33
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
The article presents the features of the implementation of inclusive education at the Centre for extended day, created in the Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evseveva how a single innovative structural divisions of Mordovia base of teacher education.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование,
Мордовский базовый центр педагогического образования, психолого-педагогическое сопровождение, Центр продленного дня.
Keywords: children with disabilities, inclusive education, Mordovian basic teacher education center, psychological-pedagogical support, the Center extended day.
Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
В настоящее время высшее профессиональное образование претерпевает кардинальные системные и структурные преобразования, связанные
с переосмыслением парадигмы профессиональнопедагогического образования и ориентацией на инновационное развитие. Следует отметить, что в последние годы инновационные процессы активно реализуются в ФГБОУ ВПО «Мордовский
государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (МордГПИ), который стал
единственным педагогическим вузом, получившим государственную поддержку на развитие инновационной инфраструктуры в рамках реализации программы «Мордовский базовый центр педагогического образования» (МБЦПО)
(Постановление Правительства РФ № 219 от 9 апреля 2010 г.). Все это способствует развитию вуза за счет расширения спектра действующих инновационных подразделений [7]. Идея его становления заключается в объединение субъектов образования с ориентацией на профессиональную принадлежность, что обеспечивает эффективное взаимодействие образования, научных исследований и инноваций с учетом особенностей развития региона [8]. Сегодня в структуре МБЦПО функционируют такие инновационные подразделения как Научнообразовательные центры («Гуманитарные науки и образование» и «Естественнонаучное образование»), Научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории (например, «Научно-исследовательская лаборатория цифровой микроскопии»; «Научно -методическое обеспечение профилактики
экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» и др.), Научно-практические центры («Акмеологический центр», «Ресурсный центр интегрированного образования», «Центр физической культуры и здорового образа жизни», «Центр художественного образования», «Центр продленного дня» и др.), «Малая Школьная Академия» (объединяет 5 учебно-исследовательских школ), Научно-образовательный комплекс, Малые инновационные предприятия (ООО «Новые возможности» и ООО «Универсал») [8].
Одним из самых значимых и перспективных структурных подразделений МБЦПО является Центр продленного дня (ЦПД), который посещают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Данный Центр является одновременно и научно -экспериментальной площадкой, позволяющий
реализовывать фундаментальные и прикладные научные исследования профессорско-
преподавательскому составу вуза, а также молодым исследователям - докторантам, аспирантам, магистрам, бакалаврам и специалистам. На его базе проводятся семинары, консультации для педагогов дополнительного образования, воспитателей
дошкольных образовательных организаций и индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе - для детей с ОВЗ. Директор данного Центра, Н.В. Винокурова, отмечает, что он является одной из экспериментальных площадок, позволяющая
реализовать инновационные и прикладные научные исследования сотрудников и студентов института в практике обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста; организовать педагогическую и преддипломную практики студентов; проводить семинары, оказать дополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи или лиц, несущих ответственность за ребенка [1].
Важным направлением деятельности центра является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей с ОВЗ. ЦПД обеспечивает ту коррекционно-развивающую образовательную среду, которая позволяет ребенку с ОВЗ преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности, что способствует успешной адаптации их в современное общество и т.д.
Сегодня в условиях реализации нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), который законодательно закрепил право детей указанных категорий на получение доступного образования, востребованность услуг специалистов, призванных оказать помощь, содействие в решении социально-значимой проблемы - проблемы эффективного обучения и воспитания данных детей, возрастает. В Центре работает служба психологопедагогического сопровождения развития ребенка, задача, которой помочь детям, имеющим особенности в развитии, испытывающим трудности в обучении. В составе данной службы - учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Основные направления деятельности специалистов могут быть представлены следующим образом: диагностическое, обеспечивающее проведение диагностики, данные которой необходимы для построения индивидуальной коррекционноразвивающей программы; коррекционное - сенсорное и сенсомоторное, умственное развитие,
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
34
формирование представлений об окружающем мире и развитие речи, подготовка к восприятию учебного материала, формирование учебных умений и навыков, нормализация ведущей деятельности возраста; консультативно-просветительское и
профилактическое - оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, предупреждение возможных трудностей в обучении. Таким образом, вся структурная организация центра является базой для организации образовательного процесса в МордГПИ, способствующей интеграции науки и практики.
Как отмечает, Н. В. Винокурова, для осуществления учебно-воспитательного процесса здесь имеются все необходимые материальнотехнические условия: коррекционно-развивающая
образовательная среда для школьников; компьютерный класс, сенсорная комната; спортивный зал. Коллективом Центра используются современные инновационные технологии в образовании: игровые, здоровьесберегающие, информационные [2]. Таким образом, в Центре имеется вся необходимая материально-техническая база, благодаря которой создаются условия для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
Итак, проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в учебновоспитательном процессе образовательных организаций различных видов является важной и значимой. В России проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ становится особо острой в связи с принятием в декабре 2012 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В данном документе впервые определяется понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как «... обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9].
Инклюзивное образование предполагает реформирование системы образования, ее качественную перестройку, одним из направлений которой должно стать создание различного рода условий для совместного обучения лиц разных категорий - нормативно-правовых, финансовых, организационных, кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических и других. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» определяются условия, обеспечивающие получение качественного образования лицами с ОВЗ, а именно: использование адаптированных общеобразовательных программам; организация обучения детей с ОВЗ в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования; предоставление услуг ассистента (помощника); проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [9].
Нами предприняты попытки реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ на базе ЦПД. Разработана и апробирована 1. Модель «успешно адаптирующегося ребенка с ОВЗ», включающая следующие компоненты: личностный (уверенность, адекватная самооценка, эмоциональное благополучие, что проявляется в отношении ребенка к посещению дошкольной организации, к учебной деятельности, к самому себе) [6]; академический (элементарные представления о себе и об окружающем мире, математические представления, элементарные основы грамматики, обеспечивающие ребенку с ОВЗ успешность включения в окружающую социокультурную среду) [3]; жизненный (общеучебные, коммуникативные, социальнобытовые умения и навыки, необходимые ребенку в обыденной жизни) [5]. 2. Модель взаимодействия специалистов психолого-педагогического
сопровождения адаптации детей с ОВЗ, которая представляет собой многоуровневое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов: целевой,
содержательный, процессуальный и оценочнорезультативный [4]. Данные модели, реализующие психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, послужили основой для проектирования образовательного процесса ЦПД.
Таким образом, можно говорить, что ЦПД рассматривается как, во-первых, как научноэкспериментальная площадка, позволяющая
апробировать инновационные технологии
коррекционно-развивающей среды обучения и воспитания ребенка, в том числе с ОВЗ; во-вторых, как учебно-производственная площадка,
позволяющая формировать профессиональнопедагогические компетенции будущих педагогов; в-третьих, как площадка для оказания услуг воспитательно-образовательного характера
дошкольникам и младшим школьникам, в том числе с ОВЗ. Нами раскрыта реализация инклюзивного образования на примере деятельности ЦПД - одного из инновационных структурных подразделений МБЦПО. Апробация представленных нами моделей в системе образования способствовала успешной адаптации и социализации ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Список литературы:
1. Винокурова, Н. В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога вузов / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 46-48.
2. Винокурова, Н. В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2. - С. 14-16.
35
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. Ежовкина, Е. В. Диагностика сформированное™ академического компонента успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. - 2013. - № 6(37).- С. 227-232.
4. Ежовкина, Е. В. Моделирование процесса взаимодействия специалистов педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного гуманитарно-ориентированного центра образования / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. -2013. - № 3(34). - С. 234-240.
5. Ежовкина, Е. В. Особенности жизненного компонента успешно адаптирующегося ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. -2013. -№ 6(37). - С. 220-226.
6. Ежовкина, Е. В. Особенности личностного компонента успешно адаптирующегося ребенка с
ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Ежовкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - №4 (20) - С. 25-31.
7. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. -С. 9-12.
8. Рябова, Н. В. Мордовский базовый центр базового образования как инновационное структурное подразделение института / Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 41-45.
9. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Сафонов Сергей Валентинович,
учитель биологии ГУ «Дмитриевская ООШ» Успенского района Павлодарской области Остапенко Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы, ГУ «СОШ№ 29 г. Павлодара»
"Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово»
Бахтин М.М.
АННОТАЦИЯ
На современном этапе обучения в школах, усвоение знаний учащимися происходит без глубокого понимания предмета, и как следствие - неумение использовать данные знания вне учебной деятельности.
Цель исследования: показать важность диалогического обучения в формировании компетентностной личности.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- апробировать новые подходы в преподавании в плане диалогового обучения, в двух разных школах и разных дисциплинах - гуманитарной и естественной, показать влияние диалога на развитие таких качеств, как коммуникативность и мотивированность в процессе обучения;
- научить учащихся работать в группах и в парах для сотрудничества и взаимопомощи;
- провести диагностику и отследить изменения.
Объектами были выбраны предметы: биология в 8 классе и русский язык в 7 классе.
ABSTRAC
At the present stage of training at schools, assimilation of knowledge by pupils happens without deep understanding of a subject, and as a result - inability to use this knowledge out of educational activity.
Research objective: to show importance of dialogical training in formation of the competence-based personality.
Tasks:
- to study literature on a research subject;
- to approve new approaches in teaching in respect of dialogue training, at two different schools and different disciplines - humanitarian and natural, to show influence of dialogue on development of such qualities as communicativeness and motivation in the course of training;
- to teach pupils to work in groups and in couples for cooperation and mutual aid;
- to carry out diagnostics and to trace changes.
Subjects were chosen as objects: biology in the 8th class and Russian in the 7th class.
Ключевые слова: