Научная статья на тему 'Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ'

Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
686
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / GIFTED STUDENTS / SPECIALIZED SCHOOLS / GENERAL EDUCATION SCHOOLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С.

Статья посвящена результатам эмпирического исследования, направленного на определение перечня показателей образовательной среды, влияющих на психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ. Теоретически обосновывается и эмпирически доказывается роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся, описываются особенности подростков с разным уровнем благополучия в разных типах школ. Анализируется специфика влияния образовательной среды специализированных и общеобразовательных школ на психологическое благополучие учащихся. Раскрываются различия в оценке разных типов образовательной среды учащимися с разным уровнем психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS IN SPECIALIZED AND GENERAL EDUCATION SCHOOLS

The article provides the results of an empirical study focusing on the indicators of the educational environment that affect the psychological well-being of students in specialized and general education schools. The role of the educational environment in the psychological well-being of students is substantiated both theoretically and empirically. The article describes the profile of adolescents with different levels of well-being in different types of schools. It analyses how the specific educational environment of specialized and general education schools affects the psychological well-being of students. The article explores the differences in the assessment of different types of educational environment by students with different levels of psychological well-being.

Текст научной работы на тему «Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ»

doi: 10.33910/1992-6464-2020-197-31-41

Е. Б. Лактионова, И. А. Баева, А. В. Орлова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова

роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ

публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00410.

Статья посвящена результатам эмпирического исследования, направленного на определение перечня показателей образовательной среды, влияющих на психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ. Теоретически обосновывается и эмпирически доказывается роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся, описываются особенности подростков с разным уровнем благополучия в разных типах школ. Анализируется специфика влияния образовательной среды специализированных и общеобразовательных школ на психологическое благополучие учащихся. Раскрываются различия в оценке разных типов образовательной среды учащимися с разным уровнем психологического благополучия.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическое благополучие, одаренные учащиеся, специализированные школы, общеобразовательные школы.

E. Laktionova, I. Baeva, A. Orlova, I. Kondakova, A. Tuzova

the role of educational environment in psychological well-being of students in specialized and general education schools

This paper was supported by Grant No. 19-013-00410 of the Russian Foundation for Basic research (RFBR).

The article provides the results of an empirical study focusing on the indicators of the educational environment that affect the psychological well-being of students in specialized and general education schools. The role of the educational environment in the psychological well-being of students is substantiated both theoretically and empirically. The article describes the profile of adolescents with different levels of well-being in different types of schools. It analyses how the specific educational environment of specialized and general education schools affects the psychological well-being ofstudents. The article explores the differences in the assessment of different types of educational environment by students with different levels of psychological well-being.

Keywords: educational environment, psychological well-being, gifted students, specialized schools, general education schools.

основной целью современного образования является развитие личности обучающегося. одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения [18], одним из критериев реализации этого прин-

ципа может служить психологическое благополучие обучающегося. кроме того, полноценное и всестороннее развитие учащихся невозможно без переживания психологического комфорта в образовательной среде [24].

одаренные дети нуждаются в специальных условиях для адаптации к образовательной среде, и при эффективном психологическом сопровождении этого процесса такие

учащиеся характеризуются состоянием эмоционального комфорта, стабильным настроением в школе и получают удовольствие от обучения [3; 17; 19]. Значимых различий по уровню адаптированности одаренных учащихся в общеобразовательной и специализированной школах выявлено не было, однако обнаружены различия в структуре взаимосвязей между личностными, интеллектуальными и творческими особенностями, что говорит о различных механизмах адаптации в разных образовательных средах в процессе обучения [7]. Это подтверждается данными, полученными В. И. Пановым, согласно которым «напряженная образовательная среда» может быть как стимулирующим, так и тормозящим фактором развития одаренности [15]. Результаты исследований свидетельствуют о важности не столько адаптации к среде, сколько организации среды, в которой одаренный ребенок будет важным действующим звеном, а среда будет специально организована под его потребности [1; 6]. Такая подготовленная среда, дружественная к одаренным учащимся, будет не только способствовать уменьшению рисков адаптации и снижению количества конфликтных ситуаций с их участием, но и позволит одаренным развиваться и совершенствоваться на качественно ином уровне. Неподготовленная среда может способствовать усилению негативных проявлений психологических особенностей одаренных и снижению их психологического благополучия [10]. В ряде работ описаны особенности отношения к образовательной среде одаренных учащихся и раскрыта его специфика у учащихся с разным уровнем психологического благополучия [9; 11].

Таким образом, в исследованиях было установлено, что специально организованная образовательная среда является важным условием развития одаренности.

Взаимосвязь психологического благополучия учащихся и характеристик образовательной среды общеобразовательных школ являлась предметом изучения как российских

(В. Н. Барцевич, О. А. Елисеева, И. В. За-усенко, Е. Б. Лактионова, О. И. Леонова, О. В. Люсова и др.), так и зарубежных исследователей (K. T. Bucher & M. L. Manning, C. Cote-Lussier & C. Fitzpatrick, R. Mampane & C. Bouwer, T. Mooij & D. Fettelaar и др.). Результаты проведенных исследований указывают на важность сохранения психологического благополучия учителя как системообразующего субъекта образовательной среды, оказывающего наибольшее влияние на учащихся [2; 5; 8; 24].

Именно отношение педагога к ученикам и стиль его взаимодействия играют важную роль в переживании психологической защищенности учащимися [20]. Нарушения психологической безопасности образовательной среды школы приводят к ухудшению самоотношения и снижению уровня благополучия подростков [4; 22], снижают уровень вовлеченности в образовательный процесс и мотивацию обучения в старшей школе [21]. Установлено, что подростки с низким уровнем психологической безопасности не могут использовать ресурсы школьной среды, поскольку оказываются невосприимчивы к ним [23]. Наиболее сильная взаимосвязь между показателями психологической безопасности образовательной среды и субъективного благополучия обучающихся была выявлена в школах, где реализуются экспериментальные, инновационные программы и углубленное изучение отдельных предметов [13].

Целью настоящего исследования было изучение влияния образовательной среды на психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ.

В исследовании приняли участие 602 человека, учащиеся 8-10 классов специализированных школ физико-математической и естественнонаучной направленности и общеобразовательных школ. Из них 302 человека (184 — юноши и 118 — девушки) — учащиеся 8-10 классов специализированных школ математической и естественнонаучной направленности, средний возраст М = 14,9, SD = 1,1,

и 300 человек (134 — юноши, 166 — девушки) — учащиеся 8-10 классов общеобразовательных школ, средний возраст М = 14,4, SD = 1.

В исследовании использовались методики:

— «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Н. Н. Лепешин-ского) [12] для определения уровня психологического благополучия и его компонентов;

— «Шкала субъективного благополучия» (А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn и J. Chiche, в адаптации М. В. Соколовой) [16] для определения уровня эмоционального комфорта;

— методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Бае-вой [14] для изучения отношения учащихся к образовательной среде школы.

Для достижения цели исследования мы придерживались следующих линий анализа эмпирических данных: описание различий между учащимися с разным уровнем психологического благополучия в специализированных и общеобразовательных школах; анализ результатов регрессионного анализа психологических характеристик образовательной среды и показателей психологического благополучия учащихся в исследуемых школах.

Для достижения цели исследования выборка учащихся в каждой из школ была разделена на 2 группы по уровню психологи-

ческого благополучия с учетом его среднего значения по группе и стандартного отклонения. Средний уровень психологического благополучия в специализированных школах — 355 баллов, в результате определена группа из 116 человек с высоким уровнем (от 362 до 481 балла) и группа из 103 человек с низким уровнем (от 239 до 348 баллов). Средний уровень психологического благополучия в общеобразовательных школах — 345 баллов, в результате определена группа из 143 человек с высоким уровнем (от 352 до 463 баллов) и группа из 122 человек с низким уровнем (от 217 до 338 баллов). Таким образом, было сформировано 4 группы испытуемых: учащиеся с высоким и низким уровнем благополучия в специализированных и общеобразовательных школах (см. табл. 1).

Из таблицы следует, что учащиеся с низким и высоким уровнями психологического благополучия в специализированных и общеобразовательных школах имеют достоверно значимые различия по ^критерию Стьюден-та по всем исследуемым показателям.

Самые высокие значения у подростков во всех группах, за исключением благополучных подростков из общеобразовательных школ, имеет показатель «Личностный рост», характеризующий стремление к саморазвитию и открытость новому опыту. У учащихся общеобразовательных школ с высоким уровнем благополучия наиболее выражен

Таблица 1

Показатели психологического благополучия учащихся в разных типах образовательной среды

Показатель психологического благополучия (ПБ) Общеобразовательные школы Специализированные школы

Учащиеся с высоким уровнем ПБ Учащиеся с низким уровнем ПБ Учащиеся с высоким уровнем ПБ Учащиеся с низким уровнем ПБ

Положительные отношения с другими 65,91±7,63*** 51,24±7,65*** 67,05±8,74*** 52,35±8,67***

Автономия 60,20±9,10*** 50,20±9,74*** 62,57±9,29*** 52,37±9,10***

Управление окружением 61,59±7,42*** 47,57±7,97*** 63,43±8,73*** 48,49±7,39***

Личностный рост 66,16±6,54*** 55,44±7,86*** 69,97±7,12*** 59,41±8,41***

Цель в жизни 67,50±6,82*** 50,45±9,31*** 68,74±7,42*** 52,70±8,13***

Самопринятие 64,12±7,79*** 44,30±10,21*** 66,03±7,67*** 46,57±9,62***

Примечание: *** p < 0,001.

показатель «Цель в жизни», свидетельствующий о наличии основополагающей цели в жизни и стремлении к этой цели.

Наименее выражен у благополучных подростков в обоих типах школ показатель «Автономия», что говорит об их конформности и ориентации на мнение окружающих при принятии решений. У неблагополучных подростков самые низкие значения имеет показатель «Самопринятие», свидетельствующий о недовольстве собой.

Выявлено, что подростки с высоким уровнем благополучия из общеобразовательных школ представляют собой более однородную группу, чем учащиеся с низким уровнем благополучия, о чем свидетельствуют более низкие значения стандартного отклонения. У учащихся специализированных школ в структуре психологического благополучия обнаружена высокая индивидуальная вариативность показателей. В частности, по шкалам «Личностный рост», «Цель в жизни» и «Самопринятие» значения стандартного отклонения выше в группе с низким уровнем благополучия, а по остальным шкалам — в группе с высоким уровнем благополучия.

Результаты сравнительного анализа субъективного благополучия учащихся в разных типах образовательной среды с использованием ^критерия Стьюдента выявили, что учащиеся из исследуемых групп имеют значимые различия по всем исследуемым показателям (см. табл. 2).

Подростки с высоким уровнем психологического благополучия не испытывают серьезных эмоциональных проблем, в достаточной степени уверены в себе и активны, успешно взаимодействуют с окружающими и управляют своим поведением. Их группа более однородна по всем показателям, о чем говорят более низкие данные по стандартному отклонению по сравнению с учащимися с низким уровнем благополучия.

Подростки с низким уровнем благополучия характеризуются средним уровнем эмоционального комфорта, трудностями во взаимодействии с окружающими и саморегуляции.

В обоих типах школ у всех групп подростков наибольшее значение обнаружил показатель «Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптома-

Таблица 2

Показатели субъективного благополучия учащихся в разных типах образовательной среды

Показатель субъективного благополучия Общеобразовательные школы Специализированные школы

Учащиеся с высоким уровнем ПБ Учащиеся с низким уровнем ПБ Учащиеся с высоким уровнем ПБ Учащиеся с низким уровнем ПБ

Субъективное благополучие 85,10±14,44*** 65,14±16,44*** 88,36±13,57*** 64,33±13,79***

Напряженность и чувствительность 12,48±3,55*** 10,94±3,63*** 13,27±3,19*** 10,69±3,35***

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику 19,59±5,05*** 13,75±5,38*** 20,00±4,66*** 14,31±4,70***

Изменения настроения 17,13±2,12*** 12,78±3,03*** 17,81±1,74*** 12,36±2,60***

Значимость социального окружения 17,85±2,86*** 13,64±3,83*** 18,13±2,95*** 13,21±3,54***

Самооценка здоровья 15,20±3,10*** 11,28±3,45*** 15,95±2,86*** 11,25±3,09***

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 13,63±3,91*** 10,76±3,84*** 14,47±3,60*** 10,37±3,66***

Примечание: *** р < 0,001.

тику», что свидетельствует о чувстве беспокойства и острых реакциях на незначительные препятствия и неудачи.

У благополучных подростков наименее выражены «Напряженность и чувствительность», что свидетельствует об удовольствии от взаимодействия с другими и низком уровне субъективного переживания тяжести обучения. Подростки с низким уровнем благополучия характеризуются переживанием скуки в повседневной деятельности и низким уровнем удовлетворенности от нее.

Среди подростков с высоким уровнем благополучия более высокие значения по уровню субъективного благополучия имеют учащиеся специализированных школ, а среди подростков с низким уровнем благополучия — учащиеся общеобразовательных школ по всем показателям, кроме «Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику», что может свидетельствовать

о влиянии среды на ощущение благополучия учащимися. Специализированная среда в большей степени расположена к учащимся с высоким уровнем благополучия и может быть для них ресурсом эмоционального комфорта. Среда общеобразовательных школ более унифицирована, в ней нет особой поддержки эмоционального благополучия, но нет и причин для дискомфорта, поэтому ученики с низким уровнем благополучия чувствуют себя в ней лучше по сравнению со средой специализированных школ.

Результаты исследования показывают, что существуют различия в оценках образовательной среды учащимися с разным уровнем психологического благополучия (см. табл. 3).

В специализированных школах учащиеся с высоким уровнем благополучия комфортно себя чувствуют и позитивно относятся к образовательной среде, у учащихся с низким уровнем благополучия отношение

Таблица 3

образовательная среда школ в оценках учащихся с разным уровнем психологического благополучия

Показатели образовательной среды Общеобразовательные школы Специализированные школы

Учащиеся с высоким уровнем ПБ Учащиеся с низким уровнем ПБ Учащиеся с высоким уровнем ПБ Учащиеся с низким уровнем ПБ

Отношение к образовательной среде (референтность) 1,41±0,44*** 1,15±0,35*** 1,41±0,43** 1,26±0,41**

Когнитивный компонент отношения 1,63±0,47*** 1,39±0,48*** 1,60±0,43 1,52±0,46

Эмоциональный компонент отношения 1,40±0,57*** 1,11±0,51*** 1,42±0,65** 1,19±0,62**

Поведенческий компонент отношения 1,21±0,69** 0,95±0,63** 1,20±0,66 1,08±0,63

Удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды школы 3,61±0,75*** 3,27±0,80*** 3,77±0,74*** 3,36±0,81***

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с одноклассниками 3,90±1,02*** 3,25±1,11*** 4,18±0,71*** 3,56±0,91***

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учителями 3,76±0,98*** 3,31±0,96*** 3,98±0,94*** 3,48±1,06***

Примечание: ** р < 0,01; *** р < 0,001.

ки с низким уровнем благополучия — от насилия со стороны учителей.

Для выявления в образовательной среде основных показателей, влияющих на психологическое благополучие учащихся, нами использовался регрессионный анализ методом «Forward stepwise». Рассмотрим влияние образовательной среды на психологическое благополучие учащихся специализированных школ (табл. 4).

Результаты исследования показывают, что образовательная среда специализированных школ в большей степени влияет на учащихся с высоким уровнем благополучия. Установлено, что значимое влияние оказывают: возможность продолжения обучения в своей школе в случае смены места жительства, уважительное отношение к себе, защищенность от принуждения со стороны учителей и от игнорирования со стороны учеников. Эмоциональный комфорт таких учащихся зависит от настроения в школе, защищенности от унижений со стороны учителей и игнорирования со стороны одноклассников.

Таблица 4

Влияние образовательной среды на благополучие учащихся специализированных школ

Регрессионное уравнение Коэффициент детерминации (R2) Уровень значимости

Учащиеся с высоким уровнем благополучия

ПБ = 349,12 + (-7,26*)X2 + (4,19*)X6 + (5,88*)X16 + + (6,58*)X17 + (17,98*)X23 + 14,66 0,40 F = 5,67, p < 0,001

СБ = 55,61 + (6,03*)X4 + (-3,71*)X12 + (4,16*)X17 + 6,83 0,46 F = 9,33, p < 0,001

Учащиеся с низким уровнем благополучия

ПБ = 290,90 + (4,71*)X5 + (-5,04*)X15 + + (-8,26*)X20 + (10,06*)X24 + 10,50 0,22 F = 2,77, p < 0,001

СБ = 64,13 + (4,01*)X4 + (4,66*)Xjj + (6,84*)X19 + + (-4,71*)X20 + (14,60*)X22 + (-9,57*)X24 + 6,21 0,44 F = 5,36, p < 0,001

Примечание: * р < 0,05, величина F значима при р < 0,001. Обозначения переменных в таблице: ПБ — психологическое благополучие, СБ — субъективное благополучие, Х2 — посещение школы при переезде, Х4 — настроение в школе, Х5 — удовлетворенность отношениями с учителями, Х6 — удовлетворенность уважительным отношением к себе, Хп — защищенность от унижений со стороны учеников, Х12 — защищенность от унижений со стороны учителей, Х15 — защищенность от принуждения со стороны учеников, Х16 — защищенность от принуждения со стороны учителей, Х17 — защищенность от игнорирования со стороны учеников, Х19 — защищенность от недоброжелательного отношения со стороны учеников, Х20 — защищенность от недоброжелательного отношения со стороны учителей, Х22 — отношение к образовательной среде, Х23 — эмоциональный компонент отношения к образовательной среде, Х24 — защищенность от психологического насилия со стороны учеников.

индифферентное. При этом все учащихся специализированных школ видят ресурсы саморазвития, испытывают интерес к обучению, предпочитают свою школу другим образовательным учреждениям, высоко оценивают удовлетворенность образовательной средой и свою защищенность в ней.

В общеобразовательных школах благополучные учащиеся видят возможности для развития, готовы возвращаться в нее после продолжительного отсутствия, в значительной степени удовлетворены образовательной средой и чувствуют себя защищенными от психологического насилия со стороны как учителей, так и учеников. Учащиеся с низким уровнем благополучия нейтрально относятся к образовательной среде, не видят в ней ресурсов для саморазвития, при возможности перешли бы в другую школу, в средней степени удовлетворены образовательной средой и защищены от психологического насилия. При этом учащиеся с высоким уровнем благополучия больше защищены от насилия со стороны одноклассников, а учени-

На учащихся с низким уровнем благополучия влияют отношения с учителями, защищенность от принуждения со стороны учеников и от недоброжелательного отношения со стороны учителей, а эмоциональный комфорт зависит от настроения в школе, защищенности от унижений и недоброжелательного отношения со стороны учеников и учителей и отношения к образовательной среде в целом.

Анализируя детерминанты психологического благополучия в разных группах учащихся специализированных школ, можно обнаружить один инвариантный компонент — настроение во время пребывания в школе, остальные компоненты вариативны. Важно отметить значимую роль защищенности от психологического насилия в перечне детерминант психологического благополучия и специфичность ее содержания в разных группах учащихся. Для учащихся с высоким уровнем благополучия важны доступность школы, уважение, хорошее настроение, защищенность от принуждения и унижений со сто-

роны учителей и от игнорирования со стороны одноклассников, а для учащихся с низким уровнем благополучия — хорошие отношения с учителями, отношение к образовательной среде в целом, защищенность от принуждения, унижений и недоброжелательного отношения со стороны учеников и от недоброжелательного отношения со стороны учителей.

Рассмотрим влияние образовательной среды на психологическое благополучие учащихся общеобразовательных школ (табл. 5).

Установлено, что значимое влияние на учащихся с высоким уровнем благополучия оказывают возможность обратиться за помощью, защищенность от угроз и принуждения со стороны учеников, отношение к образовательной среде в целом. Субъективное благополучие зависит от возможности продолжить обучение в школе при переезде, сохранения личного достоинства, саморазвития, отношения к образовательной среде и от защищенности от принуждения со стороны учеников.

Таблица5

Влияние образовательной среды на благополучие учащихся общеобразовательных школ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регрессионное уравнение Коэффициент детерминации (Я2) Уровень значимости

Учащиеся с высоким уровнем благополучия

ПБ = 331,24 + (-3,71*)Х8 + (-9,28*)Х13 + + (6,57*)Х15 + (16,44*)Х22 + 13,49 0,31 Б = 3,79, р < 0,001

СБ = 64,33 + (-4,44*)Х] + (-3,60*)Х2 + (-2,10*)Х7 + + (3,36*)Х15 + (19,76*)Х22 + 8,43 0,28 Б = 3,23, р < 0,001

Учащиеся с низким уровнем благополучия

ПБ = 246,13 + (9,90*)Х3 + (5,61*)Х7 + (-6,82*)Х8 + + (6,46*)Х9 + (5,58*)Х13 + (-6,94*)Х14 + 11,99 0,44 Б = 6,53, р < 0,001

СБ = 34,84 + (3,57*)Х5 + (5,68*)Х10 + (3,90*)Х17 + + (-2,96*)Х18 + (0,26*)Х21 + (3,77*)Х22 + 7,01 0,40 Б = 6,08, р < 0,001

Примечание: * р < 0,05, величина F значима при р < 0,001. Обозначения переменных в таблице: ПБ — психологическое благополучие, СБ — субъективное благополучие, X! — совершенствование возможностей, Х2 — посещение школы при переезде, Х3 — развитие жизненных умений и навыков, Х5 — удовлетворенность отношениями с учителями, Х7 — удовлетворенность от сохранения личного достоинства, Х8 — удовлетворенность возможностью обратиться за помощью, Х9 — удовлетворенность возможностью проявлять активность, инициативу, Х10 — интерес в процессе обучения, Х13 — защищенность от угроз со стороны учеников, Х14 — защищенность от угроз со стороны учителей, Х15 — защищенность от принуждения со стороны учеников, Х17 — защищенность от игнорирования со стороны учеников, Х18 — защищенность от игнорирования со стороны учителей, Х21 — возврат в свою школу после длительного отсутствия, Х22 — отношение к образовательной среде.

Влияние на учащихся с низким уровнем психологического благополучия оказывают следующие показатели среды: возможность развития жизненных навыков и умений, удовлетворение потребности в сохранении личного достоинства и возможность обратиться за помощью, при этом проявляя активность и инициативу, защищенность от угроз со стороны учеников и учителей. Субъективное благополучие таких учащихся детерминировано удовлетворенностью отношениями с учителями, интересом к обучению, защищенностью от игнорирования со стороны учеников и учителей, возможностью вернуться в школу после длительного отсутствия и отношением к образовательной среде.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что образовательная среда оказывает влияние на психологическое благополучие учащихся разных типов школ. Выявлены различия в уровне психологического и субъективного благополучия и в оценке образовательной среды у учащихся специализированных и общеобразовательных школ.

Установлено, что в специализированных школах образовательная среда в большей степени влияет на учащихся с высоким уровнем благополучия, а в общеобразовательных школах на учащихся с низким уровнем благополучия. Результаты исследования свидель-ствуют что образовательная среда специализированных школ способствует психологическому благополучию учащихся, помогая реализовываться наиболее целеустремленной, творческой и независимой личности подростков, то есть является важным ресурсом для самых мотивированных и осознанных школьников. В перечне детерминант психологического благополучия выявлена значимая роль защищенности от психологического насилия, раскрыта специфика ее содержания в разных группах учащихся. На учащихся специали-

зированных школ с высоким уровнем благополучия оказывают влияние доступность школы, уважение, хорошее настроение, защищенность от принуждения и унижений со стороны учителей и от игнорирования со стороны одноклассников, а на учащихся с низким уровнем благополучия — хорошие отношения с учителями, отношение к образовательной среде в целом, защищенность от принуждения, унижений и недоброжелательного отношения со стороны учеников и от недоброжелательного отношения со стороны учителей.

В общеобразовательных школах среда в большей степени влияет на учащихся с низким уровнем психологического благополучия и в целом ориентирована на их поддержку. Установлено, что общей особенностью психологического благополучия учащихся общеобразовательных школ является зависимость от возможности обратиться за помощью и отношения к образовательной среде в целом. Остальные детерминанты благополучия в разных группах учащихся различны. на учащихся с высоким уровнем благополучия влияют возможность продолжить обучение в своей школе при переезде, самосовершенствование, защищенность от насилия со стороны одноклассников, а на учащихся с низким уровнем — возможность саморазвития, проявления активности, заинтересованность в обучении и защищенность от психологического насилия.

таким образом, в исследовании был эмпирически определен перечень показателей образовательной среды, влияющий на психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы службы практической психологии образования в области проектирования разных типов образовательной среды в аспекте психологического благополучия ее субъектов.

список литературы

1. Баграмянц М. Л. Проблема одаренности в контексте социальной среды // Философия и общество. 2005. № 1 (38). С. 66-81.

2. Барцевич В. Н. Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 185 с.

3. Глузман Н. А. Адаптация одаренных детей в образовательной среде начальной школы: практико-ориентироанный аспект // Гуманитарные науки. 2018. № 3 (43). С. 63-70.

4. Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. № 3. С.131-140.

5. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28-31.

6. ИвлеваМ. Л., Иноземцев В. А., Ивлев В. Ю. Роль среды в процессе социализации одаренных детей // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития / отв. ред. В. И. Панов. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. С. 310-314. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00071

7. Кисенова Р. Х. Особенности социально-психологической адаптации одаренных подростков, обучавшихся в условиях различных образовательных учреждений // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 329-332.

8. Лактионова Е. Б. Согласованность профилей личностных качеств педагогов и учащихся в разных типах образовательной среды // Психологические исследования в образовании: материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург). Ч. 1 / под общ. ред. Л. А. Цветковой, Е. Н. Волковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 210-215.

9. Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Результаты эмпирического исследования взаимосвязей между характеристиками образовательной среды и показателями психологического благополучия одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2019. № 194. С. 47-59.

10. Лактионова Е. Б., Грецов А. Г., Орлова А. В. Подходы к изучению психологического благополучия одаренных учащихся в образовательной среде // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 644-654. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654

11. Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Образовательная среда в оценках одаренных учащихся с разным уровнем психологического благополучия // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2019. № 9. Art. 2768.

12. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24-32.

13. Люсова О. В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. 2015. № 2. С. 132-140.

14. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

15. Панов В. И. Ранняя одаренность и особые психические состояния // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. № 2 (4). С. 161-168.

16. СоколоваМ. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 42 с.

17. Фахрутдинова Р. А., Фахрутдинов Р. Р. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации одаренных школьников в условиях образовательного пространства школы // Филология и культура. 2014. № 4 (38). С. 326-329.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.11.2019).

19. Юрловская И. А., Джаганян А. Г. Факторы сопровождения одаренной молодежи в условиях образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология. 2014. № 1. С. 12.

20. Bucher K. T., ManningM. L. Creating safe schools // The Clearing House. 2005. Vol. 79. P. 55-60.

h3becthh prny hm. a. h. tep^ha

21. Cote-Lussier C., Fitzpatrick C. Feelings of safety at school, socioemotional functioning, and classroom engagement // Journal of Adolescent Health. 2016. Vol. 58. No. 5. P. 543-550. DOI: 10.1016/j.jadohealth. 2016.01.003

22. Leonova O. I. Integral features of psychological safety of the educational environment in educational organization // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. No. 6. P. 88-93.

23. Mampane R., Bouwer C. The influence of township schools on the resilience of their learners // South African Journal of Education. 2011. Vol. 31. No. 1. P. 114-126.

24. Mooij T., Fettelaar D. School and pupil effects on secondary pupils' feelings of safety in school, around school, and at home // Journal of Interpersonal Violence. 2013. Vol. 28. No. 6. P. 1240-1266.

REFERENCES

1. Bagramyants M. L. Problema odarennosti v kontekste sotsial'noy sredy // Filosofiya i obshchestvo. 2005. № 1 (38). S. 66-81.

2. Bartsevich V. N. Vliyanie lichnostnyh harakteristik uchitelya na psihologicheskuyu bezopasnost' uchashchih-sya: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2012. 185 s.

3. Gluzman N. A. Adaptatsiya odarennyh detey v obrazovatel'noy srede nachal'noy shkoly: praktiko-orien-tiroannyj aspekt // Gumanitarnye nauki. 2018. № 3 (43). S. 63-70.

4. Eliseeva O. A. Sub"ektivnoe blagopoluchie podrostkov i psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy // Elektronnyj zhurnal «Psihologicheskaya nauka i obrazovanie». 2011. № 3. S. 131-140.

5. Zausenko I. V. Psihologicheskoe blagopoluchie pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 2. S. 28-31.

6. IvlevaM. L., Inozemtsev V. A., Ivlev V. Yu. Rol' sredy v protsesse sotsializatsii odarennyh detey // Ekopsi-hologicheskie issledovaniya — 6: ekologiya detstva i psihologiya ustoychivogo razvitiya / otv. red. V. I. Panov. M.: Psihologicheskiy institut RAO; Kursk: Universitetskaya kniga, 2020. S. 310-314. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00071

7. Kisenova R. H. Osobennosti sotsial'no-psihologicheskoy adaptatsii odarennyh podrostkov, obuchavshihsya v usloviyah razlichnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012. № 6. S. 329332.

8. Laktionova E. B. Soglasovannost' profiley lichnostnyh kachestv pedagogov i uchashchihsya v raznyh tipah obrazovatel'noy sredy // Psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii: materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10-11 oktyabrya 2018 g., Sankt-Peterburg). Ch. 1 / pod obshch. red. L. A. Tsvetko-voy, E. N. Volkovoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2018. S. 210-215.

9. Laktionova E. B., Baeva I. A., Orlova A. V., Kondakova I. V., Tuzova A. S. Rezul'taty empiricheskogo issledovaniya vzaimosvyazey mezhdu harakteristikami obrazovatel'noy sredy i pokazatelyami psihologicheskogo blagopoluchiya odarennyh podrostkov // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta imeni A. I. Gertsena. 2019. № 194. S. 47-59.

10. Laktionova E. B., Gretsov A. G., Orlova A. V. Podhody k izucheniyu psihologicheskogo blagopoluchiya odarennyh uchashchihsya v obrazovatel'noy srede // Pedagogicheskiy IMIDZh. 2019. № 4 (45). S. 644-654. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654

11. Laktionova E. B., Orlova A. V., Kondakova I. V., Tuzova A. S. Obrazovatel'naya sreda v otsenkah odarennyh uchashchihsya s raznym urovnem psihologicheskogo blagopoluchiya // Pis'ma v Emissiya. Offlayn. 2019. № 9. Art. 2768.

12. Lepeshinskiy N. N. Adaptatsiya oprosnika «Shkaly psihologicheskogo blagopoluchiya» K. Riff // Psihologicheskiy zhurnal. 2007. № 3. S. 24-32.

13. Lyusova O. V. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy i sub"ektivnoe blagopoluchie obu-chayushchihsya // Vestnik VolGU. Seriya 11. Estestvennye nauki. 2015. № 2. S. 132-140.

14. Obespechenie psihologicheskoy bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii / pod red. I. A. Baevoy. SPb.: Rech', 2006. 288 s.

15. Panov V. I. Rannyaya odarennost' i osobye psihicheskie sostoyaniya // Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta MAMI. 2013. № 2 (4). S. 161-168.

16. SokolovaM. V. Shkala sub"ektivnogo blagopoluchiya. Yaroslavl': NPTs «Psihodiagnostika», 1996. 42 s.

17. Fahrutdinova R. A., Fahrutdinov R. R. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii odarennyh shkol'nikov v usloviyah obrazovatel'nogo prostranstva shkoly // Filologiya i kul'tura. 2014. № 4 (38). S. 326329.

18. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 20.11.2019).

19. Yurlovskaya I. A., Dzhaganyan A. G. Faktory soprovozhdeniya odarennoy molodezhi v usloviyah ob-razovatel'noy organizatsii // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2014. № 1. S. 12.

20. Bucher K. T., ManningM. L. Creating safe schools // The Clearing House. 2005. Vol. 79. P. 55-60.

21. Cote-Lussier C., Fitzpatrick C. Feelings of safety at school, socioemotional functioning, and classroom engagement // Journal of Adolescent Health. 2016. Vol. 58. No. 5. P. 543-550. DOI: 10.1016/j.jadohealth. 2016.01.003

22. Leonova O. I. Integral features of psychological safety of the educational environment in educational organization // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. No. 6. P. 88-93.

23. Mampane R., Bouwer C. The influence of township schools on the resilience of their learners // South African Journal of Education. 2011. Vol. 31. No. 1. P. 114-126.

24. Mooij T., Fettelaar D. School and pupil effects on secondary pupils' feelings of safety in school, around school, and at home // Journal of Interpersonal Violence. 2013. Vol. 28. No. 6. P. 1240-1266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.