Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ КУРСАНТОВ'

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ / САМОПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенцов Андрей Федорович

На основе обзора подходов к рассмотрению педагогических аспектов организации и руководства самостоятельной работой курсантов было дано определения самостоятельной работы как метода обучения, направленного на овладение военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями во время самостоятельной работы. В статье доказано, что существуют ограничения на место, время и продолжительность самостоятельной работы, обусловленные системой обучения, имеет место отождествление самостоятельной работы и самостоятельной учебной работы курсантов, когда предлагается рассматривать самоподготовку как обычное учебное занятие. Как форма обучения самостоятельная работа является важнейшим условием познания, самоорганизации, самодисциплины, орудием педагогического управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов. Практическая целесообразность функций самостоятельной работы определяет ее сущность, как направленного педагогического воздействия системы образования в ВВУЗ. Поэтому перспективой исследования является вопрос организации педагогического сопровождения организации самостоятельной учебной деятельности курсантов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенцов Андрей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE CREATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF CADETS

Based on a review of approaches to the consideration of the pedagogical aspects of the organization and management of independent work of cadets, the definition of independent work as a teaching method aimed at mastering military professional knowledge, skills and abilities during independent work was given. The article proves that there are restrictions on the place, time and duration of independent work, due to the training system, there is an identification of independent work and independent educational work of cadets, when it is proposed to consider self-training as an ordinary educational lesson. As a form of training, independent work is the most important condition for knowledge, self-organization, self-discipline, an instrument of pedagogical management of the independent cognitive activity of cadets. The practical feasibility of the functions of independent work determines its essence, as a directed pedagogical influence of the education system in the VHUZ. Therefore, the prospect of the research is the issue of organizing pedagogical support for the organization of independent educational activities of cadets at a university.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ КУРСАНТОВ»

Подходы к созданию педагогических условий организации и руководства самостоятельной работой курсантов

Семенцов Андрей Федорович,

аспирант, кафедра педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского E-mail: sementsov_78@mail.ru

На основе обзора подходов к рассмотрению педагогических аспектов организации и руководства самостоятельной работой курсантов было дано определения самостоятельной работы как метода обучения, направленного на овладение военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями во время самостоятельной работы. В статье доказано, что существуют ограничения на место, время и продолжительность самостоятельной работы, обусловленные системой обучения, имеет место отождествление самостоятельной работы и самостоятельной учебной работы курсантов, когда предлагается рассматривать самоподготовку как обычное учебное занятие. Как форма обучения самостоятельная работа является важнейшим условием познания, самоорганизации, самодисциплины, орудием педагогического управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов. Практическая целесообразность функций самостоятельной работы определяет ее сущность, как направленного педагогического воздействия системы образования в ВВУЗ. Поэтому перспективой исследования является вопрос организации педагогического сопровождения организации самостоятельной учебной деятельности курсантов в вузе.

Ключевые слова: самостоятельная работа курсантов, самоподготовка курсантов, педагогическое сопровождение.

Актуальность темы. Составной частью отечественной высшей школы являются высшие военные учебные заведения, призванные готовить офицерские кадры для национальной армии. Подготовка военных кадров в военном высшем учебном заведении (Далее - ВВУЗ) в значительной степени предопределяется характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава.

Распределение военных специалистов сохраняется и в настоящее время с тенденцией усиления первой группы. Существенная особенность военно-педагогического процесса в ВВУЗ, заключается в том, что военно-педагогический процесс осуществляется в условиях постоянной боевой готовности войск и направлен на ее обеспечение [11].

Совершенствование новой боевой техники и оружия значительно повышают роль и значение теоретических знаний военных специалистов, показывают необходимость постоянной перестройки всей системы теоретической подготовки [1-6]. Способность переучиваться, адаптироваться к новым условиям эксплуатации боевой техники входит в профессиональную готовность военного специалиста [9, С. 10].

Степень изученности проблемы. Практика службы молодых выпускников высших военных учебных заведений показывает, что высокую оценку своей деятельности получают те курсанты, которые умеют самостоятельно определить способы и методы решения поставленных задач как при работе с техникой, так и в вопросах воспитания и обучения личного состава. Однако, методика обучения на первом и втором курсах ориентирована на передачу знаний курсантам и уделяет недостаточно внимания формированию умений и навыков активной самостоятельной работы в приобретении будущими офицерами профессиональных знаний.

Таким образом, наблюдаются противоречия между практической необходимостью в самостоятельном приобретении курсантами знаний, навыков и умений и требованиями к увеличению роли самостоятельной работы курсантов.

Современные исследования проблемы самостоятельной работы сконцентрированы на возрастании роли преподавателя как наставника [13], руководителя образовательного процесса при обучении курсантов и выполнении самостоятельной работы [6] и пр. Однако, данная позиция нивелирует технологию индивидуального выполнения учебных задач в самостоятельной работе. Данный во-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

прос также не нашел свое отражение в исследовании педагогического процесса в военных вузах, где самостоятельная работа курсантов выступает основой обучения. Хотя в условиях военной подготовки формирование четких инструкций к выполнению учебных задач по самостоятельной работе является безусловным для подготовки военных.

В сложившихся условиях курсанты могут слабо владеть способами самостоятельной работы, особенно творческого характера, и еще хуже - методами и приемами диагностики ее результатов. Однако, в публикациях практически не поднимается вопрос дидактического аспекта самостоятельной работы, не раскрывается специфика организации педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов, не рассматриваются вопросы технологии самостоятельной учебной деятельности во время самостоятельной учебной деятельности и ее эффективности.

Цель статьи. В данной работе будут определены научно-теоретические основы организации и руководства самостоятельной работой курсантов.

Изложение основного материала. Высокая профессиональная готовность будущего специалиста может быть сформирована только при соблюдении единства труда и обучения, что по мнению В.А. Сухомлинского является основой развития самостоятельности человека [11, С. 87]. Осознанная самостоятельность человека базируется на ощущении себя полноценным гражданином Отечества, в развитие и процветание которого он вносит свой трудовой и интеллектуальный вклад. Творческая самостоятельность в этом определении является частью познавательной самостоятельности [7, С. 17].

Целью самостоятельной работы, как способа обучения, является закрепление знаний и формирование умений, повторение, систематизация и проверка знаний, получение новых знаний, включая формирование научных понятий. Описанная деятельность имеет четко ограниченные границы условий, выражающих задачи самостоятельной работы. В соответствии с дидактической целью и задачами самостоятельной работы автором выделяются следующие ее виды [8, С. 24]:

1) предварительные работы, подготавливающие к получению новых знаний;

2) работы, которые организуются с целью получения новых знаний и формирования умений;

3) работы, нацеленные на повторение и закрепление знаний;

4) обобщающие самостоятельные работы;

5) проверочные самостоятельные работы.

Однако, этот подход не учитывает характер познавательной деятельности курсантов.

В результате анализа педагогических исследований вопросов самостоятельной работы вы-5 явлено, что для выполнения социального заказа о современного общества в системе образования ^ необходимо перенести акцент с деятельности пре-° подавателя на стимуляцию обучения курсантов. ав Сравнивая самостоятельное обучение студентов

ВУЗов и курсантов вуза с дидактической и психологической точек зрения, учитывая высокие требования к приобретению профессиональных умений будущими офицерами, будем придерживаться следующего определения самостоятельной работы как метода обучения - это такой способ деятельности курсанта, который проводится по заданию преподавателя через его косвенное управление, по заведомо самостоятельно поставленным целям, направленный на овладение военно-профессиональными знаниями, навыками и умениями, на разностороннее развитие умственных и физических способностей военнослужащих, на формирование у них качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей и имеющий следующие формы: работа на лекциях, практических, семинарских и лабораторных занятиях; работа во время самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по своей сути предполагает максимальную активность каждого обучающегося. Целью ее являются: формирование умений и навыков получать знания, развитие познавательной активности, инициативы, творческого мышления, выработка психологической установки на самостоятельное систематическое приобретение знаний и умений ориентироваться в широком потоке информации.

Считается, что самоподготовка как один из видов учебной работы является необходимо ответственным и, вместе с тем, наиболее тяжелым для курсанта видом обучения, поскольку в отличие от учебных занятий, проводимых преподавателем, при самоподготовке управления познавательным процессом возлагается непосредственно на самих курсантов.

Информация о способах деятельности чаще всего предоставляется преподавателем и усваивается курсантом. Для усвоения этой информации необходима определенная активность курсанта. От совершенного владения познавательными действиями зависит качество и скорость усвоения учебного материала [14].

Курсант может осуществлять познавательную деятельность по своей инициативе, которая вызвана познавательным интересом, или по принуждению, от опасения получить неудовлетворительную оценку, еще какие-то выговоры. В этих случаях мы имеем дело с вариантами мотивации познавательной деятельности курсантов. Познавательная деятельность в первом случае часто отождествляется с самостоятельностью, но это зачастую зависит от активности и инициативности субъекта педагогической деятельности. Тот, кто учится, может выполнять познавательную деятельность по четко определенным для него правилам, или алгоритмам, которые регламентируют выполнение каждой операции и контроль ее верности. Эта регламентация предоставляется или преподавателем, или в виде специально подготовленных дидактических средств [10].

Самостоятельная работа курсантов во время самостоятельной работы кроме организационной

формы подготовки специалиста имеет и другую форму, которая относится к дидактической категории «форма обучения». В формах обучения курсантов во время самостоятельной работы находят отражение: группировка (учебный взвод 20-30 курсантов) место (специально отведенная аудитория для прохождения самостоятельной работы) время (не менее 4 академических часов); режим занятия (начало по сигналу, перерыв через полтора часа, окончание по сигналу) характер учебного материала (репродуктивное повторение учебного материала, выполнение работы по заданному алгоритму, работа с использованием методического материала и т.д.). Самостоятельная работа курсантов во время самостоятельной работы имеет внутреннюю содержательно-процессуальную сторону - это индивидуальная учебная деятельность курсантов, индивидуально-групповая или индивидуально-фронтальная [12, С. 68]. Самой действенной формой самостоятельной работы курсантов является индивидуальная работа, а эффективность ее определяется и обеспечивается деятельностью педагога.

В педагогической научной литературе подчеркивается, что самостоятельная работа курсантов может быть как обязательной (аудиторной), проводимой во время аудиторных занятий, так и дополнительной, более обязательной (внеаудиторной), по специально разработанному плану.

Основными видами обязательной самостоятельной работы курсантов ВВУЗ являются работа на лекциях, выполнение упражнений, участие в семинарах; выполнение курсовых и дипломных работ. Аудиторная самостоятельная работа вырабатывает умение слушать и записывать лекции, критически оценивать ответы товарищей [4]. На наш взгляд, это далеко не полный перечень видов самостоятельной работы. Ведь не произведена даже попытка распределения самостоятельной работы по формам, а групповые и индивидуальные консультации - это завершающий момент несамостоятельной работы после выполненного объема самостоятельного обучения.

Для тех, кто учится в ВВУЗ классификация самостоятельной работы на аудиторную и внеаудиторную не имеет смысла, так как любой вид учебной самостоятельной работы происходит в аудитории. При таком подходе к формированию личности, самостоятельное обучение становится осознанной и управляемой деятельностью самого курсанта, который имеет конкретную цель и соответствующий набор способов и приемов ее достижения.

Известно, что результативность дидактической работы с курсантами определяется не только методами преподавания-обучения, а также и формами организации познавательной деятельности. Метод обучения курсантов характеризует «содержательно процессуальную сторону учебного процесса, выступает как способ учебной работы субъектов и объектов обучения» [7, С. 20]. Формы организации обучения и методы обучения военнос-

лужащих находятся в диалектической взаимосвязи. Курсантская служба в любом ВВУЗ связана с неизбежными и даже необходимыми в интересах подготовки зрелого офицера дежурствами, которые уменьшают самоподготовку на несколько дней. А если такие дежурства совпадают с плановыми лабораторными работами, эта тенденция еще более усиливается.

Считаем, что самоподготовка является составляющей системы обучения в ВВУЗ, которая своими способами и в специфических условиях может решать все задачи системы обучения в целом. В этом заключается сущность самостоятельной работы.

Под самоподготовкой мы понимаем форму самостоятельной работы курсанта и одновременно различные методы учебно-познавательной, учебно-исследовательской деятельности курсантов без участия, но под руководством преподавателя (или самоучителя) с целью подготовки курсанта к будущей службе.

Самоподготовка курсантов предполагает наличие специально отведенного времени в течение суток и места, которое оборудовано информационными средствами, необходимыми для обучения курсанта на данном курсе. На самостоятельную работу из общего бюджета учебного времени в среднем по курсам (без выпускного) нужно 46%, то есть на 2:00 теоретического и практического обучения необходимо примерно 1:00 самостоятельной работы. Реально количество учебных часов в неделю составляет 51-56, из них 65-70% отводится на занятия под руководством преподавателя и 30-35% - на самостоятельные занятия. Самоподготовка в субботние и предпраздничные дни не производится. Таким образом, каждая самоподготовка может продолжаться 3-4:00. Отрыв курсантов и слушателей от самостоятельной работы на мероприятия, не предусмотренные учебным планам, категорически запрещается.

Часы самостоятельной работы планируются командирами курсов, слушателями и курсантами согласно расписания занятий, графика планирования самостоятельной работы, объема учебного материала. Отведенное для этого время должно обеспечивать усвоение лекционного материала, выполнение всех плановых заданий и подготовку к лабораторным работам, семинарских и практических занятий [8].

Организация самостоятельной работы на административном уровне достаточно хорошо разработана: четко определены обязанности начальников факультетов; заместителей начальников кафедр, профессорско-преподавательского состава, начальников курсов, курсовых офицеров, командиров учебных групп, командиров строевых отделений, дежурных в учебных группах [6].

Самоподготовка курсантов начинается с построения всего курса. Построение проводит начальник курса. После построения происходит распределение личного состава на места самостоя-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тельной работы. Самоподготовка курсантов проводится, как правило, в составе учебных групп в закрепленных за ними аудиториях, где за каждым курсантом закрепляется рабочее место. Запрещается изменять аудитории самостоятельной работы без согласования с начальником учебного отдела.

Некоторые курсанты, с разрешения командира учебной группы, могут находиться в читальных залах, в лабораториях и на кафедрах. За десять минут до окончания самостоятельной работы они должны вернуться в аудиторию, в которой находится группа [9, С. 42].

Место, которое занимает самоподготовка в системе обучения курсантов ВВУЗ, неразрывно связано с методами организации самостоятельной учебной работы.

Методам организации самостоятельной работы курсантов посвящено достаточно много работ. Однако проблема методов самостоятельного обучения в педагогике остается актуальной и сейчас. С одной стороны, разнообразие методов определяется условиями и целями обучения, с другой -разнообразие групп способов порождает эмпирические описания отдельных групп, а задача теоретической дидактики в обосновании научной системы способов и раскрытия сущности методов, остается невыполненной.

Одним из организационных методов самостоятельного обучения курсантов является самоподготовка. В то же время вопросу самостоятельной работы, и педагогическим условиям руководства самостоятельной работой курсантов не уделяется должного внимания. Даже в учебных пособиях по военной педагогике не упоминается об этой проблеме, хотя в любом ВВУЗ проводится определенная работа по направлению командно-административного управления самоподготовкой.

Место, которое занимает в системе обучения самоподготовка как организационная форма обучения, определяет ее функции. Она подводит итог таким организационным формам как лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия и тому подобное [2, С. 138]. В рамках каждой из этих форм должна быть проведена определенная деятельность для организации самостоятельной работы.

Образовательная функция, которую выполняет эта организационная форма в системе обучения - подготовка к самостоятельному решению нетипичных задач. Хотя большее количество времени в рамках самостоятельной работы курсант вынужден отводить для решения типовых задач и деятельности на более низких уровнях, он должен понять, что это не самоцель, а лишь путь к достижению более высокого уровня знаний, умений и навыков.

5 Выполняя образовательные функции, самопод-§ готовка как метод включает способы поиска и ко-^ дирования информации, увеличение багажа зна-° ний. Знания и опыт, как утверждает психология, 1 приобретаются только в процессе деятельности.

Самоподготовка выполняет развивающую функцию. Курсантам, обучающимся в высших военных учебных заведениях, свойственна деятельность, которую можно условно распределить по следующим уровням: эмоциональный, интеллектуальный, коммуникативный. Каждую систему можно рассматривать как сложную, состоящую из подсистем, которые связаны между собой. Совершенствовать деятельность в любой из систем - это значит, управлять ее подсистемами. Управление может быть направлено как извне системы, так и изнутри. Если управление системой происходит изнутри, тогда мы говорим, что система приобрела навыки самоуправления. Наличие самостоятельности в каждой системе определяет человека как личность. Развитие человека подтверждает то, что действовать в любой из систем без коррекции извне возможно только в том случае, когда соответствующая система приобретает навыки самоуправления [5, С. 264].

Из теории систем известно, что такие навыки сразу не формируются, они появляются на определенном этапе развития системы. Поэтому и курсанты не могут быть самостоятельными в тех видах деятельности, в которых они являются новичками, то есть имеют слишком мало подсистем для связи.

Всякой системе присуще саморазвитие. Заложив в курсанта за годы учебы систему знаний даже небольшого объема, можно надеяться, что после окончания учебного заведения офицер будет стремиться к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию [1, С. 157]. Самостоятельность мышления в области любой науки - основа формирования самостоятельности, как одной из важнейших черт характера личности. Решение этой задачи приводит к тому, что самоподготовка, выполняя воспитательные функции, становится способом развития и методом формирования нужного нашему обществу типа личности.

Обобщая сказанное о функциях самостоятельной работы можно утверждать, что самоподготовка выполняет образовательную функцию, учебную функцию, функцию профессиональной ориентации, развивающую функцию в сложной системе учебной деятельности курсанта, которая совершенствуется по своим законам, которые адекватно отражают объективную реальность. Педагогическая сущность обучения при самоподготовке полностью сказывается в практически целесообразных функциях.

Совокупность методов, средств и организационных форм определяют технологию обучения курсантов. В России расширено понятие «технологии обучения», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Педагогические условия руководства самоподготовкой курсантов на первом курсе диктуются не только спецификой ВВУЗ, но и спецификой социальной среды [10, С. 50], к которой принадлежали курсанты до вступления в ВВУЗ. Значительная группа курсантов приходит на первый курс

закончив в этом же году школу. Некоторая часть от общего числа курсантов к вступлению в ВВУЗ училась в военных лицеях, и совсем незначительная часть перед вступлением в военное учебное заведение проходила службу в армии и на флоте. Первая и последняя выделенные группы не имеют или имеют слишком слабое представление о том, что такое самостоятельная учебная деятельность курсанта и как эффективно организовать свою работу во время самостоятельной работы. Поэтому перед преподавателями встает задача в короткий срок помочь курсантам приобрести навыки работы в условиях самостоятельной работы.

Такой подход дает возможность поиска методов руководства самостоятельной подготовкой курсантов, которые позволяют оптимизировать результаты обучения и затраты времени при самоподготовке.

Анализ материалов, относящихся к обучению курсантов во время самостоятельной работы показал, что существуют ограничения на место, время и продолжительность самостоятельной работы, обусловленные системой обучения, имеет место отождествление самостоятельной работы и самостоятельной учебной работы курсантов, когда предлагается рассматривать самоподготовку как обычное учебное занятие.

Выводы. Как форма обучения самостоятельная работа является важнейшим условием познания, самоорганизации, самодисциплины, орудием педагогического управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов.

Практическая целесообразность функций самостоятельной работы определяет ее сущность, как педагогического участка системы образования в ВВУЗ. На основании сравнения педагогических условий самостоятельной работы курсантов, нами сформулирована сущность самостоятельной работы - это самостоятельная учебная работа курсантов, которая осуществляется в запланированное время, определяется взаимодействием преподавателя, офицера, или наставника, и курсанта, при условии применения различных методов активизации обучения, результатом которых является самостоятельное формирование у курсантов знаний, умений и навыков, необходимых будущему офицеру.

Перспективой исследования является вопрос организации педагогического сопровождения организации самостоятельной учебной деятельности курсантов в вузе.

Литература

1. Булавчик В.Г., Игошин Н.А. Теоретико-педагогические основы организации самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С. 157.

2. Гончаренко Г.М., Глебов В.А., Дмитриев С.Э., Иванов А.И. Роль самостоятельной работы

в процессе обучения курсантов // Перспективные направления развития артиллерийского вооружения, методов его эксплуатации и ремонта. - 2017. - С. 138.

3. Дармокрик Г.П., Малюков В.А. Самостоятельная работа как один из методов активизации познавательной деятельности курсантов военных вузов // Человек и современный мир. -2017. - № 11 (12). - С. 59.

4. Дорофеев С.М. Организация самостоятельной работы курсантов военно-инженерного училища // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 2225.

5. Ефимов А.А., Трусов А.И. К вопросу о важной роли самостоятельного работы курсантов и слушателей в вузах МВД России // Актуальные вопросы науки и практики. - 2017. -С. 264.

6. Князев М.В. Организация самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателя // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - № 6 (22). -С.125-127.

7. Лымарев В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. - Челябинск, 2015. - С. 17.

8. Нагоева М.А. Самообразование курсантов российских университетов силовых ведомств на современном этапе: компаративно-эволюционный анализ. - Грозный, 2018. -С. 24.

9. Организация самостоятельной работы курсантов: методические рекомендации / А.А. Ваку-ла. - Пермь: Пермский военный ин-т внутренних войск МВД России, 2014. - С. 42

10. Яйлаханов С.В. Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08. -Ставрополь, 2006. - С. 50.

APPROACHES TO THE CREATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF CADETS

Sementsov A.F.

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Based on a review of approaches to the consideration of the pedagogical aspects of the organization and management of independent work of cadets, the definition of independent work as a teaching method aimed at mastering military professional knowledge, skills and abilities during independent work was given. The article proves that there are restrictions on the place, time and duration of independent work, due to the training system, there is an identification of independent work and independent educational work of cadets, when it is proposed to consider self-training as an ordinary educational lesson. As a form of training, independent work is the most important condition for knowledge, self-organization, self-discipline, an instrument of pedagogical management of the independent cognitive activity of cadets.

The practical feasibility of the functions of independent work determines its essence, as a directed pedagogical influence of the education system in the VHUZ. Therefore, the prospect of the research is the issue of organizing pedagogical support for the organization of independent educational activities of cadets at a university.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

Keywords: independent work of cadets, self-training of cadets,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pedagogical support.

References

1. Bulavchik V.G., Igoshin N.A. Theoretical and pedagogical foundations of the organization of independent work of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2014. - No. 3 (63). -S. 157.

2. Goncharenko G.M., Glebov V.A., Dmitriev S.E., Ivanov A.I. The role of independent work in the training process of cadets // Perspective directions of development of artillery weapons, methods of their operation and repair. - 2017. - S. 138.

3. Darmokrik G.P., Malyukov V.A. Independent work as one of the methods of enhancing the cognitive activity of cadets of military universities // Man and the modern world. - 2017. - No. 11 (12). - S. 59.

4. Dorofeev S. M. Organization of independent work of cadets of a military engineering school // Modern technologies in Russian and foreign education systems, collection of articles of the VI In-

ternational scientific and practical conference. - 2017. - S. 2225.

5. Efimov A.A., Trusov A.I. On the issue of the important role of independent work of cadets and students in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Actual problems of science and practice. - 2017. - S. 264.

6. Knyazev M.V. Organization of independent work of cadets under the guidance of a teacher // Alley of Science. - 2018. -T. 4. - No. 6 (22). - S. 125-127.

7. Lymarev VN Formation of the motive of military professional activity among cadets of military universities. - Chelyabinsk, 2015. - P. 17.

8. Nagoeva MA Self-education of cadets of Russian universities of law enforcement agencies at the present stage: comparative-evolutionary analysis. - Grozny, 2018. - P. 24.

9. Organization of independent work of cadets: guidelines / AA Vakula. - Perm: Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. - P. 42

10. Yaylakhanov S.V. Organization of educational activities of students (cadets) in the information educational environment: dissertation... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. -Stavropol, 2006. - S. 50.

o d

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.