ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
УДК 373
Л. Е. ИЛЬИНА
Оренбургский государственный педагогический университет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ_________________________
В статье актуализированы проблема сопровождения саморазвития старшеклассников; представлены компоненты саморазвития; раскрыты направления осуществления психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника; делаются выводы о практическом применении выделенного сопровождения.
Современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетом которой являются интересы личности, способной к активному саморазвитию. Саморазвитие личности как вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов самопознания, приобретает особое значение в образовательном процессе.
Саморазвитие старшеклассника, как фундаментальная способность становиться субъектом собственной жизни, превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования [1], образует противоречие между наличным и необходимым уровнями психосоциальной зрелости растущего человека, выступающее движущей силой развития.
Профильное обучение, вводимое в старших классах общеобразовательной школы, ориентированное на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников [2] и направлено на подготовку человека, имеющего качественные базовые предметные знания, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, то есть саморазвитию. Профильное обучение основывается на признании личностной и социальной значимости проживания старшеклассником своего возрастного периода; на признании за старшеклассником права выбора направления саморазвития и права на своевременную педагогическую поддержку процессов саморазвития.
Отличительные черты современного постиндустриального общества — увеличение потока информации и повышение личностной и социальной значимости саморазвития каждого члена общества. Старшеклассники задумываются о своем будущем, мечтают об успешной профессиональной карьере, но возникает вопрос: готово ли общество, в том числе педагогическая общественность, оказать квалифицированную помощь старшеклассникам в личностном росте и профессиональном самоопределении?
Следовательно, требуется психолого-педагогичес-кое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении, адекватное гуманизации и индивидуализации образования, которое позволит разрешить внутренние противоречия старшеклассника в представлениях о себе и своих способностях, сформировать субъектную позицию старшеклассни-
ка и будет способствовать комплексному решению задач личностного саморазвития молодого человека.
Теоретический анализ показал, что к настоящему времени в философии, психологии, педагогике накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы психолого-педаго-гического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении, однако, проблема пси-холого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении относится к числу недостаточно изученных, отсутствует единый подход к определению структуры данного процесса, остаются малоизученными вопросы педагогического потенциала профильного обучения в процессе саморазвития старшеклассника. В то же время теоретический анализ и мониторинг образовательного процесса в профильных общеобразовательных учреждениях в контексте обозначенной проблемы показывают наличие объективных условий, позволяющих сформулировать теоретико-методологические позиции в определении системы психолого-педагоги-ческого сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении.
Исходными при определении педагогического смысла понятия саморазвитие старшеклассника в профильном обучении послужили основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев), теории развития личности в процессе учебной деятельности (П. И. Пидкасистый, Н. М. Платонова, Т. И. Шамова); теории становления субъективности и саморазвития человека (В. И. Андреев, Е. И. Исаев, Б. М. Мастеров, В. Г. Рындак, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман), теория доминанты (А. А.Ухтомский).
Саморазвитие как закономерное изменение старшеклассника, в результате которого возникает качественно новое состояние личности и деятельности [3], рассматривается с позиций культурологической концепции личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревской [4]. Саморазвитие как вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов самопознания, самоактуализации личности приобретает особое значение в профильном обучении.
Саморазвитие, являясь диалектическим процессом, соединяет в себе длительную перспективу поиска смысла жизни и ежедневную работу над устранением собственных недостатков и изменением привычек. Этот процесс становится возможным, если
старшеклассник ощущает себя субъектом собственной жизнедеятельности.
Саморазвитие молодых людей в профильном обучении рассматривается как комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, включающий мотивационно-ценностный, оценочно-содержательный, рефлексивно-результативный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент определяется системой мотивов и содержит систему ценностных ориентаций растущего человека, отражающих степень осознанности стремления к саморазвитию и личностную значимость саморазвития. Оценочно-одержательный компонент содержит систему знаний и умений, приобретаемых в ходе освоения учебных предметов на базовом и профильном уровнях; уровнем притязаний старшеклассника; актуализацией потребности в саморазвитии. Рефлексивно-результативный компонент определяется развитием рефлексивного навыка; использованием полученных результатов для дальнейшего планирования деятельности по саморазвитию, способностью к самоуправлению.
Направление саморазвития человека задают векторы: биологический (школьник развивается по заложенной в нем биологической программе); социальный (воздействие социума); вектор потребностей (доминанты) [5] — временно господствующего очага возбуждения в центральной нервной системе. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты саморазвития личности имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности старшеклассника в продуктивных, творческих видах деятельности.
Профильное обучение базируется на личностно-ориентированном подходе как новой парадигме образования, реализует принцип субъектности и включения в учебное занятие методов актуализации субъектного опыта ребенка [6] как совокупности действий педагога, направленных на стимулирование желания ученика использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Педагогический потенциал профильного обучения в процессе саморазвития старшеклассника определяется как резерв объективно существующих возможностей системы профильного обучения по обеспечению саморазвития старшеклассника.
Его саморазвитию способствуют объективно существующие возможности системы профильного обучения: старшеклассник получает возможность участвовать в проектировании образовательного процесса посредством выбора уровня изучения предметов (базовый, профильный); определение профиля обучения осуществляется на основе индивидуальной работы с каждым в ходе предпрофильного обучения и взаимодействия с педагогами дополнительного образования; старшекласснику предлагаются элективные курсы развивающего, межпредметного характера, с использованием альтернативных систем оценивания (зачетная система, защита проектных работ, исследовательская деятельность с выходом на окружные и городские научно-практические конференции); осуществляется психологическое сопровождение процессов саморазвития на основе изучения склонностей и способностей, профессиональных и образовательных предпочтений детей и их родителей.
Особая организация образовательного процесса профильного обучения (взаимообусловленность лич-
ностно-ориентированного преподавания и личностно-значимого учения, интерпретация учебных предметов, преподаваемых на базовом и профильном уровнях, признание уникальности и неповторимости каждой личности, педагогическая поддержка процессов самости, воспитание долга и ответственности, переход от развития под воздействием извне к саморазвитию по внутреннему убеждению) позволяет старшекласснику реализовать себя в обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами, инициирует созидательную активность и безграничное развитие старшеклассника, стимулирует овладение знаниями и умениями, которые будут востребованы в будущем.
Теоретический анализ, анализ отечественного и зарубежного опыта профильного обучения и осуществления психолого-педагогического сопровождения позволили выявить педагогические условия, которые способствуют оптимизации образовательного процесса, творческому саморазвитию и сотворчеству ученика и педагога в профильном обучении:
— интеграция деятельности педагога, психолога и старшеклассника, обеспечивающей развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию молодых людей;
— формирование субъектной позиции старшеклассника, позволяющей ему выстраивать отношение к учебной деятельности и к самому себе в пространстве профильного обучения;
— обеспечение социального партнерства образовательных учреждений, учреждений культуры и производственных предприятий, способствующего социализации старшеклассника и накоплению опыта саморазвития.
В ходе исследования психолого-педагогическое сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении осуществлялось по напрвалениям:
• переориентация деятельности педагога с позиции назидателя на деятельность фасилитатора, для обеспечения успешного выбора ребенком профиля обучения, успешного освоения профильных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности;
• обеспечение активного участия педагогов и психологов в разработке и сопровождении программ образовательной деятельности;
• осуществление поиска и апробации форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, администрации в образовательных учреждениях всех типов и видов, объединение ресурсов школ и других учебных заведений.
• определение степени соответствия личного профессионального плана старшеклассника и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональный план, определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности;
• информационно-просветительская деятельность;
• профессиональные пробы и практики, которые предлагаются старшекласснику в виде практикумов, уроков технологии, включающие изучение многообразия мира профессий, рынка труда, приобретение опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
• расширение использования в образовательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями старшеклассника; тренингов личност-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.
Интеграция деятельности педагога, психолога и старшеклассника способствовала расширению представлений о целях образования, в число которых входят цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья; активному участию педагогов, психологов и ученика в разработке и сопровождении образовательных программ.
Формирование субъектного опыта старшеклассника, предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм; обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения способствовали развитию познавательной активности и осознанного учения старшеклассника, пониманию им необходимости качественных знаний и умений, получаемых в профильном обучении, повышению заинтересованности в освоении учебных предметов.
Результатом реализации механизмов социального партнерства явились формирование образа «Я» старшеклассника, определение им своего места в обществе, развитие умения старшеклассника выделять у себя положительные и отрицательные качества и формирование представлений о профессиональном росте как о способах самовыражения и самоутверждения.
Таким образом, саморазвитие как закономерное изменение старшеклассника, в результате которого возникает качественно новое состояние личности и
деятельности, приобретает особое значение в профильном обучении. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития человека в профильном обучении, основанное на осуществлении особого стиля взаимодействия (фасилитации), формирует его субъектную позицию и позволяет реализовать педагогический потенциал профильного обучения и отвечает потребностям современного общества в человеке как субъекте саморазвития.
Библиографический список
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / Минобразования РФ, РАО. М., 2002.
3. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: теория взаимодействия / Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 244с.
4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // педагогика. — 1997. - №4 — С. 11-17.
5. Ухтомский А.А. Собрание сочинений / А.А.Ух-томский. Л.: Изд-во ЛГУ. Т. 5: Обзорные и другие статьи — 1954. — 231 с.
6. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. — 1999. №3. — С. 39-47.
ИЛЬИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры общей педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.
© Ильина Л.Е.
Книжная полка
Косякин, Ю.В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения: монография / Ю.В. Косякин. — М. : РИЦ МГИУ, 2006. - 180 с. -ISBN 5-276-00868-Х.
В издании рассматриваются различные аспекты теории и практики обучения, призванные помочь начинающим преподавателям высшей школы — профессионалам в конкретных областях, преподающим в вузе, при освоении новой для них сферы деятельности — педагогики.
Книга предназначена для преподавателей и аспирантов вузов непедагогического профиля и тех, кто связан с процессом обучения в высшей школе, но не имеет специального педагогического образования. Будет полезна студентам-заочникам для приобретения ими знаний и опыта самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
УДК 37.02. ББК 74.202.
Зубарева, Н.П. Сокращенное профессиональное образование: особенности интеграции и качества подготовки специалистов: монография / Н.П. Зубарева; ред.: Г.А. Бокарева, А.В. Салихова. — Калининград : Изд-во БИЭФ, 2005. — 93 с. - ISBN 978-5-8002-0092-8.
Монография посвящена профессиональной подготовке в вузе выпускников колледжей и техникумов. Раскрыты педагогические условия ускорения академической непрерывной профессиональной подготовки специалистов, включающие интеграционные процессы в структуре педагогических целей, содержании, контролирующих функциях, в структуре дидактических принципов и технологий и направляющие педагогическую и учебную деятельность в учебных комплексах «колледж-вуз». Выделены критерии отбора содержания с учетом признаков по схожим элементам образовательных программ: разработана система поэтапного контроля и корректировки единого профориентированного процесса обучения в комплексе «колледж-вуз».
Для административных и научных работников, специализирующихся в области профессиональной педагогики, педагогов, аспирантов.
УДК 377.012.3. ББК 74.584.