УДК [316.647+37.017]-053.5(470)
С. Р. АСЯНОВА, преподаватель кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Уфа)
S. R. ASYANOVA, the lecturer of the chair of pedagogy and psychology in the activity of the employees of the internal affairs bodies of the Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences (Ufa)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ УМЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT VITAL SKILLS MINOR AS A FORM OF PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM
^ a©
3
S
S
У У
s
s
Аннотация. Одним из важнейших условий эффективного противодействия экстремизму является готовность взрослого населения к всесторонней поддержке несовершеннолетних. Статья рассматривает психолого -педагогическое сопровождение жизненно важных умений детей и подростков как проявление безусловного пресечения и предупреждения экстремизма. Особое внимание уделяется зависимому поведению несовершеннолетних.
Ключевые слова: профилактика экстремизма, молодежь, учебный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дополнительное образование, зависимое поведение.
у
s s
I
У S4
s
s &
0
1
У
£
«
S
s
i y
»5
Annotation. One of the most important conditions for effective counteraction to extremism is the readiness of the adult population for comprehensive support of minors. The article considers psychological and pedagogical support of vital skills of children and teenagers as a manifestation of unconditional suppression and prevention of extremism. Special attention is paid to the dependent behavior of minors.
Keywords: prevention of extremism, youth, educational process, psychological and pedagogical support, additional education, dependent behavior.
Российское общество на современном этапе своего развития столкнулось с различными формами экстремистских идеологий. На итоговом заседании коллегии МВД Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что экстремистские организации
«пытаются вовлечь в свои ряды, в первую очередь, молодежь. <...> Противодействие экстремизму является приоритетной задачей органов внутренних дел» [1]. Выступая на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, глава государства под-
черкнул, что в 2017 году число преступлений экстремистской направленности возросло на 5 % по сравнению с 2016 годом [2]. Действительно, молодежь является одной из наиболее уязвимых групп социума. Такие проблемы современного общества, как правовой нигилизм, криминализация, безработица, интернет-зависимость, наркомания, межэтнические конфликты, наряду с модифицированием семейных и духовно-нравственных ценностей, выступают прочным фундаментом для деятельности экстремистских организаций среди молодежи [3, с. 122-125].
Вовлеченность молодежи в социально-экономическую ситуацию указывает на необходимость совершенствования одной из самых важных направлений в жизни современного общества: активизация психолого-педагогического сопровождения жизненно важных знаний, навыков и умений молодых людей еще с детского возраста. По нашему мнению, совершенствование воспитательных и образов а-тельных инициатив способно подготовить нынешнюю молодежь к противостоянию манипулятивному воздействию различных организаций деструктивного направления деятельности [4, с. 40-57]. Психолого-педагогические исследования определяют различные пути, источники и методы развития жизненно важных умений несовершеннолетних (в этом контексте мы не рассматриваем учебный процесс, в котором источником является предметное содержание).
К указанным умениям различные исследователи относят как ключевые умения, которые ребенок приобретает на всем протяжении своего детства (речь, письмо, чтение и т. д.), так и умение учиться (продуктивные и рефлексивные действия), вести межличностное и внутриличностное взаимодействие. В любой интерпретации данные жизненно важные умения предполагают наложение внутренней природы ребенка на возможность внешней реализации. Они
позволяют человеку в любом возрасте реализовать свои внутренние ценности во внешнем поведении. В этой связи психолого-педагогическая поддержка призвана повысить эффективность жизнедеятельности несовершеннолетнего на основе полной осознанности своей жизни, ответственное поведение в социуме, повышение комфортного (безопасного) сосуществования со своим окружением.
Специфика образовательного процесса такова, что внешне она все еще разобщена в пространстве и во времени. Современный школьник должен преодолеть немало препятствий и пройти достаточное количество различных испытаний, пока, к примеру, дойдет до школы или после занятий вернется домой. Соответственно, большая часть форм психолого-педагогического сопровождения должна интегрироваться в учебный процесс путем слияния образовательных программ и дополнительного образования. Учитывая тот факт, что целью взаимодействия педагога и ^ психолога является развитие жизненно ^ важных умений несовершеннолетних, ^ то для успеха их совместной деятельно- § сти важно ценностно-ориентированная В неделимость [5,
с. 358-363]. ||
Отдельное внимание в психоло- ^ го-педагогическом сопровождении 1 должно уделяться профилактике фор- g мирования зависимого поведения [6, § с. 91-94]. Специалисты определяют Ин- | тернет-зависимость (Internet addiction) § как «нехимическую зависимость от об- | ращения с сетью Интернет». Во внеш- ¡¡? нем проявлении данная зависимость -Ц представляет большую опасность для ^ подрастающего поколения, поскольку в о силу своих возрастных особенностей § несовершеннолетние отказываются от | участия в реальной жизни, отдавая ^ предпочтение виртуальному миру. В ^ подобном измененном сознании моло- § дому пользователю глобальной сети 1
«5
S S
У
О
у
К
S
§
I
у
S4 S
5
6
0
1
у
£ *
S
к
I
у
с<5
очень легко стать жертвой экстремистских сайтов.
На заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ В. В. Путин отметил, что «четыре года назад Генеральная прокуратура получила полномочия по блокировке сайтов, содержащих информацию экстремистского характера. За эти годы по требованию прокуроров заблокировано свыше трех тысяч Интернет-страниц. С более чем 70 тысяч сайтов удалены прямые призывы к экстремистской деятельности» [7]. В этой связи в рамках психолого-педагогического сопровождения важно особый интерес проявить семейно-бытовому фактору, который в большинстве случаев является основным в формировании психики подростка. Соответственно, в своей практике психолого-педагогическая поддержка, формируя устойчивость личности, призвана учитывать первопричины склонности несовершеннолетних к различным видам зависимости. Комплексное взаимодействие специалистов (психологов и педагогов) позволяет не только разобраться в этих первопричинах, но и принять экстренные меры для коррекции возникшей проблемы.
Данная работа может носить как индивидуальный характер (объектом выступает сам несовершеннолетний), так и групповой (во взаимодействии с родителями и ближайшим окружением ребенка). Профессионально организованное психолого-педагогическое сопровождение жизненно важных умений
несовершеннолетних должно незаметно интегрироваться в повседневную жизнь ребенка [8, с. 105-110]. Задачи, которые преследуют такое сопровождение -формирование у несовершеннолетних толерантности, активной гражданской позиции, правосознания, адаптации к условиям современной жизни, способности для успешной социализации -должны решаться на принципах ценностной ориентации, гуманизма, сотрудничества и др. Все перечисленные формы работы по психолого-педагогическому сопровождению детей должны обеспечивать несовершеннолетнему динамическое равновесие с социумом, адекватную адаптацию в своем окружении, эффективное самоутверждение, способность к саморегуляции [9, с. 235-240].
Доктор философских наук, профессор МГУ М. К. Мамардашвили говорил, что «человек - это каждый раз "возможный человек", у него всегда есть возможность стать, быть человеком» [10, с. 134-137]. Выработка эффективных методов психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних требует постоянного совершенствования форм и источников. Различные подходы в деле противодействия молодежному экстремизму обязательно должны учитывать многонацио-нальность и многоконфессиональность нашего государства и быть ориентированы на обеспечение безопасности молодежи независимо от социальной и этнической принадлежности.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. URL: https:// iz.ru/714516/2018-02-28/ putin-prizval-reshitelno-borots ia-s-ekstremizmom (дата обращения: 15.03.2018).
2. URL: https://regnum.ru/news/2380847.html (дата обращения: 15.03.2018).
3. Линевич В. Л. Формы проявления экстремизма: психологическая природа // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 4 (78).
4. Гаязов А. С. Формирование современного гражданина: теория, практика, проблемы // Вестник ВЭГУ. 2018. № 1 (93).
5. Gayazov A. S., Zamaletdinova G. F., Amirov A. F., Kostryukov A. V., Tikhomirova E. I. Modern teaching tendencies of critical thinking forming of university students // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2.
6. Исхаков Э. Р. Формирование гармоничной личности как фактор профилактики экстремизма: опыт, формы, методы // Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени: материалы межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма Уфа, 2016.
7. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56863 (дата обращения: 15.03.2018).
8. Афанасьева О. Г., Храмова К. В. Необходимость принятия экоцивилизационной парадигмы в условиях глобальных проблем современности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 1-2.
9. Мансурова З. Р., Салихов Д. А. Явления девиации и девиантного поведения в современном Российском обществе: причины и проявлении // Здоровье как социально-философская проблема 2017. № 5.
10. Мамардашвили М. К. Выступление на круглом столе по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР». М, 1976. № 12.
© Асянова С. Р.
УДК 8ПЛ61Л'342.2-054.6
Т. В. ГУСЕЙНОВА, доцент кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук (г. Уфа) ^
а©
T. V. GUSEYNOVA, associate professor of 3 the department of foreign and russian lan- s guages Ufa law institute of the Ministry of in- ^ ternal affairs of Russia, candidate of philology (Ufa) |
ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ш] И [Ш'] |
НА ЗАНЯ ТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ |
s 5
TECHNIQUES OF DIFFERENTIATION OF SOUNDS [Ш] AND [Ш'] £
AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE J
0
Аннотация. В статье представлен комплекс приемов постановки и различения |
s
S
1
«
у
звуков [ш] и [ш'] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены приемы постановки звуков с опорой на ощутимые моменты артикуляции, по подражанию, с использованием звука-помощника.
Ключевые слова: звук, постановка, дифференциация, фонетический навык, русский язык как иностранный.
Annotation. The article presents a set of techniques of differentiation and usage of vo- ^
cal organs of speech to make the sounds [ш] and [ш'] at the lessons of Russian as a foreign §
language. The usage of establishing the sounds is illustrated by the examples based on tangi- §
ble points of articulation, by imitation, by using a sound assistant. «3