Научная статья на тему 'Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения'

Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1900
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПОНИМАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / PHYCOLOGICAL WELL-BEING / UNDERSTANDING / EDUCATION / PRIMARY SCHOOL CHILD / DIGITAL GENERATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Николаева Елена Сергеевна

Самопознание рассматривается как фактор психологического благополучия младшего школьника цифрового поколения. Показано, что понимание во взаимосвязи когнитивного и личностно-смыслового компонентов как психологический механизм самопознания является основой психологического благополучия субъекта обучения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phycological well-being of primary school students of the digital generation

The authors view self-knowledge as a factor of psychological wellbeing of a primary school student of the digital age. It is shown that the understanding in connection with cognitive and personal-value components as a phycological mechanism of self-knowledge is the basis of phycological well-being of a primary school child.

Текст научной работы на тему «Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения»

Е.А. Сорокоумова, Е.С. Николаева

Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения

Самопознание рассматривается как фактор психологического благополучия младшего школьника цифрового поколения. Показано, что понимание во взаимосвязи когнитивного и личностно-смыслового компонентов как психологический механизм самопознания является основой психологического благополучия субъекта обучения в начальной школе.

Ключевые слова: самопознание, психологическое благополучие, понимание, обучение, младший школьник, цифровое поколение.

о ^

X О

S ^

с сс

го го

^ СП

F о

О го

го ,

Го

rVO

Проблема психологического благополучия личности впервые начала рассматриваться относительно недавно в исследованиях зарубежных психологов. И в первую очередь исследования касались психологического благополучия взрослых людей (М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс).

Исследования психологического благополучия в отечественной психологии в настоящее время связано с изучением смысложизненных ориентаций личности, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и ее социальными характеристиками (Н.К. Баха-рева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова и др.).

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие.

В настоящий момент нет четкого определения понятия «психологическое благополучие». Однако существует характеристики этого феномена, которые являются неотъемлемой частью психического благополучия, - личностные и социальные. К личностным характеристикам относят собственное здоровье человека, здоровье его близких, имущественное благополучие, хорошие отношения со значимыми людьми. Социальные характеристики связаны с наличием близких и любимых друзей, благополучия семьи, хорошей работы, здоровья и т.д.

Исследуя составляющие психологического благополучия (psychological well-being) человека, К. Рифф выделила следующее: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей

m О го Ш

жизни), автономия (способность следовать собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации [8].

Психологическое благополучие всегда связано с внутренним состоянием человека, его комфортным мироощущением, позволяющим чувствовать себя удовлетворителельно, безопасно, достойно как в своих собственных глазах (в первую очередь), так и в глазах окружающих его людей. Р.М. Шамионов определяет психологическое благополучие как собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [7].

В исследовании П.П. Фесенко выделяются уровни психологического благополучия: низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью); высокий - преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья) [6].

Изучение психологического благополучия детей младшего школьного возраста начались сравнительно недавно, и еще нет достаточно исследований этого возрастного периода. Как известно, психологическое благополучие является важным результатом образовательного процесса, т.е. психологическое благополучие напрямую зависит от условий обучения в начальной школе. Таким образом, психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта, неотъемлемой стороной процесса формирования мотивации личности, на индивидуальном уровне зависит от социального контекста [1].

Для сегодняшних детей, представителей поколения Z, одним из значимых источников социокультурного развития становится Интернет. Он выступает инструментом, опосредующим формирование у них высших психических процессов. Если до эпохи новых цифровых технологий высшие психические процессы развивались в непосредственном социальном взаимодействии взрослого и ребенка и детей между собой, то сегодня Интернет в значительной степени опосредует такое взаимодействие [4].

Психологическое благополучие цифрового поколения напрямую зависит от Интернета. Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде - почти всю информацию они

получают из Сети. Неограниченный доступ к информации придает им Е уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. § ^ Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при 5 ™ выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством | | электронной почты или в социальных сетях. Представители цифрово- | 2 го поколения ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети о й в придуманных мирках, но некоторые пишут правдиво и откровенно -они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста. с

В своих исследованиях мы обратились к изучению самопознания в младшем школьном возрасте на основе развития личностно-смысло-вого и когнитивного аспектов понимания младшими школьниками себя в единстве с окружающим миром. Думается, что некоторые аспекты нашего исследования связаны с психологическим благополучием младшего школьника.

В младшем школьном возрасте развитие самопознания претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, устойчивости, дифференциации в единую целостную систему. Возрастную динамику развития самопознания определяют новообразования, последовательно формирующиеся в интеллектуальной, эмоционально-волевой и нравственной сферах на различных этапах онтогенеза: рефлексия как самоконтроль действий обеспечивает саморегуляцию деятельности и поведения, рефлексивность при самооценке делает ее более обоснованной и приближает к адекватной. И, наконец, в процессе активно действующих механизмов личностной рефлексии складываются когнитивно оформленные знания о себе, составляющие содержание самопознания ребенка. Такие интегральные личностные образования, как самостоятельность и ответственность, определяют направленность познания ребенком своих личностных качеств, включают процесс самопознания в осознанное построение личностью своего жизненного пути и самосовершенствование.

Мы рассматриваем понимание как психологический механизм самопознания. Понимание, с одной стороны, как процесс, а с другой - как результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения, позволяющих осознать себя как частицу окружающего мира через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о предметном мире и о других людях, через рефлексию собственных познавательных действий и отношений, возникающих в процессе взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательной деятельности при решении продуктивных и творческих задач [3].

В качестве исследуемых составляющих были определены: понимание и оценивание себя самого (Я-физическое, Я-социальное, Я-духовное),

m О го Ш

самоотношение, понимание ситуаций взаимодействия и общения, понимание другого человека. Таким образом, когнитивный и личностно-смысловой аспекты понимания соответствуют аспектам психологического благополучия.

На основе эмпирических данных нами выделены уровни глубины понимания как интегративного критерия самопознания, существующие у современных младших школьников. Низкий уровень означает понимание лишь отдельных фрагментов ситуации и внешних черт другого человека вследствие недостаточных знаний и несформированности умения обобщать и оценивать получаемые о себе знания; средний уровень означает понимание совокупности элементов ситуации, черт личности вследствие возросшей потребности обобщать получаемые знания и осуществлять на их основе самооценку; высокий уровень означает понимание общего смысла ситуации вследствие способности обобщать имеющиеся знания о себе, об окружающем мире, других людях [2; 3].

В 2003 г. нами проводилось изучение особенностей самопознания младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 2 им. Н.Н. Алфеева пос. Ставрово Владимирской области и ГОУ СОШ № 80 г. Москвы. В нем приняли участие 352 школьника начальных классов (от 8 до 11 лет), обучающихся во вторых, третьих и четвертых классах начальной школы [2].

В 2015 г. мы повторили наш эксперимент, в котором приняли участие 563 школьника, обучающиеся в школах № 1955, № 518, № 1900 г. Москвы и Ставровской средней общеобразовательной школы Владимирской области. Все испытуемые в возрасте от 8 до 11 лет и обучаются во вторых, третьих и четвертых классах начальной школы.

Согласно «Теории поколений», созданной американскими учеными-демографами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, в 2003 г. в начальной школе обучались дети - представители поколения Y, а в 2015 г. в начальной школе обучаются дети - представители поколения Z [4].

Мы использовали данную теорию, хотя до сих пор нет четких возрастных границ поколений. Для России, по нашему мнению, эти граница сдвинуты на более поздний период, поскольку широкое использование информационных технологий детьми в нашей стране началось позднее, чем в США.

Для изучения понимания другого человека мы использовали методику «Рост суждений о внутреннем мире другого человека», предложенную А.П. Нечаевым еще в начале ХХ в. Детям предлагались три фотографии с изображениями мужчин, женщин, детей, их современников. Давалась инструкция-суждение о человеке, изображенном на фотографии [5].

На основании проведенного нами исследования было выявлено, что | большинство учащихся интерпретирует группу черт описываемой лич- § ^ ности (62% испытуемых). Небольшая группа учащихся ориентирова- 5 ™ ны на интерпретацию отдельных внешних черт другого человека (38% | | испытуемых). Однако суждения о внутреннем мире другого человека не |2 были высказаны ни одним испытуемым. Анализ полученных результа- о Е-З тов дает основание предполагать неразвитость интереса к внутреннему 5 миру другого человека и возможностей его понимания современны- с ми школьниками. Большинство из них склонно давать чисто внешние характеристики, не углубляясь в духовный мир людей.

Для изучения глубины понимания и оценивания младшим школьником себя самого использовалась методика Дембо-Рубинштейн в модификации Е.А. Сорокоумовой. Испытуемым предлагалось три группы шкал [5].

Первая группа включала пять шкал, соответствующих пониманию и оцениванию детьми своих физических качеств (Я-физическое): красота, рост, сила, здоровье, полнота.

Вторая группа шкал предлагала оценку социальных качеств ребенка (Я-социальное): честность, воспитанность, вежливость, общительность, доброжелательность.

Третья группа также состоит из пяти шкал и соответствует пониманию и оцениванию детьми своих личностных качеств (Я-духовное): доброта, ум, чуткость, отзывчивость, внимательность.

Испытуемым предлагалось отметить крестиком свое место на этих шкалах.

На основании полученных данных было выявлено, что низкий уровень понимания и оценивания себя имеет 12,8% учащихся, уровень высоких показателей имеют 16,2% школьников, 71% школьников имеют средний уровень понимания и оценивания себя.

Понимание школьниками своего физического, социального и духовного Я находится в целом на одном уровне.

Понимание младшим школьником своего физического Я во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на его благополучии.

Понимание социального Я и духовного Я, которые выделяются исследователями как более высокие уровни самопознания, начинает формироваться почти одновременно, поскольку свои социальные качества ребенок приобретает только в процессе взаимодействия с другими людьми - в игре, в общении, а затем в учебной и трудовой деятельности. Происходит познание ребенком себя и своего места в обществе. Определение места Я в «мире людей» происходит в деятельности

*

сс §

¡Е^ и взаимоотношениях, где раскрываются индивидуальные возможности $ § ребенка, его потенции, происходит самоактуализация. ^ 1 Восприятие младшим школьником себя самого изучалось с помощью Е т методики М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?». Испытуемым нужно бы-о ло дать как можно больше ответов на вопрос: «Кто Я»? В методике все

X

5 ответы разделяются на три группы:

а) физическое Я (как объект во времени и пространстве: «Я - блондин», «Я живу в Казани»);

б) социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я - ученик», «Я - дочь»);

в) духовное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я веселый», «Я добрый»).

При интерпретации результатов учитывалось общее количество определений собственного Я, которое мог дать испытуемый, и количество определений по каждой группе. За каждое определение Я физического присуждался 1 балл, Я социального - 2 балла, Я духовного - 3 балла.

По результатам полученных данных мы выяснили, что на первое место дети ставят свои социальные характеристики (59%). Понимание своего внутреннего мира (14%) и физических характеристик (27%) не становятся центром их внимания, что свидетельствует об отсутствии процессов персонификации (выделения себя) и цельности восприятия своей личности.

Изучение понимания ситуаций взаимодействий и общения, связанных с учебным процессом, проводилось на основании шкалы школьной тревожности в модификации Е.А. Сорокоумовой, разработанной по принципу шкалы ситуативной тревоги Кондаша. Испытуемым предлагалось 30 ситуаций, с которыми они часто встречаются в школе.

На основании проведенного исследования было выявлено, что низкий уровень понимания ситуации взаимодействия и общения имеют 29,8% школьников; средний уровень - 63,3% школьников; высокий уровень -6,9% школьников.

Низкий уровень понимания ситуации взаимодействия и общения с другими людьми порождает личностную тревожность. Как известно, высокая тревожность является следствием либо реального неблагополучия школьника, либо личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.

На заключительном этапе мы сравнили результаты исследования особенностей самопознания школьников поколения Y, полученные в 2003 г. [2], и школьников поколения 2, полученные в 2015 г. [5] (рис. 1).

Понимание Понимание Понимание Понимание Кто я? Понимание

других людей и оценивание и оценивание и оценивание ситуаций

себя себя себя взаимодействия

(Я-физическое) (Я-социальное) (Я-духовное) и общения

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования особенностей самопознания школьников разных поколений

д

е

Понимание другого человека, по результатам исследования, у представителей поколения Ъ на 0,3 балла выше среднего уровня поколения Y.

По результатам изучения понимания и оценивание себя у поколения Ъ уровень глубины понимания себя выше, чем у поколения Y, по всем показателям: по шкале «Я-социальное» у поколения Ъ результат выше, чем у поколения Y, на 4,4 балла; по шкале «Я-духовное» - на 5,2 балла; по шкале «Я-физическое» - на 2 балла.

По результатам исследования восприятия себя самого (методики М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?»), уровень восприятия учащимися самих себя, своего образа «Я» у поколения Ъ на 2 балла выше, чем у поколения Y.

По результатам исследования понимания ситуаций взаимодействия и общения, у поколения Ъ был выявлен уровень тревожности ниже, чем у поколения Y, на 3 балла, следовательно, уровень понимания ситуаций взаимодействия и общения, связанных с учебным процессом, у поколения Ъ выше, чем у поколения Y.

Полученный экспериментальный материал подвергся статистической обработке с помощью /-критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок (таблица 1).

По результатам /-теста практически по всем исследуемым показателям выявлены значимые различия в среднеарифметических значениях, за исключением показателя «Я-физическое», а по тесту «Кто Я?» превышение среднего значения контрольной группы выявлено лишь на уровне тенденций.

Итак, в итоге проведенного исследования было установлено, что современные младшие школьники поколения Ъ в большей степени способны к самопознанию, чем их сверстники предыдущего поколения Y.

Психология развития, ^ акмеология

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов исследования особенностей самопознания школьников

поколения Z и поколения У

Объем выборки Понимание другого человека Понимание и оценивание себя Восприятие самого себя Понимание ситуаций взаимодействия и общения

Я-физическое Я-социальное Я-духовное

Поколение Ъ среднее 563 4,9 59,7 61,8 61,1 25,4 29,0

СКО 1,2 14,1 13,2 13,4 8,5 7,8

Поколение У среднее 352 4,6 58,1 56,7 56,3 23,6 31,0

СКО 0,8 12,8 12,1 12,4 7,7 8,7

Уровень значимости различий средних по Стьюденту 0,020 0,226 0,01 0,002 0,077 0,027

135

СС ГО

Самопознание способствует активному приобретению личностью |

новых знаний о мире через актуализацию знаний о самом себе, о своем § ^

хо

месте в окружающем мире в рамках активного взаимодействия с други- 5 ™

ми людьми, создающего общее смысловое поле, становящееся основой ^ |

для порождения новых личностных смыслов, благодаря чему происхо- | 2

дит пересмотр и конструирование рефлексивных позиций собственной о й

деятельности и отношений. Именно в процессе самопознания младший 5

школьник приобретает психологическое благополучие. с

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве / Под ред. Ю.В. Братчиковой. Екатеринбург, 2013. С. 5-11.

2. Николаева Е.С. Формирование мотивации самопознания у детей младшего школьного возраста в образовательной среде: Дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2010.

3. Сорокоумова Е.А. Этапы экспериментального исследования развития самопознания в процессе обучения // Изв. Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16. № 2-1. С. 124-132.

4. Сорокоумова Е.А. Николаева Е.С. Поколение Z в процессе самопознания // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты: Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.В. Бродовская. М., 2015. С. 196-202.

5. Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Современный младший школьник и диагностика его развития: Учебное пособие. М., 2015.

6. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132-138.

7. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия. М., 2003.

8. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069-1081.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.