7. Колесов, В.В. Язык и ментальность. - СПб., 2004.
8. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути. - М., 1997.
9. Мещерякова, И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников. - 1998. - [Э/р]. - Р/д: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid=904
10. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М., 1997.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
12. Моран, Э. Хорошо устроенная голова. Переосмыслить реформу - реформировать мышление. - М., 1999.
13. Цыбулько, И.П. Тексты, которые мы выбираем: в поисках идеального проекта методики XXI века / И.П. Цыбулько, Н.Л. Мишатина // Педагогика. - 2013. - № 9.
Bibliography
1. Frumkina, R.M. Samosoznanie lingvistiki - vchera i zavtra // Izv. AN. - 1999. - T. 58. - № 4. - Ser.: Lit. i yaz. [Eh/r]. - R/d: http://vivovoco.rsl.ru/ W/PAPERS/UTRA/FRUMKINA.HTM
2. Slobodchikov, V.I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya. - Ekaterinburg, 2009 [Eh/r]. - R/d: http://fipschool22.ru/ biblioteka
3. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki
Rossiyjskoyj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897, zaregistrirovan Minyustom Rossii 01 fevralya 2011 goda, registracionnihyj nomer
19644).
4. Mishatina, N.L. Lingvokonceptologiya kak teoretiko-prikladnoe napravlenie sovremennoyj metodiki obucheniya yazihku // Universitetskiyj nauchnihyj zhurnal. - 2012. - № 2.
5. Vorkachev, S.G. Lyubovj kak lingvokuljturnihyj koncept. - M., 2007.
6. Denisova, G.V. V mire interteksta: yazihk, pamyatj, perevod. - M., 2003.
7. Kolesov, V.V. Yazihk i mentaljnostj. - SPb., 2004.
8. Mamardashvili, M.K. Psikhologicheskaya topologiya puti. - M., 1997.
9. Metheryakova, I.A. Problemnoe pole i mir perezhivaniyj starsheklassnikov. - 1998. - [Eh/r]. - R/d: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/
article_full.php?aid=904
10. Stepanov, Yu.S. Konstantih. Slovarj russkoyj kuljturih. - M., 1997.
11. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.
12. Moran, Eh. Khorosho ustroennaya golova. Pereosmihslitj reformu - reformirovatj mihshlenie. - M., 1999.
13. Cihbuljko, I.P. Tekstih, kotorihe mih vihbiraem: v poiskakh idealjnogo proekta metodiki XXI veka / I.P. Cihbuljko, N.L. Mishatina // Pedagogika.
- 2013. - № 9.
Статья поступила в редакцию 20.02.14
УДК 378.147.88
Petukhova Ye.A. PSYCHOPEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THEIR WORK WITH THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM. The article deals with the organization of training in a modular object-oriented dynamic learning environment called «Moodle». The researcher raises the main psychological problems of this system: general and individual. The ways how to treat these problems in the implementation of psychopedagogical support to students are studied.
Key words: psychological and educational support, «Moodle» distance learning system, distance learning, supervision, individual counseling.
Е.А. Петухова, доц. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
В статье рассматривается организация обучения в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle. Поднимаются основные психологические проблемы работы в данной системе: общие и индивидуальные. Предлагаются пути решения данных проблем в ходе реализации психолого-педагогическо-го сопровождения.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, система дистанционного обучения Moodle, дистанционное обучение, супервизия, индивидуальные консультации.
В современном социуме востребованность личности, имеющей прочный фундамент информационной, интеллектуальной, нравственной, коммуникативной, демократической, профессиональной культуры, очевидна и неоспорима. Основная задача образовательной политики - создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. Все большее распространение и обоснованность приобретает отказ от прочтения этой проблемы как проблемы улучшения качества образования - оно должно быть изменено. Качество образования определяется тем, какие возможности возникают у человека при том или ином образовании, какие ценности он получает.
Многообразие и неопределенность общественных установок, характеризующих современную социально-экономическую и культурно-историческую ситуацию в России, предъявляют высокие требования к способности профессионала самостоятельно, осознанно и ответственно осуществлять поиск новых смыслов профессиональной деятельности. В этих условиях меняются задачи обучения педагога, способного к качественной прак-
тической подготовке выпускников системы образования, к социально-производственной деятельности, успешному самоопределению и творческой самореализации. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности в условиях демократического общества с рыночной экономикой.
С вступлением России в Болонский процесс возрастает роль компетентностного подхода в подготовке специалистов, который предполагает развитие творчества и самостоятельности студентов. Данный факт отражается и в планировании учебных курсов: не менее 70% учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу студентов.
Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.
СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной
работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут [1].
Система дистанционного обучения позволяет студентам не только получать учебные материалы от преподавателя, но и взаимодействовать как с ним самим, так и с другими студентами. С другой стороны, данная система не исключает самого преподавателя, так как студенты нуждаются в его профессиональной поддержке в ходе освоения и выполнения различных заданий.
Одной из дистанционных образовательных технологий является модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle. Данная система ориентирована на взаимодействие между преподавателем и студентами, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки очного обучения [2].
Под психолого-педагогическим сопровождением будем понимать осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-пе-дагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (методисту, создателю учебного курса, сетевым педагогам и сетевому ученику) в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.
Анализ литературы, посвященной дистанционному обучению показал, что существуют две категории проблем: общие для всех проблемы дистанционного обучения и индивидуальные.
Общей психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает отсутствие непосредственного контакта между субъектами процесса обучения: преподавателем и студентами и между самими студентами.
Следующей проблемой является организация диалога в системе дистанционного обучения. Несмотря на то, что в системе Moodle возможно обсуждение различных тем на форуме и чате, а также обмен информацией и документами, данный процесс ограничен во времени. Преподавателю очень трудно установить контакт со всей студенческой группой в одно и то же время: когда одни могут работать дистанционно, не могут другие.
Также проблемой является знание и соблюдение норм сетевого этикета. Очень часто студенты не могут правильно задать вопрос преподавателю, корректно его сформулировать. Да и преподавателям в переписке со студентами необходимо поддерживать интерес к курсу и выполнению заданий. Поэтому необходимо помнить психологическую формулу работы со студентами: «похвали, сделай замечания, снова похвали».
К индивидуальным проблемам студентов при работе в системе дистанционного обучения относятся следующие: неумение установить контакт с другими субъектами процесса обучения в отсутствии визуального контакта; неумение вести себя в сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.); сложности в личном общении с преподавателем по электронной почте; трудности восприятия содержания учебного курса; неумение самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и т.д.
У преподавателей также наблюдается ряд проблем, связанных с работой в системе Moodle: сложности в организации деятельности сетевых учащихся; трудности в выборе стиля общения с отдельными учащимися; трудности в определении индивидуальных особенностей учащихся; проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп; проблемы повышение мотивации обучения; создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; адекватность поведения самого преподавателя выбранной для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.
Чтобы реализовать эти задачи, педагог должен быть психологически обучен и подготовлен. Это непременное условие должно выполняться, так как в любой технологии обучения всегда лежит определенная психологическая теория. В этой связи нами предлагается использовать супервизорские консультации. В психологии поддержку специалистам, которые сталкиваются с кон-
фликтными ситуациями, сложными проблемами общения, имеют негативный опыт взаимодействия, склонны к эмоциональному выгоранию, называют супервизией, или супервизорством [3].
Супервизорство как сопровождающая техника (или как корректирующее консультирование и обучение) на этапе подготовки студентов решает выше перечисленные проблемы. Целью супервизорства является оказание помощи студентам, связанной с психолого-педагогическими проблемами работы в системе дистанционного обучения Moodle. Отсюда основными направлениями супервизорской поддержки выступают: развитие рефлексивных способностей; освоение продуктивного общения; помощь в адаптационных процессах; повышение значимости учения в системе дистанционного обучения Moodle. Одной из форм и методов осуществления супервизорской поддержки является индивидуальное консультирование.
На начальном этапе необходима диагностика затруднений у студента при работе с тем или иным курсом в системе Moodle. Для диагностики можно использовать разработанные преподавателем анкеты или выявлять проблемы в ходе индивидуальной беседы. В ходе решения проблем данной группы необходимо рассказать и показать, каким образом работает данная система, из каких элементов она состоит.
На сегодняшний день в Алтайском государственном университете для преподавателей проводятся еженедельные обучающие семинары по работе в системе Moodle. Этого нельзя сказать о студентах: чаще всего они просто не знают о существовании данной системы, а если и знают, то не зарегистрированы в ней и никогда не работали. Поэтому необходимо встраивание в учебный процесс обучающего курса или выделение на эту тему часов в рамках существующих курсов по компьютерным технологиям. Так, на кафедре педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий АлтГУ для магистрантов, обучающихся по направлению 010200.68 «Математика и компьютерные науки», в системе Moodle был разработан учебный курс «Методология и технология дистанционного обучения» (автор канд. пед. наук, доц. Г.В. Кравченко), включающий в себя: 1) организационно-методические материалы; 2) теоретические материалы: лекции с элементами деятельности; презентации; публикации (статьи и учебные пособия); адреса веб-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения, с аннотацией каждого ресурса; 3) практические задания в виде рабочих тетрадей и заданий с возможностью загрузки файлов на сервер; 4) дополнительные материалы — содержат дополнительную информацию о создании и использовании в учебном процессе интерактивных элементов; 5) контрольные вопросы и задания - содержат вопросы для самоконтроля, основные и проблемные вопросы, итоговое тестирование [4, с. 27].
Следующим шагом, на наш взгляд, может стать составление совместно со студентом индивидуальной траектории работы в данной системе. Это позволит студенту оптимально определить для себя режим самостоятельной работы в системе дистанционного обучения Moodle.
Полезным для студента будет также узнать, как выстроен курс преподавателя в системе дистанционного обучения Moodle, какие элементы он содержит, а также: каким образом будет оцениваться то или иное выполненное задание и как в совокупности они будут влиять на итоговую аттестацию по курсу. На наш взгляд, это является важным, так как способствует развитию мотивации и познавательного интереса у студентов [5].
Также необходим промежуточный контроль выполнения заданий в системе дистанционного обучения Moodle. Это будет способствовать выявлению уровня подготовки студента и стимулировать его на самостоятельную работу.
Актуальным становится решение проблемы, связанной с нормами сетевого этикета и общения студентов с преподавателем по электронной почте. К сожалению, у большинства студентов плохо развита письменная речь и порой трудно догадаться, о чем он спрашивает или что ему непонятно. Усугубляется все тем, что студенты часто используют в электронном письме сокращенные слова или вообще заменяют слова смайликами или знаками.
На наш взгляд, необходимо проводить тренинги по написанию электронного письма, которые включали бы в себя основные правила написания письменных текстов, информацию об эпистолярном жанре, деловой переписке и т.д.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в системе дистанционного обучения Moodle имеет ряд отличий, в первую очередь определяемых спецификой данного вида обу-
чения. Эти отличия определяются появлением трудностей, свя- фические). Разработка и реализация психолого-педагогическо-
занных с организацией процесса обучения в системе Moodle. го сопровождения должна быть направлена на решение проблем,
Среди трудностей выделяют общие и индивидуальные (специ- связанных с работой в системе дистанционного обучения Moodle.
Библиографический список
1. Зацепина, О.В. Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография / О.В. Зацепина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул, 2008.
2. Кравченко, Г.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя: учеб. пособие / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина. - Барнаул, 2012.
3. Куликова, Л.Н. Взаимодействие саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. - Хабаровск, 1996.
4. Кравченко, Г. В. Построение дистанционного курса и организация обучения студентов высшей школы в системе Moodle / Г. В. Кравчен-
ко, Г.В. Лаврентьев // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2013. - № 2-2(78).
5. Веряев, А.А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения / А.А. Веряев, А.А. Ушаков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8.
Bibliography
1. Zacepina, O.V. Tekhnologiya organizacii samostoyateljnoyj rabotih buduthikh pedagogov professionaljnogo obucheniya: monografiya / O.V. Zacepina, G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva. - Barnaul, 2008.
2. Kravchenko, G.V. Rabota v sisteme Moodle: rukovodstvo poljzovatelya: ucheb. posobie / G.V. Kravchenko, N.V. Volzhenina. - Barnaul, 2012.
3. Kulikova, L.N. Vzaimodeyjstvie samorazvitiya i obtheniya lichnosti v vospitateljnoyj sisteme obrazovateljnogo uchrezhdeniya. - Khabarovsk,
1996.
4. Kravchenko, G.V. Postroenie distancionnogo kursa i organizaciya obucheniya studentov vihssheyj shkolih v sisteme Moodle / G.V. Kravchenko, G.V. Lavrentjev // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. - Barnaul, 2013. - № 2-2(78).
5. Veryaev, A.A. Ehlementih distancionnogo obucheniya (setevogo vzaimodeyjstviya) v uchebnom processe obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya / A.A. Veryaev, A.A. Ushakov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 8.
Статья поступила в редакцию 20.02.14
УДК 13-37.03
Shadrin V.A. Belovolov V.A. PATRIOTIC VALUES OF ORIENTATION OF A MILITARY MAN: NOTION, CONTENTS.
The work describes patriotic orientations of a military man. Today the problem of values and valuable orientations is of great importance all over the world. The devaluation of cultural wealth has caused a negative impact on public consciousness of peoples living in Russia. Some possible ways of the solving of this problem are considered. The conditions of education of a military person as a citizen and a patriot of Russia are stated. The statement of base values in consciousness of people is offered.
Key words: value, patriotism, military men, motherland, qualities of a person.
В.А. Шадрин, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; В.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф. Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, [email protected]
ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ
В статье описывается ценностно-патриотические ориентации военнослужащего. Проблема ценностей и ценностных ориентиров сегодня остро стоит во всём мире. Девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание народов населяющих и нашу страну Рассматриваются некоторые пути решения данной проблемы. Предложены условия, направленные на становление и воспитание военнослужащего как патриота России, утверждения базовых ценностей.
Ключевые слова: ценность, патриотизм, военнослужащий, Родина, Отечество, качество личности.
Российское общество сегодня находится на новом этапе своего развития, в то время когда в обществе сильно ощущается недостаток идеологии, национального сознания и духовной культуры, существует глубокий смысл в утверждении базовых ценностей в сознании людей, а также в процессе развития, формирования и воспитания этих ценностей и ценностно-патриотических ориентаций у подрастающего поколения.
Богатые традиции в России складывались веками, цементируя в свое содержание все то, что нравственно ценное, что определяло моральный облик человека. Дети с малых лет усваивают такие ценностно личностные качества, как гордость за свою семью и близких, любовь и преданность своему народу и Отечеству, честность, благородство и чувство собственного достоинства. В преданиях и легендах, в пословицах, сказках и песнях поступок во имя Родины, проявленный в борьбе с врагами, воспевался народом, становился одним из идеалов личности, к которому стремилась молодежь, который одобрялся в семье, в обществе.
В последние время, в средствах массовой информации идет обсуждение проблем современной российской армии как одной из жизнеобеспечивающих ячеек российского государства, общества, уделяется внимание роли духовных факторов в возрождении русской армии, ее духовных ценностно-патриотических ориентаций. Стабилизация и укрепление позиций армии во многом зависят от характера преобразований, осуществляемых государством в духовной, социальной, экономической и политической сферах жизни общества, профессиональной деятельности органов военного управления и воспитательных структур армии и общества.
Теоретическое обоснование идеи ценности впервые дал И. Кант. И.Г. Фихте, развивая идеи И. Канта о целесообразном характере ценностей, приходит к выводу, что деятельность и только деятельность определяет ценности личности, поэтому деятельность и отношения лежат в основе определения ценностей [1].
Открытием ценностного видения мира стала, на наш взгляд, философия русского религиозного Ренессанса, которая, исходя