Научная статья на тему 'Психолого-педагогические методы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних'

Психолого-педагогические методы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
957
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕС-КИЕ МЕТОДЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асянова С.Р., Храмова К.В.

Статья посвящена вопросам профилактики девиантного поведения среди юных участников дорожного движения. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку правонарушения среди несовершеннолетних это злободневная проблема современного общества. На преступное поведение очень сильно влияют такие факторы, как семья с асоциальным поведением, изменение нравственных и моральных установок и ценностей, уход от жизненных проблем с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ, легкомыслие, эгоизм, корысть, которые приводят к совершению противоправных действий. Ярким доказательством важности профилактической работы с несовершеннолетними является необходимость превентивных мер в отношении участников дорожного процесса. Статья определяет взаимосвязь между психолого-педагогической поддержкой сотрудников органов внутренних дел и непосредственной профессиональной готовностью сотрудников к применению различных методов психолого-педагогического сопровождения, направленной на устранение детерминантов правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические методы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.98.018:316.624.2-053.5:351.811.122.1(470)

С. Р. АСЯНОВА, преподаватель кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Уфа)

S. R. ASYANOVA, lecturer of the chair of pedagogy and psychology in internal affairs officers' activity of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences (Ufa)

К. В. ХРАМОВА, профессор кафедры философии Башкирского государственного медицинского университета, доктор философских наук (г. Уфа)

K. V. KHRAMOVA, professor of the department of philosophy of Bashkir State Medical University, doctor of philosophy (Ufa)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS OF PREVENTION DEVIANT BEHAVIOR AMONG JUVENILES

Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики девиантного поведения среди юных участников дорожного движения. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку правонарушения среди несовершеннолетних - это злободневная проблема современного общества. На преступное поведение очень сильно влияют такие факторы, как семья с асоциальным поведением, изменение нравственных и моральных установок и ценностей, уход от жизненных проблем с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ, легкомыслие, эгоизм, корысть, которые приводят к совершению противоправных действий. Ярким доказательством важности профилактической работы с несовершеннолетними является необходимость превентивных мер в отношении участников дорожного процесса. Статья определяет взаимосвязь между психолого-педагогической поддержкой сотрудников органов внутренних дел и непосредственной профессиональной готовностью сотрудников к применению различных методов психолого-педагогического сопровождения, направленной на устранение детерминантов правонарушений.

Ключевые слова и словосочетания: профилактика, девиантное поведение, межведомственное взаимодействие, предупредительные меры, психолого-педагогические методы, психолого-педагогическая подготовка, формирование личности, подрост-

ковый возраст, жизненные установки, несовершеннолетние правонарушители, безопасность дорожного движения.

Annotation. The article is devoted to the prevention of deviant behavior among young road users. The relevance of this article is not in doubt, since juvenile delinquency is a topical problem of modern society. The criminal behavior is strongly influenced by such factors as family with antisocial behavior, change of moral and moral attitudes and values, avoiding life problems through the use of alcohol and drugs, frivolity, selfishness, greed, which lead to the Commission of illegal actions. A clear proof of the importance of preventive work with minors is the need for preventive measures against road users. The article defines the relationship between psychological and pedagogical support ofpolice officers and the direct professional readiness of employees to use various methods of psychological and pedagogical support aimed at eliminating the determinants of offenses.

Keywords and phrases: prevention, deviant behavior, interdepartmental interaction, preventive measures, psychological and pedagogical methods, psychological and pedagogical training, personality formation, adolescence, life attitudes, juvenile offenders, road safety.

Обеспечение безопасности детей и подростков - один из самых важных показателей общества на современном этапе. Своего рода, это индикатор проявления социально-правовых основ способности государства к профилактической деятельности. Изучение сущности профилактической деятельности полиции имеет актуальное значение, так как задача предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних должна иметь систематический характер и эффективный результат. Без действенной и эффективной системы предупредительных мер противостоять антисоциальным явлениям бессмысленно.

Принимая во внимание представленные обстоятельства, исследователи верно указывают, что на современном этапе совершенствования деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД) обязательным условием психологической подготовленности полицейских является изучение ими актуальных вопросов противоправного поведения несовершеннолетних [1, с. 17], а также рассмотрение основ деви-антного поведения и психолого-педагогических аспектов его предупреждения [2, с. 25; 3, с. 7]. Сотрудникам правоохранительных органов важно знать, как необходимо выстраивать свою профессиональную деятельность с

точки зрения психологии и педагогики и с помощью указанных наук дать характеристику поведению человека в определенной обстановке. Познания, получаемые при изучении психологии, позволят полицейскому провести параллель между антиобщественным поведением субъекта и взаимовлиянием факторов (таких как микро- и макросреда, индивидуальные характеристики личности потенциального злоумышленника, психологические особенности реального правонарушителя).

Сотрудник полиции, владеющий психолого-педагогическими знаниями, оперативно среагирует на складывающуюся криминальную обстановку, что позволит ему определить эффективные методы при выполнении своих служебных задач. Наличие элементарных знаний в области педагогики и психологии, умение внедрить их, способность к коммуникации с гражданами, навыки вербального и невербального общения, используемые для объяснения важности законопослушного и правомерного поведения граждан, четкое намерение служить обществу - все это в совокупности сопутствует успешному выполнению профессиональной задачи.

Уровень психолого-педагогической подготовки обучающихся образо-

вательных организаций системы МВД России, педагогическая культура и мастерство сотрудников правоохранительных органов должны соответствовать повышенным требованиям, предъявляемым службой в ОВД для борьбы с преступностью [4, с. 16; 5, с. 45]. Личностно-профессиональное и нравственное развитие сотрудников ОВД в данных областях важно с позиции поддержания системы взаимоотношений в обществе. Социально-охранная система также немыслима без грамотно выстроенного общения полицейского с людьми, их обучения и воспитания. Постоянно меняющиеся психологические условия службы и современное общество требуют творческого и специально адаптированного подхода к психолого-педагогической подготовке сотрудников ОВД.

Сегодня сотрудник полиции - это практикующий педагог и психолог. Его повседневная деятельность сопряжена с педагогическими и психологическими сторонами предупреждения девиантного поведения. Соответственно, свободное применение им знаний, умений и навыков психолого-педагогического воздействия, наряду с коммуникативной компетентностью, является значимым требованием современности [6, с. 131].

Анализ факторов девиантного поведения свидетельствует, что профилактическая работа со взрослым человеком, нарушившим право, не дает желаемого результата, в виду того, что его наказание в первую очередь означает борьбу с последствиями, а не с причиной противоправного действия. В такой ситуации избирательная направленность личности на совершение правонарушения выражается в уже проявленной действительности и, как сформировавшаяся черта темперамента и характера, контролирует поведение правонарушителя в социуме [7, с. 17].

Будучи устойчивой, данная черта характера в любой момент может спо-

собствовать противоправным действиям личности с целью, к примеру, противозаконного обогащения (или других видов преступных деяний). В этой связи мы говорим о дисгармоничной личности, перевоспитание которой, в идеальном варианте, возможно, но с большими усилиями, а чаще всего -бесперспективно. Необходимо активизировать проведение исследований по выявлению психологических предпосылок формирования девиантного поведения, т. к. это позволит предпринять оперативные действия по их предотвращению. Мы считаем, что такую работу необходимо организовать, во-первых, исключительно на межведомственной основе (при сотрудничестве педагогов, психологов и полиции); во-вторых, как можно раньше, в дошкольном (самое позднее - в младшем школьном) возрасте.

Надо признать, что для деви-антного поведения, проявляющегося в нарушении общепризнанных правил в социуме как психологической структуре личности, необходимо определенное время. Для его формирования необходима также определенная психологическая база. Любое правонарушающее поведение базируется на определенных процессах: в начале они возникают, потом формируются, затем начинают функционировать. При этом каждый этап поддается логическому описанию и развивается исключительно на определенных принципах.

Большое значение для формирования личности должно уделяться умению выстраивать гармоничные вну-триличностные отношения между следующими позициями: потребность -оценка своих возможностей - реальный потенциал. Именно внутриличностные конфликты являются основой аномальной самооценки. Многолетний практический опыт дает нам основания утверждать, что для психологической коррекции девиантного поведения чаще

всего рекомендуется организовать подмену убеждения «я хочу это» на «я не могу пока это позволить ни себе, ни своему окружению» или на «у меня пока нет на это возможности».

Многочисленные исследования показывают, что истоки преступного поведения человека начинают проявляться с раннего детства [8, с. 127; 9, с. 83]. Абсолютно случайные неблагоприятные факторы при наборе определенных психологических условий способствуют формированию деви-антного поведения. Собственно, внедрять правовое воспитание рекомендуется с младенчества, начиная с периода, когда ребенок начинает понимать, что такое «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Нарушение психологических свойств личности происходит по мере взросления.

Сегодня мы на примере поведения современной молодежи замечаем, что именно способствует деформации психики молодого человека. Впору вспомнить известную поговорку, что легче предотвратить болезнь, чем ее лечить - она очень ярко характеризует проблему предупреждения девиантного поведения. И на фоне этого мы находим очередное подтверждение тому, что предотвратить правонарушающее действие можно и нужно методами психологии и педагогики. В частности, обратимся к таким регуляторам человеческого поведения, как установки, которые «работают» на подсознательном уровне.

Важно отметить, что на формирование установок влияют объективные и субъективные факторы, которые представлены, с одной стороны, формирующими ценности жизненными ситуациями и ближайшим окружением, с другой - собственными потребностями данного индивида (данные факторы не всегда носят асоциальный характер). Асоциальные установки формируются на фоне многочисленных повторений:

а) когда прежние установки многократно «смещаются» установками извращенных потребностей;

б) противоправные действия приветствуются в ближайшем окружении и доводятся до автоматизма.

К примеру, установка перебегать проезжую часть перед близкоидущим транспортом у несовершеннолетних начинает формироваться в условиях общения в неформальной обстановке с целью самоутверждения «а я могу вот так». И уже при многократных повторах происходит закрепление установки с целью изменения мотивации «незаметно, повторю». При подростковом возрасте, когда у таких несовершеннолетних появляется возможность доступа к транспортным средствам, вышеприведенная асоциальная установка обязательно проявится. Однако последствия могут быть непоправимыми.

Базой для формирования таких асоциальных установок могут служить механизмы социализации, неосознаваемые несовершеннолетними. Педагогика и психология этому дают свое объяснение: поведенческие регуляторы в раннем детстве основаны на внушении, подражании и идентификации с близким окружением ребенка. Именно в таких условиях возникает и формируется девиантное поведение у несовершеннолетнего. Еще в дошкольном возрасте в условиях пребывания в семье или дошкольном учреждении у ребенка возникают «внутренние этические инстанции» [10, с. 27], которые подтверждают выбранные им требования, действующие в социуме, и исключают внутриличностный конфликт. Произойти это может по ряду причин:

- недостаток воспитания;

- наличие негативного жизненного опыта;

- демонстрация нежелания помочь другому человеку;

- отсутствие сочувствия к другим людям;

- фанатическое следование каким-либо идеям и т. п.

Перечисленные причины также могут способствовать такому качеству, как предрасположенность регулировать конфликты исключительно насильственным или противоправным способом. Собственно, это также подтверждает идею о том, что несовершеннолетний не имеет понятия, что конфликт можно урегулировать и обычными методами. Немаловажное значение имеет субъективное понимание собственного неблагополучного состояния. К примеру, многие малолетние угонщики автомототранспортных средств, считая, что они недостаточно зарабатывают и их родители не могут позволить купить технику, определяют угоны и кражи транспортных средств как единственную возможность стать обладателем транспорта.

Будет правильно учесть и такое качество потенциальных правонарушителей, как «персональный почерк воплощения желаемого». Речь идет о склонных к риску потенциальных правонарушителях, которые удовлетворяют желания исключительно рискованным способом. Если же воплотить задуманное не удается, то они прибегают к физическому или сексуальному насилию, алкоголю, наркотикам и т. д.

Опрос, проведенный среди малолетних нарушителей правил дорожного движения, показал, что более 30 % не осознают возможных последствий своих противоправных поступков; 49 % опрошенных утверждало, что такое поведение они видят постоянно и повторяют его много лет. Иначе говоря, у этих подростков (в ходе рейдовых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сотрудниками ГИБДД были опрашены только старшеклассников) не развита цепочка мыслительных способностей. А это характеризуется завышенной самооценкой (47 %), низкой критичностью по

отношению к собственным действиям (33 %), склонностью к фантазиям (20 %).

Не будем исключать и такой немаловажный фактор, как отношение потенциальных правонарушителей к чужому или государственному имуществу. Довольно часто несовершеннолетние с различными проявлениями девиантного поведения склонны считать любую собственность как личную. Такое отношение к чужому у них опирается на действительность с детства: несправедливое распределение имущества, месть, алчность и т. д. И, как правило, формируется оно еще дошкольном возрасте.

Таким образом, девиантное поведение зарождается и действует в:

- воображаемом пространстве, где оправдываются личные проблемы и собственное неблагополучие, прокручивается сценарий переживаний и произошедших событий и др.;

- пространстве самой личности, где она реализует свои желания и потребности, демонстрирует различные способы поведения и т. п.;

- собственном (часто искаженном) правовом пространстве, где неверно истолковываются законы, снимаются запреты, отсутствует страх перед наказанием и т. д.

В данной статье изучены первопричины и формы проявления деви-антного поведения среди несовершеннолетних. Вышеназванные качества по отдельности или в совокупности не могут однозначно рассматриваться как источник правонарушающего поведения: тысячи людей, замечающих за собой проявление тех или иных качеств, тем не менее остановились и не вошли в число правонарушителей. Это значит, что индивидуальные особенности личности и сознания конкретного человека способны оказать влияние на выбор действий в определенных жизненных ситуациях. Именно поэтому знание психолого-педагогических методов могут

быть успешно применены в работе полицейских еще на этапе принятия превентивных мер.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел подразумевает, что ежедневно к службе приступает психологически зрелая личность, стрессоустойчивый офицер с от-

работанными поведенческими навыками и набором личностных ресурсов. Только такой специалист юридического профиля способен грамотно противостоять информационным и психическим нагрузкам, которыми изобилует стандартный служебный день в органах внутренних дел.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Асянова С. Р. Педагогические аспекты повышения эффективности коммуникаций участников дорожного движения: монография. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2018.

2. Формирование здорового образа жизни подростков: учебно-методическое пособие / А. С. Гаязов [и др.]. Уфа: Башк. ин-т развития образования, 2004.

3. Храмова К. В. Социально-философские концепции риска: монография. Уфа, 2011.

4. Исхаков Э. Р. Психолого-педагогические основы формирования личностного и профессионального саморазвития: учебное пособие. Уфа, 2016.

5. Мансурова З. Р. Особенности профессиограммы сотрудников правоохранительных органов как государственных служащих // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2018. № 10-4.

6. Дмитриева Л. Г., Тарасенко О. С., Бунакова М. С. Методы мотивирования в инновационном процессе // В сб.: Психология диалога и мир человека: сборник научных трудов. Уфа, 2017.

7. Храмова К. В. Самосознание личности в обществе риска: монография. Уфа, 2013.

8. Асянова С. Р. Формирование и развитие культуры безопасного поведения школьника на дороге // В сб.: Образование и саморазвитие. 2010. № 5 (21).

9. Макаренко И. А. Педагогическая запущенность как одна из составляющих характеристики личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого // В сб.: Современные проблемы публично-правового и частно-правового регулирования: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора Орданского Марка Семеновича. 2005.

10. Выготский Л. С. Психология как феномен культуры. М., Воронеж, 1996.

© Асянова С. Р.

© Храмова К. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.