Научная статья на тему 'Методологические основания и эмпирические результаты исследования взаимосвязей между показателями образовательной среды и психологическим благополучием одаренных учащихся'

Методологические основания и эмпирические результаты исследования взаимосвязей между показателями образовательной среды и психологическим благополучием одаренных учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные учащиеся / образовательная среда. / gifted students / educational environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лактионова Е. Б.

Статья посвящена результатам исследования, направленного на выявление взаимосвязей между психологическими характеристиками образовательной среды и показателями психологического благополучия одаренных подростков, обучающихся в специализированных школах. Раскрывается взаимосвязь психологического благополучия одаренных учащихся и психологических характеристик образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лактионова Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS AND EMPIRICAL RESULTS OF RESEARCH ON RELATIONSHIPS BETWEEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT INDICATORS AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF GIFTED STUDENTS

The article is devoted to the results of a study aimed at identifying the interrelationships between the psychological characteristics of the educational environment and the indicators of psychological well-being of gifted teenagers studying in specialized schools. The relationship between the psychological well-being of gifted students and the psychological characteristics of the educational environment is revealed.

Текст научной работы на тему «Методологические основания и эмпирические результаты исследования взаимосвязей между показателями образовательной среды и психологическим благополучием одаренных учащихся»

4. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореф. дисс. ... доктора психологических наук. М. 2000. - 48 с.

5. Кашапов М.М., Дудырева Н.В. Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми // Вестник Московского городского педагогического университета. Научный журнал. Серия «Педагогика и психология» № 2 (24). Москва, 2013. С. 67-76.

6. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683-694.

7. Панов В.И., Селезнева М.В. Конфликтность/ неконфликтность взаимодействия в образовательной среде военного вуза: экопсихологический аспект // Психология конструктивной конфликтности личности. Монография / Под ред. проф. А.В. Карпова, проф. М.М. Кашапова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. С. 121-143.

8. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М. ; СПб. ; Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. - 304 с.

УДК 159.9

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ

ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ45 Лактионова Е.Б.

ФГБОУВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»,

Санкт-Петербург, Россия E-mail: lena_laktionova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена результатам исследования, направленного на выявление взаимосвязей между психологическими характеристиками образовательной среды и показателями психологического благополучия одаренных подростков, обучающихся в специализированных школах. Раскрывается взаимосвязь психологического благополучия одаренных учащихся и психологических характеристик образовательной среды.

Ключевые слова: одаренные учащиеся, образовательная среда.

METHODOLOGICAL BASIS AND EMPIRICAL RESULTS OF RESEARCH ON RELATIONSHIPS BETWEEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT INDICATORS AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF GIFTED STUDENTS

Laktionova E.B.

The Hercen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia E-mail: lena_laktionova@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the results of a study aimed at identifying the interrelationships between the psychological characteristics of the educational environment and the indicators of psychological well-being of gifted teenagers studying in specialized schools. The relationship between the psychological well-being of gifted students and the psychological characteristics of the educational environment is revealed.

Keywords: gifted students, educational environment.

45 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-013-00410,«Образовательная среда как фактор психологического благополучия одаренных учащихся подросткового возраста».

Несмотря на высокую востребованность разработок в области психического здоровья и психологического благополучия современных российских школьников, интерес исследователей к роли социума в выявлении и предоставлении возможностей развития способностей одаренного ребенка на разных возрастных этапах, изучению особенностей развития одаренных детей в разных образовательных учреждениях, решение задачи создания благоприятных условий для развития одаренных детей остается одной из приоритетных и важных проблем современности. Понять, каков характер влияния образовательной среды на психологическое благополучие одаренных учащихся, необходимая для решения задача. В обосновании этой задачи лежит тезис о том, что психологическое благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида, что особенно значимо для одаренных учащихся. Образовательная среда играет существенную роль в системе отношений и переживаний школьников. Объективно хорошие предметные условия среды, не оказывают прямого, непосредственного влияния на удовлетворенность, на переживания эмоционального комфорта и благополучия. Эти переживания в большей степени зависят от того, как учащийся воспринимает себя в образовательной среде, какое место в ней он занимает. Здесь особенно важны удовлетворенность качеством отношений всех субъектов образовательной среды в целом, успешность раскрытия своих потенциалов, удовлетворение важнейшей потребности - потребности в самореализации, в освоении социального пространства школы.

Теоретический анализ литературы по проблемам образовательной среды отечественных (А.Г. Асмолов, И.А. Баева, Е.Н. Волкова, С.Д. Дерябо, Е.Б. Лактионова, В.П. Лебедев, Г.А.Ковалев, ЮН. Кулюткин, ВН. Максимов, А.Б.Орлов, В.И. Панов, ВВ. Рубцов, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др), и зарубежных психологов (А.Бандура, У. Бронфенбеннер, К. Левин, Д.Ж. Маркович, К. Роджерс, М. Черноушек, P. Bell, P.V. Gump, D. Stokols, Ravich, Wood и др.) показал, что она подразумевает факт множественности воздействий на личность. Основываясь на концепции психологической безопасности и психологической экспертизы образовательной среды, можно утверждать, что исследование и оценка образовательной среды в контексте психологического благополучия учащихся должна осуществляться в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями: психологическая комфортность, безопасность и развивающий потенциал. Согласно этим критериям фокус внимания смещается с объективных факторов (условий, воздействий, механизмов) образовательной среды на отношение учащихся к этим факторам, на изучение смысла эффектов от этих воздействий [2]. В основе такого подхода лежит идея оценки обоснованности целей и целесообразности осуществляемой деятельности, их оправданности перспективам благополучия людей как личностей. Эту идею развивали в своих работах И.И. Ашмарин, В.И. Бак-штановский, С. Л. Братченко, Т. С. Караченцева, Е. Б. Лактионова, А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Г.В. Панина, Ф.С. Сафуанов, Г. Скирбекк, Г.Б. Степанова, Г.Н. Солнцева, Г.Л. Туль-чинский, А.У. Хараш, Б.Г. Юдин и др.

Обобщение исследований в области структуры образовательной среды показывает, что ее компонентами являются организационно-управленческий, пространственно-предметный, психодидактический, социально-психологический и субъектный [3]. Для оценки образовательной среды в психологическом аспекте наиболее значимыми являются процессы взаимодействия и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Это дает возможность определить качество психических явлений, которые опосредуются данным взаимодействием и оценить психологическое качество образовательной среды, которая будет либо способствовать позитивному развитию личности своих субъектов, либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации их личностного потенциала [1]. В качестве основных компонентов для обеспечения психологического благополучия учащихся, можно выделить социально-психологический (содержанием которого являются система взаимоотношений, деятельностно-коммуникативных актов и процессов

взаимодействия участников образовательной среды) и субъектный (личностные, возрастные и др. особенности субъектов образовательной среды), поскольку эти компоненты отражают отношение к образовательной среде, удовлетворенность ею и защищенность от психологического насилия во взаимодействии и являются наиболее содержательными с точки зрения психологического анализа.

Большинство авторов разделяет мнение, что объективно хорошие условия образовательной среды, не оказывают прямого, непосредственного влияния на удовлетворенность, переживание эмоционального комфорта и благополучия школьника (C.A. Masden, O.N. Leung, B.M. Shore, B.H. Schneider, S.J. Udvari, О.В. Белавина, Л.А. Ясюкова и др.). Эти переживания в большей степени зависят от того, как учащийся воспринимает себя в образовательной среде, какое место в ней занимает. Это полной мере согласуется с одним из центральных методологических положений, лежащих в основе нашего исследования, идеей Л.С. Выготского о том, что для понимания особенностей развития ребенка важна не сама объективная ситуация, а то, как ребенок переживает эту ситуацию. Иными словами, среда определяет развитие ребенка через его переживание среды. Поэтому особенно важны удовлетворенность качеством отношений всех субъектов образовательной среды в целом, успешность раскрытия их личностного потенциала, удовлетворение важнейшей потребности - потребности в самореализации, в освоении социального пространства школы.

Проведенный теоретический анализ позволяет в качестве психологических характеристик образовательной среды, влияющих на психологическое благополучие одаренных учащихся, выделить следующие:

- референтность - отношение к образовательной среде и ее значимость в аспекте влияния на установки, выбор стратегий поведения учащихся и их развитие в целом;

- удовлетворенность - показатель оценки наиболее значимых характеристик взаимодействия и удовлетворенность ими;

- защищенность - показатель защищенности от психологического насилия в образовательной среде.

Подходы к определению понятия благополучия в психологической науке разрабатывались как зарубежными (М. Аргайл, Н. Бредберн, Л. Диси, Э. Динер, М. Кейс, Д. Майерс, Р.М. Райан, К. Рифф, М. Селигман, А.С. Уотерман, Р. Эммонс, М. Яхода и др.), так и отечественными исследователями (Н.К. Бахарева, Н.А. Батурин, С. А. Башкатов, Н.В. Гафарова, Е.Е. Бочарова, М. В. Бучацкая, А. В. Воронина, И.А. Джидарьян, Л.В. Карапетян, Л.В. Куликов, Е.Н. Панина, С.Ю. Семенов, М.В. Соколова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионов, Т. Д. Шеве-ленкова и др.). В работах зарубежных и отечественных авторов содержатся неоднозначные трактовки и определения понятия психологическое благополучие, однако характерной особенностью является рассмотрение этого феномена как приобретенного качества, предполагающее активность субъекта жизнедеятельности. В нашем исследовании за основу была принята многомерная модель психологического благополучия, предложенная К. Рифф, как одна из наиболее разработанных и обоснованных как теоретическом, так и в практическом плане [4].

Различные аспекты психологического благополучия учащихся в образовательной среде являлись предметом исследований ряда отечественных ученых (О.А. Елисеева, С.А. Во-дяха, Е.Ю. Григоренко, М.В. Григорьева, Л.Б. Козьмина, Е.Б. Лактионова, Н.М. Фостик, А.А. Шадрин и др.). В зарубежных исследованиях психологическое благополучие одаренных детей и подростков в основном рассматривается в широком смысле как возможность ребенка эффективно адаптироваться к требованиям социальной среды (Neihart M. и др.).

Целью нашего исследования было установить и проанализировать взаимосвязи между характеристиками образовательной среды и показателями психологического благополучия одаренных учащихся.

Для определения уровня психологического благополучия и его компонентов была использована методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Н.Н.Лепешинского). В дополнение к ней использовалась «Шкала субъективного благополу-

чия» (А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn и J.Chiche, в адаптации М.В. Соколовой), позволяющая выявить уровень эмоционального комфорта. Данная методика содержит шесть кластеров, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным поведением и физическими симптомами, дающих возможность оценить качество эмоциональных переживаний в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества. В совокупности с шестью компонентами методики К. Рифф это позволит расширить представление об особенностях психологического благополучия одаренных учащихся.

Для исследования психологических характеристик образовательной среды использовалась методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Бае-вой.

Основной фокус анализа эмпирических данных был связан с описанием психологических характеристик образовательной среды в оценках одаренных учащихся; рассмотрением различий между одаренными учащимися с разным уровнем психологического благополучия (t-критерий Стьюдента); интерпретацией результатов корреляционного и регрессионного анализа психологических характеристик образовательной среды и показателей психологического благополучия одаренных учащихся. Анализ данных проводился на выборке 154 учащихся специализированных школ г. Санкт-Петербурга с углубленным изучением математики и биологии, из них 80 учащихся 8-х классов и 74 учащихся 10-х классов. Состав выборки по полу: 105 юношей и 49 девушек.

Анализ результатов исследования выявил, что учащиеся положительно оценивают свое отношение к образовательной среде, что свидетельствует о высокой референтной значимости образовательной среды, включенности в образовательный процесс и положительном отношении к нему в целом. Степень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды, уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии с одноклассниками и с учителями также являются высокими. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне психологической безопасности и комфортности образовательной среды специализированных школ для одаренных детей, что дает основания полагать, что психологическая составляющая образовательной среды специализированных школ в достаточной степени унифицирована, это позволяет в дальнейшем анализе рассматривать полученные данные в общей совокупности.

Далее нами был исследован уровень психологического благополучия одаренных учащихся. Для анализа выборка была разделена на 2 группы по 67 человек: группа с высоким уровнем психологического благополучия и группа с низким уровнем психологического благополучия. В полученных группах значимых различий уровня психологического благополучия в связи с полом выявлено не было. Самые высокие значения в обеих группах обнаружил показатель «Личностный рост», что говорит об общем стремлении одаренных подростков к развитию и самореализации. В группе с высоким уровнем психологического благополучия, наиболее низкие значения у показателя «Автономия», показывающего, что несмотря на стремление одаренных подростков к самостоятельности и независимости, мнение взрослых остается для них значимым. В группе с низким уровнем психологического благополучия самые низкие значения у показателя «Самопринятие», что свидетельствует о внутреннем недовольстве подростков собой. Полученные в двух группах данные свидетельствуют о статистически значимых различиях (по t-критерию Стьюдента) в оценках образовательной среды между учащимися с разным уровнем благополучия по показателю удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде. Достоверно значимые различия по параметру удовлетворенности социальным компонентом образовательной среды в группе учащихся с низким уровнем благополучия, может свидетельствовать о более высоких требованиях к социальному окружению в группе благополучных подростков. Оценки показателей референтность и защищенность от психологического насилия в двух исследуемых группах подростков свидетельствуют о высоком уровне психологической безопасности и комфортности образовательной среды специализированных школ.

В структуре взаимосвязей корреляционной плеяды компонентов психологического благополучия и характеристик образовательной среды у учащихся с низким уровнем благополучия выявлено 4 основных системообразующих компонента (имеющих наибольшее количество связей с другими показателями): «Позитивные отношения с другими», «Личностный рост», «Степень удовлетворенности повседневной деятельностью» и «Психологическое благополучие». В корреляционной плеяде компонентов психологического благополучия и характеристик образовательной среды у учащихся с высоким уровнем благополучия выявлено 5 основных системообразующих компонентов: «Цели в жизни», «Самопринятие», «Психологическое благополучие», «Напряженность и чувствительность», «Изменения настроения», а также 2 дополнительных компонента: «Субъективное благополучие» и «Степень удовлетворенности повседневной деятельностью».

По итогам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о подтверждении гипотезы о существовании взаимосвязей между психологическим благополучием одаренных подростков, обучающихся в специализированных школах, и психологическими характеристиками образовательной среды. Результаты регрессионного анализа также показали влияние психологических характеристик образовательной среды на уровень психологического благополучия одаренных учащихся. Для одаренных подростков с высоким уровнем психологического благополучия наиболее значимы признание их академических достижений, защищенность от унижения со стороны учителей и одноклассников, возможность сохранения личного достоинства в образовательной среде. Для одаренных подростков с низким уровнем благополучия наиболее значимы референтность образовательной среды, безопасные взаимоотношения с одноклассниками, возможность сохранения личного достоинства, а также учет их личных проблем и затруднений.

Список литературы

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А. Баевой. М.: Изд-во «Нестор-история», 2011.

2. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб.: Изд-во «Книжный Дом», 2013.

3. Лактионова Е.Б. Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы / Е.Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия Психолого-педагогические науки. №: 148. СПб., 2012. С.67-77.

4. Ryff С., Keyes С. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. V.69(4). P. 719-727.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.