УДК 378.881:004.9
Т. В. Колесова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Условия эффективного использования
электронной образовательной платформы МООйЬЕ для повышения качества самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку
В статье анализируются педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» на основе электронной образовательной платформы МООБЬЕ (ЭОП МООБЬЕ).
Ключевые слова: электронная образовательная платформа МООБЬЕ, иностранный язык, самостоятельная работа, интерактивность, мониторинг обучения, педагогические условия, профессионально ориентированное обучение.
Практика показывает, что одной из неотложных и важных задач российского общества является модернизация профессиональной подготовки специалистов. Существующая сегодня высшая школа претерпела значительные изменения за последние годы, но все еще нуждается в обновлении, так как привычные методы и способы организации обучения не совсем отвечают запросам современности: обновленному обществу требуется человек мыслящий, деятельный, инициативный, компетентный, саморазвивающийся, мобильный, способный воспринимать, создавать, осмысливать и внедрять новое.
Внимание преподавателей-практиков и ученых все более акцентируется на поиске таких способов обучения, которые направлены на формирование у каждого студента способности постоянного самосовершенствования, умений гибко и мобильно реагировать на происходящие изменения. Выпускник высшей школы должен быть востребован на рынке труда, для чего ему необходимо не только получить образование, но и научиться гибко, быстро и эффективно адаптироваться в случае изменений на этом рынке. При этом для эффективного функционирования в сложном современном мире важно не просто адаптироваться к среде и усвоить социальные роли и правила, необходимо постичь науку создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир [2].
Основная задача образовательной политики заключается настоящее время в создании эффективных условий для достижения образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям современной жизни.
В новых образовательных стандартах высшего образования России (ФГОС ВО 3+) прослеживается та же тенденция, что и в прежних стандартах — ФГОС ВПО нового поколения, а именно: возрастание роли компетентностного подхода в подготовке специалистов, который предполагает развитие творчества и самостоятельности студентов, что отражается в планировании учебных курсов: большая доля учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу студентов (далее СРС).
0. В. Зацепина отмечает, что «значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы» [3].
Анализ научно-методической литературы, исследование электронного обучающего и образовательного пространства вузов, собственный опыт работы свидетельствуют о целом ряде методических направлений и технологий в организации СРС при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах, в том числе с использованием ЭОП MOODLE, которая обладает серьезными преимуществами перед остальными средствами обучения [6]; позволяет выявить педагогические условия эффективной организации СРС в ЭОП MOODLE.
1. Активизация самостоятельной учебной деятельности студента — формирование и развитие ценностного отношения к изучаемому предмету, процессам и объектам познания, воспитание умений продуктивной самоорганизации учебного труда, проявления себя самостоятельной активной и творческой личностью.
А. А. Хусаинова отмечает, что «СРС с использованием ЭОП МООБЬЕ выходит на новый уровень, преподаватель выступает только как на -ставник и организатор работы студента. Электронный курс доступен в любое время и дает студентам возможность развивать навыки планирования личного времени» [6].
С нашей точки зрения, однако, спорным является ее утверждение, что «студенты проявляют большой интерес и готовность к дистанционной работе, отмечая ее эффективность и продуктивность». Опыт нашей работы свидетельствует о том, что при организации СРС в ЭОП МООБЬБ при обучении иностранному языку на основе разработанных нами курсов по дисциплине «Иностранный язык» в Марийском государственном университете (далее МарГУ) на 1-2-х курсах физико-математического факультета студентам, особенно первокурсникам, достаточно сложно влиться в новую форму организации самостоятельной работы. Это касается прежде всего уровня владения студентами навыками самоорганизации и самоконтроля, потребности в саморазвитии при изучении дисциплин.
Мы поддерживаем А. А. Хусаинову в том, что «ценностное отношение к изучаемому предмету» [6] начинает формироваться тогда, когда студенты начинают изучать материал по профессиональной тематике.
2. Повышение интерактивности электронной обучающей среды — организация активной коммуникации студентов в процессе учебной деятельности.
По мнению А. А. Хусаиновой, при работе в ЭОП МООБЬБ следует делать «особый упор на... коммуникативную роль данной образовательной системы» [6], поскольку платформы электронного образования позволяют студентам формировать позитивное отношение к дискуссии и кооперации с преподавателем.
Процесс общения осуществляется на основе активных методов обучения, включающих высокую степень вовлеченности и взаимодействия студентов между собой; высокий уровень мотивации, использование игровых методов, метода проектов, дискуссий, устных и письменных презентаций и так далее.
При организации активной коммуникации студентов в процессе изучения иностранного языка с помощью ЭОП МООБЬБ мы используем такие коммуникативные задания, как составление диалогов или монологов по заданной теме, запись и отправка их преподавателю на оценивание.
Такая форма работы ценна еще и тем, что студенты могут послушать себя «со стороны» и, возможно, сделать выводы, которые в будущем будут способствовать совершенствованию их коммуникативных навыков.
Для развития навыков письменного общения в наших курсах используется также такая форма работы, как обсуждение определенной темы на форуме или в чате, что позволяет развивать лексику, грамматику, орфографию, быстроту реакции, тонкость ума, умение выражать и доказывать свою точку зрения, умение поиска необходимой информации в Интернете.
3. Учет индивидуального учебного стиля студентов — учет индивидуальных познавательных процессов личности и, соответственно, выбор определенных методов и технологий обучения.
Согласно А. А. Хусаиновой, «многовариантность представления учебного материала в ЭОП МООБЬБ, создание комфортной социально-психологической атмосферы повышают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками в процессе усвоения языкового материала».
Обеспечение данного условия в нашем курсе в ЭОП МООБЬБ осуществляется посредством предъявления студентам дифференцированных заданий (учет сложности выполнения заданий, возможность выполнения заданий в своем режиме, выбор индивидуального задания и т. д.).
4. Обеспечение профессионально ориентированного обучения — постановка задачи овладения навыками общения на иностранном языке и приобретение специальных знаний по выбранной специальности.
Мы полностью поддерживаем А. А. Хусаинову в том, что «в настоящее время понятие профессионализм предполагает среди прочего качественную иноязычную подготовку, поэтому обязательным компонентом профессиональной подготовки студента университета является профессионально ориентированное обучение иностранному языку» [6].
Примером обеспечения обозначенного условия в наших курсах в ЭОП MOODLE является перевод и анализ аутентичных текстов профессионального характера, сформированных по тематическому принципу; выполнение коммуникативных упражнений профессиональной направленности; выполнение различных проектов по профессиональной тематике и так далее.
5. Обеспечение контрольно-оценочного мониторинга учебного процесса — разработка
курса или тематической эпистемы как сбалансированной, логически завершенной части содержания учебной дисциплины с соответствующей формой контроля. компетенций, сформированных в результате овладения данной эпистемой [4].
Мониторинг учебной деятельности работы в ЭОП MOODLE студентов 1 -го курса ФМФ МарГУ (группы: ФБ-11, ПИ-13, МР-14, ОС-17) по дисциплине «Иностранный язык» и студентов 2-го курса (группа ПИ-23) по дисциплинам «Иностранный язык» и «Технический иностранный язык» (группа ОС-27) за 1 и 3 семестры 2014-2015 учебного года осуществлялся нами по таким видам заданий, как презентации, лексико-грамматическое тестирование, доклады, эссе, диалоги и так далее. Большая часть заданий предназначалась для самостоятельного выполнения во внеаудиторных условиях. На наш взгляд, результаты работы (по пятибалльной системе средний балл выполнения заданий студентами 1-го курса — 3,3 балла, у 2-го курса — 3,8 балла) свидетельствуют о том, что студенты испытывают еще значительные трудности в организации самостоятельной работы в данной ЭОП, и, возможно, они недостаточно осознают значимость изучения английского языка для своей будущей профессии. На показатель среднего балла влияют также такие факторы, как:
- всегда есть ряд студентов, которые совершенно игнорируют работу в ЭОП MOODLE;
- всегда есть ряд студентов, которые время от времени заходят в ЭОП MOODLE, но практически никогда не выполняют задания, размещенные там (или не выполняют их в указанный срок);
- всегда есть ряд студентов, которые стабильно не стараются улучшить свои результаты ЭОП MOODLE.
6. Обеспечение программно-профессиональной готовности и мотивации преподавателя к работе в ЭОП МООБЬЕ. Несомненно, использование ЭОП MOODLE является эффективным и позволяет решать многие задачи, стоящие перед высшей школой сегодня. Деятельность руководителя курса достаточно многогранна, она включает разработку содержания курса обучения (тексты, задания к ним, контроль) и управление курсом (посещаемость и успеваемость, обработка результатов). Преподаватели затрачивают огромное количество времени на разработку материалов для курсов, поддержание их. В этой связи хочется отметить такой немаловажный фактор для развития ЭОП MOODLE, который, несомненно, должен быть учтен администрацией вуза —
это психологическая и материальная мотивация применения преподавателями высшей школы ЭОП MOODLE.
Мы согласны с А. А. Хусаиновой, что «неправильное использование электронного обучения может развить у студентов оторванность от реаль -ной жизни. Необходимо, чтобы электронное образование рационально интегрировалось в традиционное образование» [6].
В заключение хотелось бы процитировать А. А. Андреева: «Многие ученые считают электронное обучение новой образовательной парадигмой, ведь ИКТ претендуют на моделирование процесса обучения в целом. Обучающие платформы, в отличие от компьютерных программ, не работают с конкретным содержанием, а лишь задают рамки, в которых может разместиться любой учебный материал. Однако ИКТ не разрабатывались специально для образования, поэтому остается много нерешенных проблем, связанных с анализом их дидактических свойств и разработкой методик их применения в учебном процессе» [1].
—т—-
1. Андреев А. А. Электронная педагогика: может она и существует // E-LEARNING. BY. Портал электронного обучения. 2011. URL:
http://www.e-learning.by/Article/Elektronnaja-pedagogika-mozhet-ona-i-suschestvuet/ELearning.html (дата обращения: 10.02.2015).
2. Бирюкова Н. А., Яковлева С. Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монограф. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. 188 с.
3. Зацепина О. В., Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография. Барнаул, 2008. 220 с.
4. Марданшина Р. М. Эпистемологический подход к иноязычному обучению в системе многоуровневого образования // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 101-110.
5. Токтарова В. И. Модель учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза в контексте электронного обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11.
6. Хусаинова А. А. Педагогические условия использования системы MOODLE в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономического профиля // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2. URL:
http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201337/pdf_125 (дата обращения: 08.02.2015).
1. Andreev A. A. Jelektronnaja pedagogika: mozhet ona i sushhestvuet // E-LEARNING. BY. Portal jelektronnogo obuche-nija, 2011. URL: http://www.e-learning.by/Article/Elektronnaja-pedagogika-mozhet-ona-i-suschestvuet/ELearning. html (data obrashhenija: 10.02.2015).
2. Birjukova N. A., Jakovleva S. L. Formirovanie social'noj mobil'nosti lichnosti v vysshej shkole (na primere inostrannogo jazyka): monograf. / MarGU. Joshkar-Ola, 2008. 188 s.
3. Zacepina O. V., Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B. Tehnologija organizacii samostojatel'noj raboty budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija: monografija. Barnaul, 2008. 220 s.
4. Mardanshina R. M. Jepistemologicheskij podhod k inoja-zychnomu obucheniju v sisteme mnogourovnevogo obrazovanija // V mire nauchnyh otkrytij. 2012. № 5. S. 101-110.
5. Toktarova V. I. Model' uchebno-metodicheskogo obespe-cheniya obrazovatel'nogo protsessa vuza v kontekste e'lektron-nogo obucheniya // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 11.
6. Husainova A. A. Pedagogicheskie uslovija ispol'zovanija sistemy MOODLE v organizacii samostojatel'noj raboty pri obu-chenii inostrannomu jazyku studentov jekonomicheskogo profilja // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2013. № 2. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201337/pdf_125 (data obrashhenija: 08.02.2015).
T. V. Kolesova Mari State University, Yoshkar-Ola
Conditions of effective use of electronic educational platform MOODLE for increase of quality of individual work of students while teaching a foreign language
In the article pedagogical conditions of effective organization of independent work of students of nonlinguistic specialties on the discipline of «Foreign language» based on e-learning platform MOODLE are analyzed.
Keywords: e-learning platform MOODLE, a foreign language, independent work, interactivity, monitoring of training, pedagogical conditions, professionally-oriented training.