результаты свидетельствует о важности учета и интерпретации результатов изучения ПБ школьников с разных сторон, с включением внешних и внутренних оценок. Современная практика образования актуализирует потребность внедрения систем оценки и мониторинга различных проявлений ПБ учащихся для планирования мероприятий по своевременной психолого-педагогической поддержке учащихся. Обсуждение полученных результатов с психологами и педагогами образовательных учреждений способствовало пониманию путей и стратегии применения технологии одновременного оценивания проявлений ПБ как у школьников, так и учителей, а также включения в эту работу родителей. Использование разработанной авторской анкеты позволяет рекомендовать ее при работе с классными руководителями, а также активно использовать в мониторингах оценки динамики ПБ учащихся.
Литература
1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 6. С. 68-76. DOI: 10.17759/pse.2017220606.
2. Канонир Т.Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, №. 2. С. 170-182.
3. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для учащихся подросткового возраста // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 103-109.
4. Honkanen M., Maatta H., Hurtig T., Ebeling H., Taanila A. & Koivumaa-Honkanen H. Teachers' assessments of children's mental problems with respect to adolescents' subsequent self-reported mental health // Journal of adolescent health. 2014. Vol. 54, No. 1. P. 81-87.
5. Ryff P.D., Keyes P.L.M. The structure ofpsychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719.
6. Suldo S.M., Friedrich A.A., White T., Farmer J., Minch D., Michalowski J. Teacher support and adolescents' subjective well-being: A mixed-methods investigation // School psychology review. 2009. Vol. 38, No. 1. P. 67-85.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ БЕНДЕРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ФИЛИАЛА ПГУ ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Цынцарь Анна Леонидовна (Приднепровская Молдавская Республика), кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе, доцент кафедры «Естественные и экономические науки», E-mail: [email protected]
Мильничук Диана Петровна (Приднестровская Молдавская Республика), педагог-психолог, старший преподаватель кафедры «Естественные и экономические науки», Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Поломошнова Галина Анатольевна (Приднестровская Молдавская Республика), старший преподаватель кафедры «Естественные и экономические науки», Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Аннотация. Статья посвящена особенностям профессионального становления и самоопределения выпускников Бендерского Политехнического филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления в вузе. В работе освещаются результаты мониторинга уровня социально-профессионального развития выпускников филиала ПГУ.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, конкурентоспособность, профессиональная направленность, жизненные ценности.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL
DEVELOPMENT OF FINAL-YEAR STUDENTS OF THE BENDER POLYTECHNIC
BRANCH OF T.G. SHEVCHENKO PSU
Tsyntsar Anna Leonidovna (Pridnestrovian Moldavian Republic), Candidate of Psychological Sciences, deputy Director for Scientific Work, Associate Professor of the Department of "Natural and Economic Sciences". Bendery Polytechnic Branch of T.G. Shevchenko PSU. E-mail: [email protected]
Milnichuk Diana Petrovna (Bender, Pridnestrovie, Moldova), teacher-psychologist, Senior Lecturer of the Department of "Natural and Economic Sciences". Bendery Polytechnic Branch of T.G. Shevchenko PSU.
Polomoshnova Galina Anatolievna (Bender, Pridnestrovie, Moldova), Senior Lecturer of the Departments of "Natural and Economic Sciences". Bendery Polytechnic Branch of T.G. Shevchenko PSU.
Abstract. The article is devoted to the peculiarities of professional formation and self-determination of graduates of the Bender Polytechnic Branch of the Taras Shevchenko PSU. The article deals with the issues of psychological and pedagogical support of professional development in higher education. The paper highlights the results of monitoring the level of social and professional development of graduates of the PSU branch.
Keywords: professional self-determination, professional development, competitiveness, professional orientation, life values.
Своевременное выявление особенностей мотивации (учебной, профессиональной) позволяет планировать и проводить профилактику возможных кризисов профессионального становления, предотвращать их появление тогда, когда уже выбрана профессия, успешно выдержан конкурс при поступлении в вуз, идет процесс профессионального обучения.
В работах ряда авторов [4—7; 9] рассматриваются различные аспекты этой проблемы. Так, например, А.В. Радополов и Л.К. Серова изучали особенности ценностных ориентаций, мотивации профессионального выбора и жизненной перспективы студентов и пр. [7].
В условиях рыночной экономики важное значение имеет такая характеристика личности, как конкурентоспособность [1]. Имеются в виду не только конкретные результаты деятельности, сколько способность выпускника вуза выстоять в конкурентной борьбе на рынке труда. Л.М. Митина определяет феномен конкурентоспособности личности как способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно [8]. Автор понимает под конкурентоспособностью личности совокупность интегральных характеристик личности — направленности, компетентности и гибкости.
По мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [8].
Под профессиональным становлением студентов подразумевается процесс развития самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности и самообразование, а также формирование ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии. При этом главной целью профессионального обучения является получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении [5].
Психолого-педагогическая работа в Бендерском политехническом филиале Приднепровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (далее БПФ ПГУ им. Т.Г Шевченко) строится на основе таких нормативных документов, как:
1. Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019—2026 годы (Приложение к Указу Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 года № 460), в котором подчеркивается:
— значимость повышения эффективности профориентационной работы, системы подбора, расстановки и перемещения кадров;
— необходимость развития сети учреждений, осуществляющих профессиональную ориентацию обучающихся1.
2. Положение о психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профориентации обучающихся (воспитанников) в условиях непрерывности образования в Приднестровской Молдавской Республики (Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 6 июля 2020 года № 634)2.
Целью психолого-педагогического сопровождения профессионального становления является полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности: развитие профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.
Задачами и приоритетными направлениями службы психологического сопровождения работы в БПФ ГОУ ПГУ им. Т.Г Шевченко являются: диагностика уровня и дальнейшей динамики профессиональной направленности и конкурентоспособности студентов; психологическая помощь, коррекция, тренинги по развитию профессионально-личностного потенциала; психологическая поддержка в преодолении эмоциональных и личностных трудностей; индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профессионального становления; содействие в профессиональном самоопределении.
Нами было проведено исследование профессиональной направленности студентов четвертых курсов (бакалавриат) БПФ ПГУ им. Т.Г. Шевченко, а также проанализированы факторы, влияющие на процесс профессионального становления, уровня конкурентоспособности выпускников вуза.
В исследовании приняли участие 24 выпускника 2020—2021 учебного года БПФ ПГУ им. Т.Г. Шевченко, в основном мужского пола. Предмет исследования — профессиональная направленность (терминальные ценности, мотивы выбора профессиональной деятельности, готовность к профессиональной деятельности и др.), конкурентоспособность выпускников филиала.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: «Мотив выбора профессии» (Р.В. Овчарова) [2], «Диагностика уровня профессиональной направленности студентов» (Т.Д. Дубовицкая) [3], «Оценка уровня конкурентоспособности личности» (В.И. Андреев) [1], анкета «Аспекты, влияющие на обучение в вузе».
Результаты исследования
1. Цели обучения, которые отметили студенты, представлены на рисунке 1.
Таким образом, студенты на первые места в иерархии целей обучения в вузе ставят получение фундаментальных знаний, построение карьеры в области выбранной профессии, получение востребованной специальности и расширение своего кругозора.
2. Изменение отношения к избранной специальности за прошедшие годы после поступления в вуз показано на рисунке 2.
1 Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019—2026 годы. URL: http://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/ob-utverjdenii-strategii-razvitiya-pridnestrovs-koy-moldavskoy-respubliki-na-2019-2026-godi.html
2 Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 6 июля 2020 года № 634. URL: http://minpros.info
Рисунок 1. Процентное соотношение приоритетных целей обучения студентов выпускных курсов филиала.
Рисунок 2. Процентное соотношение позитивных, негативных и нейтральных изменений в отношении к специальности у студентов филиала.
3. Различные планы на трудоустройство по специальности отражены в таблице.
Намерены организовать свой бизнес или работать у частного предпринимателя по любой специальности 44,4 %
Буду упорно искать работу по полученной специальности 25,9 %
Хочу получить подготовку по другой специальности 11,1 %
Хочу продолжить образование по специальности на более высоком уровне 14,8 %
Я уже трудоустроился по специальности 3,7 %
4. Диагностика уровня профессиональной направленности выпускников (по методике Т.Д. Дубовицкой) показала следующее:
— у 42,9 % респондентов (в 2017/2020 уч. гг. — 37, 29 и 44,8 % соответственно) выявлен высокий уровень профессиональной направленности. Данные студенты стремятся к овладению профессией, она эмоционально привлекательна для них. Выпускники в дальнейшем хотят совершенствоваться в данной области, считают выбранную профессию делом своей жизни;
— у 43 % опрошенных студентов (в 2017/2020 уч. гг. — 48, 40 и 38 % соответственно) выявлен средний уровень профессиональной направленности, что свидетельствует о возможных проблемах профессионального становления. Выбранная специальность не в полной мере соответствует интересам и склонностям, есть трудности для достижения профессиональных целей, планы дальнейшего трудоустройства, возможно, не связаны с получаемой в вузе специальностью;
— у 14,3 % студентов (в 2017/2020 уч. гг. — 15, 28 и 17,2 % соответственно) выявлен низкий уровень профессиональной направленности, свидетельствующий о том, что при поступлении интерес к выбранной специальности и желание работать в данной сфере не были определяющими.
5. Значимые для студентов четвертого курса ценности распределились так, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3. Процентное соотношение терминальных ценностей выпускников БПФ ГОУ ПГУ им. Т.Г.Шевченко
6. Как уже отмечалось, изучение уровня конкурентоспособности студентов проводилось по методике В.И. Андреева. В методике выделены девять основных характеристик, которые необходимы выпускнику вуза. Результаты исследования конкурентоспособности студентов БПФ показали, что 95 % опрошенных студентов выпускных курсов обладают средним уровнем конкурентоспособности, у 5 % студентов уровень конкурентоспособности ниже среднего (рисунок 4).
Рисунок 4. Процентное распределение характеристик конкурентоспособности студентов
в диапазоне высокого уровня.
Таким образом, студенты четвертого курса БПФ выявили преобладающе средний уровень конкурентоспособности. Опрошенные студенты имеют достаточно четкие цели и ориентиры, понимают значимость качественной работы и стремятся к хорошему итогу любой деятельности, проявляют лидерские качества и независимость. Молодые люди не в полной мере владеют навыками саморегуляции, что может отражаться на их способности адекватно реагировать в стрессовых ситуациях, не считают свои главным качеством трудолюбие, не готовы рисковать в профессиональной деятельности; у них также снижена способность к непрерывному профессиональному росту (рисунок 4).
Все вышеизложенное свидетельствует о значимости реализации системы психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления студентов разных специальностей, включающей:
— профориентационную поддержку выпускников образовательных учреждений;
— оказание содействия студентам младших курсов в формировании психологической готовности к восприятию информации о специфике профессиональной деятельности;
— помощь студентам в расширении ориентировочной основы представлений о будущей трудовой деятельности и формировании адекватной самооценки соответствия своих целей, мотивов, ценностных ориентаций, личностных и профессиональных качеств, специфике профессии;
— содействие расширению видения студентами перспектив саморазвития, самореализации в избранных сферах деятельности, повышению их конкурентоспособности;
— содействие в развитии мотивационно-ценностной направленности студентов на будущую профессиональную деятельность на основе формирования осознанного отношения к профессии и самому себе как будущему специалисту;
— профессиональное консультирование при трудоустройстве, построении профессиональной карьеры.
Результаты исследования могут использоваться в целях повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов: при организации и проведении профори-ентационной работы, планировании коррекционно-развивающей работы, разработке тематических классных часов, организации мероприятий, посвященных профессиональной идентификации.
Литература
1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 468 с.
2. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 80 с.
3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9, № 2. С. 82—86.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.
5. Иванова В.Г., Искакова И.Р. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе // Вестник Казанского технологического университета, 2010.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: «Академия», 2010. - 304с.
7. Куценко Г.А. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников физкультурного вуза // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1199-1201.
8. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: «Академия», 2007. - 501 с.