Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
534
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ИНКЛЮЗИЯ / ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романовская А.В.

В данной статье рассматриваются проблемы и стратегии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Обсуждаются различные типы нарушений речи, важность ранней диагностики, и основные аспекты психолого-педагогического сопровождения, включая роль семьи, педагогов и специалистов. Статья также подчеркивает важность партнерства между семьей, педагогами и специалистами для успешного преодоления речевых проблем у детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романовская А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY RAISING CHILD WITH SPEECH DISORDERS

This article discusses the problems and strategies of psychological and pedagogical support for families raising children with speech disorders. Various types of speech disorders, the importance of early diagnosis, and the main aspects of psychological and pedagogical support, including the role of family, teachers and specialists, are discussed. The article also emphasizes the importance of partnership between the family, teachers and specialists for the successful overcoming of speech problems in children

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.1

Романовская А.В.

магистрант 1 курса, 7МП-Инкл-1-1, кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы и стратегии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Обсуждаются различные типы нарушений речи, важность ранней диагностики, и основные аспекты психолого-педагогического сопровождения, включая роль семьи, педагогов и специалистов. Статья также подчеркивает важность партнерства между семьей, педагогами и специалистами для успешного преодоления речевых проблем у детей.

Ключевые слова: нарушения речи, диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, семья, взаимодействие, педагоги, специалисты, инклюзия, дефектология.

Нарушения речи - это широкий спектр проблем, которые могут возникнуть у детей в процессе их речевого развития. Они могут охватывать всё, от задержки речевого развития до более серьезных заболеваний, таких как дизартрия и афазия. Эти проблемы могут серьезно повлиять на общение ребенка и его способность к обучению, социализации и адаптации в мире. Однако, с правильной поддержкой, многие дети с нарушениями речи могут преодолеть эти трудности. Семья играет ключевую роль в этом процессе, и именно здесь на помощь приходят психологи и педагоги.

Существует множество видов нарушений речи, относительно легких -задержка речевого развития, до более сложных, таких как дизартрия (проблемы

с произношением звуков) или афазия (потеря способности понимать или производить речь) [1]. Диагностика таких проблем является важной задачей для психологов и педагогов. Они используют различные инструменты и методики для оценки речевых навыков ребенка, их возрастного соответствия, и выявления возможных проблем. Ранняя диагностика нарушений речи важна для определения подходящего плана психолого-педагогического сопровождения.

Диагностическая деятельность понимается как процесс, в ходе которого, с использованием диагностических инструментов или без них, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз [2].

Основными аспектами использования методов диагностики речи являются: простота использования, простота обработки данных, их доступность и ясность.

Немаловажное значение имеют условия, при которых проводится исследование, кто его проводит и как логопедические, неврологические, психологические данные затем используются в общем заключении о ребенке, при постановке диагноза.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Для обследования детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельница. А также предлагаемые образцы Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, О.Б. Иншакова, Н.С. Жукова

[3].

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или недостаточную сформированность функциональных систем, в том числе речевых, и тем самым приблизиться к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой стороны, диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут помочь в преодоление этих трудностей [4].

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушениями речи включает в себя ряд активностей. Одной из важнейших является психологическая поддержка семьи. Родителям нужно помочь справиться с эмоциональным стрессом, связанным с проблемами речи ребенка, и понять, как они могут помочь своему ребенку.

Педагоги также играют ключевую роль в этом процессе. Они могут консультировать родителей, рекомендовать особые методики общения и обучения, подходящие для ребенка с нарушением речи. Они также помогают родителям создать поддерживающую обучающую среду дома, адаптируя речевые игры и используя специальные материалы и технологии, которые помогут ребенку развивать свои речевые навыки. Важная составляющая психолого-педагогического сопровождения - вовлечение семьи в речевые занятия и домашнюю работу ребенка. Это помогает поддерживать прогресс ребенка и усиливает то, что ребенок учится на занятиях с педагогом или специалистом.

Поддержка ребенка с нарушением речи требует усилий не только от семьи, но и от педагогов и специалистов. Важно, чтобы эти различные группы работали вместе, обменивались информацией и сотрудничали для обеспечения наилучшей поддержки ребенка. Коммуникация между родителями и педагогами или специалистами имеет ключевое значение. Родители должны быть в курсе прогресса ребенка, понимать его текущие сложности и знать, как они могут помочь. В то же время, педагоги и специалисты должны знать о любых изменениях в поведении или навыках ребенка дома, которые могут влиять на его речевые занятия [5].

Психолого-педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка с нарушениями речи основывается на нескольких ключевых принципах: ранней диагностики, постоянной поддержке семьи, активном участии семьи в обучении ребенка и сотрудничестве между родителями, педагогами и специалистами.

Все участники процесса играют важную роль в успешной коррекции речевых проблем у ребенка. По мере развития области дефектологии и инклюзии, вероятно, появятся новые методики и подходы к психолого-педагогическому сопровождению. Исследования продолжаются, и мы ожидаем новых перспектив и стратегий, которые будут способствовать еще большему успеху в работе с детьми, имеющими нарушения речи. В то же время, несмотря на любые будущие изменения и развитие, сердцем этого процесса всегда будет оставаться семья. Родители и близкие люди являются неотъемлемым элементом поддержки и развития ребенка, и их роль несравненно важна. Без семьи психолого-педагогическое сопровождение не будет таким же эффективным.

Итак, поддержка и сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи, требует совместной работы всех участников - родителей, педагогов, психологов, специалистов. Цель этого процесса - помочь ребенку максимально развить свои речевые навыки и успешно адаптироваться в обществе, а также обеспечить поддержку и ресурсы для семьи в этом важном и сложном путешествии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карнюшкина И. В., Макарова О. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. -2021.

2. Герасименко Ю. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ //Актуальные проблемы психологии личности. - 2019. - С. 91-95.

3. Колясникова С. Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО

НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //Образование магистров: проблемы и перспективы развития: тезисы. - 2022. - С. 226.

4. Легкая А. Ш. КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ДИС- 2019.

5. Рахманова З. Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ //РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ. - 2020. - С. 132-136.

Romanovskaya A.V.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY RAISING CHILD WITH SPEECH DISORDERS

Abstract: this article discusses the problems and strategies of psychological and pedagogical support for families raising children with speech disorders. Various types of speech disorders, the importance of early diagnosis, and the main aspects ofpsychological and pedagogical support, including the role of family, teachers and specialists, are discussed. The article also emphasizes the importance of partnership between the family, teachers and specialists for the successful overcoming of speech problems in children.

Keywords: speech disorders, diagnostics, psychological and pedagogical support, family, interaction, teachers, specialists, inclusion, defectology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.