КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 159.9.072
создание образовательной среды на предпрофильной ступени обучения: роль психолого-педагогического сопровождения
л.и. АКОВАНЦЕВА* Психологический институт РАО, Москва
Чаще всего школа в нашей стране была организацией с жестко заданными задачами и средствами их решения. Но и в этих рамках школы значительно отличались одна от другой способами организации своей деятельности. Так, выбор родителями школы для своего ребенка всегда был трудной проблемой. С одной стороны, все школы разные, в каждой по-своему строится та образовательная среда, в которой пребывают дети на протяжении всех лет обучения, а с другой - «человеку со стороны» (например, родителю) практически невозможно было получить какую-либо достоверную информацию о том, что представляет из себя конкретная школа, какие требования предъявляет к детям, как ребенок чувствует себя в ней.
В последние годы ситуация в школьном образовании изменилась радикально. Школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, появилось много различных типов школ, возросло число специфических внутренних задач, которые смогла ставить и решать каждая конкретная школа.
В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы - эмоционального кли-
© Акованцева Л.И., 2009
* Для корреспонденции:
Акованцева Людмила Ивановна научный сотрудник ПИ РАО, Москва. педагог-психолог ГОУ СОШ № 1323. Тел.: 8-903-966-96-72 E-mail: [email protected]
мата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «срезом общества».
С точки зрения американских исследователей, более значимыми факторами школьной эффективности выступают организационный фактор, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержка автономной инициативы учителей администрацией школы.
Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимо-полагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав». В.п. лебедева, В.А. орлов и В.и. панов, также связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируют свое внимание на технологическом уровне ее
реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В. Давыдовым:
- каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
- обучение организовано на основе ведущей деятельности;
- продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;
- в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.
Образовательная среда представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной деятельности в сфере образования. В основе этой деятельности - согласованные потребности участвующих в ней субъектов, цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами благодаря осваиваемым механизмам культуры. Это определяет целесообразность использования пространственных представлений в образовании.
образовательная среда - это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов. Школа, в которой удается создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
одним из актуальных аспектов психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям (поддерживающей) и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.
Основополагающими характеристиками психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника в профильном обучении являются: организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики индивидуального развития старшеклассника; стимулирование осознания старшеклассником перспектив своего развития в условиях меняющегося внешнего мира; рост профессионального мастерства педагогов; оказание помощи старшекласснику в принятии им меры ответственности при осуществлении личностных выборов.
Принципиально важно, чтобы учащиеся сами включались в решение своих образовательных и социокультурных проблем посредством выработки, с помощью педагогов, собственной индивидуальной образовательной траектории. В ходе ин-териоризации образовательной среды элементы объективного образовательного пространства опредмечиваются, выборочно включаясь в образовательное пространство субъекта, что необходимо для процесса развития личности. Расширение образовательного пространства субъекта ведет к изменению границ его компетенции и как следствие - к принятию на себя большей ответственности.
особая организация среды обеспечивает оптимизацию ее влияния на личность. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог, родитель), выполняет систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.
средовой подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка. Отдельные теоретики средового подхода предлагают в деятельности педагога сместить акцент с активного взаимодействия с ребенком в область формирования обучающей среды, способствующей его самообучению и саморазвитию (сергеев с.В.).
Создание образовательной среды на предпрофильной ступени обучения
Л.И. Акованцева
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность локальных сред, обеспечивающих ребенку познание и развитие; основным элементом образовательной среды выступает средовой ресурс, представленный в виде средовых влияний и средовых условий.
Важность проблемы психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника на профильной ступени обусловлена потребностью современного общества в человеке как субъекте саморазвития, способном самостоятельно ставить и решать задачи на самоизменение.
В основе эффективного профессионального развития любого человека (в современной ситуации - начиная с выбора профиля в средней школе) лежит непрерывное и целенаправленное личностное развитие, постоянное стремление к повышению уровня самосознания. Говоря о профессиональном и личностном развитии школьника, важно подчеркивать особую важность позиции взрослого, принимающего участие и содействующего этому процессу, - позиции педагогов, родителей. Поэтому работу целесообразно проводить одновременно:
а) создание информационного поля, необходимого для ориентации в современ-
ном рынке труда и образовательных услуг, системе учреждений и организаций, способных содействовать профессионализации личности;
б) создание условий для самопознания школьников, осознанного планирования своего жизненного пути, развития у них интегральных характеристик личности;
в) содействие формированию у педагогов и родителей позиции саморазвивающегося взрослого, содействующего личностному и профессиональному развитию учащегося.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения старшеклассника обеспечивается совокупностью педагогических условий: осуществление лич-ностно ориентированного преподавания профиль-ных дисциплин, которое способствует развитию, саморазвитию и продуктивной самореализации старшеклассника; обеспечение субъектной позиции старшеклассника, осуществляющей возможность усложнения содержания образования и управления своим дальнейшим развитием; использование диалоговых методов, форм и средств, включающее в себя развитие социального партнерства и усиление позитивного влияния образования на социум.