Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих инженеровстроителей к инновационной деятельности'

Формирование готовности будущих инженеровстроителей к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР-СТРОИТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / FUTURE CONSTRUCTION ENGINEER / STUDENT / READINESS FORMATION / VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Познанская Светлана Георгиевна, Кутищев Сергей Александрович, Резанова Ирина Александровна

В данной статье рассматривается сущность эффективной структуры компонентов формирования готовности к инновационной деятельности будущих инженеров-строителей в условиях информационного развития общества. Автором отмечена непосредственная актуальная задача современности, которая состоит в качественной профессиональной подготовке кадров инженерно-строительного профиля на научной основе с использованием новейших технологий обучения. В процессе исследования отмечается особая необходимость формирования элементов популяризации и мотивации среди студентов продуцирования собственных достижений, а также создание уклона в обучении на профориентационную инновационную деятельность. Как показал проведенный в текущем исследовании литературный анализ источников, современная экономическая ситуация, сложившаяся в России, обозначила особую актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов технического профиля, среди которых особое место занимает инженерно-строительная отрасль. По мнению автора, целью высшего профессионального образования является обеспечение готовности специалиста к выполнению не только профессиональных задач, но и соответствие знаний студентов требованиям современных динамических процессов информатизации и глобализации всех хозяйственных сфер деятельности. Кроме того, которые будущие инженеры строители по итогу обучения должны быть способны принимать инновационные решения, быстро адаптироваться к изменениям, прогнозировать и осуществлять организаторскую инновационную деятельность в ходе реализации строительных проектов. В статье для достижения поставленной цели был использован аналитический обзор также психолого-педагогической литературы в обозначенном аспекте, результатом которого было определение целостной профессиональной готовности как актуальной категории теории инновационной деятельности. Автором рассматриваются вопросы актуальности внедрения инновационных разработок и продуктов в строительную сферу в условиях современных глобализационных процессов российского рынка. В ходе работы рассмотрены ключевые направления совершенствования образовательного процесса с целью формирования готовности к инновационной деятельности выпускника учреждения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Познанская Светлана Георгиевна, Кутищев Сергей Александрович, Резанова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of future engineers-builders to innovative activity

In this article, the essence of the effective structure of the components of the readiness for innovative activity of future civil engineers in the conditions of information development of society is considered. The author noted the immediate actual task of modernity, which consists in the high-quality professional training of engineers and construction personnel on a scientific basis using the latest teaching technologies. In the process of research, there is a special need for the formation of elements of popularization and motivation among students to produce their own achievements, as well as creating a bias in the teaching of career-oriented innovation. As shown in the current study, the literature analysis of sources, the current economic situation in Russia, marked the particular urgency of training highly qualified technical specialists, among which a special place is occupied by the engineering and construction industry. According to the author, the goal of higher professional education is to ensure the readiness of a specialist to perform not only professional tasks, but also the correspondence of students' knowledge to the requirements of modern dynamic informatization processes and globalization of all economic spheres of activity. In addition, the future engineers of the builders should be able to make innovative decisions on the result of training, quickly adapt to changes, forecast and implement organizational innovation in the implementation of construction projects. In the article, in order to achieve this goal, an analytical review was also used of psychological and pedagogical literature in the designated aspect, the result of which was the determination of integral professional readiness as an actual category of the theory of innovation activity. The author considers the issues of the urgency of introducing innovative developments and products in the construction sector in the current globalization processes of the Russian market. In the course of the work, key directions of the educational process perfection with the purpose of forming readiness for innovative activity of the graduate of the vocational education institution are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих инженеровстроителей к инновационной деятельности»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 75-79.

удк 37.026.9 с. г. познанская, с. А. кутищев, и. А. резанова

Формирование готовности будущих инженеров-строителей к инновационной деятельности

В данной статье рассматривается сущность эффективной структуры компонентов формирования готовности к инновационной деятельности будущих инженеров-строителей в условиях информационного развития общества. Автором отмечена непосредственная актуальная задача современности, которая состоит в качественной профессиональной подготовке кадров инженерно-строительного профиля на научной основе с использованием новейших технологий обучения. В процессе исследования отмечается особая необходимость формирования элементов популяризации и мотивации среди студентов продуцирования собственных достижений, а также создание уклона в обучении на профориентационную инновационную деятельность. Как показал проведенный в текущем исследовании литературный анализ источников, современная экономическая ситуация, сложившаяся в России, обозначила особую актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов технического профиля, среди которых особое место занимает инженерно-строительная отрасль. По мнению автора, целью высшего профессионального образования является обеспечение готовности специалиста к выполнению не только профессиональных задач, но и соответствие знаний студентов требованиям современных динамических процессов информатизации и глобализации всех хозяйственных сфер деятельности. Кроме того, которые будущие инженеры строители по итогу обучения должны быть способны принимать инновационные решения, быстро адаптироваться к изменениям, прогнозировать и осуществлять организаторскую инновационную деятельность в ходе реализации строительных проектов. В статье для достижения поставленной цели был использован аналитический обзор также психолого-педагогической литературы в обозначенном аспекте, результатом которого было определение целостной профессиональной готовности как актуальной категории теории инновационной деятельности. Автором рассматриваются вопросы актуальности внедрения инновационных разработок и продуктов в строительную сферу в условиях современных глобализационных процессов российского рынка. В ходе работы рассмотрены ключевые направления совершенствования образовательного процесса с целью формирования готовности к инновационной деятельности выпускника учреждения профессионального образования.

Ключевые слова: инновационная деятельность, будущий инженер-строитель, студент, формирование готовности, учреждение профессионального образования.

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018

No. 2 (32). pp. 75-79. . » r-.

s. G. poznanskaya, s. A. Kutishchev, I. A. Rezanova

Formation of readiness of future engineers-builders to innovative activity

In this article, the essence of the effective structure of the components of the readiness for innovative activity of future civil engineers in the conditions of information development of society is considered. The author noted the immediate actual task of modernity, which consists in the high-quality professional training of engineers and construction personnel on a scientific basis using the latest teaching technologies. In the process of research, there is a special need for the formation of elements of popularization and motivation among students to produce their own achievements, as well as creating a bias in the teaching of career-oriented innovation. As shown in the current study, the literature analysis of sources, the current economic situation in Russia, marked the particular urgency of training highly qualified technical specialists, among which a special place is occupied by the engineering and construction industry. According to the author, the goal of higher professional education is to ensure the readiness of a specialist to perform not only professional tasks, but also the correspondence of students' knowledge to the requirements of modern dynamic informatization processes and globalization of all economic spheres of activity. In addition, the future engineers of the builders should be able to make innovative decisions on the result of training, quickly adapt to changes, forecast and implement organizational innovation in the implementation of construction projects. In the article, in order to achieve this goal, an analytical review was also used of psychological and pedagogical literature in the designated aspect, the result of which was the determination of integral professional readiness as an actual category of the theory of innovation activity. The author considers the issues of the urgency of introducing innovative developments and products in the construction sector in the current globalization processes of the Russian market. In the course of the work, key directions of the educational process perfection with the purpose of forming readiness for innovative activity of the graduate of the vocational education institution are considered.

Keywords: innovative activity, future construction engineer, student, readiness formation, vocational education institution

//'") азвитие системы профессионально-технического образования как в России, так / и в Приднестровье требует от педагогической науки и практики введения в учебно-воспитательный процесс профессионально-технических учебных заведений новых форм и методов обучения и воспитания будущих квалифицированных инженеров-строителей. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что профессиональная компетентность студента, развитие его профессиональной культуры невозможны без овладения им современными методиками, инновационными технологиями специальных дисциплин. Поэтому, изучение и внедрение педагогических и производственных инноваций в учебно-воспитательный процесс учреждений профессионального образования является одной из наиболее актуальных проблем.

Значительный вклад в разработку методологии внедрения систем подготовки к инновационной деятельности в контексте процесса обучения будущих инженеров-строителей сделан зарубежными и отечественными исследователями, среди которых в рамках данной статьи стоит выделить таких, как: Кесарини Дж., Хол Дж., Купьес М., Са-рычев И.В., Пахомова О.И., Назаров Н.В., Кирова Ю.З., Гырылова Н.Н., Воцкий А.З. [1-7] и пр.

Важность готовности к инновационной деятельности будущих специалистов состоит в том, что основой любой организации, в том числе и строительного профиля, являются именно трудовые ресурсы. В производственном коллективе они образуют продукт, формируют организационную культуру и внутренний климат, что определяет успешное и безопасное функционирование и развитие предприятия. Эффективность совместной деятельности в организации во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей работников. Успешная работа возможна только при условии существования благоприятной атмосферы в коллективе, общей направленности на внедрение инноваций, то есть готовность к инновационной профессиональной деятельности.

Готовность нужно соотносить к таким характеристикам инженера-строителя, как: направленность, способности, компетентность, профессионализм [6, с. 175].

Как известно, строительство является не только индикатором развития государства, но и формирует структуру экономики, реализует основную часть общих инвестиций. Понятно, что в настоящее время инвестиционный рынок как в России, так и в Приднестровье, является несколько проблемным. Поэтому вопросы инновационного развития строительства на текущий момент является сложной задачей и требует подготовки новых кадров, которые перманентно настроены на инновационную деятельность. Как известно, состояние строительства зависит не только от уровня развития предприятий строительного комплекса,

но и от ситуации на рынке земли и земельных отношений на финансовых рынках, рынках проектных, посреднических и управленческих услуг, материалов, техники и технологий, подрядных работ, рынка услуг по эксплуатации зданий - все данные группы сферы требуют постоянного инновационного развития для поддержания уровня конкурентоспособности [5, с. 192].

Инновации или нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому, естественно, они становятся предметом изучения, анализа и применения. Использование вычислительной техники имеет общегосударственное значение, одной из важных задач учебных заведений является приобретение студентами соответствующих инновационным процессам знаний и навыков. Интенсификация процесса обучения, его индивидуализация, улучшение качества профессиональной подготовки студентов на основе использования персонального компьютера (ПК), формирование у них умений и навыков моделирования, развитие и активизация их мышления дают возможность преподавателю учреждений профессионального образования не только контролировать успеваемость студентов, но и корректировать методику преподавания, тем самым стимулировать познавательную деятельность учащихся. Подготовка к инновационной деятельности в образовании

- это процесс введения новизны, направленной на повышение уровня обучения и выпуска «конкурентоспособного продукта» (специалиста инженера-строителя), который способен отвечать требованиям динамично меняющегося рынка инновационного строительства [1, с. 78].

Инновация - глубоко противоречивое явление, где исходным является противоречие между инновационной и традиционной деятельностью, введение чего-либо нового; модернизация; реформа; нововведенная вещь [2, с. 86]. Содержание инновационной деятельности предусматривает три направления: создание нового; восприятие нового; применение новизны. Обновление в данном контексте образования инженеров-строителей - процесс постоянный.

В современных условиях возрастает роль инноваций в содержании, методах и формах инженерно-строительной деятельности, а потому

- возникает необходимость подготовки студентов к инновационной деятельности и межпредметных исследований в этом направлении. Сам инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Специфические подходы к формированию готовности к инновационной деятельности в современном учреждении профессионального образования определяются как технологические и поисковые [4, с. 244]. Базовой моделью в рамках технологического подхода является такая модель обучения, которая позволяет вос-

произвести учебный цикл с воспроизведенными финальными результатами, которые могут отразить необходимость применения в будущей профессиональной деятельности инновационных продуктов. В рамках поискового подхода модель обучения имеет характер творческого поиска. В таких условиях ориентиром деятельности преподавателя и студента выступают рождение новых знаний, способы действий и личностного понимания.

В ходе формирования компетенций инженера-строителя в учреждениях профессионального образования необходимо применять:

• образовательно-педагогические инновации, направленные на совершенствование педагогического процесса;

• образовательно-научные подходы, направленные на активизацию поиска новых знаний в системе образования через углубление научных исследований, а также на повышение научного уровня обучения;

• образовательно-культурные методологии, которые обеспечивают изменения в культуре обучения как преподавателей, так и у студентов, а также активизацию творческого характера обучения;

• образовательно-профессиональные системы, направленные на повышение профессионализма обучения, профессионализма преподавателей и будущих специалистов, [7, с. 5-6].

Педагогический процесс формирования готовности будущих инженеров-строителей к инновационной деятельности должен быть ориентирован на применение личностно-раз-вивающего обучения, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии. При этом, студенты строительных специальностей должны иметь возможность постоянного доступа к информационным базам данных, учиться с использованием электронных пособий, осуществлять постоянный самоконтроль с помощью компьютерных тестовых программ.

Внедрение современных педагогических технологий в процессе подготовки к инновациям в профессиональной деятельности инженера-строителя ориентировано на практический компонент обучения.

В структуре готовности студентов учреждений профессионального образования к инновационной деятельности стоит выделить следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, креативный и рефлексивный [3, с. 399].

Достижения ожидаемых результатов инновационного процесса зависит от уровня мотивации студентов, возникновение интереса к этой деятельности, создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Именно мотивационная готовность, восприимчивость к производственным нововведениям

является важным качеством инженера-строителя, поскольку только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечивает эффективную деятельность и самораскрытие личности будущего специалиста. Положительная мотивация студента к инновационной деятельности свидетельствует об удовлетворении таких его личностных и профессиональных потребностей как создание и применение нового, повышение профессионального мастерства, преодоление профессиональных трудностей, а потому использование инновационных технологий еще в ходе освоения специальности является единственным возможным мотивом личностного и профессионального самоутверждения [1, с. 78].

Когнитивный компонент готовности инженера-строителя к инновационной деятельности объединяет совокупность его знаний о сущности строительных и производственных инноваций, их видах и признаках, а так же овладение комплексом знаний и умений по применению инноваций в своей профессиональной деятельности. Данный компонент предполагает выработку формирования ряда профессиональных умений:

• гностические умения, способствующие пополнению и расширению методических и инновационных знаний;

• организационные умения - способность организовывать свою будущую профессиональную деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

• проектировочные умения - текущая способность студента рационально планировать учебную деятельность;

• конструктивные умения, которые обеспечивают оптимальный выбор форм, методов и средств инноваций в будущей профессиональной деятельности специалистов;

• коммуникативные умения, которые способствуют формированию толерантных межличностных взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса.

Креативный компонент готовности будущего инженера-строителя к внедрению инноваций реализуется в процессе творческого подхода к решению профессиональных задач, благодаря развитию таких свойств мышления: аналитическое мышление - способность к осуществлению логического анализа профессиональных ситуаций и критического оценивания результатов своей деятельности; гибкость мышления, которая определяется способностью к импровизации в процессе деятельности, нахождения наиболее оптимальных способов действий в зависимости от условий, сложившихся в соответствующей ситуации. Глубина мышления студента в процессе формирования готовности к инновационной деятельности проявляется в умении проникать в сущность

сложных ситуаций, раскрывать их причины, предвидеть возможные последствия. Последовательность мышления проявляется в умении быть логически последовательным при обсуждении или обосновании инновационного содержания, информации, а не переключаться на другие мысли. Скорость мышления - это способность личности быстро реагировать на принятие правильных, обоснованных инновационных решений, а альтернативность и открытость мышления в ходе инновационной деятельности отражает способность студента видеть различные способы решения и воспринимать другие точки зрения профессиональных ситуаций. Также готовность будущего инженера-строителя к инновациям в профессиональной деятельности характеризуется творческим мышлением, которое проявляется в умении решать нестандартные проблемы оригинальным способом; критическим мышлением, позволяющим осуществить оценку и самооценку профессиональной деятельности и ее результатов.

Рефлексивный компонент готовности студентов к инновационной профессионально-

педагогической деятельности характеризует познания и анализ собственной деятельности и реализуется через такие рефлексивные процессы как самопонимание и понимание других, самооценку и оценку других, самоинтерпретацию.

Таким образом, в условиях применения специфических, зачастую интерактивных, методов обучения в учреждениях профессионального образования, которые предусматривают все указанные в исследовании компоненты, создается возможность формирования готовности будущих инженеров-строителей к успешной совместной инновационной профессиональной деятельности. Кроме того, у будущих специалистов в процессе формирования готовности к инновационной деятельности появляется способность реализовать меры по созданию и поддержке положительного отношения к внедрению инноваций во все сферы функционирования хозяйствования, что значительно упрощает адаптацию таких сотрудников к динамически изменяющейся среде современного рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воцкий А.З. Сущность понятия «мотивационная готовность к инновационной деятельности» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 78.

2. Гырылова Н.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как условия формирования готовности к инновационной деятельности // Актуальные вопросы модернизации российского образования. М.: Перо, 2015. С. 85-88.

3. Кирова Ю.З. Формирование готовности будущих специалистов к управленческому взаимодействию в условиях инновационной деятельности // Достижения науки агропромышленному комплексу. Кинель: Самарская ГСХА, 2014. С. 398-402.

4. Назаров Н.В. Ценностный потенциал интерактивного взаимодействия студентов // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121). С. 243-247.

5. Пахомова О.И. Формирование готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 2. № 24. С. 189-194

6. Сарычев И.В. Пути и методы формирования психологической готовности инженеров строителей к профессиональной деятельности // Актуальные научные вопросы. Горловка: ФЛП Пантюх Ю.Ф., 2013. С. 174-176.

7. Cesarini G. Building a Proactive Safety culture in the construction industry / George Cesarini, Geoffrey Hall, Matthew Kupiec. ACE Group, 2013. 7 р.

REFERENCES

1. Votsky A.Z. The essence of the concept of "motivational readiness for innovative activities". Modern problems of science and education. 2014. № 4. pp. 78. (in Russian)

2. Gyrylova N.N. Research activity of students as conditions for the formation of readiness for innovative activity. Actual issues of modernization of Russian education. Moscow, Pero Publ., 2015. pp. 85-88. (in Russian)

3. Kirova Yu.Z. Formation of the preparedness of future specialists for managerial interaction in the conditions of innovative activity // Advances in science for the agro-industrial complex. Kinel: Samara State Agricultural Academy, 2014. pp. 398-402. (in Russian)

4. Nazarov N.V. Value potential of students' interactive interaction. Bulletin of the OSU. 2011. no. 2 (121). pp. 243247. (in Russian)

5. Pakhomova O.I. Formation of readiness of future engineers-builders to solve professional problems. Education and self-development. 2011. V. 2. no. 24. pp. 189-194. (in Russian)

6. Sarychev I.V. Ways and methods of formation of psychological readiness of engineers of builders to professional activity. Actual scientific questions. Gorlovka: FLP Pantukh Yu.F., 2013. pp. 174-176. (in Russian)

7. Cesarini G. Building a Proactive Safety Culture in the construction industry / George Cesarini, Geoffrey Hall, Matthew Kupiec. ACE Group, 2013. 7 p.

Информация об авторах Познанская Светлана Георгиевна

(Приднестровская Молдавская Республика, г. Бендеры)

Старший преподаватель кафедры "Социально-экономические дисциплины" Бендерский Политехнический филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко E-mail: poznanskay09@mail.ru

Кутищев Сергей Александрович

(Приднестровская Молдавская Республика, г. Бендеры) Старший преподаватель кафедры "Общеобразовательные дисциплины" Бендерский Политехнический филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко E-mail: serg-go1@ya.ru

Information about the authors

Poznanskaya Svetlana Georgievna

(Pridnestrovie Moldavian Republic,

Bendery) Senior Lecturer of the Department of Socio-Economic Disciplines Bender Polytechnic Branch of the Transnistrian State University named after T.G. Shevchenko E-mail: poznanskay09@mail.ru

Kutishchev Sergey Aleksandrovich

(Pridnestrovie Moldavian Republic,

Bendery) Senior lecturer of the department "General education disciplines" Bender Polytechnic Branch of the Transnistrian State University named after T.G. Shevchenko E-mail: serg-go1@ya.ru

Резанова Ирина Александровна

(Приднестровская Молдавская Республика, г. Бендеры)

Секретарь отдела по делам молодежи. Бендерский

Политехнический филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. rezanchik2008@mail.ru

Rezanova Irina Aleksandrovna

(Pridnestrovie Moldavian Republic, Bendery)

Secretary of the Department for Youth Affairs Bender Polytechnic Branch of the Transnistrian State University named after T.G. Shevchenko E-mail: rezanchik2008@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.