Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в условиях реализации компетентностного подхода в образовании'

Использование информационных технологий в условиях реализации компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Наталья Николаевна, Чумейка Елена Викторовна

Владение информационными технологиями, преподавателями вузов, в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения, является основой повышения качества образования. Использование современных информационных технологий, преподавателями кафедры психологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, в образовательной деятельности, позволяет повысить эффективность усвоения и дальнейшего применения получаемых знаний. Повышается эффективность использования электронных учебных пособий, учебно-методических комплексов, электронных библиотек и программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tiraspol Use of information technologies in the conditions of implementation of the competency approach in education

In the transition to a new generation of educational standards, university lecturers’ information technology competency is the basis for improving the quality of education.Lecturers of Psychological Faculty of Transnistrian State University “T.G. Shevchenko”, using modern informational technologies in educational activities, could improve learning efficiency and further application of the gained knowledge.The efficiency of electronic textbooks, methodical complexes, electronic libraries and software usage increases.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в условиях реализации компетентностного подхода в образовании»

информационной среды вуза. Для этой цели необходимо разработать методику опытно-экспериментальной работы, сформулировать показатели эффективности и оценить по ним опыт применения концепции на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрейченко, А.А. Технология реализация системы электронного документооборота вуза на основе объектно-ориентированной программной среды / А.А. Андрейченко // Новые информационные технологии : тез. докл. XVII Междунар. студ. конф. школы-семинара. - Москва : МИЭМ, 2009.

2. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. -Москва : МАКС Пресс, 2009. - 437 с.

3. Вагнер, Ю.Б. Совершенствование системы управления вузом на основе процессного подхода и автоматизации управления бизнес-процессами : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05/ Ю.Б. Вагнер ; Моск. гуманитар. ин-т им. Е.Р. Дашковой. - Москва, 2011. - 161 с.

4. Граничина, О.А. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 / О.А. Граничина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2009. - 349 с.

5. Казанская, О. В. Формирование информационной образовательной среды технического университета / О. В. Казанская, В. И. Гужов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 4(27).

6. Чудинов, И.Л. Концепция единой информационной среды, опыт её реализации в Томском политехническом университете // 1Т-инновации в образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 27-30 июня 2005 г. - Петрозаводск : ПГУ, 2005.

7. Щербаков, Ю.И. Управленческая деятельность в современных образовательных учреждениях / Ю.И. Щербаков // Самостоятельная работа студентов в структуре современного профессионального образования : межвуз. сб. науч. ст. - М. : МГПУ, 2010. - 302 с.

УДК 37.015.3

Н.Н. Ковальчук, Е.В. Чумейка, г. Тирасполь

Использование информационных технологий в условиях реализации компетентностного подхода в образовании

Владение информационными технологиями, преподавателями вузов, в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения, является основой повышения качества образования. Использование современных информационных технологий, преподавателями кафедры психологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, в образовательной деятельности, позволяет повысить эффективность усвоения и дальнейшего применения получаемых знаний. Повышается эффективность использования электронных учебных пособий, учебно-методических комплексов, электронных библиотек и программного обеспечения.

Образовательный процесс, информационные технологии, информационная образовательная среда, компетентностный подход, компетенции.

N.N. Kovalchuk,

E.V. Chumeyka, Tiraspol

Use of information technologies in the conditions of implementation of the competency approach in education

In the transition to a new generation of educational standards, university lecturers ' information technology competency is the basis for improving the quality of education.Lecturers of Psychological Faculty of Transnistrian State University "T.G. Shevchenko", using modern informational technologies in educational activities, could improve learning efficiency and further application of the gained knowledge.The efficiency of electronic textbooks, methodical complexes, electronic libraries and software usage increases.

Keywords: educational process, information technology, information educational environment, competence approach, competence.

В современный век информационных технологий все сферы жизнедеятельности человека претерпевают существенные изменения, которыезатрагивают, в том числе, и сферу образования. Сегодня можно получить образование, не проводя много времени в аудиториях, а иногда и совсем не выходя из дома, дистанционно. Одновременно с этим происходит смена педагогической парадигмы. Принятый в качестве ведущего компетентностный подход предполагает основным непосредственным результатом образовательной деятельности формирование у обучающихся различных общекультурных и профессиональных компетенций. М.Г. Киселев, Р.В. Бочкова указывают, что основной целью системы образования является подготовка специалистов двойной компетенции: с одной стороны, жестко связанных с профессией, а с другой — способных не только понимать возможности информационно-коммуникационных технологий, но и использовать их, адаптируя к выполнению практических задач, решению специализированных проблем, возникающих в различных областях деятельности человека [2]. Согласно ФГОС одна из формируемых общекультурных компетенций звучит так: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях [6]. Таким образом, использование информационных технологий составляют основу формирования общекультурных и профессиональных компетенций современного специалиста любого профиля. Их использование является необходимым условием повышения результативности образования, развития более эффективных подходов к обучению, совершенствованию методики преподавания.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [4]. Классические формы организации занятий - лекции, практические и лабораторные занятия - дополняются современными информационными технологиями, позволяющими повысить эффективность восприятия информации, творческую составляющую в освоении учебного материала. Широкое использование информационных технологий в образовательном процессе вузов позволяет обеспечить:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса введением интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

- завершение профильного самоопределения и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующем профессиональном направлении [2].

Применение информационных технологий предполагает создание информационно-образовательной среды (ИОС) - основанной на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационной среды, реализующей едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение обучающихся, педагогов, родителей, администрации учебного заведения и общественности [1]. ИОС вуза - это среда информационного взаимодействия, которое имеет своей целью удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и обеспечивается специальными аппаратными и программными средствами. Она включает в себя средства коммуникаций, средства доступа к информационным ресурсам, а также сами информационные ресурсы, доступные обучаемым [5]. Ю.Г. Коротенковым представлена содержательная характеристика состава ИОС образовательного учреждения, разработанная на основе требований ФГОС [3]. Она содержит следующие компоненты: учебный, методический, научно-исследовательский, контроль и оценка результатов обучения, внеучебный, административный, технологическое обеспечение ИОС. ИОС образовательного учреждения представляет систему инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.

В Приднестровской Молдавской Республике, система образования которой ориентирована на стандарты Российской Федерации, также осуществляется переход на активное использование современных информационных технологий в образовательном процессе. Этому способствует оснащение учебных заведений современными компьютерными классами с выходом во всемирную информационную сеть Internet и создание соответствующей информационной образовательной среды. В частности преподаватели факультета педагогики и психологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко имеют возможность расширить используемые традиционные образовательные технологии за счет привлечения современных информационных. Традиционно наиболее широкое применение информационные технологии находят применительно к техническим специальностям. Тем не менее, преподаватели гуманитарных специальностей, в частности факультета педагогики и психологии, также имеют возможность расширить образовательные возможности аудиторных и внеаудиторных занятий. В основном информационные технологии используются при выполнении студентами самостоятельной работы. Однако дополнение лекции презентационным сопровождением, выполнение практических заданий с использованием компьютерных технологий позволяет существенно повысить эффективность усвоения учебного материала. Основная часть лекции - это изложение теоретического материала по вопросам темы в сопровождении видеодемонстрационных материалов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, видеороликов, иллюстрирующих те или иные психологические феномены, таблиц, схем, диаграмм, графиков, математических формул и моделей, подготавливаемых лектором.

Использование информационных технологий открывает возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Создание и внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам для студентов профиля «Психология образования» и студентов других профилей позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

Предоставление материала в презентационной форме дает возможность стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую активность, позволяя увеличить эффективность усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету. Особенно хорошо эти возможности реализуются в процессе научно - исследовательской работы студентов, при прохождении учебных и производственных практик. Студенты в своих работах используют электронные таблицы, интернет - технологии, электронные презентации, тем самым, закрепляя теоретические знания и практические навыки решения задач на основе элементов информационных технологий.

Исходя из того, что электронные и традиционные учебные материалы гармонично дополняют друг друга как части единой образовательной среды, основной задачей работы преподавателей является обеспечение студентов информационно-образовательными и развивающими электронными ресурсами. Например, создание электронной библиотеки позволяет выполнять практические задания, задания самостоятельной работы на качественно более высоком уровне, поскольку расширяет круг первоисточников, учебных пособий, монографий, доступных для изучения.

Использование информационных технологий в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. Их применение способствует развитию творческой личности не только обучающегося, но и преподавателя. Таким образом, информационные технологии сегодня - это инструмент, необходимый для усовершенствования традиционного образовательного процесса, это перспективное направление в современном образовании, которое приводит к повышению эффективности и результативности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М. : МГПУ, 2005.

2. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст] : учебник / Г.М. Киселев. - М. : Дашков и К°, 2013.

3. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы [Текст] / Ю.Г. Коротенков . - М. : Академия АйТи, 2011.

4. Петухова, Е.И. Информационные технологии в образовании [Текст] / Е.И. Петухова // Успехи современного естествознания. Педагогические науки. - 2013. - № 10. - С. 80-81.

5. Пустовалов, В.К. Электронные элементы учебно-методических комплексов и их влияние на качество образовательного процесса [Электронный ресурс] / В.К. Пустовалов, Н.А. Баринова, Н.И. Байкова // Белорусский национальный технический университет : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.bntu.by/news/67-conference-mido/1584-2014-11-23-09-56-18.html.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психо лого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. N 200.

УДК 378.11

Л.В. Козилова, О.А. Шальнова, г. Москва

Создание платформы информационного портала как способ управления деятельностью кафедры

В данной статье предлагается один из методов управления деятельностью кафедрой с помощью использования современных бесплатных доступных технологий

Информационный внутрикафедральный портал, современные технологии.

L.V. Kozilova, O.A. Shalnova, Moscow

Creation of platform information portal as a way of controlling the activities of the Department

This article provides one method of management of the Department through the use of modern free available technologies

Keywords: intradepartmental information portal, modern technology.

Существуют разные возможности для создания платформы информационного портала.

Информационный внутрикафедральный портал может представлять собой сервер, основанный на принципе облачных технологий (Cloud computing - это технология, обеспечивающая пользователю (оборудованию) сетевой доступ к общему пулу ресурсов. Это могут быть как непосредственно вычислительные мощности, так и хранилища данных, различные сервисы, программное обеспечение, и даже сети передачи данных [3, с. 33].

Данные технологии весьма распространены среди почтовых операторов сервисов (например, «Яндекс. Диск», Облако@Май.ги, GoogleDrive, Dropbox), предоставляемых для пользования владельцам «почтовых ящиков», позволяющих пользователям хранить свои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.