ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ШКОЛЬНИКОВ 4-6-х КЛАССОВ
Фомина Татьяна Геннадьевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: [email protected]
Макушина Л.Н. (Калуга, Россия), педагог-психолог, МБОУ «Школа № 25».
Аннотация. Рассмотрены особенности оценки учителем психологического благополучия учащихся 4—6 классов. Предложена авторская анкета по оценке педагогами проявлений психологического благополучия учащихся. Анализируются результаты сравнительного анализа самооценок детей и оценок учителями проявлений психологического благополучия у детей разных классов.
Ключевые слова: психологическое благополучие, педагог, учащиеся
TEACHERS' ASSESSMENTS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING 4-6 GRADES STUDENTS
Fomina Tatiana Gennadievna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, E-mail: [email protected]
Makushina L.N. (Kaluga, Russia), Educational Psychologist, MBEI "School No. 25".
Abstract. The features of the teacher's assessment of the psychological well-being of students in grades 4—6 are considered. A questionnaire was proposed on the assessment of the manifestations of psychological well-being of students by teachers. Comparative analysis showed that children's self-evaluations and teachers' assessments differ for students in different grades.
Keywords: psychological well-being, teacher, students.
Проблема изучения, оценки и мониторинга психологического благополучия обучающихся с недавнего времени являются одной из основных сфер внимания психолого-педагогической науки и практики. Потребность понимания динамики благополучия в различные периоды обучения, а также изучение механизмов его поддержания невозможна без достоверной диагностики различных проявлений психологического благополучия детей. Краеугольным камнем этого вопроса является соотношение объективных и субъективных критериев его оценки. В качестве субъективных обычно рассматриваются результаты самооценочных методик, в которых дети с помощью различных опросников оценивают свои состояния, поведение, социальное взаимодействие и пр. [1]. К объективным можно отнести качество социальных взаимодействий детей, академическую успешность/ неуспешность [2], экспертные оценки учителей [4].
Следует отметить, что различные виды поддержки со стороны учителей вносят значимый вклад в психологическое благополучие (ПБ) учащихся [6]. Однако исследований, в которых рассматриваются особенности соотношения объективных и субъективных оценок ПБ детей крайне мало, хотя ряд исследователей подчеркивают, что оценки учителями особенностей психологического благополучия/неблагополучия детей тесно связаны с одновременной самооценкой удовлетворенности жизнью детьми. Это во многом позволяет прогнозировать наличие психических проблем в подростковом возрасте, или, напротив, осуществлять поддержку позитивного развития детей [4]. Цель настоящего исследования — рассмотреть особенности оценки учителем психологического благополучия учащихся разного возраста, а также сопоставить эти оценки с результатами диагностики детей. Кроме этого, в ходе исследования была апробирована авторская анкета для учителей по оценке различных проявлений ПБ учащихся.
В нашем исследовании мы опираемся на подход к благополучию с позиций эвдемонистического подхода, согласно которому психологическое благополучие оценивается
через удовлетворенность самореализацией в конкретных жизненных обстоятельствах, гармонию целей, ценностей, смыслов [5]. Как нам представляется, это позволяет выявить более тонкие грани позитивного функционирования, более глубокие его основания со стороны осмысленности, целеполагания, самооценки и саморегуляции. Соответственно, и оценка учителями проявлений ПБ будет более детализированной.
Дизайн и процедура исследования. Исследование было проведено на выборке учащихся 4-6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы и г. Калуги.
Учащиеся 4-х классов — 390 человек, 5-х классов — 247 человек, 6-х классов — 185 человек. Общая совокупная выборка — 722 человека. Учащимся была предложена методика «Шкала проявлений психологического благополучия подростков» (русскоязычная адаптация В.И. Моросановой и др., 2019). Опросник состоит из 24 утверждений, которые необходимо оценить по пятибалльной шкале: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «почти всегда». Обработка представляет собой оценку по следующим шести шкалам:
1. Управление собственной личностью и событиями.
2. Счастье.
3. Вовлеченность в социальное взаимодействие.
4. Самооценка.
5. Душевное равновесие.
6. Общительность
и интегральной шкале «Психологическое благополучие», представляющей собой сумму всех шести шкал. Коэффициенты надежности шкал методики составляют 0,72—0,78 на исследуемой выборке.
Для учителей была разработана специальная модификация данного опросника. На основе содержательных характеристик каждого из проявлений ПБ, были сформулированы утверждения, позволяющие провести их оценку в отношении ученика.
Для шкалы «Управление собственной личностью и событиями» было сформулировано утверждение: «Способен справляться с трудностями, стремится разбираться в сложных ситуациях».
Для шкалы «Счастье»: «Ученик чувствует себя спокойно и уверенно, чаще всего у него хорошее настроение».
Для шкалы «Вовлеченность в социальное взаимодействие»: «Общителен и дружелюбен, принимает активное участие в школьных делах».
Для шкалы «Самооценка»: «У ученика адекватная или слегка завышенная самооценка, он уверен в себе и доволен своими достижениями».
Для шкалы «Душевное равновесие»: «Ученик эмоционально уравновешен, у него нет чрезмерных нагрузок, личная и школьная жизнь сбалансированы».
Для шкалы «Общительность»: «Обычно хорошо ладит с одноклассниками, легко контактирует, есть друзья».
Учителям предлагалось по пятибалльной шкале оценить степень выраженности этих шести проявлений ПБ, оценив каждого ученика их класса на основании индивидуальных особенностей поведения, общения, обучения. Сумма всех оценок по всем шкалам составляет общий уровень психологического благополучия, максимальный балл по каждой шкале — 5, по общему уровню — 30. Анкету заполнял классный руководитель класса.
Методика была проверена на содержательную и критериальную валидность. Данные, полученные по методике, высоко коррелируют с результатами академической успеваемости учащихся, а также с факторами Большой пятерки (нейротизмом, экстраверсией, добросовестностью), которые по результатам многочисленных исследований имеют стабильно воспроизводимые значимые взаимосвязи с ПБ.
Результаты. В таблице 1 представлены средние значения и стандартные отклонения по всем шкалам ПБ, полученные как в результате диагностики детей, так и в процессе анкетирования учителей.
Таблица 1 — Описательные статистики показателей ПБ у учащихся 4-6-х классов
Проявления психологического благополучия 4-й класс 5-й класс 6-й класс
М о М о М о
По результатам диагностики детей
Управление собственной личностью и событиями 13,63 3,445 14,49 3,327 14,66 3,338
Счастье 19,32 4,090 19,48 4,082 19,34 4,179
Вовлеченность в социальное взаимодействие 14,97 3,104 15,15 3,311 15,39 2,993
Самооценка 13,60 3,272 14,09 3,464 14,61 3,324
Душевное равновесие 14,65 3,302 14,94 3,148 15,15 3,150
Общительность 15,18 3,263 15,39 3,280 16,03 2,917
Психологическое благополучие 91,35 16,327 93,53 16,814 95,18 16,367
Результаты оценки учителями ПБ детей
Управление собственной личностью и событиями 3,62 1,037 3,59 0,975 3,47 0,906
Счастье 3,90 0,767 4,05 0,807 4,02 0,713
Вовлеченность в социальное взаимодействие 4,05 0,877 4,02 0,928 3,88 0,816
Самооценка 3,79 0,876 3,85 0,832 3,79 0,825
Душевное равновесие 4,03 0,875 4,13 0,656 3,98 0,623
Общительность 4,21 0,820 4,21 0,832 4,01 0,756
Психологическое благополучие 23,59 3,800 23,85 4,006 23,14 3,698
Анализ кросссекционных данных позволил выявить как схожие, так и несколько разнонаправленные тенденции в оценках ПБ. Так, в целом можно наблюдать, что самооценки детей различных проявлений их ПБ от четвертого к шестому классу повышаются. Значимые изменения (согласно результатам дисперсионного анализа) обнаружены для шкалы «Управление собственной личностью и событиями» (для всех классов, р=0,000); «Самооценка» (между четвертыми и шестыми классами; р=0,003); «Общительность» (между четвертыми и шестыми классами; р=0,015); «Общий уровень ПБ» (между четвертыми и шестыми классами; р=0,032). Однако оценки учителей ПБ школьников демонстрируют иную картину. Стоит отметить, что итоговая оценка ПБ учителями значимо не отличалась между классами. Более высоко, по сравнению с четвертыми классами, учителя оценивают проявления ПБ по шкале «Счастье» у шестиклассников (р=0,044), а также их оценки ниже по шкале «Общительность» для шестиклассников, в сравнении с учащимися четвертых классов (р=0,026).
Далее был проведен корреляционный анализ между оценками проявлений ПБ учителями и учащимися. Высокий уровень корреляции между оценками позволяет говорить о соотношении внешней оценки и внутренней самооценки ПБ учащихся. При этом высокие коэффициенты корреляции могут свидетельствовать о точности и схожести оценок, в то же время низкие значения — о различиях этих оценок. В таблице 2 представлены корреляционные коэффициенты для учащихся 4-6-х классов.
Если данные анализировать в целом, то можно отметить, что оценки учителей и самооценки ПБ детей в большей степени совпадают в четвертом классе, что, скорее всего, закономерно, поскольку учителя начальных классов проводят значительное время с детьми, что позволяет им более точно оценить особенности ребенка, заметить изменения в его поведении, общении, учебе.
Показатели ПБ Самооценка учащихся Показатели ПБ учащихся Оценка учителями
1 2 3 4 5 6 7
Четвертые классы (п=390)
1. Управление собственной ^ 202** личностью и событиями
2. Общительность 0,195**
3. Счастье 0,249**
4. Вовлеченность в социальное взаимодействие 0,241**
5. Самооценка 0,167**
6. Душевное равновесие 0,235**
7. Общий уровень ПБ 0,345**
Пятые классы (п=247)
1. Управление собственной о 254** личностью и событиями
2. Общительность 0,175**
3. Счастье 0,218**
4. Вовлеченность в социальное взаимодействие 0,260**
5. Самооценка 0,102
6. Душевное равновесие 0,263**
7. Общий уровень ПБ 0,309**
Шестые классы (п=185)
1. Управление собственной ^ г 0,187* личностью и событиями
2. Общительность 0,130
3. Счастье 0,234**
4. Вовлеченность в социальное взаимодействие 0,205**
5. Самооценка 0,176*
6. Душевное равновесие 0,218**
7. Общий уровень ПБ 0,246**
В пятом и шестом классе оценки по большинству параметров совпадают, однако можно отметить снижение значения коэффициентов корреляций, а также появление незначимых связей. Так, например, в пятом классе незначимым оказались коэффициенты для шкалы «Самооценка». Это может быть связано с тем, что внешние проявления самооценки не всегда могут отображать внутренние состояния, особенно в данный период обучения, когда дети оказались в новой ситуации обучения. Дети в среднем более высоко себя оценивают, чем учителя. В шестом классе оказался незначим коэффициент корреляции для шкалы «Общительность». Это может быть связано с индивидуальными проявлениям общительности, обусловленными темпераментальными особенностями. Так, для одного ребенка показателями качественного общения может быть наличие одного друга среди одноклассников, в то время как для другого необходим более широкий круг контактов.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены особенности оценивания различных проявлений ПБ учащихся учителями, а также рассмотрены особенности соотношения этих оценок. Показано, что в наибольшей степени они совпадают для учащихся четвертых классов, в то время как в пятых и шестых классах точность оценок падает. Данные
результаты свидетельствует о важности учета и интерпретации результатов изучения ПБ школьников с разных сторон, с включением внешних и внутренних оценок. Современная практика образования актуализирует потребность внедрения систем оценки и мониторинга различных проявлений ПБ учащихся для планирования мероприятий по своевременной психолого-педагогической поддержке учащихся. Обсуждение полученных результатов с психологами и педагогами образовательных учреждений способствовало пониманию путей и стратегии применения технологии одновременного оценивания проявлений ПБ как у школьников, так и учителей, а также включения в эту работу родителей. Использование разработанной авторской анкеты позволяет рекомендовать ее при работе с классными руководителями, а также активно использовать в мониторингах оценки динамики ПБ учащихся.
Литература
1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 6. С. 68-76. DOI: 10.17759/pse.2017220606.
2. Канонир Т.Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, №. 2. С. 170-182.
3. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для учащихся подросткового возраста // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 103-109.
4. Honkanen M., Maatta H., Hurtig T., Ebeling H., Taanila A. & Koivumaa-Honkanen H. Teachers' assessments of children's mental problems with respect to adolescents' subsequent self-reported mental health // Journal of adolescent health. 2014. Vol. 54, No. 1. P. 81-87.
5. Ryff P.D., Keyes P.L.M. The structure ofpsychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719.
6. Suldo S.M., Friedrich A.A., White T., Farmer J., Minch D., Michalowski J. Teacher support and adolescents' subjective well-being: A mixed-methods investigation // School psychology review. 2009. Vol. 38, No. 1. P. 67-85.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ БЕНДЕРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ФИЛИАЛА ПГУ ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Цынцарь Анна Леонидовна (Приднепровская Молдавская Республика), кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе, доцент кафедры «Естественные и экономические науки», E-mail: [email protected]
Мильничук Диана Петровна (Приднестровская Молдавская Республика), педагог-психолог, старший преподаватель кафедры «Естественные и экономические науки», Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Поломошнова Галина Анатольевна (Приднестровская Молдавская Республика), старший преподаватель кафедры «Естественные и экономические науки», Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Аннотация. Статья посвящена особенностям профессионального становления и самоопределения выпускников Бендерского Политехнического филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления в вузе. В работе освещаются результаты мониторинга уровня социально-профессионального развития выпускников филиала ПГУ.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, конкурентоспособность, профессиональная направленность, жизненные ценности.