Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОНИТОРИНГ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Виктор Михайлович, Твердякова Любовь Васильевна

В статье приводятся данные об ухудшении здоровья детей школьного возраста в Российской Федерации, поэтому оценка рисков образовательной среды является актуальной задачей. Одним из конкретных шагов в этом направлении является создание комфортной и психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем создания определенных социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса. Авторы статьи изучили влияния психолого-педагогического сопровождения рисков на здоровье учащихся в современной образовательной среде на примере МБОУ лицей №15 и МБОУ лицей №35 г. Ставрополя и предложили ряд мероприятий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов Виктор Михайлович, Твердякова Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE RISKS OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article provides data on the deterioration of the health of school-age children in the Russian Federation, therefore, risk assessment of the educational environment is an urgent task. One of the concrete steps in this direction is to create a comfortable and psychologically healthy educational environment for children and adolescents by creating certain socio-psychological conditions with mandatory psychological and pedagogical support of the educational process. The authors of the article studied the impact of psychological and pedagogical support of risks on the health of students in the modern educational environment on the example of MBOU Lyceum №15 and MBOU Lyceum №35. Stavropol and offered a number of activities that contribute to the full-fledged mental and personal development of the student.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Педагогика

УДК 37.032.5:373.037

доктор сельскохозяйственных наук, профессор Иванов Виктор Михайлович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат биологических наук, доцент Твердякова Любовь Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

Аннотация. В статье приводятся данные об ухудшении здоровья детей школьного возраста в Российской Федерации, поэтому оценка рисков образовательной среды является актуальной задачей. Одним из конкретных шагов в этом направлении является создание комфортной и психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем создания определенных социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса. Авторы статьи изучили влияния психолого-педагогического сопровождения рисков на здоровье учащихся в современной образовательной среде на примере МБОУ лицей №15 и МБОУ лицей №35 г. Ставрополя и предложили ряд мероприятий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию учащегося.

Ключевые слова: риски, сопровождение, здоровье, образовательная среда, мониторинг, программа.

Annotation. The article provides data on the deterioration of the health of school-age children in the Russian Federation, therefore, risk assessment of the educational environment is an urgent task. One of the concrete steps in this direction is to create a comfortable and psychologically healthy educational environment for children and adolescents by creating certain socio-psychological conditions with mandatory psychological and pedagogical support of the educational process. The authors of the article studied the impact of psychological and pedagogical support of risks on the health of students in the modern educational environment on the example of MBOU Lyceum №15 and MBOU Lyceum №35. Stavropol and offered a number of activities that contribute to the full-fledged mental and personal development of the student.

Key words: risks, support, health, educational environment, monitoring, program.

Введение. В последние годы увеличилась неопределённость психологической ситуации в образовательных учреждениях, так как они приобрели определенную свободу и самостоятельность в выборе авторских программ, современных педагогических технологий, форм организации учебного процесса. При этом наблюдается регресс показателей здоровья детей, рост детской преступности, увеличение количества плохо адаптированных детей с различными проблемами (отклонениями в развитии и поведении, трудностями в обучении, дефектами в области мотивация и др.) [1, 151.

По мнению специалистов научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и молодёжи, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

- существенное уменьшение количества абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10-12%);

- быстрый рост количества функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые фиксируются более чем у 50-60% студентов;

- резкое увеличение процента патологий пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей и другие.

Следовательно, оценка опасности образовательной среды, сегодня является одной из актуальных задач, которая должна решаться в режиме реального времени и в реальной ситуации. Образовательная среда подразумевает систему педагогических и психологических условий и воздействий, создающих возможность для выявления личностью своих интересов и способностей в соответствии со своими природными задатками и требованиями возрастной социализации. Важной задачей психологов в этой связи является, прежде всего, создание в образовательной среде условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка [51.

Школа, представляющая собой социальную среду, в которой дети проводят значительную часть своего времени, часто создаёт для них психологические трудности. По данным конференции ВОЗ, для многих детей школа является причиной основных четырех групп проблем (рисков) [3, 91.

Первая группа рисков связана с поступлением детей в школу, с переходом от игры к работе, от семьи к коллективу, от несвободной деятельности к учебной дисциплине. В это же время степень трудностей адаптации ребёнка к школе зависит от того, как он был подготовлен к школе.

Вторая группа рисков заключается в том, что школьник должен адаптироваться к давлению, которое на него оказывают требования образовательного процесса. Стоит отметить, что давление родителей, учителей и одноклассников тем сильнее, чем более сформировано общество и осознание необходимости образования.

Третья группа рисков зависит от научно-технического прогресса общества, требующего усложнения образовательных программ, компьютеризации образования, которые, в свою очередь, резко увеличивают трудности усвоения школьных знаний.

Четвёртая группа рисков определяется конкурентностью учебного процесса, который связан с ориентацией учеников на высокие результаты в школе. У отстающих детей, в связи с этим может развиться пораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они принимают на себя роль неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что тормозит их дальнейшее развитие и повышает риск психосоматических расстройств [111.

В списках опасностей образовательной среды значительное место занимают профессионально-педагогические риски, которые могут увеличить или уменьшить любой другой существующий или возможный риск. К числу педагогических рисков относятся: проблемы психологического характера; проблемы социального характера; проблемы взаимоотношений с другими людьми; проблемы, связанные с выполнением профессиональной деятельности [8, 101.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослого, взаимодействующего с ребёнком в школьной среде. Ребёнок, который приходит в учебное заведение и погружается в образовательную среду, решает свои определённые задачи, осознаёт цели интеллектуального и личного развития, социализации и воспитания. Сопровождающая работа близких ему взрослых нацелена на создание оптимальных социально-психологических условий для его эффективного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, который сопровождает ребёнка вместе с учителем в школе, может, с одной стороны, помочь ему получить от этого максимально, использовать возможности, которые предоставляются для обучения и развития,

а с другой - адаптировать индивидуальные особенности, к условиям школьной жизни, заданным извне [13, 14]. Именно поэтому, основной задачей психолого-педагогического сопровождения является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Основными видами работ по психолого-педагогическому сопровождению являются: диагностика, консультация, опытно-конструкторская работа, коррекционная работа, психологическое образование и воспитание; экспертиза образовательной среды [7, 12].

Целью исследования было изучение влияния психолого-педагогического сопровождения рисков на здоровье учащихся в современной образовательной среде на примере МБОУ лицей № 15 и МБОУ лицей № 35 г. Ставрополя.

Цель исследования включает в себя решение следующих задач:

- оценить уровень физического развития учащихся;

- изучить виды хронических заболеваний детей;

- проанализировать данные функциональной готовности школьников;

- изучить параметры психофизиологического здоровья детей;

- определить умственную работоспособность детей;

- изучение различных психоэмоциональных состояний школьников;

- предложить меры по улучшению физического здоровья детей.

При оценке физического развития учащихся в данных общеобразовательных учреждениях были установлены случаи возрастных отклонений данного показателя: что составило в 5-6 классах в среднем 13,5 %; в 9-10 классах - 8,7%. В массе учеников начальных классов (11-12 лет) задержка роста выявляется в 4,3% случаев. Они также имеют дефицит массы тела в 10,5% случаев. Избыточное ожирение у детей 5-6 классов выявлено в 8,3% случаев. Результаты исследования подтвердили, что дисгармония связана с функциональными отклонениями в состоянии здоровья детей и их хроническими заболеваниями. Антропометрические измерения позволяют вовремя выявить задержку роста и отсутствие прибавки в весе, которые являются ранними признаками нарушения режима работы и отдыха.

Распределение детей по группам здоровья выявило у них ряд отрицательных изменений:

- значительное уменьшение количества совершенно здоровых детей первой группы здоровья (10-12% среди обследованных);

- увеличение количества функциональных нарушений (II группа) и хронических заболеваний (III группа): от 45 до 50% школьников 10-11 лет и более 60% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями;

- в структуре хронической патологии ведущее место занимают: 1-е место - заболевания опорно-двигательного аппарата; 2-е место - заболевания органов чувств и нервной системы, а также органов дыхания; 3-е место - заболевания сердечной и пищеварительной систем;

- многие учащиеся одновременно имеют несколько диагнозов: в 4-5 классах в среднем 2 диагноза, старшеклассники в возрасте 16-18 лет - 2-3 диагноза;

- 7-9% детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (V группа здоровья); они учатся наряду с нормальными детьми, однако имеют в анамнезе функциональные нарушения и хронические заболевания.

При изучении хронических заболеваний, было обнаружено, что к наиболее распространенным заболеваниям в образовательных учреждениях относятся: заболевания опорно-двигательного аппарата (29,3%); ЛОР - заболевания и болезни органов дыхания (27,2%); заболевания органов чувств и нервной системы (19,5%); сердечно-сосудистая система (11,0%); органы пищеварения (8,2%); эндокринная система (2,8%); почки (2,0%).

При рассмотрении общей структуры патологии у детей и подростков особое внимание было обращено на высокую степень соматических нарушений (кифоз, сколиоз, недостаточное физиологическое сгибание) и другие отклонения опорно-двигательного аппарата (изменения свода стопы I, II, III степени, последствия травм и переломов). Есть заболевания ЛОР-органов, нарушения зрения (миопия различной степени), патологии сердечно-сосудистой системы (систолический шум, сердечная аритмия, вегетативно-сосудистая дистония). Нарушения внешней анатомии и морфо-функциональности, эндогенные факторы и неправильное питание, могут являться следствием повышенной учебной нагрузки, игнорирования гигиенических правил двигательной активности учащихся.

Для необходимой профилактики сосудистых заболеваний, патологии почек важно исследование артериального давления, которое может значительно измениться в динамике учебного дня (в результате чрезмерных умственных и физических нагрузок, употребления соли или большого количества сладкого). Отмечается значительная распространенность артериальной гипертензии у старшеклассников с углубленным изучением отдельных школьных дисциплин. В первую очередь, это связано с неоправданно большими эмоциональными и физическими нагрузками, которые не компенсируются адекватными восстановительными мероприятиями. Именно поэтому, на базе инновационного образовательного учреждения необходимо контролировать оптимизацию абсолютно всех нагрузок по объёму и интенсивности, серьезной оценки вопросов восстановительного характера после проведения массовых образовательных (олимпиады, научно-практические конференции) и спортивных мероприятий [2, 4].

У детей с возрастом также изменяется жизненная ёмкость легких (ЖЁЛ), которая зависит от пола, степени развития грудной и дыхательной мускулатуры. За нижними пределами ЖЁЛ, оцениваемыми по 1-2 баллам индекса Скибинского, увеличивается опасность нежелательного приспособления и даже срыва адаптационного процесса (оценка АП 1-2 балла). Стойкий спад является одним из признаков перенапряжения или возможного заболевания. ЖЁЛ увеличивается по мере тренировки организма. Также была установлена взаимосвязь между ВЭЛ и выносливостью, общей работоспособностью и устойчивостью к различным заболеваниям.

Для того, чтобы определить психофизиологическое здоровье (ПРК) учащиеся изучали различные параметры: объём внимания и зрительной кратковременной произвольной памяти по общепринятым методикам; выраженность нервных процессов и их функций (изменения в пробе Ильина). ПФЗ относится к нормальному функционированию мозга, которое отражается в индивидуальных характеристиках восприятия, внимания, памяти и мышления в зависимости от характеристик нервной системы.

Таким образом, знание функционирования нервных процессов и их проявлений в образовательной среде позволяет предвидеть, в каких школьных ситуациях эти изменения будут проявляться благоприятно по отношению к достижению успеха или, наоборот, будут препятствовать ему. От наличия типов нервной системы учащиеся по-разному ведут себя в разные моменты учебной деятельности (экзамен, контрольная работа). Учителю должен знать типологические особенности детей и подростков с целью реализации индивидуального подхода к обучению.

Хорошо известно, что объём внимания учащихся увеличивается с 5-го по 7-й класс. Средний балл составляет 2,4; 2,5 и 2,6 соответственно, что указывает на средне-высокий уровень. Несмотря на хорошую общую успеваемость по результатам наших исследований, есть ученики, которые имеют ниже среднего, то есть, менее 1,6 балла. Среди 5-х классов такие учащиеся составляют 23,0%. К 7-му классу их количество уменьшается и становится равным 14,0%. Достоверно меньше

учащихся было выявлено с высоким ОВ: 5-й класс - 5,0%, 7класс - 9,0%. К 8-9 классам ОВ снижается: количество учащихся с высокими значениями не превышает 7,0%, а 30,0% имеют низкий уровень ОВ. Среди обучающих в старших классах 25,0% имели высокий уровень, а 6,0% - низкий. Без достаточного внимания к учащимся их обучение становится невозможным. В возрасте 7-11 лет появляется возможность произвольно сосредотачиваться на неинтересных вещах, хотя непроизвольное внимание все ещё доминирует, внешние впечатления сильно отвлекают, в частности концентрации на сложном материале. В это время внимание объясняется невысоким объёмом устойчивости (до 20 минут, а у подростков - до 45-50 минут). А также, в 6-8 лет затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение. В 11-15 лет во время пубертатного периода внимание становится более рассеянным, вследствие чего, детям сложно сосредоточиться на учебном материале.

В 15-17 лет, когда личность стабилизируется, перед полной зрелостью, основным направлением становится профессиональное и личностное самоопределение. В подобный период внимание также достигает своего максимального уровня, сосредоточиваясь на вопросах личной и профессиональной сферах.

Результаты выполненных исследования показали, что величина кратковременной зрительной памяти (ОП) у учащихся 5-11 классов находился в пределах средних значений. В 5-7 классах ОП составил 1,4-2,1 балла. В то же время, были выявлены лица с высоким уровнем ОП (2,6-2,9 балла), их было немного - 8,0%. Достоверно выявлено больше лицеистов с низким уровнем ОП (0,8-0,9 балла) - 38,0%. В подростковом возрасте от 11 до 15 лет, совпадающем с кризисом полового созревания, из-за изменчивости настроения, эмоциональная сфера становится неустойчивой. Из-за отвлечения внимания лицеистов, они периодически страдают как от запоминания, так и от воспроизведения. Старший школьный возраст, или ранняя юность (от 15 до 17 лет), характеризуется общей стабилизацией личности и памяти на фоне ее непрерывного развития.

Благодаря корректурным таблицам Анфимова определялся объём выполненной работы, что способствовало определению умственной работоспособности студентов (УР). В 5-7 классах СД соответствовал 2,7-2,8 балла, а состав учащихся с низким уровнем было небольшим - 8,0-9,0 %. 35,0% учащихся показали высокий уровень успеваемости (2,6-3,0 балла). К 8-му классу объём выполняемой работы увеличивается, учащихся с низким УР в этих классах было всего 4,0-5,0%. Гораздо больше детей имели высокий УР - (48,0%). Все изученные показатели психофизиологического здоровья были тесно связаны с силой и подвижностью нервной системы (НС). Выявлено, что среди учеников 5-9 классов преобладали средний и средне-слабый типы НС, что соответствует 1,2-2,5 балла. Количество учащихся со слабой НС снизилось с 5 по 9 класс с 21,0% до 6,0%. В 10 и 11 классах значительное большее количество учащихся имели типы НС средний и средне классный, слабый тип среди учащихся этого возраста не выявлен. Изучение подвижности нервных процессов показало, что наибольшие изменения нервных процессов характерны для учащихся 7-8 классов. Средний балл соответствовал 2,5-2,8. У 7,0-9,0% школьников этого возраста выявлено снижение подвижности нервных процессов, что позволило охарактеризовать их НС как инертные. Подвижность нервных процессов у учащихся 9-11 классов была ниже (2,1-2,6 балла). 12,0% имели высокую подвижность нервных процессов, 4,6% - низкую подвижность нервных процессов. Суммарный показатель психического здоровья учащихся находился в пределах средних значений и увеличивался с 5 по 11 класс, незначительно снижаясь в 8 и 9 классах.

Также оценивались различные психические и эмоциональные состояния детей: личностная и реактивная тревожность, стрессоустойчивость, самочувствие, активность, настроение. Наибольшие нарушения в этом аспекте здоровья отмечены у учащихся 5, 8 и 9 классов. Данная категория детей характеризуется: повышенным уровнем тревожности, сниженной стрессоустойчивостью, не всегда адекватной самооценкой по тесту САН. Факторами риска в образовательных учреждениях являются низкий уровень социально-практических навыков обучающихся, а также их личностные особенности; отсутствие системы профилактики психологического здоровья обучающихся.

Выводы. Таким образом, для успешного психолого-педагогического сопровождения рисков в современной образовательной среде необходимо:

1. Осуществлять мониторинг состояния здоровья обучающихся, что позволяет оценивать и оперативно выявлять результаты воздействия опасных факторов.

2. Организовать реабилитационные центры, оснащенные новейшим физиотерапевтическим оборудованием, для проведения различных оздоровительных мероприятий.

3. Проводить воспитательную и коррекционную деятельность со всеми субъектами образовательного процесса.

4. Организовать психологическое сопровождение дополнительных образовательных программ.

5. Обеспечить развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов.

6. Создать систему профессионального отбора педагогов.

Литература:

1. Анисимова, Н.В. Использование показателей медико-психолого-педагогического отбора при поступлении в общеобразовательные учреждения различного типа / Н.В. Анисимова, Л.Н. Савина, И.Н. Сахарова // Учитель ХХ1 века: роль педагогического образования в формировании новой экономики России: монография. - Пенза: Государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. - 2009. - С. 71-75.

2. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников: И.А. Баева // Экопсихологические исследования. Сборник материалов 5-й Всероссийской конференции по экологической психологии (Москва, 26-27 ноября 2008 г.) / Под ред. В.И. Панова. - М.: ПИ РАО, 2009. - С. 352.

3. Големанова, Е.Н. Комплексная модель оценки риска социокультурной образовательной среды школы / Е.Н. Големанова, Р.И. Баянов // Письма к выпуску.Оффлайн, 2020 год. - №7. - С. 286.

4. Иванченко, И.В. Методика диагностики рисков образовательной среды / И.В. Иванченко, Е.И. Пилюгина, Е.В. Шелпова, В.А. Петков, Д.А. Романов // Вестник Адыгейского государственного университета., 2018. - № 3 (223). -С. 45-50.

5. Корлякова, С.Г. Психологическое здоровье педагогов в условиях профессиональных рисков современной образовательной среды / С.Г. Корлякова, Е. Н.Францева // Проблемы современного педагогического образования, 2020. -№ 68-2. - С. 425-428.

6. Кочеров, А.В. Агрессивное поведение подростков как фактор риска психологической безопасности образовательной среды / А.В. Кочеров // Инновационное развитие, 2018. - № 1 (18). - С. 87-90.

7. Куликова, Т.И. Риски и угрозы психологической безопасности студентов в поликультурной образовательной среде / Т.И. Куликова, К. Шалагинова // Научный потенциал, 2020. - № 1 (28). - С. 41-44.

8. Лактионова, Е.Б. Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования / под ред. В.И. Панова. - М.: ПИ РАО, 2009. - С. 203-204.

9. Лялюк, А.В. Типология и классификация факторов риска образовательной среды / А.В. Лялюк, И.В. Груздова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта., 2018. - № 11 (165). - С. 194-198.

10. Лялюк, А.В. Уровни риска психолого-педагогической безопасности образовательной среды и личности студента / А.В. Лялюк // Новосибирский государственный университет, 2019. - С. 45-52.

11. Малышенко, А.В. Социально-психологические риски в образовательной среде / А.В. Малышенко // Вестник науки, 2020. - Т. 2. - № 12 (33). - С. 174-177.

12. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению студентов в образовательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 28-51-513/16 // Образование школьников, 2004. - №5. - С. 2-9.

13. Саньковский, М.О. Поликультурная образовательная среда: перспективы и риски в современных условиях / О.М. Саньковский // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2020. - Т. 3. - С. 124-127.

14. Сетько, А.Г. Особенности нервно-психического статуса и качества жизни детей и подростков в результате воздействия факторов риска образовательной среды / А.Г. Сетько, Е.А. Терехова, А.В. Тюрин, М.М. Мокеева // Анализ риска здоровью, 2018. - № 2. - С. 62-69.

15. Соколова, Н.А. Конфликты в образовательной среде как источник социальных рисков / Н.А. Соколова // Вестник "Орлеу" - кст, 2017. - № 4 (18). - С. 19-21.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); старший преподаватель Волков Павел Юрьевич ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул); учитель физической культуры, студент Бобров Андрей Дмитриевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ И ПУТИ ИХ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено актуальной проблеме, связанной с подготовкой бакалавров к государственной итоговой аттестации. Согласно «Федеральному закону об образовании в Российской Федерации» основной формой проверки уровня подготовленности выпускников выступает публичная защита выпускной квалификационной работы, а также сдача государственного экзамена. В нашей работе предметом исследования выступает подготовка обучающихся к написанию и защите выпускной квалификационной работы (в дальнейшем - ВКР). ВКР представляет собой комплексную самостоятельную исследовательскую работу, в процессе выполнения которой обучающийся решает актуальные практические задачи, связанные со сферой будущей профессиональной деятельности. Работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями, установленными в конкретной образовательной организации. В статье представлен теоретический и практический аспект организации процесса подготовки бакалавров к написанию ВКР на примере Института физической культуры и спорта. Авторами анализируется имеющаяся система подготовки в вузе к написанию выпускных работ, включающая несколько направлений. Это прежде всего, пропедевтическая работа на учебных предметах, научно-исследовательская деятельность студентов, педагогическая практика и работа с научным руководителем. Рассматриваются сопутствующие возможности подготовки студентов к итоговой аттестации в рамках учебного процесса. На основе системного подхода представлен проблемный анализ типичных ошибок, встречающихся на различных этапах подготовки ВКР. Представлены результаты анкетного опроса по выявлению трудностей студентов в написании ВКР. Членами государственной аттестационной комиссии выделены ошибки, встречающиеся в процессе публичной защиты. Предлагаются возможные пути, направленные на оптимизацию процесса подготовки. Особое внимание уделяется значимости работы в системе обнаружения текстовых заимствований «Антиплагиат». Статья может представлять интерес обучающимся высших учебных заведений, преподавателям, научным руководителям, а также всем лицам, в сферу интересов которых входит написание и защита ВКР.

Ключевые слова: образовательный процесс, обучающиеся, выпускная квалификационная работа, исследование, итоговая аттестация, типичные ошибки.

Annotation. This study is devoted to an urgent problem related to the preparation of bachelors for the state final certification. According to the "Federal Law on Education in the Russian Federation", the main form of checking the level of preparedness of graduates is the public defense of the final qualifying work, as well as passing the state exam. In our work, the subject of the study is the preparation of students for writing and defending the final qualifying work (hereinafter - the WRC). The WRC is a complex independent research work, in the course of which the student solves actual practical tasks related to the field of future professional activity. The work must be performed in accordance with the requirements established in a particular educational organization. The article presents the theoretical and practical aspect of the organization of the process of preparing bachelors to write a WRC on the example of the Institute of Physical Culture and Sports. The authors analyze the existing system of preparation at the university for writing graduation papers, which includes several directions. These are, first of all, propaedeutic work on academic subjects, research activities of students, pedagogical practice and work with a supervisor. The accompanying possibilities of preparing students for final certification within the framework of the educational process are considered. Based on a systematic approach, a problem analysis of typical errors encountered at various stages of the preparation of the WRC is presented. The results of a questionnaire survey to identify the difficulties of students in writing the WRC are presented. The members of the state attestation commission highlighted the errors encountered in the process of public defense. Possible ways aimed at optimizing the preparation process are proposed. Special attention is paid to the importance of work in the system of detecting text borrowings "Anti-Plagiarism". The article may be of interest to students of higher educational institutions, teachers, scientific supervisors, as well as to all persons whose sphere of interests includes writing and defending the WRC.

Keywords: educational process, students, final qualifying work, research, final certification, typical mistakes.

Введение. Завершающим этапом государственной итоговой аттестации является защита ВКР бакалавра. Целью подготовки ВКР выступает систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных в рамках учебного плана, закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы. Работа должна свидетельствовать о степени готовности выпускника к будущей практической деятельности. Государственная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.