Кроме этого, все рассматриваемые мотивы имеют положительный эксцесс (Ех) и отрицательную асимметрию (As), следовательно, мнения респондентов однородны, причём большинство показателей значительно выше средней арифметической.
Полученные результаты можно объяснить исходя из характеристики вида спорта бочча и особенностей спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Бочча — вид адаптивного спорта для людей с серьёзной двигательной дисфункцией во всех конечностях церебрального или не церебрального происхождения, которые в повседневной жизни для перемещения используют инвалидную коляску, при этом часто не в состоянии ею управлять без посторонней помощи [13]. В бочча выделяют индивидуальные, парные и командные дисциплины [14].
Очевидно, что люди, имеющие поражение опорно-двигательного аппарата, испытывают трудности, связанные с перемещением в пространстве. Вследствие этого они реже выходят из дома, получают меньше новых впечатлений и могут испытывать дефицит общения по сравнению со здоровыми людьми или инвалидами других нозологических групп. Кроме этого, они часто зависимы от ассистента, а это вызывает стремление сделать что-то самостоятельно, преодолеть ограничения, наложенные их патологией. Отсюда, на наш взгляд, следует отнесение к наиболее значимым таких мотивов, как «получение новых впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы)», «воспитать в себе морально-волевые качества», «желание найти друзей, товарищей», «стремление показать свои способности», «желание подыскать себе занятие вне дома», то есть мотивов самоутверждения, социализации и общения.
Результаты, полученные в нашем исследовании, в некоторой степени согласуются с данными
изучения мотивации к спортивной деятельности у здоровых спортсменов. М. А. Кузьмин [3] установил, что у тех, кто занимается игровыми видами спорта, имеют более высокую «мотивацию общения», по сравнению с представителями других видов. Спортсмены-боччисты также отнесли мотив «желание найти друзей, товарищей» к категории очень важных.
Сравнение полученных нами результатов с данными аналогичного исследования, проведённого со спортсменами, имеющими поражение опорно-двигательного аппарата, занимающимися русским жимом (силовой вид спорта) показало, что мотивация к спортивной деятельности инвалидов одной нозологической группы, но разных групп видов спорта очень близка. Авторами было показано, что занимающиеся русским жимом, как и боччисты, рассматривают занятия избранным видом спорта «как реальный путь к самоутверждению, социальной адаптации и интеграции в общество, способ получения новых впечатлений...» [15]. Если сравнивать мотивы боччистов и спортсменов с инвалидностью другой нозологической группы (слепые и слабовидящие), но игрового вида сорта (голбол), они существенно отличаются. Для голболистов наиболее важными являются достижение наивысших результатов в спорте и самореализация в спортивной деятельности [16], то есть мотивы самоутверждения, как и у спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. При этом мотивы общения, очень важные для боччистов, не являются для гол-болистов значимыми.
Таким образом, в результате исследования впервые определены мотивы, побуждающие людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям бочча. Установлено, что мотивация спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча определяется не спецификой вида адаптивного спорта, а особенностями образа жизни, связанными с их патологией. Основу мотивации, побуждающей спортсменов с инвалидностью заниматься бочча, составляет реализация потребности в новых впечатлениях, самоутверждении, социализации и общении. Полученные данные могут быть использованы для улучшения качества учебно-тренировочного процесса боччистов разного возраста, а также для привлечения людей с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча.
Библиографический список
С. 84-89.
4. Бабушкин, Е. Г. Формирование спортивной мотивации / Е. Г. Бабушкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 1 (125). - С. 158-160.
5. Махов, А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование : моногр. / А. С. Махов. - М. : РУДН, 2011. - 196 с.
6. Антонов, А. А. Особенности мотивации лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди / А. А. Антонов // European Social Science journal (Европейский журнал социальных наук). -2014. - № 3 (41), т. 1. - С. 106-109.
7. Козлова, М. А. Мотивация и интерес учащихся с опорно-двигательными патологиями к занятиям адаптивной физической культурой / М. А. Козлова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - Т. 2, № 1. - С. 13-16.
8. Макина, Л. Р. Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп / Л. Р. Макина // Вестник ЧГПУ. - 2010. -№ 5. - С. 89-95.
9. Махов, А. С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения / А. С. Махов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77), ч. 2. - С. 120-124.
10. Осокина, Е. А. Фитнес в системе адаптивного физического воспитания женщин-инвалидов по слуху : моногр. / Е. А. Осокина, О. Н. Степанова. - Иваново, 2014. - 168 с.
11. Семаль, Н. В. Шляхи залучення неповносправних до фiзкультурно-спортивноi дiяльностi / Н. В. Семаль, I. Б. Гри-бовська, Г. Г. Маланчук // Слобожанський науково-спортив-ний в^ник. - 2011. - № 4. - С. 222-226.
12. Степанова, О. Н. Методы сбора и обработки маркетинговой информации в физической культуре и спорте : учеб. пособие / О. Н. Степанова. - М. : МПГУ, 2011. - 240 с.
13. Классификация [Электронный ресурс] // Федерация бочча лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. -Режим доступа : http://bocciarus.ru/page/23/ (дата обращения: 16.04.2015).
14. Правила бочча [Электронный ресурс] // Федерация бочча лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. -Режим доступа : http://bocciarus.ru/page/24/ (дата обращения: 16.04.2015).
15. Корнева, М. А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / М. А. Корнева, А. С. Махов, О. Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 55-58.
16. Корнев, А. В. Анализ уровня мотивации к занятиям гол-болом у спортсменов с нарушением зрения / А. В. Корнев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 11 (117). - С. 203-209.
1. Николаев, А. Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности / А. Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 30-й науч. конф. ; под ред. А. Н. Николаева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - Вып. 7. - С. 55-58.
2. Иванова, Н. Д. Мотивы участия легкоатлетов старше 35 лет в тренировочной и соревновательной деятельности / Н. Д. Иванова, О. Н. Степанова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 22-24.
3. Кузьмин, М. А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). -
КАЗАКОВА Татьяна Евгеньевна, старший преподаватель кафедры экологии и географии Шуйского филиала Ивановского государственного университета; инструктор адаптивной физической культуры муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 10». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.05.2015 г. © Т. Е. Казакова