Список литературы
1. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И., Тхостов А.Ш. Методологические основы и задачи психологической реабилитации онкологических больных // Вестник восстановительной медицины. 2014. № 5. С. 31-42.
2. Кузнецова А.С., Титова М.А. Эффективная саморегуляция состояния в напряженных условиях как дифференцирующая компетенция // Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1. № 1. С. 87-113.
3. Леонова А.Б. Стресс-резистентность и структурная организация процессов саморегуляции деятельности // Психология саморегуляции в XXI веке / Под ред. В.И. Моросановой. СПб, М.: Нестор-История, 2011. С. 354-374.
4. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. № 3.- С. 132-144.
5. Старченкова Е.С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 1. С. 5161.
6. Черняев А.П., Синельников А.Г., Морозова Е.П. Исследование возможности совмещения лучевой терапии и диагностики с использованием позитронов // Радиобиологические основы лучевой терапии: материалы международной конференции. Обнинск: МРНЦ им. Цыба - филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, 2017. С. 113-113.
7. Greenglass E.R., Marques S., de Ridder M., Behl S. Positive coping and mastery in a rehabilitation setting //International journal of rehabilitation research. 2005. № 28. P. 331-339.
8. Leonova A.B., Kuznetsova A.S., Barabanshchikova V.V. Job specificity in human functional state optimization by means of self-regulation training // Procedia - social and behavioral sciences. 2013. Vol. 86. P. 29-34.
УДК 159.923.2
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ И ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ
АСПЕКТ Фомина Т.Г.
ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения гендерных различий в проявлениях субъективного благополучия и осознанной саморегуляции у детей младшего школьного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования, согласно которым мальчики и девочки различаются по выраженности ряда регуляторных показателей, а также уровню субъективного благополучия в различных жизненных сферах. Получены значимые различия в структуре значимых корреляций субъективного благополучия и осознанной саморегуляции у мальчиков и девочек.
Ключевые слова: субъективное благополучие, осознанная саморегуляция, младшие школьники
SUBJECTIVE WELL-BEING OF OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN IN DIFFERENT LIFE DOMAINS AND CONSCIOUS SELF-REGULATION:
GENDER ASPECT Fomina T.G.
Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the problem of studying gender differences in the manifestations of subjective well-being and conscious self-regulation in еlementary school children. The results of the study showed that boys and girls differ in the level of regulatory indicators, as well as in
РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ
the level of subjective well-being in various life domains. Significant différences were obtained in the structure of significant correlations of subjective well-being and conscious self-regulation in boys and girls.
Keywords: subjective well-being, self-regulation; еlementary school children.
Изучение тендерной специфики в проявлениях и выраженности различных психологических феноменов - актуальный тренд научных исследований уже многие годы. Исследования тендерных аспектов субъективного благополучия (СБ) в этом плане также активно ведутся, и на сегодняшний день в этом направлении получены достаточно противоречивые результаты. Некоторые исследования не выявили существенных различий между мальчиками и девочками как по уровню удовлетворенности в отдельных жизненных сферах, так и общего уровня СБ [6]. С другой стороны, есть данные, свидетельствующие как о том, что СБ ниже у девочек по сравнению с мальчиками, так и наоборот. Стоит отметить, что немаловажную роль при этом играют кросс-культурные особенности. Так, на выборке испанских подростков обнаружены значимые различия школьного СБ [4]. Исследование немецких подростков показало значительный гендерный эффект при анализе СБ. При этом было вывалено, что половые различия увеличиваются с возрастом. В этом случае мальчики сообщают о большей удовлетворенности жизнью, чем девочки практически во всех возрастных группах. Наибольшее влияние пола было обнаружено по отношению к общей удовлетворенности жизнью и удовлетворенности, связанной со сферой здоровья. Объяснение этого факта исследователи видят в более критическом самовосприятии девочек, преувеличенными культурными нормами в отношении красоты, пересмотру социальной ролей и ожиданий.
В качестве возможных причин получения различных результатов исследователи называют диагностические средства измерения, а также специфику оцениваемого уровня СБ в зависимости от жизненной сферы (школа, семья, друзья, здоровье и др.). Действительно, дальнейшие исследования позволили показать, что девочки более удовлетворены школой, в то время как мальчики демонстрировали более высокие оценки удовлетворенности жизнью в отношении собственного имиджа, самооценки, уверенности в себе. Девочки также демонстрируют большее удовлетворение, чем мальчики, в области межличностных отношений, тогда как мальчики - удовлетворенностью материальными ценностями и ценностями, связанными со знаниями. Одной из причин данного факта являются специфические поведенческие реакции. Например, мальчики более склонны подчеркивать свою независимость от других, тогда как девочки более склонны подчеркивать свою связанность с другими, мальчиков больше волнует их статус среди одноклассников, у них чаще возникают конфликтные ситуации в школе и формируются негативные отношения. Девочки демонстрируют более высокую академическую успеваемость. Таким образом, анализ исследований говорит о том, что, проблема гендерных различий в проявлении СБ детей требует уточнений, при этом следует учитывать возрастные и кросс-культурные особенности, а также жизненные сферы, относительно которых измеряются показатели СБ.
Изучение СБ у детей тесно связано с проблемой исследования факторов, влияющих на его уровень. Ученые находят все новые подтверждения того, что школьный контекст оказывает значительное влияние на общее субъективное благополучие учащихся, независимо от пола. В исследованиях возрастных срезов получены данные о том, что разные периоды школьного обучения характеризуются определенными специфичными особенностями СБ. В качестве предикторов благополучия детей рассматриваются: академическая успеваемость, вовлеченность, мотивация, самоэффективность, саморегуляция. По-видимому, роль перечисленных факторов в прогнозе СБ (как общего уровня, так и применительно к школе) может отличаться в зависимости от возраста, что диктует необходимость сравнительных исследований на выборках учащихся разных возрастов.
Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязей осознанной саморегуля-ци учебной деятельности и субъективного благополучия учащихся. Психическая саморегуляция в различных ее проявлениях является одним из значимых механизмов СБ человека. В
исследованиях показана устойчивая положительная взаимосвязь показателей субъективного благополучия с продуктивными стратегиями целедостижения и саморегулцией [3], [8]. В рамках многолетнего исследования, реализуемого в лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО, уже получены результаты относительно того, что регуля-торные процессы и свойства вносят вклад в уровень как общих уровней СБ, так и отдельных проявлений психологического благополучия. Мы рассматриваем саморегуляцию в ее высшем проявлении, понимая ее как осознанный процесс и рефлексивный психологический инструмент человека в организации своей активности (Моросанова В.И.). В зарубежной психологии активно рассматривается модель намеренной саморегуляции применительно к проблеме позитивного развития детей и подростков. Авторы обсуждают идею о том, что саморегуляция является глобальным процессом, способствующим позитивному функционированию. Обосновывается значимость развития саморегуляции в раннем подростковом возрасте для формирования адаптивных стратегий регулирования и оптимальных уровней СБ в будущих возрастах [5]. Вопрос половых различий в саморегуляции также остается достаточно дискуссионным. С одной стороны, показано, что в дошкольном возрасте и начальной школе девочки превосходят мальчиков по некоторым особенностям саморегулирования [7]. С другой стороны, в более старшем школьном возрасте, эти различия становятся минимальными, а то и вовсе нивелируются. Наше исследование связано с выявление гендерной специфики саморегуляции на выборке детей младшего школьного возраста.
Основные задачи настоящего исследования: описать половые различия уровня удовлетворённости жизнью младших школьников в различных жизненных сферах; рассмотреть влияние пола на выраженность регуляторных показателей; выявить гендерную специфику в структуре значимых корреляций субъективного благополучия и осознанной саморегуляции у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Регуляторно-личностные особенности диагностировались с помощью опросной методики «Стиль саморегуляции поведения (детский) ССПМ-Д» [1]. Данная методика была специально разработана для младших школьников. Вопросы представлены в виде описания типичных учебных, повседневных ситуаций, которые необходимо оценить, применительно к себе по 6-бальной шкале. Оцениваются следующие регуляторные процессы и свойства: планирование, моделирование, программирование, оценивание результата, и личностные свойства- гибкость, самостоятельность, ответственность и общий уровень как сумма по всем шкалам. Планирование характеризует индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у ребенка осознанного планирования действий. Моделирование отражает индивидуальные особенности ребенка по оценке представлений о внешних и внутренних значимых условиях достижения учебных целей. Программирование связано с индивидуальными способностями составления детализиорованных программ действий по достижению учебных целей. Оценивание результатов характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки детьми себя и результатов своих действий и поведения. Гибкость диагностирует уровень регуляторной гибкости, т. е. способности перестраивать последовательность своих действий, вносить коррекцию в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Самостоятельность характеризует развитость регуляторной автономности. Ответственность отражает добросовестность и последовательность в реализации деятельности.
Для оценки параметров субъективного благополучия школьников была использована русскоязычная адаптация опросника МЗЬББ Е.С. Хюбнера («Многомерная детская шкала удовлетворённости жизнью (ШУДЖИ)» [2]. Мы использовали версию, в которой удовлетворенность жизнью оценивается по трем шкалам: «Семья» (удовлетворенность взаимоотношениями в семье); «Школа» (удовлетворенность детей школьной жизнью с точки зрения поддержки их интересов и общего отношения к школе и учебной деятельности) и «Я сам» (удовлетворенность самим собой, позитивное отношение к себе и мнениям других людей). Методика включает утверждения (по 7-8 на каждую шкалу), которые необходимо оценить по
РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ
5-бальной шкале ответов от «никогда» до «всегда». Значения коэффициентов надежности а Кронбаха шкал методики на нашей выборке составили: шкала «Семья» - 0.840; шкала «Школа» - 0.886; шкала «Я сам» - 0.782.
Выборку исследования составили учащиеся 4 классов г. Москвы: 156 человек, средний возраст М=10,3, (стандартное отклонение 0,48), 71 мальчик (46%), 85 девочек (54%).
На первом этапе анализа данных мы сравнили показатели исследуемых переменных у мальчиков и девочек. Дисперсионный анализ по фактору «пол» позволил выявить ряд значимых различий. Выявлены значимые половые различия по отдельным шкалам удовлетворенности жизнью, а также показателей саморегуляции.
Обнаружены значимые различия в оценках СБ по показателю «Школа» (у девочек значения значимо выше (М=29,27±7,08), чем у мальчиков (М=25,85±7,72) при р<0,05) и «Я сам» (девочки (М=25,62±5,23), мальчики (М=23,87±5,08) при р<0,05). Эти данные свидетельствую в пользу гипотезы о том, что девочки характеризуются более высоким уровнем СБ в сфере школьной жизни.
Что касается гендерных различий в саморегуляции, то девочки продемонстрировали более высокие значения по следующим регуляторным характеристикам: планирование (девочки (М=4,63±1,19), мальчики (М=4,14±1,35) при р<0,05); моделирование (девочки (М=4,75±1,23), мальчики (М=4,10±1,43) при р<0,05); оценка результата (девочки (М=4,49±1,45), мальчики (М=3,50±1,40) при р<0,000). Полученные различия можно объяснить особенностями отношения к учебной деятельности в этом возрасте. Конец обучения в начальной школе характеризуется постепенным падением учебной мотивации, которое, как правило, у мальчиков более выражено. Девочки способны к более глубокой рефлексии своих учебных достижений и за счет добросовестности демонстрируют более высокие уровни в развитии осознанной саморегуляции учебной деятельности. По видимому, полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют о возрастной специфике в развитии общей способности к саморегуляции, что требует более детального изучения.
Далее был проведен корреляционный анализ параметров осознанной саморегуляции и субъективного благополучия отдельно на выборках мальчиков и девочек. Получены различия в структуре значимых корреляций. Так, для девочек характерно большее количество связей регуляторных процессов и удовлетворенности жизнью в сфере самоотношения, в то время как уровень субъективного благополучия мальчиков в сфере позитивного самоотношения практически не связан с саморегуляцией. Анализ полученных результатов безотносительно к гендерной специфике также свидетельствует о том, что осознанная саморегуляция может выступать в качестве значимого фактора таких жизненных сфер, которые непосредственно связаны с достижением субъектно значимых целей деятельности. Таковой, например, является учебная деятельность. Однако, косвенно саморегуляция может оказывать влияние на оценку удовлетворенности жизнью в тех сферах, которые являются отражением деятельности. Например, уровень СБ в сфере самоотношения может быть непосредственно не связанным со спецификой саморегуляци и прилагаемых действий по достижению целей, но результат этой деятельности (позитивный или негативный) будет находить свое отражение в представлениях о самоэффективности личности, влиять на Я-концепцию и самоотношение.
Анализ интеркорреляций шкал опросника удовлетворенности жизнью показал, что в отличие от девочек, у которых наблюдаются значимые умеренные связи всех показателей СБ, у мальчиков показатель удовлетворенности жизнью в сфере самоотношения не связан с показателям школьного благополучия. Данный факт подтверждает данные о том, что субъективные оценки школьной удовлетворенности у мальчиков не связаны с их удовлетворенностью своими действиями, представлениями о себе и самоотношением.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- Мальчики и девочки младшего школьного возраста отличаются по уровню субъективного благополучия в различных жизненных сферах: у девочек значимо выше оценки показателей субъективного благополучия в сфере школы и самоотношения;
- Обнаружены значимые различия между мальчиками и девочками в выраженности ряда регуляторных характеристик. Девочки младшего школьного возраста характеризуются более высокими значениями планирования, моделирования, оценки результата;
- Получены значимые различия в структуре значимых корреляций субъективного благополучия и осознанной саморегуляции у мальчиков и девочек. Для девочек характерно большее количество связей регуляторных характеристик и показателей субъективного благополучия.
Обнаруженные эффекты могут свидетельствовать о возрастных эффектах взаимосвязи саморегуляции и субъективного благополучия и требуют своей проверки на выборках школьников более старшего возраста.
Список литературы
1. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с
2. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. -Т. 23. - № 6. C. 5-15. doi: 10 .17759/pse .201823060.
3. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. №. 3. С. 164-175. doi:10.17759/exppsy.2019120313
4. Bradshaw J., Keung A., Rees G. Goswami Children's subjective well-being: International comparative perspectives // Children and Youth Services Review. 2011. Т. 33. №. 4. С. 548-556.
5. Gestsdôttir S., Lerner R.M. Intentional self-regulation and positive youth development in early adolescence: Findings from the 4-h study of positive youth development //Developmental psychology. 2007. Т. 43. №. 2. С. 508.
6. Huebner E.S., Suldo S. M., Valois R.F., Drane, J.W. The brief multidimensional students' life satisfaction scale: Sex, race, and grade effects for applications with middle school students // Applied Research in Quality of Life. 2006. Т. 1. №. 2. С. 211.
7. Matthews J.S., Ponitz C.C., Morrison F.J. Early gender differences in self-regulation and academic achievement // Journal of educational psychology. 2009. Т. 101. №. 3. С. 689.
8. Tian L., Yu T., Huebner E.S. Achievement goal orientations and adolescents' subjective well-being in school: the mediating roles of academic social comparison directions //Frontiers in psychology. 2017. Т. 8. С. 37. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00037
УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ: ЭКОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЧЕЛОВЕКА37 Харламенкова Н.Е.*, Никитина Д.А.**
ФГБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]*, [email protected]**
Аннотация. Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических последствий влияния экстремальных природных явлений. Показано, что по сравнению с последствиями переживания антропогенных угроз, отсроченному переживанию стихийных бедствий в условиях относительно благоприятных климатических и экологических условий сопутствует менее выраженный посттравматический стресс.
Ключевые слова: стихийные бедствия, посттравматический стресс, антропогенные угрозы.
37 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-29-02155.