Kolesnichenko Nataliya Andreevna, Lavrova Larisa Sergeevna, Polomoshnova Galina Anatolyevna INDIVIDUAL APPROACH IN TRAINING AND EDUCATION AS A MAJOR FACTOR ...
pedagogical sciences
УДК 378
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2017
Колесниченко Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры «Социально - экономические дисциплины» Лаврова Лариса Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Поломошнова Галина Анатольевна, преподаватель кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, филиал в г. Бендеры (3200, Молдова (Приднестровье), Бендеры, улица Бендерского Восстания д.7, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматривается актуальность внедрения индивидуального подхода в образовательный процесс среднего профессионального учебного заведения. Данное исследование проводилось в целях повышения интереса обучаемых к учебно-воспитательному процессу, а как следствие являться фактором повышения успеваемости студентов. Исследования проводились методом анализа трудов отечественных и иностранных специалистов в области гуманистической парадигмы образования. Индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов средних профессиональных учебных заведений обуславливается необходимостью повышения эффективности данной ступени образования, постоянным повышением требований к качеству подготовки специалистов обладающих знаниями, умениями, профессионализмом. Определены педагогические условия внедрения индивидуального подхода в обучение и воспитание студентов с целью повышения их успеваемости. В целях реализации авторской модели в учебно-воспитательный процесс внедрены следующие педагогические условия: эффективное взаимодействие педагога и студента, самоактуализация личности студента, индивидуально-воспитательная работа. Работа в данном направлении проводилась на примере образовательного процесса в Бендерском филиале ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко». Представлены результаты анкетирования студентов, а на их основании реализованы вышеуказанные педагогические условия, внедренные в образовательный процесс Бендерского филиала ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко».
Ключевые слова: индивидуальный подход, студенты, педагоги, авторская модель, среднее профессиональное учебное заведение, мотивация, педагогические условия, преподаватели.
INDIVIDUAL APPROACH IN TRAINING AND EDUCATION AS A MAJOR FACTOR IN IMPROVING STUDENT PERFORMANCE
© 2017
Kolesnichenko Nataliya Andreevna, senior teacher of the Department "Socio - economic disciplines" Lavrova Larisa Sergeevna, senior teacher of Department of "General education discipline" Polomoshnova Galina Anatolyevna, teacher of Department of "General education discipline" Transnistrian State University named after T.G. Shevchenko (3200, Moldova (Transnistria), Bendery, Bendery Uprising street., 7, e-mail: [email protected]) Abstract. The article discusses the relevance of the implementation of individual approach in educational process of secondary vocational educational institutions. This study was conducted in order to increase interest of trainees to the educational process, and as a consequence be a factor in the increase of students ' progress. The research was conducted by analysing the works of Russian and foreign specialists in the field of humanistic paradigm of education. Individual approach in training and education of students of secondary vocational schools is stipulated by the need of improving the efficiency of this stage of education, the permanent increase of requirements to quality of preparation of specialists with the knowledge, skills, and professionalism. Identified pedagogical conditions of implementation of individual approach in training and education of students with the aim of improving their performance. In order to implement the author's model in the educational process implemented the following pedagogical conditions of effective interaction of the teacher and the student, the self-actualization of the individual student, individually-educational work. Work in this direction has been carried out on the example of educational process in Bendery branch of the GOU "of the Transnistrian state University. T. G. Shevchenko". The results of questionnaires of students and on their basis implemented the above-mentioned pedagogical conditions embedded in the educational process of the Bendery branch of GOU "of the Transnistrian state University. T. G. Shevchenko".
Keywords: individual approach, students, teachers, author's model, vocational education, motivation, pedagogical conditions, educators.
На современном этапе реформирования среднего профессионального образования основной проблемой является повышение качества предоставляемых образовательных услуг и формирование устойчивого мотива дальнейшей профессиональной деятельности обучаемых. Проблема качества образования обуславливается естественными процессами, происходящими в сегодняшнем российском обществе. Концепция среднего профессионального образования проявляется в содержании, методике, воспитательных технологиях, достижении профессиональных компетенций. Цель исследования декомпозируется по элементам и циклам учебно-воспитательного процесса с учетом, того что качество среднего профессионального образования находится на довольно низком уровне. Пересмотр образовательных потребностей и методов их реализации требует изменений в самом образовательном процессе среднего профессионального образования. Среди основных условий реорганизации подготовки системы среднего профессионального образования предлагается внедрение элементов индивидуального подхода в учебно-воспитательный процесс. Это позволит заинтересовывать обучаемых, а 320
как следствие сформирует учебный мотив и повысит успеваемость студентов [1, с. 309].
Индивидуальный подход в обучении и воспитании всегда привлекал пристальное внимание преподавателей и исследователей. Его элементы отражены в трудах классиков отечественной педагогической науки Ю.К. Бабанского, Б.М. Бехтерева, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.И. Маркова, Н.И. Пирогова.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в педагогической науке важное место уделено необходимости учета индивидуальных особенностей студента, но четких параметров выделения таких особенностей и рекомендаций их учета в практической деятельности еще не предложено. Труды исследователей ограничены, как правило, лишь констатацией факта о важности влияния индивидуального подхода в образовательном процессе. Основная часть современных работ в области индивидуального подхода акцентировано на индивидуальном подходе в дошкольном и высшем образовании.
Резюмируя вышеизложенное, мы делаем вывод, что всех исследователей в данной области объединяет желание учесть индивидуальные особенности участников Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Колесниченко Наталья Андреевна, Лаврова Лариса Сергеевна, Поломошнова Галина Анатольевна ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК ОСНОВНОЙ ...
учебно-воспитательного процесса. Однако, досконально вопрос о конкретных педагогических условиях, видах и типах возможного эффективного взаимодействия не разрешается. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию предусматривает работу со студентами исходя из уровня их интеллектуального развития, их подготовки, возможностей и способностей [2, с. 20].
Таким образом, возникло противоречие между основной идеей реализации индивидуального подхода в обучении студентов средних специальных учебных заведений и слабой научной разработанностью этой тематики в среднем профессиональном образовании.
Перед началом исследовательской работы в целях определения возможных направлений увеличения успеваемости у студентов «Бендерского политехнического филиала ГОУ Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко был проведен опрос (58 человек). Респондентам был предложен следующий вопрос: «Какие из перечисленных направлений, по Вашему мнению, требуется улучшить в образовательном процессе вашего учебного заведения».
Варианты ответов:
1. Совершенствование методической подготовки педагогов.
2. Увеличение производственных практик.
3. Совершенствование процессов самостоятельной работы студентов.
4. Индивидуальные работы со студентами.
5. Развитие навыков практической работы на технике.
Результаты, проведенного опроса студентов Бендерского политехнического филиала ГОУ Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты опроса студентов Бендерского политехнического филиала ГОУ Приднестровского государственного университета им.
Т. Г. Шевченко
Для анализа ответов студентов необходимо охарактеризовать ряд понятий. Под методической работой мы понимаем комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов. На наш взгляд, совершенствование методик в работе преподавателей заняло в ответах студентов 7 %, так как студенты не до конца поняли трактовку этого термина. Увеличение производственных практик составило в опросе 15 %. Студенты понимают, что в работе на производстве им понадобятся практические навыки, кроме того, с нашей точки зрения, имеют корыстный мотив уклониться от аудиторных занятий. Совершенствование процессов самостоятельной работы обучаемых, на наш взгляд, носит также корыстный характер. Студенты стремятся использовать аудиторные часы в личных целях [3, с. 16].
Совершенствование элементов индивидуальной работы считают важным 27%. Навыки практической работы на технике заняли в опросе лидирующее место (37%), так, как, несмотря на низкую сформированность мотива профессиональной деятельности студенты осознают
практическую направленность будущей работы.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что результаты анкетирования позволили нам охарактеризовать выборку и подобрать необходимый инструментарий повышения успеваемости студентов Бендерского политехнического филиала ГОУ Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко с учетом их особенностей.
Сущность индивидуального подхода состоит в отношении педагога к каждому студенту, как к уникальной личности и самосознательному субъекту собственного развития [4, с 43-44].
Индивидуальный подход направлен на личность и поиск пути, как наилучшим образом удовлетворить потребности студента и как разрешить проблемы его развития. Новое отношение к образовательному процессу выражается в том, что оно выступает, как процесс педагогической помощи личности обучаемого в становлении ее субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения. В данной работе мы акцентируем внимание именно на эти проблемы, так как идеи индивидуально-личностного подхода в учебно-воспитательных вопросах среднего профессионального учебного заведения в настоящее время чрезвычайно актуальны [5, с. 439-440].
Для индивидуального подхода в обучении и воспитания в среднем профессиональном учебном заведении необходимо выстроить четкую логическую систему. В ней главным ориентиром должен выступать сам обучаемый, а также правильная организация учебно-воспитательной работы с ним. Опыт современных педагогов свидетельствует, что традиционные методы образовательной деятельности не решают проблему личностного развития и повышения успеваемости обучаемого, так как они изначально ориентируют его на прошлый опыт. Среднее профессиональное учебное заведение, желающее подготовить грамотного специалиста, обязано ориентироваться не на прошлые знания и шаблонный подход, а на инновационные подходы с опорой на современное состояние науки и перспективные образцы информационных образовательных технологий. Основа воспитания - развитие мышления, мотивация студента [6, с. 151].
В ходе нашей работы были реализованы три педагогических условия: эффективное педагогическое взаимодействие педагога и студента; самоактуализация личности студента, индивидуально-воспитательная работа.
Рисунок 2 - Педагогические условия эффективного функционирования авторской модели
При реализации педагогического условия эффективное взаимодействие педагога и студента необходимо основное внимание сконцентрировать на развитии необходимых умений и навыков и на динамику приобретаемых студентами знаний. Для определения темпа этой динамики, необходимо сравнить начальный уровень студентов с итоговым уровнем, достигнутым за время учебы. На основании анализа, требуется определить насколько успешно сформированы и закреплены полученные на занятиях знания [7, с. 156].
На наш взгляд перспективно использовать методы, когда студенты выполняют задания, с которыми они могут справиться. При этом последовательность их выполнения зависит от желания студента. Второй вариант - студенту предлагается задание, которое содержит несколько уровней сложности. Он сам определяет уровень, на котором будет выполнять задания, и применять
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
321
Kolesnichenko Nataliya Andreevna, Lavrova Larisa Sergeevna, Polomoshnova Galina Anatolyevna INDIVIDUAL APPROACH IN TRAINING AND EDUCATION AS A MAJOR FACTOR ...
pedagogical sciences
необходимые для данной работы знания.
Проведя анализ выполненных работ, преподаватель делает выводы об успешности усвоения пройденного материала.
Второе педагогическое условие реализуемой нами модели - самоактуализация личности студента - это инструментарий служит для достижения значимых для студента целей. По нашему мнению, достичь его можно повышением уверенности в собственных силах, ощущением побед, повышением стрессоустойчивости.
Существенное внимание в процессе работы было уделено удовлетворению потребностей студента и педагога, учету интересов студента, основанных на творчестве и активности, самоактуализации и саморазвитии.
При реализации данного педагогического условия была организована благоприятная атмосфера в студенческом коллективе и реализована «Я» - концепции посредством участия студентов в рейтинговой системе. Во многих учебных заведениях введена рейтинговая система. Аналогичная система внедряется и в Бендерском политехническом филиале ГОУ Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. На входе в учебный корпус расположен экран, на котором отражаются основные события, происходящие в стране и мире, а также рейтинг студенческих групп (наиболее успешных студентов). С нашей точки зрения, данное нововведение позволяет отметить лучших студентов, а отстающих подстегнуть к повышению успеваемости.
Основной упор при реализации этого педагогического условия был сосредоточен на публичных выступлениях, то есть на принятии участия в конференциях различного уровня.
В целях реализации третьего педагогического условия, как средства повышения успеваемости студентов эффективна индивидуально-воспитательная работа. Важным моментом является дифференциация по интересующим студентов микрогруппам [6, с. 151]. Ошибочно воспринимать индивидуальный подход в работе со студентами, как работу только с одним студентом. С нашей точки зрения эффективно разбивать студентов на мелкие группы и таким образом подмечать особенности каждого. Хорошим обучающим и воспитательным эффектом в таком случае является совместная деятельность студентов - творческие вечера, походы, посещение музеев. Все это будет служить положительным фактором в повышении успеваемости. Средние специальные учебные заведения располагаются, как правило, в крупных населенных пунктах, в которых есть театры, кинотеатры, спортивные команды. По проведенному анкетированию 87% процентов студентов с удовольствием готовы посещать культурно-развлекательные мероприятия. Педагог способен работать в такие моменты со студентами индивидуально.
В городе Бендеры расположен историко-краеведче-ский музей. В целях эффективной реализации педагогических условий нашей модели студентами Бендерского политехнического филиала ГОУ Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко посещались экспозиции этого музея.
Следует отметить, что предоставление максимально возможной свободы в образовательной деятельности положительным образом влияет на успешность в учебе, так как она является основной в профессиональной деятельности студентов. Педагог может, на сколько, это возможно, в рамках образовательного процесса, предложить студентам самостоятельные критерии и форму оценки своих знаний и умений, форму выполнения аудиторных и самостоятельных работ, проводить рецензирование ответов своих товарищей. Каждый студент хочет быть участником, какого-либо процесса, понимать, что его точка зрения интересна студенческому коллективу [8, с. 97-100].
Формирование личностно-значимых качеств специалиста является основной задачей среднего профессио-
нального учебного заведения. Индивидуальный подход в обучении и воспитании имеет большие потенциальные возможности для развития личности, профессионального роста и повышения их успеваемости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Плаксин Н.П., Масликова Т.И., Тимощук С.А. О применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 3 (42). С. 309-313.
2. Гейжан Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессионального планов старших подростков: дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград: 1984
3. Аникеев В.А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении: дис. ... канд. пед. наук. - Москва: 1998
4. Богданов С.А, Вяткина Л.Б. Специальные способности педагога в интегральном исследовании индивидуальности// Научное мнение. - 2016. - № 16.
5. Гончарова А.В. Индивидуальный подход в обучении как основа личностно-ориентированного образования// V Международная научно-практическая конференция/ МЦНС «Наука и просвещение».
6. Журавлев В.Е. Педагогические условия реализации личностно-ориентированного обучения в вузе системы МВД // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011.- № 1.
7. Петкин А.В., Пузиков О.П. К вопросу формирования мотива военно-профессиональной деятельности на основе личностно ориентированного подхода //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. №3
8. Медведева М.В., Ситникова И.Н. Выявление факторов, воздействующих на мотивацию студентов к обучению// Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. - 2016.
Статья поступила в редакцию 29.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
322
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)