Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина Вера Сергеевна

Обязательной частью образовательного процесса в военном вузе является самостоятельная работа курсантов во внеаудиторное время. Анализ состояния организации и осуществления курсантами ежедневной самостоятельной работы убедили нас в необходимости систематического психолого-педагогического сопровождения их деятельности. В статье раскрывается сущность и содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Определены методологические подходы применительно к организации самостоятельной работы курсантов во внеаудиторное время. Выявлена необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения на основе принципов, отражающих специфику образовательного процесса в военном вузе, раскрыто содержание основных этапов сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение как целостный процесс включает проведение диагностики, определение целей и содержания сопровождения, разработку плана консультаций, их непосредственную организацию, выбор методов и форм сопровождения, контроль и рефлексию. Организация целенаправленного психолого-педагогического сопровождения самостоятельной работы курсантов предполагает непрерывную деятельность преподавателя, направленную на предотвращение затруднений, создание ситуаций успеха, достижение высокого качества обучения, а также развитие и саморазвитие личности курсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INDEPENDENT WORK OF CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY

An obligatory part of the educational process in a military university is the independent work of cadets during extracurricular time. An analysis of the state of organization and the implementation of daily independent work by cadets convinced us of the need for systematic psychological and pedagogical support of their activities. The article reveals the essence and content of the concept of “psychological and pedagogical support“. Methodological approaches are defined in relation to the organization of independent work of cadets during extracurricular time. The need for the implementation of psychological and pedagogical support based on the principles that reflect the specifics of the educational process in a military university is revealed, the content of the main stages of support is disclosed. Psychological and pedagogical support as a holistic process includes diagnostics, determination of the goals and content of support, development of a consultation plan, their direct organization, choice of methods and forms of support, control and reflection. The organization of purposeful psychological and pedagogical support for the independent work of cadets involves the continuous activity of the teacher, aimed at preventing difficulties, creating situations of success, achieving a high quality of education, as well as developing and self-development of the cadet’s personality.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

Сведения для цитирования: Елагина, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение самостоятельной работы курсантов военного вуза / В. С. Елагина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 41-46.

УДК 378.6 ББК 74.48

психолого-педагогическое сопровождение

самостоятельной работы курсантов военного вуза

В. С. Елагина

Обязательной частью образовательного процесса в военном вузе является самостоятельная работа курсантов во внеаудиторное время. Анализ состояния организации и осуществления курсантами ежедневной самостоятельной работы убедили нас в необходимости систематического психолого-педагогического сопровождения их деятельности. В статье раскрывается сущность и содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Определены методологические подходы применительно к организации самостоятельной работы курсантов во внеаудиторное время. Выявлена необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения на основе принципов, отражающих специфику образовательного процесса в военном вузе, раскрыто содержание основных этапов сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение как целостный процесс включает проведение диагностики, определение целей и содержания сопровождения, разработку плана консультаций, их непосредственную организацию, выбор методов и форм сопровождения, контроль и рефлексию. Организация целенаправленного психолого-педагогического сопровождения самостоятельной работы курсантов предполагает непрерывную деятельность преподавателя, направленную на предотвращение затруднений, создание ситуаций успеха, достижение высокого качества обучения, а также развитие и саморазвитие личности курсанта.

Ключевые слова: сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, самостоятельная работа, профессиональная подготовка курсантов, этапы организации психолого-педагогического сопровождения.

Одним из актуальных видов образовательной деятельности курсантов военного вуза является организация их самостоятельной работы, цель которой заключается в закреплении и углублении знаний, навыков и компетенций в процессе освоения профессиональной образовательной программы подготовки военных специалистов, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Способность самостоятельно и эффективно выполнять свои профессиональные функции характеризует будущего офицера как компетентного, высокопрофессионального, конкурентного специалиста.

Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, требуется, чтобы курсанты проявляли самостоятельность и независимость в принятии решений при выполнении заданий, упражнений, проектов и решении задач. Фактором достижения высоких результатов в обучении и профессиональной деятельности является организация систематической и целенаправлен-

ной самостоятельной деятельности обучающихся, развитие необходимых профессионально значимых качеств, таких как организованность, дисциплинированность, инициативность, ответственность, самостоятельность [1-3].

Особенности военно-профессиональной подготовки военных специалистов (совмещение учебной и служебной деятельности, недостаточный уровень сформированности учебно-познавательных и интеллектуальных умений, необходимых для успешного выполнения самостоятельной работы, низкий уровень готовности и мотивации курсантов к самостоятельной деятельности, ограниченное время на внеаудиторную самостоятельную работу, отсутствие достаточного учебного и учебно-методического обеспечения и др.) вызывают необходимость организации психолого-педагогического сопровождения обучения курсантов во время их самоподготовки к учебным занятиям, работы над исследовательскими проектами, рационализаторскими предложениями, выполнение которых осуществляется во внеаудиторное время.

Результаты анкетирования (его цель — выявление трудностей, с которыми сталкиваются курсанты в процессе самостоятельной работы в военном вузе) позволили установить, что некоторые обучающиеся младших курсов действительно затрудняются четко спланировать самостоятельную работу, рационально распределить время выполнения заданий, сконцентрировать внимание на выполнении заданий, осуществить самоконтроль эмоционального состояния, адекватно оценить свои познавательные возможности, что, безусловно приводит к умственной и эмоциональной усталости, перегрузкам, стрессам и, как следствие, влечет за собой снижение качества самостоятельной работы [4].

Актуальность проблемы и выявленные нами причины затруднений в организации и осуществлении курсантами ежедневной самостоятельной работы убедили нас в необходимости систематического и целенаправленного психолого-педагогического сопровождения их деятельности.

Рассматривая психолого-педагогическое сопровождение как процесс личностного участия педагога в самостоятельной деятельности обучающегося, В. А. Сластенин выделил следующие составляющие сопровождения: заинтересованное наблюдение, консультирование, поощрение самостоятельности в принятии решения в проблемной ситуации, минимальное участие педагога в собственно самостоятельной деятельности [5].

В своем исследовании психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как непрерывную, заранее спланированную деятельность преподавателя, ориентированную на своевременную помощь и поддержку курсанта, на предотвращение трудностей, с которыми он встречается в процессе освоения учебного материала по дисциплине.

Психолого-педагогическое сопровождение как целостный процесс включает диагностику, предполагающую сбор информации о трудностях обучающихся в усвоении программного учебного материала, готовности курсантов к самостоятельной деятельности, их учебно-познавательных возможностях и способностях, мотивации к добросовестному выполнению всего объема заданий; определение целей и содержания сопровождения; разработку плана консультаций, их непосредственную организацию; выбор методов и форм сопровождения; контроль и рефлексию.

Анализируя структуру и содержание учебной дисциплины, особенности методики ее изуче-

ния, преподаватель определяет темы, которые могут изучаться курсантами самостоятельно; разрабатывает содержание заданий репродуктивного и продуктивного характера, выполнение которых способствует формированию предметных знаний, развитию индивидуальных творческих способностей, а также комплекс заданий, развивающих общеучебные, интеллектуальные и специальные умения и навыки.

Для эффективного осуществления курсантами самостоятельной работы целесообразно заранее продумать формы организации познавательной деятельности (групповая, индивидуальная, работа в парах и др.), виды самостоятельной деятельности, обеспечивающие логическую последовательность изучения учебного материала по дисциплине.

В процессе психолого-педагогического сопровождения важно обратить внимание на характер взаимодействия преподавателя с обучающимися, установить между ними доброжелательные отношения, построенные на принципах сотрудничества, эмпатии, взаимной заинтересованности в успехе и достижении высоких результатов, что способствует не только продуктивному общению, повышению эффективности самостоятельной работы, но и созданию условий для профессионального развития и саморазвития личности. В результате психолого-педагогического сопровождения у курсантов появляется чувство уверенности в своих способностях, повышается мотивация и познавательная активность.

В качестве методологического основания процесса психолого-педагогического сопровождения нами определены личностно ориентированный и технологический подходы. Кроме того, в своей работе мы использовали основные положения теории педагогической поддержки, разработанной О. С. Газманом, утверждавшим, что целью педагогической поддержки должно стать создание условий для развития «самости» личности, ее стремление к самосовершенствованию [6]. Педагогическая поддержка, по мнению О. С. Газмана, — это особая деятельность педагога, осуществляемые совместно с обучающимися действия, направленные на определение целей, возможностей и путей преодоления препятствий в достижении желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении [6].

Соглашаясь с И. С. Якиманской, считаем, что личностно ориентированный подход позволяет учесть приоритетность целей поддержки, ориентируясь на потребности, мотивы и познавательные интересы обучающихся, их индивидуально-личностные особенности,

субъектный опыт, и определить возможности их использования в организации самостоятельной работы, а не содержания конкретного задания, задачи или проекта, вызвавших у курсантов затруднения [7].

Технологический подход подразумевает проектирование поэтапной реализации психолого-педагогического сопровождения. В качестве основных этапов мы выделили следующие:

- диагностический этап, направленный на определение мотивов, индивидуальных психических особенностей обучающихся, характера познавательной деятельности, уровня обученности, трудностей, с которыми курсанты систематически сталкиваются при выполнении практических заданий, подготовке сообщений и рефератов, а также выявление методических подходов к организации образовательного процесса;

- поисковый этап, ориентированный на совместный с курсантом поиск проблем и затруднений, возникающих при выполнении заданий, общении при организации коллективных форм самостоятельной работы;

- проектировочный этап направлен на проектирование процесса самостоятельной работы, разработку плана, технологических карт, определение порядка выполнения заданий, в зависимости от уровня их значимости и трудности (роль преподавателя на этом этапе заключается в консультировании, одобрении действий, предложенных обучающимся);

- операционно-деятельностный этап ориентирован на непосредственное выполнение комплекса заданий, необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний и умений (деятельность преподавателя на данном этапе заключается в стимулировании инициативы, самостоятельного принятия решений, координации действий курсанта, оказании необходимой помощи);

- оценочно-рефлексивный этап направлен на совместное обсуждение не только результатов самостоятельной деятельности курсанта, но и, что особенно важно, всего процесса выполнения заданий, выявления удачных решений и затруднений, возникших при выполнении заданий и решении задач. Организация систематического контроля и оценки качества выполненной самостоятельной работы обеспечивает обратную связь, получение информации о достижении планируемых результатов.

Организация психолого-педагогического сопровождения опирается на следующие принципы.

1. Принцип гуманизации выступает как одно из важнейших требований к деятельности

преподавателя. Согласно этому принципу, в основе совместной деятельности преподавателя и обучающегося, характера их взаимодействия и сотрудничества должны быть доброжелательность, позитивная установка педагога на высокие результаты и качество обучения курсанта, вера в его познавательные возможности и способности.

2. Принцип учета индивидуальных особенностей ориентирует преподавателя на определение содержания, форм и методов выполнения самостоятельной работы, ее объема и времени выполнения в соответствии с индивидуально-типологическими, физиологическими, личностными особенностями курсанта, что позволяет создать оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей.

3. Принцип непрерывности предполагает организацию систематического и последовательного сопровождения в индивидуальном продвижении обучающегося.

4. Принцип дифференциации подразумевает оптимальную адаптацию учебного материала, форм, методов и технологий обучения к индивидуальным способностям каждого курсанта. Данный принцип позволяет учитывать индивидуальные различия курсантов, проявляющиеся в интеллектуальных способностях, уровне обучаемости, работоспособности, мышлении, восприятии и др., что обеспечивает оптимальные условия образовательного процесса для глубокого и прочного усвоения содержания образования.

5. Принцип обратной связи предполагает систематическое получение в ходе совместной деятельности преподавателя и курсанта информации о результатах изучения учебной дисциплины, достижениях и трудностях ее усвоения.

6. Принцип самостоятельности и познавательной активности направлен на интенсификацию умственной деятельности, развитие познавательного интереса, мотивации к освоению знаний, умений, компетенций, общей культуры, осознание их значимости для профессиональной деятельности.

7. Принцип практической направленности ориентирует процесс обучения на формирование и развитие универсальных учебных действий, способность и умение применять их в практической, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни.

В процессе профессиональной подготовки будущих военных специалистов используются различные виды психолого-педагогического

сопровождения. Так, диагностика осуществляется с привлечением разных методов: наблюдения, анкетирования, беседы, использования карт оценки и самооценки, изучения продуктов деятельности. Результаты диагностики используются преподавателем при проектировании индивидуальной программы (карты) организации самостоятельной работы во внеаудиторное время для подготовки к учебным занятиям или организации научно-исследовательской работы. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов к обучению курсантов выдвигает требование к разработке уровневых заданий, позволяющих максимально учитывать характер познавательной деятельности и уровень развития познавательных способностей, а также познавательные интересы и профессиональные запросы обучающихся. С этой целью учебная группа делится на микрогруппы, объединяющие курсантов по характеру познавательной деятельности [8].

В первую группу входят курсанты, характер познавательной деятельности которых преимущественно носит репродуктивный или репродуктивно-алгоритмический характер; во вторую группу входят курсанты, характер деятельности которых носит эвристический характер; в третьей группе у курсантов преобладает творческий характер деятельности. Безусловно, деление курсантов на перечисленные группы носит условный характер. Группы подвижные, и курсанты легко могут переходить из первой группы во вторую и третью, по мере того как овладевают эвристическими и исследовательскими методами познания, развивают общеучебные и интеллектуальные умения и навыки, позволяющие выполнять разнообразные виды самостоятельной работы. Традиционно в процессе профессиональной подготовки курсанты выполняют задания репродуктивного характера, к которым относятся работа с учебной литературой, конспектирование, прослушивание и просмотр аудио- и видеоматериалов, пересказ, заучивание, повторение пройденного материала, решение задач, выполнение упражнений. К познавательно-поисковым видам самостоятельной работы мы относим поиск ли-

тературы не только в библиотечных каталогах, но и в сети Интернет, составление обзора публикаций, необходимого для написания научных статей или реферата, оформление библиографического списка, аннотирование научных статей, реферирование, составление таблиц и др. К творческим видам самостоятельной работы следует отнести подготовку доклада или сообщения, исследовательского проекта, рационализаторского предложения, выступления и презентации для участия в научной конференции, олимпиаде или конкурсе; написание эссе; рецензирование и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа курсантов сопровождается консультированием, которое проводится индивидуально, адресно или в группе. Консультации с обучающимися направлены на осознание причин затруднений, возникающих при усвоении теоретического материала по изучаемому предмету или подготовке сообщений (реферата, доклада и др.), анализе и поиске способов их преодоления, актуализации личностных резервов и познавательного потенциала, решении практических задач и психолого-педагогических проблем.

Самостоятельная работа курсантов, называемая в военном вузе самоподготовкой, является не только педагогическим обеспечением, но и фактором готовности будущих военных специалистов к профессиональному самообразованию. Мы разделяем мнение Л. Ю. Шишкиной и Е. В. Кирпичевой, что «самостоятельная работа представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью студентов» [9, с. 134].

В заключение отметим, что психолого-педагогическое сопровождение подразумевает умение преподавателя, педагога быть рядом, следовать за обучающимся, сопутствуя его индивидуальному продвижению в учении, предполагает непрерывную деятельность, направленную на предотвращение затруднений, создание ситуаций успеха, достижение высокого качества обучения, а также развитие и саморазвитие личности курсанта.

Библиографический список

1. Елагина, В. С. Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза / В. С. Елагина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 52-58.

2. Макаров, С. И. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетент-ностного подхода обучения / С. И. Макаров, Е. В. Бунтова // Самарский научный вестник. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 39-45.

3. Свиридова, Г. Ф. Особенности организации самостоятельной работы студентов — бакалавров педагогического вуза / Г. Ф. Свиридова, А. Ю. Тимошенко // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 2 (75). — С. 212-214.

4. Елагина, В. С. Готовность курсантов к самостоятельной работе в военном вузе / В. С. Елагина, О. В. Демидов, И. В. Ульянов // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 3. — URL: http://www.sdence-educatюn.ш/artide/view?id=29743 (дата обращения: 25.04.2020).

5. Сластенин, В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века : доклад на Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогическое образование: вызовы XXI века» / В. А. Сластенин // Международная академия наук педагогического образования : [сайт]. — Москва, 2010. — URL: http:// www.manpo.ru/manpo/conferences/materials/201009/brosh_slast.pdf (дата обращения: 27.03.2022).

6. Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман // Народное образование. — 1998. — № 6. — С. 108-111.

7. Якиманская, И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы / И. С. Якиманская // Директор школы. — 1995. — № 3. — С. 39-45.

8. Елагина, В. С. Методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся в вузе / В. С. Елагина // Педагогически Алманах. Република България — Велико Търново. Уни-верситетско издателство «Св. св. Кирил и Методий». — Брой 2, 2021. — С. 179-184.

9. Шишкина, Л. Ю. Организация самостоятельной работы в системе подготовки студентов-бакалавров / Л. Ю. Шишкина, Е. В. Кирпичева // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания. — 2017. — Т. 4. — С. 129-134.

For citation: Elagina, V. S. Psychological and pedagogical support of independent work of cadets of a military university / V. S. Elagina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 41-46.

psychological and pedagogical support of independent work of cadets of a military university

V. S. Elagina

An obligatory part of the educational process in a military university is the independent work of cadets during extracurricular time. An analysis of the state of organization and the implementation of daily independent work by cadets convinced us of the need for systematic psychological and pedagogical support of their activities. The article reveals the essence and content of the concept of "psychological and pedagogical support". Methodological approaches are defined in relation to the organization of independent work of cadets during extracurricular time. The need for the implementation of psychological and pedagogical support based on the principles that reflect the specifics of the educational process in a military university is revealed, the content of the main stages of support is disclosed. Psychological and pedagogical support as a holistic process includes diagnostics, determination of the goals and content of support, development of a consultation plan, their direct organization, choice of methods and forms of support, control and reflection. The organization of purposeful psychological and pedagogical support for the independent work of cadets involves the continuous activity of the teacher, aimed at preventing difficulties, creating situations of success, achieving a high quality of education, as well as developing and self-development of the cadet's personality.

Key words: support, psychological and pedagogical support, independent work, professional training of cadets, stages of organization of psychological and pedagogical support.

References

1. Elagina V. S. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty kursantov voennogo vuza [Organization of independent work of cadets of a military university], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 52-58. (In Russian)

2. Makarov S. I., Buntova E. V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda obucheniya [Organization of independent work of students within the competence-based approach of teaching], Samarskiy nauchnyy vestnik [Samara Scientific Bulletin], 2017, vol. 6, no. 4 (21), pp. 39-45. (In Russian)

3. Sviridova G. F., Timoshenko A. Yu. Osobennosti organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov — bakalavrov pedagogicheskogo vuza [Features of the organization of independent work

of students — bachelors of a pedagogical university], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2019, no. 2 (75), pp. 212-214. (In Russian)

4. Elagina, V. S., Demidov O. V., Ul'yanov I. V. Gotovnost' kursantov k samostoyatel'noy rabote v voennom vuze [Readiness of cadets for independent work in a military university], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2020, no. 3, available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=29743 (accessed: 25.04.2020). (In Russian)

5. Slastenin V. A. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: doklad na Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka» [Pedagogical education: challenges of the 21st century: report at the Intern. scientific-practical. conf. "Pedagogical education: challenges of the 21st century"], Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya [International Academy of Sciences of Pedagogical Education]. Moscow, 2010, available at: http://www. manpo.ru/manpo/conferences/materials/201009/brosh_slast.pdf (accessed: 27.03.2022). (In Russian)

6. Gazman O. S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detey [Education and pedagogical support for children], Narodnoe obrazovanie [Public education], 1998, no. 6, pp. 108-111. (In Russian)

7. Yakimanskaya I. S. Differentsirovannoe obuchenie: «vneshnie» i «vnutrennie» formy [Differentiated education: "external" and "internal" forms], Direktor shkoly [Principal of the school], 1995, no. 3, pp. 39-45. (In Russian)

8. Elagina V. S. Metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noy raboty obuchayushchikhsya v vuze [Methodical support of independent work of students at the university], Pedagogicheski Al-manakh. Republika B"lgariya — Veliko T'rnovo. Universitetsko izdatelstvo «Sv. sv. Kiril i Metodiy». Broy 2 [Pedagogical Almanakh. Republic of Bulgaria — Veliko Tarnovo. University Publishing House "St. St. Cyril and Methodius. Broy 2], 2021, pp. 179-184. (In Russian)

9. Shishkina L. Yu., Kirpicheva E. V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty v sisteme podgo-tovki studentov-bakalavrov [Organization of independent work in the system of training bachelor students], Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK — produkty zdorovogo pitaniya [Technologies of the food and processing industry of the agro-industrial complex — healthy food products], 2017, vol. 4, pp. 129-134. (In Russian)

Елагина Вера Сергеевна, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: V_275@mail.ru

Elagina Vera Sergeevna, Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: V_275@mail.ru

Сведения для цитирования: Магденко, С. А. Процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку / С. А. Магденко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 46-52.

УДК 372.016.81 ББК 74.268.1

процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы студентов

на занятиях по иностранному языку

С. А. Магденко

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что качественная иноязычная профессиональная подготовка студентов возможна при совершенствовании самообразовательных и самоуправляющих функций обучаемого. В статье раскрываются процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку студентов юридических вузов. Профессионально ориентированная коммуникативная компетентность студентов достигается за счет широкого применения активных методов обучения, в том числе проектных технологий, позволяющих преподавателю создавать проблемные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.